Из опыта работы педагога - наставника.
Учитель начальных классов Азарова Елена Вячеславовна
МБОУ ЦО №16 г. Тула
В современную школу возвращается институт наставничества. Замечательно, что наравне с «новомодными», наводнившими наш язык словами «тьютор», «коуч» в нем последнее время всё чаще звучит хорошо знакомое слово «наставник», то есть педагог, воспитатель, обладающий опытом и готовый делиться своими знаниями не только с учениками, но и с теми молодыми коллегами, которые только начинают свой путь в профессию. А ведь как это важно вспомнить своё «боевое крещение» и молодому специалисту, переступившему порог школы, предоставить сразу возможность почувствовать поддержку коллег, увидеть их желание помочь реализовать профессиональный потенциал.
И нам приятно, что в нашей школе наравне с пытными педагогами трудятся молодые специалисты. В 2022 -2023 учебном году в МБОУ ЦО пришли молодые учителя . В соответствии с приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста. Согласно «Положению о наставничестве в мои обязанности входило оказание методической помощи, содействие адаптации и профессионального становления педагога. С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий:
составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога;
подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
разработка методических рекомендаций для организации работы;
осуществление мониторинга профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.
Посещение уроков, общение с молодым специалистом выявило в начале нашего сотрудничества следующие «болевые точки»: проблемы в отношениях с учащимися; дисциплина на уроке; формы работы с обучающимися на уроке.
С целью решения данных проблем были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, в соответствии с которым акцент должен быть сделан на развитие личности учащегося, на поиск инструментария, технологий, которые способствовали бы активизации внимания детей на занятии. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на этапы урока.
1. Организационный этап.(Не забываем на этом этапе не только приветствовать своих учеников, но и обращать внимание на «детали»: их поведение, настроение, внимание, наличие тетради, учебника и т.д.)
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации.
4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.
5. Открытие новых знаний
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний.
9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание.
Кроме того, нами были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов (затруднение вызывали критерии оценивания письменных работ по русскому языку), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки. У начинающего педагога вызывает трудности работа с родителями . Совместно разработали тематику родительских собраний и индивидуальных рекомендаций и консультаций по благополучному усвоению трудных тем образовательной программы и воспитательной работы с детским коллективом. («Работа над орфограммами», «Алгоритмы решения составных задач», «Как помочь ребёнку научиться бегло читать» , «Взаимодействие и общение вашего ребёнка в коллективе»).
Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у молодого специалиста сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.
Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план и карту индивидуального образовательного маршрута, куда были включены следующие вопросы: изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса; работа по освоению учебного предмета; самостоятельная работа по теме самообразования; работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков; общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей гуманитарного цикла.
В начале учебного года молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Считаю, что правильно выбранные формы методического сопровождения помогли начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, организаторские возможности. Проведение нашей совместной работы, творческий подход начинающего практику педагога к обучению, ее неравнодушие к детям, желание им помочь позволили молодому специалисту решить часть возникших в начале профессиональной деятельности проблем, выработать свой стиль преподавания, стать более уверенной, найти взаимопонимание среди родителей класса, руководителем которого она является.
В рамках работы ШМО молодым специалистом был дан открытый урок, внеклассное мероприятие, подготовлено выступление на заседание методического объединения учителей гуманитарного цикла по программе профессионального самообразования «Применение информационных технологий в обучении русского языка и литературы».
Молодой специалист начала публиковать свои разработки в сети Интернет, на школьном сайте, ее ученики – активные участники очных и заочных олимпиад, конкурсов.
Таким образом, мы видим, что сотрудничество наставника и молодого специалиста приносит свои плоды. С одной стороны, их совместная, правильно спланированная работа помогает молодому специалисту достичь профессиональных успехов, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии. С другой стороны, наставничество способствует и повышению профессионального уровня самого наставника. Кроме вышеизложенного, наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.