Тема:Организация и проведения социально значимых акций по безопасности дорожного движения
Опыт работы педагога дополнительного образования Гусевой Марии Сергеевны
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения, а также сформировать у них навыки безопасного поведения на дорогах. С этой целью создаются отряды Юных инспекторов движения.
Отряд юных инспекторов движения (ЮИД) – это творческое объединение школьников, которые помогают в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют правила дорожного движения (безопасного поведения на улицах и дорогах города) среди учащихся своей школы и жителей города. Одним из видов пропаганды является проведение социально-значимых акции.
Акция – активная форма работы, которую проводят участники движения в школах, клубах, на концертах, спортивных праздниках.
Чрезвычайно важным фактором, влияющим на развитие личности, является активная общественная деятельность.
Социальная акция – это вид социальной деятельности, целью которой является привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме (в нашем случае к проблеме безопасности дорожного движения), к какой-либо дате, событию.
Во время проведения социальной акции участники не просто получают информацию о проблемах, они вместе ищут пути решения этих проблем.
С помощью акции можно быстро, емко, ненавязчиво донести до большого количества детей и подростков (родителей, учителей) нужную идею, привлечь внимание к проблеме.
В подготовке и проведении акции можно выделить несколько этапов.
1.Первый этап – разработка идеи. Для разработки идеи акции используется метод «мозгового штурма».
Мозговой штурм – это оперативный метод решения проблемы. Во время «мозгового штурма» участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество идей, в том числе самых фантастичных.
При разработке и подготовке акции целесообразно определить на решение какой проблемы она направлена, кто является ее целевой группой, какова цель и какие задачи она решает.
Начиная акцию организаторы акции должны четко ответить на 3 вопроса.
Первый вопрос: «Чего мы хотим добиться?» (перед началом акции)
Например:
- повышения информированности участников в вопросах …;
- признания важности продвигаемой акцией идеи;
- привлечения внимания к …;
- вовлечения участников в решение социальных проблем;
- увеличения количества участников акции (по сравнению с прошлой акцией);
Второй вопрос: «Что целевая аудитория должны понять?» (в ходе акции)
Третий вопрос: «Какие действия люди должны предпринять?» (после акции).
Также следует уточнить такие организационные моменты как, место и время проведения, форму.
Желательно, чтобы цель акции была сформулирована в виде слогана, девиза – легко и надолго запоминающегося.
2. Подготовительный этап.
Этот период включает в себя, подготовку всех необходимых, в соответствии со сценарием, атрибутов (плакатов, костюмов, листовок и др.), а также репетиции.
Любое действие должно быть обязательно отрепетировано. Это необходимо для того, чтобы избежать путаницы и неразберихи во время мероприятия. Важно, чтобы дети (команда) знали общий сценарий проведения акции, ответственных за каждый ее этап.
Подготовка любой акции обеспечивается изучением проблемной ситуации и формулировкой проблемы, формированием команды исполнителей, распределением обязанностей и зон ответственности между членами команды.
Созданием и тиражированием информационного продукта социальной акции: стикеры, флаеры, плакаты, транспаранты, листовки.
Рекомендации к оформлению информационного материала:
o листовка должен быть оформлена красочно, так как её задача - привлечь внимание,
o листовка может содержать фразы из молодежного сленга,
o составляя призывы к действию можно использовать различные мотивы, которые могут повлиять на выбор ребенка (например: ты хочешь проявить свои лидерские качества, интересно провести свой досуг, научиться новому делу…)
o информационный материал, представленный в листовке, должен быть изложен кратко и лаконично, так как человек должен получить максимум информации за короткий промежуток времени.
Наиболее распространенные формы проведения акций:
Шествие – массовое прохождение активистов по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Во время шествия активисты выкрикивают кричалки, а также демонстрируют прохожим плакаты с различными лозунгами.
Велопробег – движение колонны велосипедистов по заданному маршруту. (Может выбираться под каждое мероприятие) Колонны могут украшаться в определенной тематике, также сопровождаться текстом из громкоговорителя патрульной машины
Флешмоб —заранее спланированная массовая акция, в которой группа людей появляется в обозначенном месте, выполняет заранее оговорённые действия.
3. Основной этап – реализация сценария социальной акции. Во время проведения акции очень важно соблюдать все меры личной безопасности и придерживаться составленного сценария. Например, ребенок, раздавая листовки не должен выходить на проезжую часть, или ходить по парковке. С этой же целью желательно привлечение сотрудников полиции, а именно, Госавтоинспекции, к проведению мероприятия.
4. Аналитический этап подразумевает подведение итогов акции, определение ее дальнейших перспектив.
Команда подводит итоги и осуществляет анализ социальной акции. Предметом обсуждения является деятельность команды на всех этапах социальной акции. Изучаются успешные и не успешные стороны ее подготовки и проведения, уточняются причины и факторы, повлиявшие на ее результативность, обрабатываются и озвучиваются материалы обратной связи, рассматривается, насколько адекватны были содержание, форма проведения социальной акции ее целям и задачам.
При проведении акции следует руководствоваться следующими принципами.
-Принцип личной и социальной ответственности. Личная ответственность – это ответственность за порученное действие, которое является звеном общего дела. Плохое выполнение порученного дела поставит под угрозу эффективность и результативность всей акции.
-Принцип открытости. Вовлекается в процесс сразу большое количество детей разных возрастов.
-Принцип учета возрастных, индивидуальных особенностей целевой группы, иных условий проведения социальной акции.
- Принцип командности. Акции – командная деятельность. Усилиями одного человека ее реализовать невозможно. Поэтому важно, чтобы каждый член команды четко представлял и общий замысел сценария, и задачи собственного участка работы в рамках акции. Командные отношения иерархичны и выстраиваются по типу соподчинения: организатор – исполнитель. Основополагающими характеристиками командных отношений является партнерство и сотрудничество.
- Принцип самореализации. Социальная акция – школа гражданского опыта и становления. Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности.
-Принцип обратной связи. При проведении социальных акций важно почувствовать настроение целевой группы, вывить отношение к социальному действию, собрать отзывы о социальной акции. Для реализации данного принципа необходимо разработать инструментарий получения обратной связи. Это может быть опросник или другие специальные приемы (дерево настроения, зеркало, книга отзывов, интервью и т. п.).
-Принцип наглядности и зрелищности. Реализация данного принципа может обеспечиваться: специальной одеждой участников команды акции (футболка, кепка, галстуки, жилеты, сценарные костюмы);плакатным, музыкальным и иным оформлением; другими сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк).
Реализация указанных принципов является важным условием результативности и успешности проведения социальной акции.
Важные особенности акции - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться.
Акции относятся к технологиям непрямого воздействия, когда учащиеся (педагоги) участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности, включившись в специально организованную деятельность.
Использование акций в педагогической деятельности, повышает интерес ребенка к занятиям!
Этапы подготовки акции
Первый этап – разработка идеи. | При разработке и подготовке акции целесообразно определить на решение какой проблемы она направлена, кто является ее целевой группой, какова цель и какие задачи она решает. Для разработки идеи акции используется метод «мозгового штурма». Результатом мозгового штурма должен стать подробный сценарий проведения акции. Начиная акцию организаторы акции должны четко ответить на 3 вопроса. Первый вопрос: «Чего мы хотим добиться?» (перед началом акции) Например: - повышения информированности участников в вопросах …; - признания важности продвигаемой акцией идеи; - привлечения внимания к …; - вовлечения участников в решение социальных проблем; - увеличения количества участников акции (по сравнению с прошлой акцией); Второй вопрос: «Что целевая аудитория должны понять?» (в ходе акции) Третий вопрос: «Какие действия люди должны предпринять?» (после акции). Также следует уточнить такие организационные моменты как, место и время проведения, форму. Желательно, чтобы цель акции была сформулирована в виде слогана, девиза – легко и надолго запоминающегося. |
Второй этап- подготовка акции. | Этот период включает в себя, подготовку всех необходимых, в соответствии со сценарием, атрибутов (плакатов, костюмов, листовок и др.), а также репетиции. Формирование команды исполнителей, распределение обязанностей и зон ответственности между членами команды. Созданием и тиражированием информационного продукта социальной акции: стикеры, флаеры, плакаты, транспаранты, листовки. Рекомендации к оформлению информационного материала: o листовка должен быть оформлена красочно, так как её задача - привлечь внимание, o листовка может содержать фразы из молодежного сленга, o составляя призывы к действию можно использовать различные мотивы, которые могут повлиять на выбор ребенка/взрослого (например: ты хочешь проявить свои лидерские качества, интересно провести свой досуг, научиться новому делу…) o информационный материал, представленный в листовке, должен быть изложен кратко и лаконично, так как человек должен получить максимум информации за короткий промежуток времени. |
Третий этап - проведение акции | Во время проведения акции очень важно соблюдать все меры личной безопасности и придерживаться запланированного сценария. |
Четвертый этап-аналитический | Подразумевает подведение итогов акции, определение ее дальнейших перспектив. Команда проекта подводит итоги и осуществляет анализ социальной акции. Предметом обсуждения является деятельность команды на всех этапах социальной акции. Изучаются успешные и не успешные стороны ее подготовки и проведения, уточняются причины и факторы, повлиявшие на ее результативность, обрабатываются и озвучиваются материалы обратной связи, рассматривается, насколько адекватны были содержание, форма проведения социальной акции ее целям и задачам. |
Алгоритм планирования акции
Акция _____________________________________
1 | Выберите дату проведения День матери, Новый год, 23 февраля , 9 мая иное | |
2 | Целевая аудитория Дети, водители, ветераны, жители микрорайона | |
3 | Название акции, связанное с вашим т.о. | |
4 | Цель акции (в виде слогана, девиза – легко и надолго запоминающегося) | |
5 | Форма проведения Шествие, флешмоб, соц.опрос,велопробег, иное | |
6 | Выбор атрибутов (плакатов, костюмов, листовок и др.) | |
7 | Выбор команды, распределение обязанностей |