Волкова Н.Н. ,
учитель русского языка и литературы
Опыт, реализация, проблемы проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в основной школе для детей с нарушением слуха
Анализируя свой опыт работы проектной деятельности, полученные результаты, мы пришли к выводу, что современная ситуация требует от педагога детей с ОВЗ не простого фрагментарного использования данного метода, а его преобладания в образовательной практике над репродуктивными методами в основной школе на уроках литературы и русского языка. По проектам мы работаем уже несколько лет с начальной школы и имеем положительные результаты. В основу проектного метода положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, поэтому проектный метод рассматриваем, как один из путей обучения, наиболее полно соответствующий природе ребёнка.
Основные составляющие проектного метода – выявление проблем, выработка и постановка гипотезы, наблюдение, опыты, эксперименты, суждения и умозаключения. Метод проектов мы используем на уроках и вне их. Ориентируемся на интеллектуально-творческое развитие каждого ребёнка и особенно уделяем внимание «одарённым» детям. Образовательные задачи осуществляем путём создания специальной развивающей среды.
Используем основные требования, выступающие в качестве ориентиров:
опираться на собственный опыт ребёнка;
обучать в действии;
побуждать к наблюдению и экспериментированию;
чередовать индивидуальную и коллективную работу.
Структура урока обретения новых знаний включает в себя проектную деятельность. Это урок создания образовательной продукции. Принцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную продукцию (модели, планы, рассказы, презентации, буклеты, поступки и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле». И наоборот, если во время учёбы ученику не предлагать ничего создавать, а только изучать готовое, то ничему толковому для реальной жизни его не научишь. В самом деле, кому и зачем нужен «вечный студент», который только изучает чужое?
По жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт (результат) – всегда главный элемент. Поэтому и учёба должна стать средством, а не целью. К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. Мы даём детям возможность создавать образовательную продукцию на уроке. Это можно сделать на любом учебном предмете, в любой изучаемой теме.
Структурные элементы урока, включающие проектную деятельность:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Построение проекта выхода из затруднения.
Мы организуем диалог, направленный на выявление цели, темы, способа действий. Ставим перед детьми вопрос: «Что нам предстоит узнать сегодня на уроке?».
Дети обдумывают проект дальнейших учебных действий. Высказывают свои версии разрешения возникшего затруднения (просклонять существительные, сравнить их окончания). Ставят цель – узнать, почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания.
4. Реализация построенного проекта.
1) Практическая работа в группах.
Мы осуществляем реализацию построенного проекта через групповую работу с помощью подготовленных заданий:
– Разделите эти слова на 3 группы: вода, ученик, стекло, Юра, земля, степь, конь, лиса, дядя, окно, гнездо.
После обсуждения предлагаем классифицировать слова в зависимости от рода. Предлагаем задания группам – записать имена существительные, просклонять.
2) Открытие нового знания:
- обучающиеся обсуждают, по каким признакам можно разделить группы. Высказывают свои версии (род, одушевл.– неодушевл., количество слогов). Записывают слова: 1 гр.– им. сущ. ж. р.; 2 гр.– им. сущ. м. р.; 3 гр.– им. сущ. ср.р. Склоняют, выделяют окончания;
- отчитываются о проделанной работе; сравнивают окончания; заполняют сводную таблицу в группах, делают вывод о том, что все существительные можно разделить на 3 группы; подписывают название каждого столбика.
5. Рефлексия.
Рефлексия деятельности не менее важна, чем сама деятельность школьника. Об не нужно забывать. На этом этапе урока мы используем приём «Я знаю, я запомнил, я смог». Дети по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного слайда на экране:
Сегодня я узнал …
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я почувствовал, что… Мне захотелось … и др.
Проект по литературе.
Тема проекта: Рассказ А. П. Платонова «Юшка».
Я выбрала эту тему, потому что она затронула меня до глубины души.
Цель работы: показать ребятам презентацию рассказа А. П. Платонова «Юшка», трейлер фильма и дать им интересные задания.
Проектным продуктом будет презентация.
План работы (описание работы по плану показано в презентации):
Портрет Юшки, его жизнь.
Словарная работа.
Значение слова «Юшка».
Враги и друзья Юшки.
Поучения Владимира Мономаха.
Трейлер фильма «Юшка».
Отчет о проделанной работе.
Я начала работу с того, что сначала познакомилась с материалами, которые нашлись в Интернете по теме проекта. Поставила перед собой цель, составила план работы. Затем создала презентацию, выбрала шрифт, размер шрифта, дизайн, подобрала картинки, составила тексты. Я завершила работу тем, что придумала задания ребятам, вставила в презентацию трейлер фильма.
В ходе работы я столкнулась с такой проблемой: из Интернета не смогла скачать трейлер. Эту проблему решила так: сняла видеозапись трейлера с экрана, потом перекинула с телефона в ноутбук и вставила видео в презентацию.
Думаю, что презентация не была бы ребятам интересной без трейлера. Работа над проектом показала, что у меня получилось вставить видео в презентацию.
(из работы обучающейся 7 класса Арины М.)
Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию детей с нарушением слуха и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается тем, что:
уроки стали проходить более оживленно, обучающиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
практическая направленность исследований, привлекают и делают проекты лично значимым для обучающихся (как отмечают ребята: «пригодятся жизни»);
у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.
Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям детей. Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в нашей работе.
Это проблемы:
работа над проектом - объемная, кропотливая. Учителю необходимо помнить структуру дефекта наших детей. Особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования, составление отчетов. Возникает опасность перегрузки обучающихся, поэтому стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках проводить нечасто, ни в коем случае не «давлю» на детей, строю отношения сотрудничества;
иногда обучающиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект; возникает необходимость анализировать причины неудач;
самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки, даже в случае, если ученики «идут не туда». Однако необходимо помнить, что проекты должны выполняться обучающимися самостоятельно.