Наставник – наставляемый: модели наставничества
в учреждении дополнительного образования
Батенкова Надежда Васильевна, методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 5» |
В рамках реализации мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», Государственной программы Ульяновской области, направленных на увеличение охвата детей в дополнительном образовании в 2021 году в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 5» (МБУ ДО ЦДТ № 5) разработан проект «Наставничество» как составляющая программы развития на 2021-2024 годы «От успеха в творчестве к успеху в жизни». Целью этого проекта является развитие кадрового потенциала путем вовлечения в инновационную деятельность по освоению и внедрению в образовательный процесс технологий наставнического сопровождения учащихся (детской команды) и молодых специалистов.
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Наставничество осуществляется через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования в силу следующих ключевых причин. Первая причина - наставничество позволит сформировать внутри образовательной организации сообщество педагогов, учащихся и родителей как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Создание такого сообщества станет возможным благодаря построению новых взаимообогащающих отношений с помощью технологии наставничества. Вторая причина - для образовательной организации наставничество представляет собой канал обогащения опытом. Наставничество – необходимый шаг на пути к тому, чтобы школы, учреждения дополнительного образования, профессиональные образовательные организации превращались в центр социума. То есть становились центром жизни и притяжения местного сообщества, где самые разные люди могут найти свою роль и тем самым внести вклад в развитие образовательной среды.
В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий и специфики учреждения, направления деятельности по реализации образовательной программы могут быть выделены разнообразные формы и технологии наставничества.
Указом Президента России В.В. Путина 2023 год в Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника.
С целью создания условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, максимально полное раскрытие потенциала личности, наставляемого в МБУ ДО ЦДТ № 5 разработана Программа наставничества (далее - Программа). Среди множества форм наставнической деятельности в Программе учреждения выделены три модели наставничества: «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся», «педагог-педагог». Определены цели и задачи как всей Программы, так и всех трех ее моделей. В содержании программы определены планы мероприятий для наставника и для наставляемого по каждой модели, определены материально-технические, организационные, кадровые условия. Система наставничества реализуется через организацию в наставнических парах или группах (по выбору). Работа в каждой наставнической паре (группе) предполагает решение индивидуальных конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника.
Наставнический союз «педагог-обучающийся» может сложиться между педагогом и обучающимся:
который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в коллективе;
талантливый обучающийся, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках основной образовательной программы или испытывающему трудности в коммуникации и в освоении программы;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которому приходится преодолевать психологические барьеры.
В деятельности наставнической пары «педагог-обучающийся» можно выделить использование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) по реализации дополнительных общеобразовательных маршрутов. Проектирование персональных индивидуальных образовательных маршрутов позволяет абсолютному большинству обучающихся достигать определённых результатов, сформировать портфолио и получить заслуженную награду. Работа по ИОМ может быть организована как с детьми с признаками одаренности, так и с затруднениями в освоении основной ДООП. МБУ ДО ЦДТ № 5 имеет немалый опыт реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как вариант модели «педагог-обучающийся» может образоваться союз трех участников образовательного процесса «педагог-обучающийся-родитель».
Наставничество «обучающийся-обучающийся» предполагает взаимодействие обучающихся в рамках одного детского объединения (в смежных по виду деятельности), при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
Цель такой модели наставничества: разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новом условиям обучения.
Основные задачи взаимодействия наставника с наставляемым:
помощь в реализации лидерского потенциала;
улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов;
развитие гибких навыков и метакомпетенций;
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
создание комфортных условий и коммуникаций внутри объединения (МБУ ДО ЦДТ №5);
формирование устойчивого коллектива обучающихся.
Правильная организация работы наставника способствует решению следующих задач наставляемого:
раскрытие потенциала;
преодоление подросткового кризиса, формирование жизненных ориентиров;
адаптация в новом коллективе;
повышение мотивации к повышению образовательных результатов, в том числе через участие в выставках, конкурсах, соревнованиях различных уровней;
создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации).
Вариацией данной модели в нашем учреждении можно выделить формат наставничества «выпускник–учащийся». Прежде всего, стоит обратить внимание на выпускников, именно они могут стать главными наставниками для обучающихся. Эта модель наставничества способствует успешному формированию у обучающихся представлений о следующей ступени образования, расширению метакомпетенций, а также профессиональному самоопределению.
Наставнический союз «педагог-обучающийся» может сложиться между педагогом и обучающимся:
который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в коллективе;
талантливый обучающийся, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках основной образовательной программы или испытывающему трудности в коммуникации и в освоении программы;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которому приходится преодолевать психологические барьеры.
В деятельности наставнической пары «педагог-обучающийся» можно выделить использование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) по реализации дополнительных общеобразовательных маршрутов. Проектирование персональных индивидуальных образовательных маршрутов позволяет абсолютному большинству обучающихся достигать определённых результатов, сформировать портфолио и получить заслуженную награду. Работа по ИОМ может быть организована как с детьми с признаками одаренности, так и с затруднениями в освоении основной ДООП. МБУ ДО ЦДТ № 5 имеет немалый опыт реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как вариант модели «педагог-обучающийся» может образоваться союз трех участников образовательного процесса «педагог-обучающийся-родитель».
Наставничество успешно применяется для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в паре «педагог-педагог»:
проблемы молодого специалиста (вновь принятого педагога) в новом коллективе;
проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.
Решение этих проблем решается обучением педагогов по формированию и развитию различными компетенциями по разноуровневой программе внутрифирменного повышения квалификации педагогов МБУ ДО ЦДТ № 5 «Профессиональный рост педагога», которые описаны в подпрограммах «Становление», «Педагогическое мастерство», «Профессионал».
Таким образом, технология наставничества в моделях «обучающийся-обучающийся», «педагог-обучающийся», «педагог-педагог» является перспективной формой организации образовательного пространства. МБУ ДО ЦДТ № 5 имеет достаточный опыт по наставнической деятельности.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Система наставничества может стать инструментом повышения качества образования среди обучающихся и профессионального роста педагога.
При такой системе наставничества, в первую очередь, наблюдается собственный профессиональный рост наставников: через переосмысление своих знаний профессионал обеспечивает свое развитие. Наставничество является мощным катализатором профессионального саморазвития как самого наставника, так и молодого педагога.
Рассмотрев практику наставнической деятельности МБУ ДО ЦДТ №5, можно сделать следующие выводы:
наставничество является важным элементом системы развития кадрового потенциала учреждения;
рост образовательных, личностных, познавательных и профессиональных навыков наставляемых;
увеличение количества реализуемых индивидуальных маршрутов;
рост личных показателей эффективности деятельности педагогов-наставников;
улучшение психологического климата как среди обучающихся, так и педагогического коллектив, связанное с выстраиванием долгосрочных комфортных коммуникаций на основе партнерства.
наставническая деятельность — это важная часть эффективной системы индивидуальной поддержки каждого заинтересованного в профессиональном росте педагога.