ано дпо «межрегиональный институт
повышения квалификации и
профессиональной переподготовки»
контрольная РАБОТА
Вариант №1
Выполнил (а):
Огородова Антонина Алексеевна
Кемерово 2024
Содержание:
Психологические особенности детей раннего возраста……………………3
Возрастные особенности детей раннего возраста…………………………..6
Значение предметных действий для развития восприятия,
внимания, мышления…………………………………………………………...12
Этапы становления речи и условия, способствующие
речевому развитию……………………………………………………………...14
Характеристика кризиса трех лет, его психологический
смысл…………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………..19
Психологические особенности детей раннего возраста.
В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.
Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии (сопереживанию)
За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.
К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.
Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года. Критическим периодом в развитии детской речи является возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходячих» детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Жан Пиаже (швейцарский психолог) разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.
5 стадия (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления. Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: «Я центр вселенной», «Весь мир вращается вокруг меня».
У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.
Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.
Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то в раннем возрасте актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола.
Возрастные особенности детей раннего возраста.
Новообразование - это качественно новые изменения, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют весь ход развития ребенка. Новорожденность – комплекс оживления.
Младенчество (0 – 1) – прямохождение, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого. Возраст ваших детей относится к периоду раннего детства.
Какие же новообразования появляются в этот период?
Освоение предметных действий (т.е. ребенок учится действовать с предметом таким способом, как принято в обществе), складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам. Какие же изменения в развитии ребенка мы можем наблюдать?
Физиологические новообразования 1 год – 1,6 .
Ребенок пусть неустойчиво, но самостоятельно стоит, ходит, раскачиваясь из стороны в сторону, приседает и наклоняется. Пытается самостоятельно одеваться и раздеваться. После года он может самостоятельно управляться с ложкой. Первые попытки будут неудачны, однако, эту науку эту он освоит быстро. (при каком условии?) Если вы сами не запрещаете ему это делать. Малыш начинает проситься на горшок. Нужно регулярно высаживать ребёнка на горшок – перед сном и после сна, после еды, перед прогулкой и после неё.
От 2 до 2,6 лет намечаются необходимые изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный), уверенно ходит, бегает, лазает, бросает мяч из-за головы, поднимается по лестнице. повышается опасность травм, родителям надо быть начеку. Окончательно прорезываются молочные зубы.
С 2 до 3 лет происходит окостенение конечностей, но кисти рук еще сохраняют хрящевое строение. Замедляется частота пульса, увеличивается количество крови, которое сердце выбрасывает в 1 удар, увеличивается объем легких. Повышается работоспособность нервной системы, малыш может бодрствовать до 6 часов без перерыва. Большие изменения наблюдаем и в психическом развитии ребенка.
На развитие психики влияют:
Овладение прямой походкой (расширяются возможности достижения цели)
Развитие предметных действий
В процессе действий с предметами - развиваются познавательные процессы - формируются способы восприятия, сенсорные эталоны (выработанное человечеством представление о чем то) - развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение
ПАМЯТЬ
Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала.
В начале 2-го года малыш узнает знакомых людей, даже если он их не видел несколько недель, вспоминает события недельной давности, ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу, сам подходит к месту, где недавно играл.
К концу 2-го года: помнит события трехмесячной давности.
На 3-м году жизни малыш может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад (например, летом вспоминают зимние события)
ВНИМАНИЕ
Непроизвольное (отсутствует сознательный контроль за выполнением действия) ребенок делает только то, что интересно.
В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, а в 3 года – примерно 30 минут при сильной заинтересованности, иногда и больше. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует, но очень важно побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать.
ВОСПРИЯТИЕ
В 1 год не способен последовательно рассматривать предмет. Выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв.
С 1,2 мес до 2 лет происходит резкое повышение цветоощущения.
В 2,5 года ребенок осуществляет выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету.
К концу 3-го года ребенок различает круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник. Цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный.
МЫШЛЕНИЕ
Основное - наглядно-действенное мышление (т.е. проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами).
В возрасте 1-2 лет ребенок, применяет разные способы действия с предметами, чтобы добиться результата. Закатившуюся вещицу ребенок будет также доставать разными способами: с помощью, веревки, палки, ложки и т.п. Это развивается мышление. К концу третьего года жизни появляются зачатки наглядно-образного мышления (ребенок ставит перед собой цель, намечает план действия, действия с предметами заменяются действиями с образами). Зарождаются обобщения. Взрослый может подсказать ребенку выход из ситуации не только действием, но и словом. Например, если малыш настойчиво тянет коробку через прутья кровати, взрослый может дать только словесную инструкцию: «Поверни коробочку, тогда она пройдет». К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».
РЕЧЬ
До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов), редко использует речь. После полутора лет – резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают. 2-й и 3-й годы жизни ребенка – сензитивный период в усвоении речи. Совершенствуется понимание речи взрослых и складывается собственная активная речь.
ИГРА
В 2-3 года заметное место начинает занимать игра. Примерно в 1 г. 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те, которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, укладывает спать; начинает «есть» из пустой чашки, «читает» (как взрослый) Приблизительно в 1 год и 5 месяцев ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик.
ВООБРАЖЕНИЕ
В игре развивается воображение. Оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. (На палке «скачет» как на лошади)
ИЗО
После 1 года, ближе к полутора лет ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет.К 3-м годам ребенок рисует человека в виде «головонога» (голова, шея, 2 ноги).
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
На втором году жизни ребенок может называть своё имя, говоря о себе, усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а так же родственные отношения (мама, папа, бабушка). Понимают эмоциональные состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. Знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету. Заметно меняется характер.
В возрасте 1,5−2 лет появляется слово «нет». В 2-3 года наступает «возраст систематического отказа», когда малыш к месту и не к месту начинает отнекиваться, отказываясь даже от любимых блюд или игрушки. Однако именно такое «взбалмошное» поведение говорит о нормальном психическом развитии малыша. Возбудимые дети могут впадать в истерику, валиться на пол, стучать ногами, рыдать. Однако родителям важно не поддаваться на провокацию, но в то же время «ослабить вожжи», снять часть запретов и предоставить малышу определенную свободу.
Возникает КРИЗИС 3 ЛЕТ (связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому). Желания неустойчивы, неконтролируемы. Поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Постепенно начинает овладевать правилами поведения. Развивается самостоятельность. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Формируются волевые качества: настойчивость, целеустремленность. Встречая препятствия, преграды, ребенок с удовольствием их преодолевает. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости, стыда.
В период от 1 года до 3-х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное. В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к людям, целенаправленность, творческая позиция и многое другое.
В период от 1 года до 3 –х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное. В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности (любознательность, познавательная активность, уверенность в себе и многое другое).
Значение предметных действий для развития восприятия,
внимания, мышления.
В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста. Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий.
Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Наряду с этим видом мышления развиваются такие его формы, как наглядно-образное и символическое мышление, которые также опираются на опыт практических действий малыша. Речь ребенка возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра.
Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка. В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я . Таким образом, предметная деятельность определяет развитие практически всех психических процессов и личности ребенка в целом.
Известно, что в рамках педагогической работы, направленной на развитие у детей предметной деятельности и познавательных способностей, можно выделить несколько направлений, каждое из которых предполагает постановку специальных задач и использование соответствующих методов их реализации. Прежде всего, это развитие культурно нормированных специфических и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться правильно пользоваться окружающими предметами: есть ложкой, пить из чашки, рисовать карандашом, копать совочком, причесываться расческой, застегивать пуговицы и пр. Эта задача не сводится к развитию движений рук и общей моторики. Овладение предметными действиями требует преодоления спонтанной, импульсивной активности ребенка, а значит – овладения своим поведением. Малыш должен понять и освоить смысл этих простых действий, увидеть их результат, почувствовать свою умелость, что позволит ребенку ощутить свою компетентность, самостоятельность, уверенность. Для решения этой задачи необходимо, начиная с первого года жизни ребенка, приучать его к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку и чашку, побуждать к самостоятельным действиям.
Следующим направлением педагогической работы в рамках формирования предметной деятельности является развитие у детей восприятия и мышления. Собирая пирамидку, матрешку, складывая картинку из деталей, играя с разнообразными вкладышами, ребенок учится учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по форме, цвету, величине. При этом малыш не только действует, но и думает. В ходе соотносящих действий совершенствуются восприятие, внимание, память и мышление ребенка. И наконец, еще примерно до двух лет деятельность ребенка в основном имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет для него особого значения. К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия.
Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Таким образом, его деятельность приобретает целенаправленный характер. Нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели, стремление к самостоятельности становятся важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка, но и его личности в целом. Для формирования этих ценных качеств необходима помощь взрослого. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата.
Этапы становления речи и условия, способствующие
речевому развитию.
Уровень развития мышления и обобщения ребенка определяется не только его предметными действиями, но и развитием его речи. Овладение речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т. д. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Столь магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от ситуационной связанности и позволяет строить свой внутренний мир. В отличие от любого другого сигнала или любой вокализации, слово — это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее не просто конкретный предмет, но мысль, образ, понятия. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления, управления собой и, конечно, общения.
Ребенок овладевает речью в общении со взрослыми. Первоначальная функция речи — коммуникативная. Речь — это прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Для того чтобы передать какое-то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания к известному обоим классу или к известной группе явлений. А это предполагает уже не просто говорение, но обязательно обобщение. Оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения. Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка. На первом году его жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга — мышление существует в форме манипуляций с предметами и предметных действий, а речь — в форме лепетного говорения, эмоциональных возгласов, обращенных жестов. Но в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, пересекаются, совпадают.
Вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу совершенно новой форме человеческой жизни — вербальному, речевому мышлению, которое является наиболее специфичным для человека и возможности которого безграничны.
Важнейшим событием раннего детства является встреча линий развития мышления и речи.
Речь возникает и первоначально развивается как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и средством овладения своим поведением. Значение слов ребенка не остается неизменным, а проходит определенный путь своего развития. Между довербальным периодом и периодом разговорной речи наблюдается этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова ребенка этого возраста отличаются от слов взрослого и по звучанию, и по значению. Они неразрывно связаны с воспринимаемой ситуацией и выполняют в основном указательную функцию в ней. Автономная детская речь отражает особенности мышления ребенка раннего возраста. Высказывания ребенка соответствуют не суждениям взрослых, а скорее их восклицаниям.
Детская речь передает воспринимаемые впечатления, констатирует их, но не обобщает и не умозаключает. Слова детской речи не имеют постоянного значения — в каждой новой ситуации они обозначают нечто иное, чем в предыдущей. Их значение крайне неустойчиво. Это скорее указательные голосовые жесты, чем настоящие слова. В середине второго года жизни происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи.
Рождение первых настоящих слов ребенка происходит в предметном сотрудничестве со взрослым и проходит через три этапа: ориентация на предмет, на взрослого, на слово. Усвоение слов имеет примерно ту же логику, что и усвоение орудийных действий. На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка (связи слов в предложения, падежей, предлогов, союзов и пр.).
Овладение грамматической структурой языка позволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.
Первой формой произвольного поведения является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Исследования показали, что в раннем возрасте речь является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем двигательные стереотипы ребенка и непосредственно воспринимаемая ситуация
Овладение словом и отделение его от конкретного предмета в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в развитии произвольного поведения ребенка. Благодаря этому происходит преодоление ситуативности и осуществляется новый шаг к свободе от непосредственного восприятия.
Характеристика кризиса трех лет, его психологический смысл.
К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.
Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет. Первый из них — негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.
Второй симптом кризиса трех лет — упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативности поведения и желаний ребенка 1—2 лет.
Третий симптом этого возраста — строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
Четвертый симптом — своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.
Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них — бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Другой симптом — обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр.
Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъективный кризис. Субъективный кризис — это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, которая зависит от частных субъективных факторов.
Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.
Список использованной литературы.
Смирнова, Е.О. Дети раннего возраста в детском саду; /Лекции 1-4 М; [Текст] /Е.О Смирнова, Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2010, 104с.
Смирнова, Е.О. Дети раннего возраста в детском саду; /Лекции 5-8 М; [Текст] /Е.О Смирнова, Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2010, 120с.
Смирнова, Е.О. Детская психология; / СП «Питер»[Текст] /Е.О Смирнова, Излание 3, переработанное, 2010, 104с.
Смирнова, Е.О. Дети раннего возраста в детском саду; /Лекции 1-4 [Текст] /Е.О Смирнова, Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2010, 104с.