Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Опыт, реализация, проблемы проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в основной школе для детей с нарушением слуха

Опыт, реализация, проблемы проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в основной школе для детей с нарушением слуха

Анализируя свой опыт работы проектной деятельности, полученные результаты, мы пришли к выводу, что современная ситуация требует от педагога детей с ОВЗ не простого фрагментарного использования данного метода, а его преобладания в образовательной практике над репродуктивными методами в основной школе на уроках литературы и русского языка. По проектам мы работаем уже несколько лет с начальной школы и имеем положительные результаты.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Волкова Н.Н. ,

учитель русского языка и литературы

Опыт, реализация, проблемы проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в основной школе для детей с нарушением слуха

Анализируя свой опыт работы проектной деятельности, полученные результаты, мы пришли к выводу, что современная ситуация требует от педагога детей с ОВЗ не простого фрагментарного использования данного метода, а его преобладания в образовательной практике над репродуктивными методами в основной школе на уроках литературы и русского языка. По проектам мы работаем уже несколько лет с начальной школы и имеем положительные результаты. В основу проектного метода положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, поэтому проектный метод рассматриваем, как один из путей обучения, наиболее полно соответствующий природе ребёнка.

Основные составляющие проектного метода – выявление проблем, выработка и постановка гипотезы, наблюдение, опыты, эксперименты, суждения и умозаключения. Метод проектов мы используем на уроках и вне их. Ориентируемся на интеллектуально-творческое развитие каждого ребёнка и особенно уделяем внимание «одарённым» детям. Образовательные задачи осуществляем путём создания специальной развивающей среды.

Используем основные требования, выступающие в качестве ориентиров:

  • опираться на собственный опыт ребёнка;

  • обучать в действии;

  • побуждать к наблюдению и экспериментированию;

  • чередовать индивидуальную и коллективную работу.

Структура урока обретения новых знаний включает в себя проектную деятельность. Это урок создания образовательной продукции. Принцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную продукцию (модели, планы, рассказы, презентации, буклеты, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле». И наоборот, если во время учёбы ученику не предлагать ничего создавать, а только изучать готовое, то ничему толковому для реальной жизни его не научишь. В самом деле, кому и зачем нужен «вечный студент», который только изучает чужое?

По жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт (результат) – всегда главный элемент. Поэтому и учёба должна стать средством, а не целью. К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. Мы даём детям возможность создавать образовательную продукцию на уроке. Это можно сделать на любом учебном предмете, в любой изучаемой теме.

Структурные элементы урока, включающие проектную деятельность:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Мы организуем диалог, направленный на выявление цели, темы, способа действий. Ставим перед детьми вопрос: «Что нам предстоит узнать сегодня на уроке?».

Дети обдумывают проект дальнейших учебных действий. Высказывают свои версии разрешения возникшего затруднения (просклонять существительные, сравнить их окончания). Ставят цель – узнать, почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания.

4. Реализация построенного проекта.

1) Практическая работа в группах.

Мы осуществляем реализацию построенного проекта через групповую работу с помощью подготовленных заданий:

– Разделите эти слова на 3 группы: вода, ученик, стекло, Юра, земля, степь, конь, лиса, дядя, окно, гнездо.

После обсуждения предлагаем классифицировать слова в зависимости от рода. Предлагаем задания группам – записать имена существительные, просклонять.

2) Открытие нового знания:

- обучающиеся обсуждают, по каким признакам можно разделить группы. Высказывают свои версии (род, одушевл.– неодушевл., количество слогов). Записывают слова: 1 гр.– им. сущ. ж. р.; 2 гр.– им. сущ. м. р.; 3 гр.– им. сущ. ср.р. Склоняют, выделяют окончания;

- отчитываются о проделанной работе; сравнивают окончания; заполняют сводную таблицу в группах, делают вывод о том, что все существительные можно разделить на 3 группы; подписывают название каждого столбика.

5. Рефлексия.

Рефлексия деятельности не менее важна, чем сама деятельность школьника. Об не нужно забывать. На этом этапе урока мы используем приём «Я знаю, я запомнил, я смог». Дети по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного слайда на экране:

Сегодня я узнал …

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что… Мне захотелось … и др.

Проект по литературе.

Тема проекта: Рассказ А. П. Платонова «Юшка».

Я выбрала эту тему, потому что она затронула меня до глубины души.

Цель работы: показать ребятам презентацию рассказа А. П. Платонова «Юшка», трейлер фильма и дать им интересные задания.

Проектным продуктом будет презентация.

План работы (описание работы по плану показано в презентации):

  1. Портрет Юшки, его жизнь.

  2. Словарная работа.

  3. Значение слова «Юшка».

  4. Враги и друзья Юшки.

  5. Поучения Владимира Мономаха.

  6. Трейлер фильма «Юшка».

Отчет о проделанной работе.

Я начала работу с того, что сначала познакомилась с материалами, которые нашлись в Интернете по теме проекта. Поставила перед собой цель, составила план работы. Затем создала презентацию, выбрала шрифт, размер шрифта, дизайн, подобрала картинки, составила тексты. Я завершила работу тем, что придумала задания ребятам, вставила в презентацию трейлер фильма.

В ходе работы я столкнулась с такой проблемой: из Интернета не смогла скачать трейлер. Эту проблему решила так: сняла видеозапись трейлера с экрана, потом перекинула с телефона в ноутбук и вставила видео в презентацию.

Думаю, что презентация не была бы ребятам интересной без трейлера. Работа над проектом показала, что у меня получилось вставить видео в презентацию.

(из работы обучающейся 7 класса Арины М.)

Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию детей с нарушением слуха и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается тем, что:

  • уроки стали проходить более оживленно, обучающиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;

  • практическая направленность исследований, привлекают и делают проекты лично значимым для обучающихся (как отмечают ребята: «пригодятся жизни»);

  • у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.

Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям детей. Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в нашей работе.

Это проблемы:

  • работа над проектом - объемная, кропотливая. Учителю необходимо помнить структуру дефекта наших детей. Особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования, составление отчетов. Возникает опасность перегрузки обучающихся, поэтому стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках проводить нечасто, ни в коем случае не «давлю» на детей, строю отношения сотрудничества;

  • иногда обучающиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект; возникает необходимость анализировать причины неудач;

  • самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки, даже в случае, если ученики «идут не туда». Однако необходимо помнить, что проекты должны выполняться обучающимися самостоятельно.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Анализируя свой опыт работы проектной деятельности, полученные результаты, мы пришли к выводу, что современная ситуация требует от педагога детей с ОВЗ не простого фрагментарного использования данного метода, а его преобладания в образовательной практике над репродуктивными методами в основной школе на уроках литературы и русского языка. По проектам мы работаем уже несколько лет с начальной школы и имеем положительные результаты.
0 ₽