Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Они защищали Родину. Читаем детям 5-6 лет.

Они защищали Родину. Читаем детям 5-6 лет.

Чтение художественной литературы в старшей группе ДОУ. К 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Подборка художественной литературы о Великой Отечественной войне с учётом тематического планирования. Небольшие по объёму тексту, доступные для восприятия детей, беседы с детьми о прочитанном, с целью воспитания патриотических чувств.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Развитие речи, Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Волкова Н.А. «Они защищали Родину».

Беседы с детьми 5-6 лет.

Социально-коммуникативное развитие

детей дошкольного возраста.

Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств детей.

Защита Родины есть защита и своего достоинства”.

Николай Константинович Рерих

Предисловие.

В последнее время воспитание патриотических чувств приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Воспитание патриотизма начинается с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте в душе ребёнка формируются понятия о добре и зле. Рассказы о прошлом нашей Родины, о борьбе добра и зла – важная сторона патриотического воспитания. Без прошлого нет настоящего.

Важная веха в истории нашей Родины –Великая Отечественная война, борьба с фашизмом. Не достаточно бесед с детьми о Великой Отечественной войне только раз в году, перед днём Победы. Необходимо в течение учебного года постоянно беседовать с детьми о героях нашей страны, о защитниках Отечества. Но как связать это с тематическим планированием? Предлагаю вам подборку художественной литературы о Великой Отечественной войне с учётом тематического планирования.

Принципы отбора художественной литературы: доступность восприятию детей 5 – 6 лет; небольшие по объёму тексты. Все произведения написаныочевидцами и участниками Великой Отечественной войны. Произведения рассказывают детям о начале войны, о разных военных профессиях, о доблести и доброте наших воинов, о Победе добра над злом, над фашизмом.

Так как произведения написаны в то время, когда наша страна называлась Союзом Советских Социалистических республик, то естественно там говорится о советской армии. Предлагаю в произведениях слова «советская армия», заменять на «российская армия». Данная замена не являются историческим искажением. Россия была основной частью Союза Советского Социалистических республик. В Великой Отечественной войне участвовали разные народы Союза Советского Социалистических республик. Россия – многонациональная страна.

Важно не просто прочитать текст. Необходимо провести беседу с детьми о прочитанном. Большую роль играемэмоциональный настрой педагога. Дети дошкольного возраста очень чувствительны к эмоциям взрослого. Им не так важно, что говорит взрослый, а то, как педагог говорит. Если ребёнок почувствует равнодушие педагога к теме, то и он не воспримет полученную информацию.

Задачи.

  • Формировать интерес детей к исторической литературе.

  • Познакомить детей с рассказами, воспоминаниями и стихотворениями разных авторов о Великой Отечественной войне.

  • Дать понять детям, что защита Родины – это народная традиция.

  • Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.

  • Расширять знания детей о Российской армии, о военных профессиях.

  • Расширять знания детей о героях родной страны, о героях родного города.

  • Формировать умение детей понимать мотивы поступков героев, переживания персонажей, выражать своё отношение к ним.

  • Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.

  • Способствовать формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению.

  • Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

  • Поощрять желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

  • Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ.

  • Развивать познавательный интерес детей.

  • Поддерживать интерес к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне.

  • Воспитывать патриотические чувства.

  • Воспитывать уважение к народным традициям.

  • Воспитывать уважение к защитникам Родины.

  • Воспитывать уважение к памяти павших бойцов.

  • Воспитывать гордость за Родную страну.

Перспективный план

Месяц

Тема недели

Литература.

Октябрь

Народные традиции

Кассиль Л. А. «Твои защитники», (в сокращении).

Наш быт

Баруздин С. А. «За Родину».

Ноябрь

Кто как готовится к зиме

Збанацкий Ю.О. «Щедрый ёжик».

Здоровей-ка

Кассиль Л. А. «Сестра».

Январь

В гостях у сказки

Кассиль Л. А. «Богатыри».

Моя семья

Кассиль Л. А. «Лесные партизаны».

Маленькие исследователи

Кассиль Л. А. «Катюша».

Февраль

Транспорт

Кассиль Л. А. «Таран».

Наши защитники

Кассиль Л. А. «Главное войско».

Март

Миром правит доброта

Кассиль Л. А. «Памятник советскому солдату».

Апрель

Космос

Гагарин В. А. «Лётчики», (в сокращении).

Май

День Победы

Алексеев С. П. «Победа».

Кассиль Л. А. «Никто не знает, но помнят все».

Исаковский М. В. «Навек запомни!»

Чибисов Д. «Вечный огонь».

Тема недели «Народные культура и традиции»

Лев Абрамович Кассиль

«Твои защитники»

(в сокращении).

Задачи. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о Российской армии. Познакомить с рассказом Льва Абрамовича Кассиля «Твои защитники». Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Дать понять, что защита Родины – это народная традиция. Поощрять желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народным традициям.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Льва Абрамовича Кассиля «Твои защитники».

Много у нашей Родины друзейв разных странах. Но есть у неё и злые враги – те, что привыкли чужим трудом наживаться, чужое добро грабить. Ненавидят они нашу мирную, трудовую страну. Но крепко охраняет Родину Советская (российская) Армия.

Хорошо спалось тебе ночью, а пограничники всю ночь стояли на страже, чтобы никто тайком не прополз на нашу землю. И дежурили на своих постах те, кто охраняет наше небо.

А утром, когда ещё птицы спали, поднялись в небо самолёты. Бывалые командиры стали учить полёту молодых лётчиков. Наши корабли подняли на рассвете флаги и пошли по морям, по волнам. Старые капитаны принялись учить молодых матросов морской службе. Ты ещё спишь утром, атанкисты уже заводят моторы своих боевых машин. И уже вышли в поле на учение солдаты-пехотинцы…

А в 1941 году напал на нас злой и сильный враг – фашисты из Германии. Никогда ещё не было врагов страшнее их. Четыре долгих года шла Великая война. Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска. Прочь с нашей земли выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-фашистов.

Но не сразу — в тяжёлых, опасных боях досталась нам победа. Одни дрались с врагом на земле, другие били фашистов в воздухе. На морях и реках, среди скал и гор, в лесах и степях побеждали врага наши войска.

Это твои защитники. И сегодня стоят они на страже мирной жизни, чтобы тебе и другим ребятам можно было жить и никого не бояться, спокойно спать и читать разные книжки.

Важное и славное дело –защита Родины. Только не лёгкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым – чтобы не испугаться. И умелым нужно стать – чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким!

— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.

Вопросы к детям.

  • Как вы думаете, кто охраняет, защищает нас и нашу Родину?

— Нашу Родину защищает наша Российская армия, Вооружённые силы Российской Федерации.

  • Дети, кто напал на нашу страну в 1941 году?

— В 1941 году напал на нас злой и сильный враг – фашисты из Германии.

— Фашисты – это люди, которые считают себя лучше всех. Остальные люди должны быть их слугами. А тех, кто не хочет им служить, фашисты убивают.

  • Дети, кто победил фашистов?

— Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска. Прочь с нашей земли выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-фашистов.

  • Дети, как вы считаете, почему во время Великой Отечественной войны все российские люди встали на защиту Родины от фашистов?

Защита Родины – это народная традиция. Во все времена россиянезащищали свою Родину и всегдапобеждали.

— Важное и славное дело –защита Родины. Только не лёгкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым – чтобы не испугаться. И умелым нужно стать – чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким!

Дополнительно.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Задачи. Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.

Беседа.

— Дети, в память о героях люди ставят памятники.В нашем городе Челябинске в Тракторозаводском районе есть Сад Победы. Напротив входа в парк высится монумент «Защитникам отечества», к которому ведёт аллея из плит с георгиевскими лентами и именами челябинцев, которые погибли в Великую Отечественную войну. Эту композицию придумали архитектор Глеб Николаевич Сухоруков и художник Александр Сергеевич Бовкун под руководством знаменитого архитектора Евгения Викторовича Александрова, участник Великой Отечественной войны.

Никто не забыт, ничто не забыто!Жители и гости Челябинска в знак благодарности защитникам Отечества приносят к памятнику цветы.

Тема недели «Наш быт»

Сергей Алексеевич Баруздин

«За Родину».

Задачи. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о Российской армии. Познакомить с рассказом Сергея Алексеевича Баруздина «За Родину». Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Поощрять желание детей поддерживать беседу. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Сергея Алексеевича Баруздина«За Родину».

Шёл по улице солдат. Июньским солнечным днём шёл. Днём беспокойным, тревожным. Началась война, какой ещё не было прежде. Война с фашистами.

Шёл солдат по своей родной земле. За ним была страна – самая огромная и великая. С ним былнарод – самый сильный. Значит, победит солдат фашистов. Победит он, советский(российский) солдат!

Победит! Но труден и долог этот путь. Под Брестом и у Москвы будет солдат громить фашистские войска. В Сталинграде и на Кавказе, под Ленинградом и Одессой, под Севастополем и Киевом…

За Родину! — кричит солдат и идёт в бой.

Идёт в бой пехотастрелки, автоматчики, пулемётчики, снайперы… — За Родину!

Идут в бой артиллеристы. Бьют по врагу из миномётов и лёгких пушек, из тяжёлых гаубиц и «катюш». — За Родину!

Ревут моторы танков. Танкисты идут в бой на врага. — За Родину!

По рекам и морям уходят в бой корабли: линкоры, крейсеры, миноносцы, подводные лодки, торпедные катера и даже простые мирные судёнышки — и на них идут на врага военные моряки. — За Родину!

Взмывают в небо самолёты –истребители, бомбардировщики, разведчики.

И даже там, куда вступили на нашу землю фашисты, слышится клич: — За Родину!

Это идут сражаться с врагом лесные солдаты – партизаны.

Идёт солдат в бой за Родину. Может, это тот солдат, что в гражданскую войну страну свою отстоял, родную землю на Хасане защищал… Может, и не тот. Или сын его, который тоже стал солдатом.

И деды, и отцы, и матери, и сыновья, и внуки шли теперь в бой.

За Родину!

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Нас защищают солдаты. Какиевоенные профессии вы знаете?

— Стрелки, автоматчики, пулемётчики, снайперы, артиллеристы, танкисты, военные моряки и лётчики и ещё много другихвоенных профессий мы можем назвать.

  • Во время войны, часть солдаты сражались в тылу врага. Как называют лесных солдат?

— Лесные солдаты – партизаны.

  • Дети, что защищают солдаты в годы войны и в мирное время?

— Солдаты защищают Родину, свойдом, свою семью.

Дополнительно.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Задачи. Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.

Беседа.

— Дети, в память о героях люди ставят памятники. В нашем городе Челябинске в Центральном районе возле школы-гимназии № 1 стоит памятник «Подвиг». Создали памятник скульптор Виктор Петрович Бокарев и архитектор Илья Владимирович Талалай.

Молодой раненый боец в правой руке держит знамя, а в левой сжимает автомат. Рядом с монументом установлены девять плит, на которых высечены 80 фамилий погибших учеников и учителей школы.

Никто не забыт, ничто не забыто!Жители и гости Челябинска в знак благодарности защитникам Отечества приносят к памятнику «Подвиг» цветы.

Тема недели «Кто как готовится к зиме»

Юрий Олиферович Збанацкий «Щедрый ёжик».

(перевод с украинского А. Островского)

Задачи.Формировать интерес детей к исторической литературе. Познакомить с рассказом Юрия Олиферовича Збанацкого «Щедрый ёжик». Помочь детям понять поступки литературных героев. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Поощрять желание детей поддерживать беседу. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины.

Чтение.

— Дети, мы продолжаем разговор о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Как вы думаете, разведчики – это кто?

Разведчики – это солдаты, которые скрытно пробираются в тылы врага, чтобы выведать секреты и тайны врагов. Дети, как вы думаете, кому дают звания Герой Советского Союза, Герой России?

— Звание Героя – это самое высокое звание, награда за заслуги перед Родиной и народом, награда за геройский подвиг. Я прочитаю вам рассказ украинского писателя, Героя Советского Союза, партизанского командираЮрия Збанацкого «Щедрый ёжик». Вот такая история произошла с защитником Родины во время войны.

Как-то ночью отправились мы с товарищами в разведку. Темень, дорога незнакомая. Ветер всё время шелестел листвой. Нам приходилось часто останавливаться и прислушиваться: боялись, как бы неожиданно не наткнуться на врага.

Но не убереглись. Только вышли из лесу и десяти шагов не сделали по поляне, как вдруг: — Хальт!

Мы бросились назад, а фашисты нам вслед из пулемётов да из автоматов. Пули, как мухи, зажужжали возле ушей.

Шагов на сто ушли мы от врага, уже думали, что опасность миновала. И тут-то меня словно палкой ударили по ноге. Я упал. Попробовал было подняться и не смог. Вражеская пуля пробила ногу.

Опершись на плечо товарища, я кое-как проковылял на одной ноге с полкилометра. Идти дальше не было сил. Ещё с километр товарищ пронёс меня на спине. А больше ни я, ни он двигаться были не в состоянии.

Мы заползли в густой кустарник.

— Что ж, — говорю я, — возвращайся в отряд, а я останусь.

— А если фашисты по следу пойдут? — тревожно посмотрел на меня друг.

— Ничего не поделаешь — буду отбиваться, пока хватит патронов...

— А потом?

— А потом? Что ж, потом...

Я не договорил. И так всё было понятно.

Товарищ не хотел оставлять меня одного. Только удостоверившись, что враги больше нас не преследуют, он отправился в партизанский отряд.

Я остался ждать. Прошёл день. Миновала ночь.

Мучила боль в ноге, и пронизывала густая холодная осенняя изморось. А тут ещё стал донимать голод и особенно жажда.

Я весь горел и мог бы выпить не ковш, а думается, целое ведро воды, но воды не было ни капли. Изморось только пропитала влагой одежду и землю, на которой я лежал, беспомощно распластавшись, но пить было нечего.

Я знал, что мой друг вернётся с партизанами не раньше, чем дня через четыре. А мне казалось, что сил не хватит прожить ещё и день.

На рассвете неподалёку от меня что-то зашелестело листьями. Я только крепче сжал автомат – подняться не было сил. Прислушался. Хрустнула сухая ветка, ещё явственнее послышался шорох. Я понял – это не человек. Верно, зверюшка какая-нибудь.

И не ошибся. Шагах в двух от меня пробежал круглый, встопорщенныйёж. На иголках у него я заметил какие-то зеленоватые шарики.

Ёж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-под куста и отправился куда-то по своим делам.

Я догадался, что под кустом у ёжика жильё. Подтягиваясь на локтях, добрался до куста. Действительно, там была у ежа кладовая.

Первыми попались мне под руку дикие лесные груши.

Пришлось взять с десяток грушек, хоть и не хотелось обижать работягу-ежа. Поев, я почувствовал себя немного лучше и был очень благодарен ёжику.

Скоро ёжик опять вернулся с добычи. Он был весь разукрашен лесными грушками. С минуту удивлённо глядел на меня из-под насупленных бровей, потом направился к своему тайнику. Выйдя оттуда, опять взглянул на меня маленькими глазками. Ёжик, верно, не заметил пропажи, а может, не рассердился на меня за свои грушки.

Весь день и всю ночь ёжика не было. Я решил, что он больше не вернётся к своей кладовой. Но на рассвете ёжик снова пришёл с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошёл совсем близко ко мне, фыркнул. Мне показалось, что это он пригласил меня полакомиться яблочками. Я охотно принял подарок щедрого друга.

То же было и на следующий день. Ёжик словно подрядился снабжать меня едой – приносил то яблоки, то груши.

Наконец пришли партизаны. Ёжика в это время не было дома. Меня положили на носилки и понесли. Шли лесом. Забывая о боли, я всё время всматривался в кусты. Очень хотелось ещё раз увидетьщедрого ёжика, который так гостеприимно принимал меня в лесу и спас от голода.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Дети, почему герой рассказа оказался в лесу, в тылу врага?

— Как-то ночью отправились мы с товарищами в разведку. Герой рассказа – разведчик.

  • Как вы думаете, что может произойти с человеком, у которого нет воды и еды?

— Без воды и еды человек умрёт.

  • Дети, почему герой рассказа не мог сам найти в лесу еду и воду?

— Разведчик был ранен в ногу и не мог ходить.

  • Что спасло разведчика от голодной смерти?

— Разведчик нашёл кладовую ежа.

  • Дети, как вы считаете, почему автор назвал ёжикащедрым?

Щедрый тот, кто охотно делится своими запасами с другими. Ёжик не ушёл в другое место, а продолжать носит лесные дары в кладовую, из которой брал еду разведчик.

  • Дети, какие чувства у вас вызывает рассказ Юрия Збанацкого «Щедрый ёжик»?

— Защита Родины – трудная работа. Дети,уважайте тех, кто нас защищает.

Дополнительно.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Задачи. Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.

Беседа.

— Дети, в память о великих делах ставят памятники. В городе Калининграде стоит памятник «Воинам–разведчикам». На постаменте воин–разведчик с автоматом в руках охраняет женщину–разведчицу. Онарадистка, передаёт важные сведения по рации. Создали памятникскульптор Игорь Теодорович Линевич-Яворский и архитектор Юлия Ковшова.

Никто не забыт, ничто не забыто!Жители и гости города Калининграда в знак благодарности защитникам воинам–разведчикам приносят к памятникуцветы.

Тема недели «Здоровей-ка»

Лев Абрамович Кассиль

«Сестра».

Задачи.Формировать интерес детей к исторической литературе. Расширять знания о Великой Отечественной войне. Познакомить детей с рассказом Льва Абрамовича Кассиля «Сестра». Развивать внимание, умение заинтересованно слушать рассказ. Поощрять желание детей поддерживать беседу. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины.

Чтение.

— Дети, мы продолжаем разговор о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Льва Абрамовича Кассиля «Сестра».

Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперёд ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно – пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал …

Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смёрзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, – медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану – осторожно, чтобы не больно.

«Кругом бой, а она приползла», — подумал Иван и спросил:

   — Умру?

   — Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.

   — Спасибо, сестрица! —говорит Иван Котлов. — Дозвольте узнать, как вас зовут.

   — Надя зовут, — отвечает, — Надя Балашова.

Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка,храбрая девушка Надя Балашова!

— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.

Вопросы к детям.

  • О какой сестре рассказывается в рассказе?

— О медицинской сестре – помощнице врачей. В годы войны многие девушки и женщины служили в армии. Они работали медицинскими сёстрами, выносили раненых с поля боя, делали перевязку.

  • Дети, какая медицинская сестра в рассказе?

— Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка,храбрая девушка Надя Балашова!

— Дети, труд медицинских сестёр уважайте. Они вместе с солдатами защищают нашу Родину.

Дополнительно.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Задачи. Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.

Беседа.

— Дети, в память о героях люди ставят памятники.В нашем городе Челябинске на проспекте Победы стоит памятник медицинским сёстрам, спасительницам солдат–воинов. Называется памятник «Поклон тебе, сестричка». Скульптор Алексей Тишин.

Никто не забыт, ничто не забыто! Жители и гости Челябинска в знак благодарности защитникам Отечества приносят к памятнику цветы.

Тема недели «В гостях у сказки»

Лев Абрамович Кассиль

«Богатыри».

Задачи.Формировать интерес детей к исторической литературе. Расширять знания о Великой Отечественной войне, о Российской армии. Познакомить детей с рассказом Льва Абрамовича Кассиля «Богатыри». Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. Поощрять желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины.

Чтение.

— Дети, мы продолжаем разговор о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Льва Абрамовича Кассиля «Богатыри».

Есть такая сказка. Как выходили на берег из моря тридцать три богатыря... А сейчас не сказку услышишь. Расскажу, что вправду было.

Захватили фашисты один город наш на морском берегу. Прорвались они в этот город с суши. А с моря к нему не подступишься: острые камни у берега – разобьёт волна корабль!

«Нет таких смельчаков на свете, чтобы с моря к нам сюда явились! — решили фашисты. — Ни в одной сказке ещё таких богатырей не придумали!»

В сказке не придумали, а в Советской(Российской) Армии есть такие богатыри. И не тридцать три их, а в тридцать тысяч раз больше! Морская пехота!

Ранним утром появился на море советский(российский)корабль. Близко к берегу подходить не стал. Но спустили с корабля шлюпки–лодки. Сели на шлюпки наши бойцы и тихо поплыли к берегу. Прошли лодки между камнями, стали пробираться между минами. А дальше уже и лодке ходу нет. Прыгнули бойцы в холодные волны. Вода по грудь. Руки над головой, чтобы не попала солёная вода на оружие. Граната в одной руке, винтовка – в другой. Зашатала наших бойцов морская волна. Загремели фашистские пушки. Но устояли наши богатыри.Сквозь огонь прошли – не дрогнули. Через волны пробились – и ружей не замочили. Вылезли на берег, кинулись к городу. А на подмогу им наши самолёты прилетели. Не пришлось в то утро фашистам выспаться. Выгнали их из города. И поднялибогатыри над городом красный флаг.

— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.

Вопросы к детям.

  • Как вы считаете, почему автор назвал наших солдат – богатырями?

Богатыри издавна защищали Русь, они славились своей силой, смелостью и преданностью Родине. И наши солдатысквозь огонь прошли – не дрогнули. Через волны пробились – и ружей не замочили.

  • Дети, какие чувства у вас вызывают наши богатыри, защитники Родины?

— Мыгордимся нашими богатырями, нашими защитниками. Не зря в народе говорят: Не родом богатырь славен, а подвигом.

Дополнительно.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Задачи. Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.

Беседа.

— Дети, в память о героях люди ставят памятники. В городе Севастополе стоит очень высокий памятник «Матрос и Солдат». На огромном постаменте – фигуры двух военных, богатырей, рвущихся в бой. Так увековечилипамять о защитниках Севастополя, проявивших мужество во время Великой Отечественной войны.

Тема недели «Моя семья»

Лев Абрамович Кассиль

«Лесные партизаны».

Задачи.Формировать интерес детей к исторической литературе. Расширять знания о Великой Отечественной войне. Познакомить детей с рассказом Льва Абрамовича Кассиля «Лесные партизаны». Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. Поощрять желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины.

Чтение.

— Дети, мы продолжаем разговор о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Льва Абрамовича Кассиля «Лесные партизаны».

В одно наше село зашли фашисты. Сами стали греться в избах, а жителей выгнали на мороз. Ребята замёрзли на улице, стали проситься в дом, а фашисты начали стрелять в них.

Убежал мальчик Тиша в лес. В лесу скрывалсяотряд партизан.

Фашисты думали: куда пришли, там и хозяевами стали. И народ их слушаться будет... Да не тут-то было! Ушли жители в лес, раздобыли оружие, стали партизанить, фашистов донимать. А командира лесных партизан прозвали «дедушка Чапай». Разыскал Тиша партизан в лесу. Всё рассказал дедушке Чапаю.

   — Ладно, — сказал дедушка Чапай, — накажем фашистов. Будут знать, как безобразничать!

Подождали до ночи. Когда совсем стемнело, повёл дедушка Чапай своих партизан в село. Незаметно, ползком пробрались партизаны к избам, где спали фашисты. Окружили врагов со всех сторон. Дедушка Чапай велел всем лежать тихо.

   — Погодите, сейчас месяц выйдет. Пусть посветит, чтобы не промахнуться нам.

Была у лесных партизан девушка Маруся.

   — Не замёрзнешь? — спросил её дедушка Чапай.

   — Ничего, — говорит. — Начнём бой, тогда согреюсь.

Вот вышел месяц. Дедушка Чапай посмотрел на месяц и сказал:

   — Ну, теперь по моей команде бей все разом!

Поднялся на колени, размахнулся и бросил первую гранату. Попала она в окно избы, перебила там много фашистов, а кто уцелел— выскочил на улицу.

Но тут стали партизаны бить их из автоматов и винтовок. Метко стреляла партизанка Маруся. Прямо в фашистов бросал гранаты дедушка Чапай.

Кончился бой. Ни один фашист не ушёл. Кто под пули попал, кого гранатой убило, а кто в плен сдался.

   — Ну как, Маруся? — спросил дедушка Чапай.

   — Жарко! — сказала Маруся и сняла платок с головы.

А Тишу с собой партизаны не взяли. Дедушка Чапай сказал так:

   — Ты своё дело сделал. Молодец! А теперь лезь на печку, отогрейся. Замёрз совсем.

И остался Тиша в партизанской землянке.

А кончилась война – пошёл он учиться, стал теперь трактористом в колхозе, а дедушка Чапай там председатель.

— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.

Вопросы к детям.

  • Кто такие лесные партизаны?

Фашисты думали: куда пришли, там и хозяевами стали. И народ их слушаться будет... Да не тут-то было! Ушли жители в лес, раздобыли оружие, стали партизанить, фашистов донимать.

Лесные партизаны – это защитники Родины в тылу врага. Партизаны, мужчины и женщины, молодые и пожилые, скрывались от фашистов в лесах. Леса в России большие. Чужой человек в лесу заблудится, дороги не найдёт и пропадёт. А местные жители всегда в лесу нужную тропку найдут.

  • В одно наше село зашли фашисты. Сами стали греться в избах, а жителей выгнали на мороз. Ребята замёрзли на улице, стали проситься в дом, а фашисты начали стрелять в них. Дети, как вы оцениваете поступок фашистов, которые выгнали женщин, стариков и детей на мороз?

— Фашисты – это зло. Они воют не только с солдатами, но и убивают мирных жителей.

  • Как отомстили лесные партизаны фашистам за детей?

— Ладно, — сказал дедушка Чапай (командир партизан), — накажем фашистов. Будут знать, как безобразничать!

Кончился бой. Ни один фашист не ушёл. Кто под пули попал, кого гранатой убило, а кто в плен сдался.

  • Дети, как вы считаете, правильно поступили партизаны, что наказали фашистов?

— Россияне своих в беде не бросают. Кто на нас нападает, тот погибает.

Дополнительно.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Задачи. Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.

Беседа.

— Дети, в память о героях люди ставят памятники. В городе Брянске есть Памятник воинам и партизанам – освободителям Брянска. Скульптор Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский. В леса к партизанам уходили не только мужчины, но и женщины, и юноши. Они не только жили в лесах, но и сражались с фашистами.

Шумел сурово брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.

А. В. Софронов

Тема недели «Маленькие исследователи»

Лев Абрамович Кассиль

«Катюша».

Задачи.Формировать интерес детей к исторической литературе. Расширять знания о Великой Отечественной войне, о Российской армии. Познакомить детей с рассказом Льва Абрамовича Кассиля «Катюша». Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины, гордость за Родную страну.

Материал к деятельности: рисунки «Катюши» – ракетной установки.

Чтение.

— Дети, я хочу вам показать необычную машину.

Педагог показывает рисунки ракетной установки «Катюша».

— Как вы думаете, что это?

— Этооружие – реактивная артиллерия. На машине установлены специальные желоба, по которым в небо вылетают снаряды – ракеты. Если пушка выпускает только один снаряд, то «Катюша» – много снарядов. В годы Великой Отечественной войны с фашистами «Катюша» была нашим секретным оружием. Послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Льва Абрамовича Кассиля «Катюша».

Словно тысяча коней за лесом заржала. Будто десять тысяч труб сразу затрубили. То заговорила наша «катюша».

Прозвали её так наши бойцы. Знали «катюшу» по имени во всём мире. Но не многие видели её своими глазами на войне. Она от всех пряталась.

Кто из врагов хоть раз глянул на «катюшу», тот ослеп. Кто из фашистов голос её близко слышал, навсегда оглох. А кто из них с «катюшей» в бою встретился, от того и костей не собрали. Как услышат, бывало, фашисты, что «катюша» близко, попрячутся куда попало: «Ой, ой, «катюша»! Капут!» Значит, конец их пришёл — спасайся!

Охнет, заговорит «катюша» своим неслыханным голосом. Словно тысяча коней заржёт. Будто десять тысяч труб сразу затрубят. И гудят в небе тугие огненные струны. Целой стаей летят калёные снаряды. За каждым — хвост из огня. Рухнули на землю, рвутся, шипят, молнией брызжут, дымом кроют.

Вот она какая, «катюша»!

Придумали «катюшу» инженеры, чтобы неповадно было врагу на нашу землю лезть. И только наши верные гвардейцы, храбрые из храбрых, знали, как действует «катюша» — гвардейский миномёт.

Теперь-то уж все знают: это ракетами «катюша» стреляла. Сейчас у нас уже не отдельные машины «катюши», а целыеракетные войска. Самые грозные для врагов.

— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.

Вопрос к детям.

  • Как вы считаете, почему наши солдаты оружие назвали нежным женским именем «Катюша»?

Российские солдаты всегда помнили о своём доме, о семье, о тех, кого защищали. И оружие своё они называли ласковыми именами «Катюша», «Андрюша». Для российского солдатаРодина – мать.Родина — мать, умей за неё постоять.

Дополнительно.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Задачи. Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.

Беседа.

— Дети, а вы знаете, что в нашем городе Челябинске создавали знаменитые«Катюши». Один из наших заводов выпускал реактивные установки «Катюши» и снаряды к ним. В память об этом на улице Доватора возле Дворца Культуры имени Колющенко стоит памятник реактивному миномёту «Катюша».Никто не забыт, ничто не забыто!

Тема недели «Транспорт»

Лев Абрамович Кассиль

«Таран».

Задачи.Формировать интерес детей к исторической литературе. Расширять знания о Великой Отечественной войне, о военном транспорте. Познакомить детей с рассказом Льва Абрамовича Кассиля «Таран». Помочь понять поступок героя рассказа. Поощрять желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы. Воспитывать патриотические чувства, уважение к нашим военным лётчикам.

Чтение.

— Дети, мы продолжаем разговор о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Льва Абрамовича Кассиля «Таран».

Прилетел в наше небо большой самолёт. Чёрно-жёлтые кресты на крыльях. Сзади – фашистская метка, как репей-колючка на собачьем хвосте. Вражеский самолёт. Бомбардировщик.

Но есть у нас всех и у тебя храбрые защитники – славные лётчики наши.

Словно буря пронеслась по полю. Только мелькнули красные звёзды на крыльях – и вот уже в небе они! И ревёт мотор, и воздух воет, ветер отстал, облака – в клочья! Это махнул навстречу врагу маленький и быстрый самолёт-истребитель. Сердитый, острый, как пуля, «ястребок».

Догнал фашистов наш быстрый «ястребок» и стал клевать врага, бить из пулемётов – в крыльях у него пулемёты.

Отбивались фашисты. Палили из пушки, стреляли изо всех своих пулемётов.

Ранила одна пуля нашего лётчика в руку. Больно было лётчику, но ни за что не хотел он упускать врага. Как рассерженная пчела, жужжал «ястребок» и вился над фашистским самолётом. Залетал сбоку и заходил спереди. Нагонял сзади и бросался на врага сверху. Вертелся фашист, плевался огнём из пушки, огрызался пулемётами.

Долго шёл бой в небе. Вдруг замолчали пулемёты «ястребка». Что такое?..

Кончились патроны. Нечем больше стрелять.

Обрадовались фашисты: «Что он может с нами сделать без патронов!»

«Нет, не уйдёшь от меня! —сказал наш лётчик, разогнал что есть духу свой маленький «ястребок» и смело полетел прямо к самому хвосту вражеского самолёта. — Не уйдёшь!»

Отчаянно стреляли в него фашисты. Целые стаи пуль неслись навстречу.

Но «ястребок» с налёту ударил своим винтом по рулю бомбардировщика и перерубил фашисту хвост – словно острым мечом отсек.

Разом рухнул вниз фашистский самолёт. Ткнулся с размаху носом в землю и взорвался на своих бомбах.

А у «ястребка» только пропеллер погнулся от удара. Раненый лётчик дотянул машину до своих и доложил командиру, что задание выполнено – враг уничтожен.

— Вы ранены, сядьте, — сказал командир. — Благодарю за службу. Отличный таран!

Атаран – это и есть тот смелый удар, которым наш «ястребок» разрубил фашиста.

Такое случалось не раз во время войны.

Прошло с тех пор много лет.

Но вот однажды прилетел тайком в наше мирное небо самолёт–шпион из одной заморской страны.

Захотел он высмотреть незаметно, где у нас заводы новые построены, где защитники страны на своих постах находятся. Высоко, выше всех облаков, летел самолёт-шпион. Думал заморский лётчик, что никто на нашей земле и не знает о его прилёте. Да просчитался!.. У нас там, где надо, специальные аппараты – радары – показали: чужак в небе!

И откуда ни возьмись, нагнал шпиона быстролётный снаряд, пущенный защитниками нашего неба. Разлетелся заморский самолёт на куски. А лётчик с перепугу еле успел на парашюте соскочить. Плюхнулся на землю. И сдался нашим солдатам.

 — Мы, — говорит, — у себя за морем не знали, что у вас снаряды могут так высоко залетать.

— Ну теперь будете знать, — говорят ему, — больше не сунетесь.

— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.

Вопросы к детям.

  • Что такое самолёт?

Самолёт – это воздушный транспорт. Есть самолёты гражданские, а есть военные.

  • Дети, о каких военных самолётах рассказывает автор?

Самолёты-бомбардировщики – уничтожает цели на земле бомбами. Самолёты-истребители уничтожают самолёты врага.

  • Кто управляет военными самолётами?

— Военными самолётами управляют военные лётчики. Во время войны фашистские самолёты бомбили не только военные цели, но и дома мирных жителей. Задачи наших военных лётчиков – не дать бомбардировщикам скинуть бомбы. Наши лётчики сражались отважно, а когда кончались патроны, смело шли на таран.Таран – это когда один самолёт врезается в другой.

  • Дети, как вы думаете, что произойдёт, когда столкнутся два тяжёлых железных самолёта?

— Самолёты сломаются. Но если ударить правильно, то можно выжить.

«Ястребок» с налёту ударил своим винтом по рулю бомбардировщика и перерубил фашисту хвост – словно острым мечом отсек. Разом рухнул вниз фашистский самолёт. Ткнулся с размаху носом в землю и взорвался на своих бомбах. А у «ястребка» только пропеллер погнулся от удара

  • Дети, как вы оцениваете поступок нашего лётчика?

— Лётчик смелый. Он рискнул своей жизнью, чтобы выполнить задание. Лётчикумный, сообразительный, умелый. Он правильно выполнил таран, поэтому его самолёт не разбился. Дети, профессия военного лётчика трудна и опасна. Мы гордимся нашими военными лётчиками, в мирное время они защищают наши границы, в годы войны, они уничтожают врага, защищают мирных жителей: стариков, женщин и детей.

Дополнительно.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Задачи.Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.

Беседа.

— Дети, а вы знаете, что в нашем городе Челябинске есть военное училище лётчиков. Недалёко от училища стоит памятник лётчикам «Самолёт Ил-28».

Тема недели «Наши защитники»

Лев Абрамович Кассиль

«Главное войско».

Задачи.Расширять знания детей о Российской армии. Познакомить с рассказом Льва Абрамовича Кассиля «Главное войско». Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Поощрять желание детей поддерживать беседу. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины.

Чтение.

— Дети, нашу Родину защищают военные.Военных профессий очень много. Какие военные профессии вы знаете?

Военные – это пограничники, лётчики, моряки, танкисты, артиллеристы, ракетчики, пехотинцы, десантники, сапёры, связисты, минёры, врачи, медсёстры и многие другие. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Льва Абрамовича Кассиля «Главное войско».

Не гром ударил — «ура» загремело.

Не молния блеснула — штыки засверкали.

Пошла в бой наша пехота.

Главное войско, без него победы нет.

Самолёт бросит бомбы — улетит.

Танк дорогу проложит и уйдёт.

Апехота всем завладеет, каждый дом отобьёт, из-под куста врага выгонит, под землёй его достанет.

Велика сила у советского (российского)солдата. А храбрости и умения ещё больше.

Один на один против танка выходит с гранатой.

На все руки мастер. Где штыком врага не достанет, там пулей не промахнётся.

Оружие бережёт, лопату уважает.

В бою смерти не боится.

В походе отдыха не просит.

Солнце жарит, пыль — идёт пехота.

Мороз трещит, снег — идёт пехота.

Дождь льёт, грязь — идёт пехота.

День светлый — идёт пехота.

Ночь тёмная — идёт пехота.

Пришла пехота, залегла, окопалась. Ждёт приказа, чтобы в наступление идти. Пулемёты — на место, патроны — в ружьё, гранату — в кулак.

Самолёты наши разведали, где враги.

Пушки наши продолбили путь, танки дорогу расчистили. Вперёд, пехота! Поднялась...

— Ура!

Не гром гремит, не молнии блещут — идётпехота в наступление.

Вот так про пехоту нашу во время войны говорили. А с тех пор она стала ещё сильнее во много раз. И оружие у неё теперь новое. И в поход она уже не пешком идёт, а на быстрых машинах мчится. Солдаты в них надёжной бронёй укрыты — пуля не пробьёт.

А примчится броневая машина на назначенное место, даст командир солдатам своим команду. Вмиг соскочитмотопехота с машин на землю — и в бой!

— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.

Вопросы к детям.

  • Какую военную профессию автор считает главной?

— Не гром гремит, не молнии блещут — идётпехота в наступление.

  • Дети, как вы думаете, почему автор утверждает «Пошла в бой наша пехота. Главное войско, без него победы нет»?

— Самолёт бросит бомбы — улетит. Танк дорогу проложит и уйдёт. А пехота всем завладеет, каждый дом отобьёт, из-под куста врага выгонит, под землёй его достанет.

Пехота – это стрелки, автоматчики, пулемётчики, снайперы… Пехота – самая большая часть военного войска. Многие ваши деды и прадеды служили в пехоте. «Важное и славное дело – защита Родины. Только не лёгкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым – чтобы не испугаться. И умелым нужно стать – чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким». Не зря в народе говорят: Солдатская служба почётна.

Дополнительно.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Задачи. Поддерживать интерес детей к памятникам, посвящённым Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народной традиции – чтить память героев.

Беседа.

— Дети, в память о героях люди ставят памятники. В нашем городе Челябинске в Металлургическом районе на территории завода памятник Воину – защитнику.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Тема недели «Миром правит доброта»

Лев Абрамович Кассиль

«Памятник советскому солдату».

Задачи.Формировать интерес детей к исторической литературе. Расширять знания о Великой Отечественной войне, о Российской армии. Познакомить детей с рассказом Льва Абрамовича Кассиля «Памятник советскому солдату». Способствовать формированию эмоционального отношения детей к литературному произведению. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать патриотические чувства детей, уважение к защитникам Родины, уважение к памяти павших бойцов, гордость за Родную страну.

Материал к деятельности: фотографии памятника «Воин – освободитель».

Чтение.

— Дети, мы продолжаем разговор о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Льва Абрамовича Кассиля «Памятник советскому солдату».

Долго шла война. Остановила Советская(Российская)Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли.

За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят... Только теперь глаза-то их завидущие уже не на восход смотрели, не на страну нашу, а назад – туда, куда солнце закатывается.

Двинулась Советская (Российская) Армия по вражеской земле, стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать дальше некуда. Засели они в главном немецком городе – Берлине.

Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.

Как-то раз во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот–вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат – пропадает девчонка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!»

Бросился солдат через улицу под самые пули,подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.

И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня – солдат Советской (Российской) Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского(российского) солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.

Вопросы к детям.

  • Как вы думаете, что чувствовала маленькая девочка во время боя?

— Девочке была страшно. Она потеряла маму, вокруг гремел бой, летели пули.

  • Как вы считаете, могла девочка сама спрятаться от пуль?

— Девочка была маленькой. Ей было страшно, и она не знала, что делать, куда бежать.

  • Дети, почему наш солдат спас немецкую девочку?

— Солдату стало жалко маленькую девочку. Наши солдаты – защитники. Они защищают мирных жителей: стариков, женщин и детей. Бросился солдат через улицу под самые пули,подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

  • По вашему мнению, почему солдат бросился под пули, ведь он мог погибнуть?

— Для солдата важнее было спасти ребёнка. Не зря в народе говорят: Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.

  • Дети, почему русскому солдату в Германии немцы поставили памятник?

— Немецкий народ оценил доброту российских солдат. Наши солдаты спасли не одну девочку, а много-много немецких детей. Памятники помогают людям запомнит великих людей или важные дела. Поэтому и поставили памятник российским солдатам в само главном немецком городе, в столице Берлине. Памятник очень-очень высокий, выше домов, даже выше деревьев. Памятник называется «Воин – освободитель».

Педагог показывает детям фотографии памятника «Воин-освободитель».

И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня – солдат Советской (Российской) Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского(российского) солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

— Но, к сожалению, есть злые люди, которые сносят, ломают памятники. Они хотят, чтобы люди разных стран забыли о добре, о том, что российские солдаты освободили многие страны, спасли многих людей из плена фашистов, уберегли от смерти. Дети, помните всегда, не забывайте, что наша страна спасла мир от зла, от фашизма.

Тема недели «Космос»

Валентин Алексеевич Гагарин

«Лётчики»,

(в сокращении).

Задачи. Формировать интерес детей к исторической литературе, к биографии первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне. Познакомить с воспоминаниями Валентина Алексеевича Гагарина «Мой брат Юрий». Поощрять желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Родную страну, за героев, лётчиков-космонавтов, покоривших космос.

Материал к деятельности. Портрет Юрия Гагарина.

Чтение.

— Дети, вы знаете, кто такой Юрий Гагарин?

Россия – первая страна, чьи спутники и космические корабли вышли в космос. Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт в мире. Но прежде чем стать космонавтом, Юрий Гагарин учился в школе, затем в лётном училище, служил лётчиком. Детство Юрия Гагарина прошло в годы Великой Отечественной войны. Мальчику было 7 лет. Маленький Юра видел, как сражались наши воины с фашистами. Дети, послушайте, пожалуйста, воспоминания брата Юрия Гагарина Валентина Алексеевича о встрече с военными лётчиками в годы войны. «Лётчики».

Над крышей нашего дома, едва не зацепив трубу, с рёвом промчался краснозвёздный истребитель. Стекла в оконных переплётах задребезжали, я выскочил на крыльцо. Обезумевшие куры с кудахтаньем неслись под навес двора.

— Падает! — заорал я.

Истребитель падал в болото: за околицей, километрах в двух от нашего дома, лежало оно. Падал стремительно, резко, как с силой брошенный камень. Всё! Сейчас взорвётся...

Я закрыл глаза, но взрыва не услышал: только сильный, глухой шлепок – будто бы мокрую глину в стенку швырнули.

— Чего стоишь? Беги туда. Может, лётчик-то жив, помочь, может, надо, — услышал я за спиной голос отца. Наверно, он вышел на крыльцо следом за мной.

Отец, ясное дело, и сам бы не устоял на месте, но с его хромотой... Да и слаб он ещё после больницы-то.

— Беги, кому говорю!

И я побежал. Ватага школьников – впереди Юра и Володя – кубарем скатилась с бугра, успела к самолёту прежде меня. Они и подсказали лётчику, как удобнее выбраться на твёрдую землю.

В кожаном реглане, в лётной шапке, он стоял перед ними, чуть покачиваясь на нетвёрдых ногах, слушал оглушительную тишину, растерянно улыбался и повторял:

— Странно. Значит, тут ещё учатся...

— Вы ранены, дядя?

— А? Ранен? Ерунда, чушь... Ступню разбил при посадке. Заживёт... Поди-ка сюда, малыш. Как зовут тебя?

— Юра. А это мой товарищ, Володя.

— Ну что ж, Юра, давай руку. А я Ларцев.

В это время над селом пролетел другой истребитель с красными звёздами на крыльях, заметив нас, закружил, вычерчивая петли.

Лётчик поднял Юру на руки, снял кепку с его головы, стал махать ею, показывая направление. Видимо, его поняли правильно: истребитель развернулся, пошёл на посадку и приземлился довольно далеко от нас, километрах в полутора, зато на возвышенности – сухой, ровной, всегда пригреваемой солнцем.

Пилот второго самолёта бежал к нам.

— Дружок, — повернулся ко мне Ларцев, — тебе по силе: раздобудь-ка где-нибудь пару досок покрепче...

Раздобыть доски было делом нехитрым: поблизости стоял заброшенный сарай, и я ничтоже сумняшеся отодрал несколько досок от его стены. Мы перебросили их к самолёту – получились мостки. Только тут заметил я, как страшно – живого места не сыскать – изрешечены пулями хвост, фюзеляж, плоскости крыльев. Чудно ещё, что на лётчике ни единой царапины – разбитая нога не в счёт. Подбежал второй пилот, обнял товарища.

— Друг, жив, значит! — закричал он, радостно возбуждённый. — А я думал: все, крышка, прошили тебя! Жив, бродяга!

Жестикулируя, перебивая друг друга, они вспоминали подробности недавнего воздушного боя. «Он к моему хвосту прицепился, тут ты ему и наподдал...» — «Нет, это что? Ерунда, чушь... Тому вон фрицу врезали – пополам развалился...»

Нам не всё было понятно в их разговоре, но главное мы уяснили: дорого заплатили фашисты за наш искалеченный, разбитый истребитель – трёх самолётов стоил он немцам.

— Пора за дело, — вдруг спохватился Ларцев, показывая на свой истребитель.

Болото засасывало машину: только крылья, широко разметавшись, поддерживали самолёт. По просьбе лётчиков ребята наперегонки слетали в деревню, принесли несколько пустых вёдер. Впрочем, Юрино ведро оказалось не пустым: там стояла кринка с холодным молоком, лежала краюха хлеба.

— Душа парень, — похвалил его Ларцев и достал из сумки плитку шоколада. — На-ка вот, поделись с товарищами. За хлеб и молоко спасибо – съедим, а мясо домой отнеси – самим пригодится.

Юра вертел в руках шоколад, не зная, как приступиться к нему, потом решился: сорвал с плитки ярко расцвеченную обёртку, разломал на кусочки. Ребята воробьями налетели на него.

— Что, Юрка, обделился? — засмеялся лётчик, видя, какое огорчение и недоумение написаны у братишки на лице. Снова копнулcя в сумке, достал другую плитку.

— Придётся НЗ разорить. Только теперь на целую не рассчитывай. Надо и себе оставить на всякий пожарный. Ешь в темпе – и за работу!

Мы с жаром – погонять нас не надо было – принялись помогать лётчикам. Ларцев сливал в ведра бензин из баков, а мы носили его к исправному самолёту. Боеприпасы – их, правда, оказалось совсем немного: все расстреляли в бою, – перенесли туда же.

Лётчики, видать, запарились в своём кожаном одеянии, сняли куртки, и мальчишки восторженно ахнули: на гимнастёрке у каждого сверкали ордена. Признаться, я впервые увидел не на картинке, а въяве такие боевые награды.

— А это что?

— А это какой? — посыпались вопросы.

— Красного Знамени. За финскую.

— Звёздочка... То есть орден Красной Звезды. За Испанию.

Они, ещё не остывшие от жаркой схватки в небе, и так выглядели в наших глазах самыми храбрыми и самыми красивыми людьми на свете, а тут мы и вовсе влюбились в них. Юра ни на шаг не отходил от Ларцева: где-то раздобыл ему тонкую, но крепкую палочку, попросил разрешения подержать в руках планшетку, ловил каждое сказанное им слово.

— Ну-ка, Юрка, — сказал тот, — давай я тебе самолёт покажу поближе. Хочешь в кабину?

Брат побледнел от волнения, растерялся.

— Ага, — только и вымолвил.

Лётчик легко поднял его с земли, усадил в кресло пилота, начал показывать на непонятныеприборы, объяснять их назначение:

— Скорость... Ручка управления... Высота... А это уровень масла показывает. Нет в машине масла, вытекло все... Эк, какой ты быстрый! Трогать ничего не надо, а то улетишь невзначай. Лови тогда.

— Я только посмотрю, — шептал Юра.

Близко к полуночи простились мы с лётчиками. Каждый из мальчишек звал пилотов ночевать к себе, но они решили остаться у самолётов.

...Утром мы выскочили на улицу. Чадным костром горел на болоте один истребитель. Второго – того, что на взгорье стоял, не было видно.

— Улетели соколы, — сказал отец. — Одну машину запалили, а на другой вдвоём улетели.

Юрка обрадовался:

— Вот молодцы! Опять будут фашистов бить...

— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.

Вопросы к детям.

  • Как вы считаете, могла ли эта встреча с военными лётчиками вызвать желание маленького Юры стать лётчиком?

— Вот что пишет Валентин Алексеевич, брат Юрия Гагарина.

А я вот сейчас думаю, что среди тех людей, кто помогал Юрию ступеньку за ступенькой одолевать крутую дорогу в космос, кто помогал родиться и окрепнуть его мечте, – одно из первых мест по праву принадлежит двум лётчикам-героям, двум товарищам, посадившим свои самолёты у нашего села тогда, в сорок первом году.

  • Дети, как вы думаете, что помогло Юрию Гагарину стать космонавтом?

— Превосходной здоровье, занятиеспортом, знания лётчика,дисциплинированность, ответственность, честность.

«Юра – настоящий русский парень: честный и добросовестный, открытый и жизнерадостный, смелый и талантливый и очень любящий людей», — так описывал первого космонавта Сергей Павлович Королёв в своих воспоминаниях. Сергей Павлович Королёв – учёный, основатель космонавтики России.

  • Дети, кто из вас хочет стать космонавтом?

Космонавты – уважаемые люди в нашей стране. Работа космонавтом очень сложная. У космонавтов должно бытьотличное здоровье, хорошая физическая подготовка. Космонавты должны много знать иуметь.

Тема недели «День Победы»

Сергей Петрович Алексеев

«Победа».

Задачи. Формировать интерес детей к исторической литературе. Расширять знания о Великой Отечественной войне, о героях родной страны. Познакомить с рассказом Сергея Петровича Алексеева «Победа». Способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению. Формировать умение детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины, гордость за Родную страну.

Чтение.

— Дети, мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне. Долгие годы шла Великая Отечественная война, много людей погибло в этой войне, много мирных жителей замучили фашисты, много наших солдат погибли, защищая Родину. И вот наступил долгожданный день, наши солдаты в главном городе Германии, в Берлине. Идут последние бои. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Сергея Петровича Алексеева «Победа».

— Сержант Егоров!

— Я сержант Егоров!

— Младший сержант Кантария!

— Я младший сержант Кантария!

Бойцов вызвал к себе командир. Советским (российским) солдатам доверялосьпочётное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага. Бойцы взяли под козырёк и ушли. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте.

У рейхстага идёт бой. Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Советские (российские) воины внимательно следят за каждым их шагом. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь, и знаменосцамприходится залечь за укрытие. Тогда наши бойцы вновь начинают атаку, и Егоров и Кантария бегут дальше.

Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг.

— Ох, выше бы! — вырывается вздох у наблюдающих бойцов.

И, как бы услышав просьбу товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми. Бой уже идёт на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон, недалеко от центрального входа, вновь появляется красное знамя. Появилось. Качнулось. И вновь исчезло.

Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли?!

Проходит минута, две... десять. Тревога всё больше и больше охватывает солдат. Проходит ещё тридцать минут, но ни Егорова, ни Кантарии, ни знамени больше не видно. И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания – по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держатзнамя в руках и приветственно машут товарищам.

Потом вдруг бросаются к застеклённому куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно начинают карабкаться ещё выше.

— Правильно, туда его – к самому небу! — кричат солдаты.

— Выше, братишки, выше!

На площади и в здании ещё шли бои, а на крыше рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над побеждённым Берлином уже уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских(российских) воина,русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи других бойцов разных национальностей сквозь метель и непогоду войны принесли его сюда, в самое фашистское логово, и установили на страх врагам как символ непобедимости советского (российского) оружия.

Прошло несколько дней, и фашистские генералы признали себя окончательно побеждёнными. Гитлеровская Германия была полностью разбита. Великая освободительная война советского (российского) народа против фашизма закончилась полной нашей победой.

Вскоре в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Парад Победы. Сводные полки, приехавшие с фронтов, проходили мимо Мавзолея. Масса гостей на площади. Проходят полки. Чеканят солдаты шаг. И в каждом шаге звучит как эхо: «Победа! Победа! Победа!»

Идут солдаты. А вот и особая вышла рота. Зашевелилась, задвигалась площадь:

— Что там несут солдаты?

Солдаты несли знамёна поверженной фашистской Германии. Вот поравнялись бойцы с Мавзолеем. Вот повернулись резко. Шагнули вперёд. Замерло всё на площади. Полетели на землю вражеские знамёна.

И снова идут полки. И снова в солдатском шаге, как крик, как эхо:«Победа! Победа! Победа!»

А вечером был салют.Ликовали земля и люди. Гремели, гремели, гремели залпы. То радость огнями взлетала в небо.

Победа!

Победа!

Победа!

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Что вы чувствуете, какие мысли вызывает у вас этот рассказ?

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Затем делится своими впечатлениями от рассказа.

— Я чувствую радость, что наши солдаты победили, я горжусь нашей Родиной и нашей армией.

Лев Абрамович Кассиль

«Никто не знает, но помнят все».

Задачи.Формировать интерес детей к исторической литературе. Расширять знания о Великой Отечественной войне. Познакомить детей с рассказом Льва Абрамовича Кассиля «Никто не знает, но помнят все» и стихотворением Михаила Васильевича Исаковского «Навек запомни!» Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины, уважение к памяти павших бойцов.

Материал к деятельности. Фотографии мемориала «Могила неизвестного солдата» в Москве.

Чтение.

— Дети, мы продолжаем разговор о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Льва Абрамовича Кассиля «Никто не знает, но помнят все».

Педагог показывает фотографии.

Есть в Москве, в саду у кремлёвской стены, могила, возле которой всегда много людей.

Никогдане гаснет над ней посреди гранитной пятиугольной звезды огонь. Всегда горит он – и днём и ночью.

Никогда не увидишь тут увядших цветов. Всегда лежат свежие, недавно принесённые. Бережно уложены букеты и венки …

Никто не знает, как звали человека, который похоронен здесь. Но все знают, что он храбро сражался, и помнят, за что погиб этот неизвестный солдат.

А убили его враги в одном из боёв за нашу столицу. Уже близко к Москве подошли тогда фашисты. Уже слышно было в городе, как яростно бьют фашистские пушки. Но стойко и бесстрашно защищали Москву наши войска. Да и все жители столицы готовы были встретить врага боем насмерть и не пустить фашистов в Москву.

И не смогли враги пробиться в нашу столицу. Геройски сражались её защитники. Остановили они фашистов возле города, а потом погнали прочь от него.

Двадцать лет спустя, когда праздновали эту незабываемую победу, дали Москве нашей звание города–героя. А в братской могиле, на месте последнего боя за Москву, откопали останки одного из тех, кто, не пожалев своей жизни, защитил столицу. И торжественно похоронили возле кремлёвской стены.

Вот горит теперь днём и ночью, не потухая,вечный огонь над этой могилой. И стоят вокруг люди, сняв шапки. Давай постоим тут, дружок, и мы с тобой.

Слышишь?

— Может быть, это мой сынок здесь лежит, — шепчет старая женщина, стоя возле этой могилы. — Ведь сын мой тоже под Москвой в бою погиб, сказывали...

«Что ж, — думает про себя молодой солдат, глядя на могилу неизвестного героя. — Сдержал тот, кто лежит здесь, своё солдатское слово. Недаром мы, солдаты, присягу даём на верность и службу. И я такую присягу давал. И если опять кто из врагов сунется на нашу землю, сумею и я своё слово сдержать».

А рядышком дети стоят, не шелохнутся. Пришли сюда прямо из школы. И принесли ребята цветы на могилу Неизвестного солдата

Но здесь, у могилы, громко не говорят. Тут либо молчат, либо переговариваются вполголоса, совсем тихо.

Так говорят, когда вспоминают что-то очень дорогое.

Или когда задумываются над чем-то важным.

Или когда загадывают самое главное в жизни.

А вспоминают тут о тех, кто храбро воевал и себя не пожалел, чтобы народ наш победил врагов.

И задумываются здесь над тем, как надо жить, учиться, работать, чтобы сделать жизнь нашу, отвоёванную её героями–защитниками, ещё лучше и краше, ещё честнее и радостнее.

И загадывают, чтобы ещё крепче и сильнее стала страна наша, чтобы никогда не посмели напасть на неё враги, и чтобы всегда был на земле мир.

— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком. Что вы чувствуете, какие мысли вызывает у вас этот рассказ?

Педагог подбадривает детей.

— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.

Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Затем делится своими впечатлениями от рассказа.

— Я чувствую скорбь по погибшим солдатам.

Михаил Васильевич Исаковский

«Навек запомни!»

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты: рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

Дмитрий Александрович Чибисов

«Вечный огонь».

Задачи.Познакомить детей со стихотворением Дмитрия Александровича Чибисова «Вечный огонь». Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины, уважение к памяти павших бойцов.

Чтение.

— Дети, в каждом городе, во многих сёлах нашей Родины горит Вечный огонь. Вечный огонь горит днём и ночью в память о павших героях, воинах защищавших нашу Родину.

Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Дмитрия Александровича Чибисова «Вечный огонь».

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тутсолдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Педагог сохраняет минуту молчания.

— В нашем городе Челябинске, в центре города, на Алее Славы горит Вечный огонь.

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тутсолдат советский спит.

— Дети, попросите родителей посетить этот мемориал. Возле памятника погибших воинов надо вести себя тихо, не бегать, не кричать. Спокойно подойти к памятнику, склонить голову, в благодарность, положить живые цветы.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Список литературы.

  1. Алексеев С. П. «Богатырские фамилии». Москва, «Детская литература», 1981

  2. Баруздин С. А. «Шёл по улице солдат», Москва, Детская литература, 1978.

  3. Гагарин В. А. «Мой брат Юра», Минск, Юнацтва, 1988.

  4. Збанацкий Ю. О. «Щедрый ёжик», Москва, ДЕТГИЗ, 1960.

  5. Исаковский М. В. «Стихи и песни», Москва, ОГИЗ, 1948.

  6. Кассиль Л. А. «Главное войско», Москва, Детская литература, 1987.

  7. Кассиль Л. А. «Твои защитники», Москва, Детская литература, 1970.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Чтение художественной литературы в старшей группе ДОУ. К 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Подборка художественной литературы о Великой Отечественной войне с учётом тематического планирования. Небольшие по объёму тексту, доступные для восприятия детей, беседы с детьми о прочитанном, с целью воспитания патриотических чувств.
0 ₽