Тема:
«Обеспечение межнационального согласия на примере преподавания курса ОДНКНР»
Автор: Бердникова Светлана Сергеевна,
учитель ОДНКР
ГБОУ средняя школа № 259
имени М.Т. Лорис-Меликова
Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России в нашей школе введен с 2018 года. Для многонациональной школы, где учатся дети не только разных народов России, но и бывшего СССР этот предмет особенно актуален. В социальных сетях можно познакомиться с разным мнением о введенном предмете; в частности Т.Д. Шапошникова в своей статье подробно раскрыла роль и значение ОДНКНР для многонациональной и поликультурной школы. Цель данного курса: продолжение формирования первоначальных знаний, полученных по ОРКСЭ в 4 классе.
В нашей школе используется УМК Виноградовой М. Ф. Тексты в учебнике небольшие по объему, и легко воспринимаются детьми. Также большое значение имеют иллюстрации, которые помогают воспроизвести прочитанное. Ученики, пролистав учебник, сразу заинтересовались: что мы будем изучать на уроках ОДНКНР? Главная задача учителя - объяснять каждое ПОЧЕМУ? Развитие познавательного интереса усиливается, когда ребенку на уроке все понятно и, наоборот, все, что непонятно, сложно, отталкивает и перестает быть интересным.
Представленный практический опыт - это работа с учениками с использованием учебного материала по предмету на уроках, классных часах, экскурсиях.
Первая тема – введение в предмет, разбираем значение каждого слова в названии предмета.ОДНКНР – Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учитель на доске записывает слова, которые предлагают ученики, определяющие смысл названия предмета.
Обучающиеся дают определения: Основа – это начало чего-то, опора для чего-то. Хорошая учеба – основа успеха в будущем, фундамент – основа здания.
Духовный – дух, религия. Духовная музыка, православная религия, духовно богатый человек.
Учитель: Назовите другие религии.
Обучающиеся: Христианство, иудаизм, ислам, буддизм.
Учитель: В чем отличие богатого человека и духовно богатого?
Обучающиеся: Богатый человек имеет много денег. Духовно богатый много читает, изучает культуру, историю, посещает музеи, театры.
Обучающиеся: Нравственный – человек, соблюдающий порядок, делающий добро.
Учитель: Приведите примеры.
Обучающиеся: Выполнять правила поведения, уступить место пожилому человеку.
Учитель: Как вы понимаете слово Культура
Обучающиеся: Культура - культурное поведение, культура народа.
Учитель: Приведите примеры.
Обучающиеся: Культура древних греков представлена в Эрмитаже.
Учитель: С какими культурами мы еще знакомились в Эрмитаже?
Обучающиеся: С культурой Древней Армении, с культурой Древней Азии, Сибири.
Учитель: Какие предметы представлены в экспозиции?
Обучающиеся: На выставке Армении – кувшины, украшения, иконы, кресты. В экспозиции Азии – сабли, кинжалы, седла. На выставке Сибири - одежда и посуда.
Учитель: Сформулируйте определение слова КУЛЬТУРА из всего, что вы перечислили.
Обучающиеся: Культура – это то, что сделано руками людей.
Учитель: Какие народы живут в России
Обучающиеся: Народы России – это русские, тувинцы, татары, евреи, калмыки.
Учитель: Давайте составим таблицу и соединим народы и религии.
Во время выполнения данной таблицы ученики также вписывают и свои национальности (таджики, армяне, узбеки, киргизы, азербайджанцы).
Таким образом, на вопрос, что изучает предмет ОДНКНР, ребята ответили, что этот предмет о религии, искусстве, подвигах, занятии народов нашей страны.
После уроков, на классном часе ученики с учителем обсуждали вопросы: кто я петербуржец, или житель города? Кого следует считать гражданином? Что означает быть патриотом? Выяснилось, что из 20 присутствующих, 18 считают себя петербуржцами независимо от гражданства. Поэтому в нашей школе к народам России мы причисляем и народы бывшего Советского Союза.
В теме «Жизнь ратными подвигами полна» ученики читали вслух и комментировали подвиги Героев Советского Союза в Великой Отечественной войне Алексея Петровича Маресьева и Александра Ивановича Покрышкина. Один из учеников, Никиян Айк предложил подготовить сообщение о прадеде. Когда Айк принес в класс портрет прадеда, стало ясно, что ученик увидел в учебнике фотокарточку пилота А. Покрышкина, и решил рассказать о своем прадеде. Ребятам хотелось рассмотреть портрет: “Айк, твой прадед был летчиком!”
Многие ребята тоже захотели рассказать о своих прадедах, тогда было решено, что все ученики класса с родителями подготовят сообщения по темам, связанным с Великой Отечественной войной. Это задание оказалось для некоторых семей одним из самых сложных: прадеды воевали, но информации почти не сохранилось. Ученики из Армении, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии подготовили сообщения, о своих прадедах собирая информацию у родственников, проживающих на исторической родине.
После распада Советского союза, бывшие братские республики создали отдельные государства, и возникла сложность с поиском материала о войнах Великой Отечественной войны.
Познакомившись с военной темой, ребята сделали вывод, что на их родине гордятся своими героями, чтят память погибших, проводят встречи с ветеранами.
Тема учебника - «Религия и культура» совпала со школьным экскурсионным проектом. Пятиклассники изучали темы на уроке, подкрепляли на автобусных экскурсиях и на экспозициях музея Истории Религии. Но следует отметить, что многие ученики не были готовы слушать экскурсовода, быстро уставали и самостоятельно рассматривали экспонаты. Дети слабо воспринимали научную речь экскурсовода, поэтому пропадал интерес слушать. Знания, недополученные во время экскурсий, неожиданно проявились, когда вновь обратились к учебнику. В учебнике ОДНКНР интересный, а главное понятный для ученика-инофона текст. Дети любят читать вслух и комментировать. Ребята узнали, что именно арабские ученые-мусульмане перевели труды греческих мыслителей и тем самым сохранили для потомков античную науку и философию. Эти знания, полученные из учебника, имеют для пятиклассника огромное значение для разрушения стереотипов, созданных в результате большого потока военно-политических вестей и искажения информации.
Изучая предмет ОДНКНР, ученики узнают культуру, историю, религию разных народов, то есть лучше узнают друг друга. Все дети с родителями подготовили сообщения о родственниках или земляках - участниках Великой Отечественной войны. Ученики представляли сообщения на классных часах в течение двух недель. Работа Никияна Айка была отправлена на Всероссийский конкурс в город Краснодар. Также следует отметить, что ученики по-новому начали реагировать на необходимость получения знаний, очень важно, что именно религия призывает получить образование, создать семью, оказать помощь нуждающемуся человеку. Также необходимо подчеркнуть, что политика России расширяет связи с гражданами ближнего Зарубежья, а, следовательно, и в образовании необходимо делать изменения. В частности жизненно необходимый предмет ОДНКНР должен быть адресован не только детям российских народов, но и детям дружеских народов бывшего СССР.
6