Этическая беседа «О дружбе»
Цель: учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках; учить правильно называть нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Подготовка: разучить пословицы и поговорки о дружбе, прочитать рассказ «Два товарища» Л.Толстого.
Ход
Ведущий: - Кого можно назвать настоящим товарищем? Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? (Ответы детей.)
●Сам погибай, а товарища выручай.
●Друга ищи, а найдешь – береги.
●Старый друг лучше новых двух.
●Желаешь мешка – не завести дружка.
- Расскажите о дружбе со своим товарищем, и какую пословицу можно привести, говоря об этой дружбе.
- Давайте я почитаю вам текст «О друзьях», а вы послушаете.
О друзьях
Мальчики и девочки должны быть хорошими и верными друзьями.
А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.
Поэтому вежливый мальчик уступит в троллейбусе или автобусе своё место женщине или даже девочке.
Поэтому он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки. Вежливый мальчик обязательно поможет пришедшей к нему в гости девочке снять пальто, подаст тапочки маме и бабушке, поможет им по дому. И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек!
Для того чтобы у тебя было всегда много друзей, несколько советов:
- Никогда своим товарищам.
- Не называй обидными словами.
- Не давай им прозвищ.
- Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.
- Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
- Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!
- Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
- Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя, когда просит твой друг или когда ты сам обещал.
Однажды произошла такая история.
Вадик забрал себе почти весь конструктор и начал сооружать завод. Для Толи почти не осталось материала. Тогда он обратился с просьбой к Вадику:
- Дай, пожалуйста, мне немного строительного материала. Ведь у тебя много.
- Да я бы дал, но, видишь, огромный завод строю!
- А ты, Вадик, не строй большой завод, тогда и мне конструктора хватит.
- Ишь, ты, какой хитрый, - отвечает Вадик.- Отдам, а если мне не хватит? Знаешь, сделаем так: ты, Толя, подожди, пока я построю, а что останется – отдам тебе.
Вопросы для обсуждения:
- Как поделил Вадик строительный материал? Правильно ли он поступил, взяв себе больше, а Толе отдав меньше? Почему вы так считаете?
- Как решил Толя выйти из положения? Что он предложил Вадику?
- «Ишь, ты, какой хитрый!» - сказал Вадик товарищу. Прав ли он, сказав так Толе? Кто же хитрил: Вадик или Толя? Почему вы так думаете?
- Счастливое ли предложение Вадика «подожди, пока я построю, а что останется – отдам тебе»? Почему вы так считаете? По-товарищески ли поступил Вадик по отношению к Толе?
- А как бы вы поступили на месте Вадика? Как поделить строительный материал по справедливости? А может быть и не стоило делить конструктор, а поступить иначе? Как?
- А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о дружбе. «Друзья — это самая важная часть твоей жизни. Цени их слёзы, береги их улыбки, а ещё лучше — сберегай ваши общие воспоминания». Дэйв Бреннер