Дети с задержкой психического развития (ЗПР) часто сталкиваются с трудностями в освоении чтения. Им сложно понимать прочитанный текст, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому обучение чтению детей с ЗПР должно быть направлено не только на технику чтения, но и на понимание смысла прочитанного. Метод смыслового чтения является одним из наиболее эффективных подходов к обучению детей с ЗПР.
Особенности обучения смысловому чтению детей с ЗПР:
Постепенность и последовательность: начинать обучение следует с простых текстов, постепенно увеличивая их сложность.
Наглядность: использовать иллюстрации, схемы, таблицы для лучшего понимания текста.
Активность: вовлекать детей в активную деятельность, задавать вопросы, предлагать задания на пересказ, составление плана, выделение главной мысли.
Игровая форма: использовать игры, которые помогают развивать навыки чтения и понимания текста.
Индивидуальный подход: учитывать особенности каждого ребенка и подбирать соответствующие методы и приемы обучения.
Этапы обучения смысловому чтению:
1. Подготовка к чтению:
Развитие фонематического слуха: умение различать звуки речи, определять их место в слове.
Обогащение словарного запаса: знакомство с новыми словами, их значениями и употреблением в речи.
Развитие навыков связной речи: умение составлять предложения, пересказывать тексты.
Формирование познавательных интересов: знакомство с окружающим миром, развитие любознательности.
2. Ознакомление с текстом:
Предварительная беседа: обсуждение темы текста, актуализация имеющихся знаний.
Словарная работа: объяснение значения незнакомых слов.
Первичное чтение текста учителем или прослушивание аудиозаписи.
3. Анализ и понимание текста:
Беседа по содержанию текста: ответы на вопросы, пересказ, выделение главной мысли.
Составление плана текста.
Работа с иллюстрациями: обсуждение изображенного, соотнесение с текстом.
Выполнение творческих заданий: рисование, лепка, драматизация.
4. Работа с текстом после чтения:
Повторное чтение текста детьми.
Выполнение упражнений на закрепление материала: ответы на вопросы, составление рассказов по аналогии, работа с деформированным текстом.
Методы и приемы обучения смысловому чтению:
"Чтение с остановками": прерывание чтения текста для обсуждения прочитанного, предсказания дальнейшего развития событий.
"Инсерт": маркировка текста специальными значками ("V" - уже знал, "+" - новая информация, "-" - думал иначе, "?" - не понял).
"Толстые и тонкие вопросы": задавание вопросов различной сложности для проверки понимания текста.
"Кластер": составление схемы с ключевыми понятиями текста.
"Фишбоун": анализ причинно-следственных связей в тексте.
Обучение смысловому чтению детей с ЗПР - это длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения и настойчивости со стороны педагога. Однако, правильно организованное обучение позволяет детямЗПР успешно овладеть навыками чтения и понимания текста, что является важным условием их дальнейшего обучения и развития.