«Нестандартные виды работ с таблицей умножения в начальной школе в начальной школе»
Автор: Демченко Анна Юрьевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 6 имени К. В. Россинского
Каждый учитель, работающий в начальной школе, знает, что основным требованием при обучении математике является знание таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления на уровне автоматизированного навыка.
Передо мной встала проблема: как интересными и доступными для обучающихся способами и приёмами работы добиться качественного освоения таблицы умножения.
Я считаю, что процесс формирования навыков табличного умножения и деления будет эффективен, при условии:
- соблюдения индивидуальных и психологических особенностей, учащихся;
- применения индивидуального и дифференцированного подхода;
- более широкого применения наглядности;
- проведения систематической и целенаправленной работы с использованием нетрадиционных приёмов, способствующих отработке навыков табличного умножения и деления.
Выбор нетрадиционных приёмов по изучению таблицы умножения я определяла согласно логики учебного материала, в соответствии с методическими подходами к изучению темы и психологическими закономерностями усвоения знаний детьми.
Все приёмы я разделила на две группы.
Приёмы, помогающие запомнить таблицу умножения:
1.Литературный способ.
Для запоминания табличных случаев умножения на 2 во втором классе с учащимися заучиваем стихотворения из книги Андрея Усачева «Таблица умножения в стихах». Учащиеся с удовольствием заучивают строчки из книги. Этот способ подойдет детям, склонным к запоминанию стихов.
2. «Волшебные» ладошки.
Счет по пальцам широко применялся в старину. Этим способом успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. Они научились умножать на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Этот способ описал в своей «Арифметике» выдающийся математик 18 века Леонтий Филиппович Магницкий.
Изучению случаев умножения на 9 в третьем классе учащимся помогают «волшебные» ладошки.
Например, нам нужно умножить 2 на 9. Для этого ученики кладут ладони на стол. Каждому пальцу мысленно присваиваются числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки.
Затем загибают второй палец слева. С одной стороны от загнутого остался один палец, а с другой – восемь. Один, восемь – получилось 18!
Этот приём рекомендую использовать как вспомогательный, так как результаты табличного умножения учащиеся должны знать наизусть.
4. «Цветок» умножения.
Для лучшего запоминания таблицы умножения и деления на 2 на уроках математики пользуюсь «Цветком» умножения. Работу с ним начали во втором классе. В тетрадь приклеиваю цветок так, чтобы каждый лепесток отгибался. В кружочке, находящемся посередине, пишем число, на которое нужно умножать, а на каждом из лепестков – числа от 1 до 10. Правильные ответы записываем на обратной стороне каждого лепестка. По мере изучения новых случаев умножения и деления в тетрадь добавляются новые «цветки».
Этот прием позволит не только быстро выучить таблицу умножения, но и научит ребенка сразу же проверять самого себя. Так он сможет тренироваться и самостоятельно, а не только под надзором учителя.
5. Китайский способ
Этот способ умножения может освоить любой ребенок, который умеет считать. Достаточно начертить горизонтальные и вертикальные прямые по количеству множителей и посчитать количество точек пересечения.
Приемы для проверки знаний по изученным случаям таблицы умножения
1.Игра «Построение забора».
Посколькуодно из основных требований Федерального Государственного стандарта к усвоению знаний учащихся является умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, на уроках математики использую задания на формирование функциональной грамотности.
Примером таких заданий служит игра «Построение забора». Учащимся нужно рассчитать количество гвоздей, необходимое для прикрепления нужного количества перекладин к доскам при помощи умножения.
Данный прием не только позволяет проверить усвоенные табличные случаи умножения, но и учит решать проблемы в создавшейся жизненной ситуации.
2.Игра «Забей гол в ворота»
3. «Математическое домино».
Во время внеурочной деятельности учащиеся с большим интересом играют в математическое домино.
Каждый учащийся получает карточку. Она разделена на 2 части: в первой части записано выражение на умножение или деление, во второй части - ответ на другое выражение. Первый ученик читает своё задание. Тот, у кого карточка с ответом на прозвучавшее числовое выражение, называет этот ответ и произносит новое задание. Отвечает следующий ученик.
Планирую для 4 класса составить математическое домино на соответствующие случаи деления, так как этот вид работы позволяет в нестандартной форме запомнить таблицу умножения.
4. «Математическое лото».
Привычная нам игра - лото - имеет отличный образовательный потенциал! С бочонками, — это игра на внимательность и узнавание цифр и двузначных чисел. А что, если с помощью лото проверять знание таблицы умножения?
Игру применяю не только во время уроков и во внеурочное время, с большим интересом учащиеся играют в лото и на переменах.
4. «Секреты» таблицы Пифагора.
В 4 классе после изучения всех табличных случаев умножения и деления начинаем искать «секреты» в таблице Пифагора и рисовать «картины». Данный вид работы служит хорошим подспорьем для проверки знаний таблицы умножения.
Задания выдаю учащимся исходя из уровня их обученности.
Для первого уровня - слабоуспевающих учащихся, выдаю карточку с таблицей Пифагора, на которой уже записаны результаты умножения. В левом столбике записаны выражения с вариантом ответов, учащиеся выбирают соответствующее значение и закрашивают это же число в таблице.
Для второго уровня – среднего ученика, выдаю карточку с записанной на ней таблицей Пифагора и примерами на изученные случаи умножения. Учащиеся находят результаты произведений и закрашивают клетки с ответами. В таблице появляется изображение.
Высокомотивированные учащиеся получают карточку с записанной на ней таблицей Пифагора без ответов и серией примеров. Дети должны найти в таблице множители, вычислить произведение, вписать его в нужную клетку и закрасить ее. В итоге получится рисунок.
С помощью такого приема можно проверять знание изученных случаев по разным уровням обученности учащихся.
5.Онлайн – тесты для проверки знаний таблицы умножения.
В своей работе по проверке знаний таблицы умножения и деления использую платформуOnlineTestPad.
OnlineTest Pad – чтоэто?Это бесплатный универсальный конструктор, с помощью которого можно создавать тесты, кроссворды, опросы по различным предметам и темам.
Функции онлайн-конструктора позволяют реализовать в режиме "онлайн" тест любого уровня сложности. Результат предоставляется сразу после выполнения работы, что позволяет учителю сэкономить время при проверке.
6.Учи.ру.
На образовательной платформе Учи.ру выдаю учащимся готовые задания в виде карточек.
Применение выше перечисленных приёмов значительно повысило уровень знания таблицы умножения среди учащихся. Так качество знаний учащихся на конец второй четверти 4 класса возросло до 69 % с качеством знаний 2 класс 4 четверти.
Считаю, что разумное и целесообразное использование выбранных мною приемов в урочной и внеурочной деятельности будет способствовать не только качественному усвоению таблицы умножения, но и развитию мотивации, интереса к предмету «Математика».