Мир эмоций и здоровье
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей:
положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста –
одно из важнейших здоровьесберегающих направлений в детском саду.
Ведь эмоции - это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия, своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Ребенок- дошкольник впечатлителен, стремиться к признанию себя среди других людей. У ребенка дошкольного возраста ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер его психического развития.
Мы все знаем, что общение значительно обогащает жизнь, делает ее ярче и интересней. Но в наше время лучшими друзьями детей являются телевизор и компьютер, смартфон и другие гаджеты, а любимые занятия - просмотр мультфильмов и компьютерные игры.
Это приводит к тому, что дети меньше общаются и со взрослыми, и со сверстниками; дошкольники невнимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать свои эмоции.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло.
Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников можно проводить в двух направлениях:
формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и т.д.
формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживать окружающим.
Эмоциональное воздействие на ребенка можно осуществить при помощи следующих средств:
- использование различных сюжетно-ролевых игр
- используя игры на развитие воображения
- прослушивания музыки
- танцы
- занятия спортом и физкультурой
- праздники и развлечения
- чтение сказок
-использование подвижных и коммуникативных игр
- рисование и другие занятия творчеством
- совместные прогулки
Все это также служит улучшению общего настроения всех участников
и повышению их эмоционального тонуса.
Важно, чтобы микроклимат в детском саду и семье был по возможности позитивным, устойчивым и стабильным.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
*безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
*позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, атмосферы);
*равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
*гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
*внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
*тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшений и преодоления, а также повышения самооценки.