Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Религия
  3. «Обеспечение межнационального согласия на примере преподавания курса ОДНКНР»

«Обеспечение межнационального согласия на примере преподавания курса ОДНКНР»

Предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России в нашей школе введен с 2018 года. Для многонациональной школы, где учатся дети не только разных народов России, но и бывшего СССР этот предмет особенно актуален. В социальных сетях можно познакомиться с разным мнением о введенном предмете; в частности Т.Д. Шапошникова в своей статье подробно раскрыла роль и значение ОДНКНР для многонациональной и поликультурной школы. Цель данного курса: продолжение формирования первоначальных знаний, полученных по ОРКСЭ в 4 классе.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Религия

Категория

Религия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема:

«Обеспечение межнационального согласия на примере преподавания курса ОДНКНР»

Автор: Бердникова Светлана Сергеевна,

учитель ОДНКР

ГБОУ средняя школа № 259

имени М.Т. Лорис-Меликова

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России в нашей школе введен с 2018 года. Для многонациональной школы, где учатся дети не только разных народов России, но и бывшего СССР этот предмет особенно актуален. В социальных сетях можно познакомиться с разным мнением о введенном предмете; в частности Т.Д. Шапошникова в своей статье подробно раскрыла роль и значение ОДНКНР для многонациональной и поликультурной школы. Цель данного курса: продолжение формирования первоначальных знаний, полученных по ОРКСЭ в 4 классе.

В нашей школе используется УМК Виноградовой М. Ф. Тексты в учебнике небольшие по объему, и легко воспринимаются детьми. Также большое значение имеют иллюстрации, которые помогают воспроизвести прочитанное. Ученики, пролистав учебник, сразу заинтересовались: что мы будем изучать на уроках ОДНКНР? Главная задача учителя - объяснять каждое ПОЧЕМУ? Развитие познавательного интереса усиливается, когда ребенку на уроке все понятно и, наоборот, все, что непонятно, сложно, отталкивает и перестает быть интересным.

Представленный практический опыт - это работа с учениками с использованием учебного материала по предмету на уроках, классных часах, экскурсиях.

Первая тема – введение в предмет, разбираем значение каждого слова в названии предмета.ОДНКНР – Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учитель на доске записывает слова, которые предлагают ученики, определяющие смысл названия предмета.

Обучающиеся дают определения: Основа – это начало чего-то, опора для чего-то. Хорошая учеба – основа успеха в будущем, фундамент – основа здания.

Духовный – дух, религия. Духовная музыка, православная религия, духовно богатый человек.

Учитель: Назовите другие религии.

Обучающиеся: Христианство, иудаизм, ислам, буддизм.

Учитель: В чем отличие богатого человека и духовно богатого?

Обучающиеся: Богатый человек имеет много денег. Духовно богатый много читает, изучает культуру, историю, посещает музеи, театры.

Обучающиеся: Нравственный – человек, соблюдающий порядок, делающий добро.

Учитель: Приведите примеры.

Обучающиеся: Выполнять правила поведения, уступить место пожилому человеку.

Учитель: Как вы понимаете слово Культура

Обучающиеся: Культура - культурное поведение, культура народа.

Учитель: Приведите примеры.

Обучающиеся: Культура древних греков представлена в Эрмитаже.

Учитель: С какими культурами мы еще знакомились в Эрмитаже?

Обучающиеся: С культурой Древней Армении, с культурой Древней Азии, Сибири.

Учитель: Какие предметы представлены в экспозиции?

Обучающиеся: На выставке Армении – кувшины, украшения, иконы, кресты. В экспозиции Азии – сабли, кинжалы, седла. На выставке Сибири - одежда и посуда.

Учитель: Сформулируйте определение слова КУЛЬТУРА из всего, что вы перечислили.

Обучающиеся: Культура – это то, что сделано руками людей.

Учитель: Какие народы живут в России

Обучающиеся: Народы России – это русские, тувинцы, татары, евреи, калмыки.

Учитель: Давайте составим таблицу и соединим народы и религии.

Во время выполнения данной таблицы ученики также вписывают и свои национальности (таджики, армяне, узбеки, киргизы, азербайджанцы).

Таким образом, на вопрос, что изучает предмет ОДНКНР, ребята ответили, что этот предмет о религии, искусстве, подвигах, занятии народов нашей страны.

После уроков, на классном часе ученики с учителем обсуждали вопросы: кто я петербуржец, или житель города? Кого следует считать гражданином? Что означает быть патриотом? Выяснилось, что из 20 присутствующих, 18 считают себя петербуржцами независимо от гражданства. Поэтому в нашей школе к народам России мы причисляем и народы бывшего Советского Союза.

В теме «Жизнь ратными подвигами полна» ученики читали вслух и комментировали подвиги Героев Советского Союза в Великой Отечественной войне Алексея Петровича Маресьева и Александра Ивановича Покрышкина. Один из учеников, Никиян Айк предложил подготовить сообщение о прадеде. Когда Айк принес в класс портрет прадеда, стало ясно, что ученик увидел в учебнике фотокарточку пилота А. Покрышкина, и решил рассказать о своем прадеде. Ребятам хотелось рассмотреть портрет: “Айк, твой прадед был летчиком!”

Многие ребята тоже захотели рассказать о своих прадедах, тогда было решено, что все ученики класса с родителями подготовят сообщения по темам, связанным с Великой Отечественной войной. Это задание оказалось для некоторых семей одним из самых сложных: прадеды воевали, но информации почти не сохранилось. Ученики из Армении, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии подготовили сообщения, о своих прадедах собирая информацию у родственников, проживающих на исторической родине.

После распада Советского союза, бывшие братские республики создали отдельные государства, и возникла сложность с поиском материала о войнах Великой Отечественной войны.

Познакомившись с военной темой, ребята сделали вывод, что на их родине гордятся своими героями, чтят память погибших, проводят встречи с ветеранами.

Тема учебника - «Религия и культура» совпала со школьным экскурсионным проектом. Пятиклассники изучали темы на уроке, подкрепляли на автобусных экскурсиях и на экспозициях музея Истории Религии. Но следует отметить, что многие ученики не были готовы слушать экскурсовода, быстро уставали и самостоятельно рассматривали экспонаты. Дети слабо воспринимали научную речь экскурсовода, поэтому пропадал интерес слушать. Знания, недополученные во время экскурсий, неожиданно проявились, когда вновь обратились к учебнику. В учебнике ОДНКНР интересный, а главное понятный для ученика-инофона текст. Дети любят читать вслух и комментировать. Ребята узнали, что именно арабские ученые-мусульмане перевели труды греческих мыслителей и тем самым сохранили для потомков античную науку и философию. Эти знания, полученные из учебника, имеют для пятиклассника огромное значение для разрушения стереотипов, созданных в результате большого потока военно-политических вестей и искажения информации.

Изучая предмет ОДНКНР, ученики узнают культуру, историю, религию разных народов, то есть лучше узнают друг друга. Все дети с родителями подготовили сообщения о родственниках или земляках - участниках Великой Отечественной войны. Ученики представляли сообщения на классных часах в течение двух недель. Работа Никияна Айка была отправлена на Всероссийский конкурс в город Краснодар. Также следует отметить, что ученики по-новому начали реагировать на необходимость получения знаний, очень важно, что именно религия призывает получить образование, создать семью, оказать помощь нуждающемуся человеку. Также необходимо подчеркнуть, что политика России расширяет связи с гражданами ближнего Зарубежья, а, следовательно, и в образовании необходимо делать изменения. В частности жизненно необходимый предмет ОДНКНР должен быть адресован не только детям российских народов, но и детям дружеских народов бывшего СССР.

6

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России в нашей школе введен с 2018 года. Для многонациональной школы, где учатся дети не только разных народов России, но и бывшего СССР этот предмет особенно актуален. В социальных сетях можно познакомиться с разным мнением о введенном предмете; в частности Т.Д. Шапошникова в своей статье подробно раскрыла роль и значение ОДНКНР для многонациональной и поликультурной школы. Цель данного курса: продолжение формирования первоначальных знаний, полученных по ОРКСЭ в 4 классе.
0 ₽