СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«Организация внеклассных занятий в системе технологической подготовки учащихся»
Кузнецов Иван Андреевич
учитель технологии
ГБОУ«ВОЛГОГРАДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «СОЗВЕЗДИЕ»
Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности.
Способствует такому всестороннему развитию ребенка учебное учреждение – в первую очередь общеобразовательная школа, где организуются не только классные занятия, но и осуществляется внеклассная деятельность учащихся в различных формах (кружки, научные общества и т.д.). Такая система образования обеспечивает не только получение обширных знаний, но и способствует достижению более высокого творческого уровня развития мышления.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Особуюактуальность она приобретает в современном обществе, где к человеку предъявляются всё более высокие требования. Это связано с тем, что образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден грамотно оперировать ученик как будущий квалифицированный специалист.
Таким образом, в результате динамично меняющихся условий жизни, проводимых социально-экономических преобразований, изменения типа познавательного отношения к миру, качественных изменений ценностей и потребностей общества на современном этапе резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Такая деятельность невозможна без определенных творческих способностей, заложенных в человеке природой и нуждающихся в постоянном совершенствовании и развитии.
Внеклассная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, обогащает его личный опыт, способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Таким образом, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки в различных формах внеклассной работы: предметных кружках, научных обществах, олимпиадах, конкурсах и т.д. В данной работе мы рассмотрели преимущества различных форм внеклассной деятельности и сделали выбор в пользу творческого кружка.
Существует большое разнообразие методов и способов развития творческих способностей через кружковую деятельность. Данные методы обучения классифицируются по типу познавательной деятельности:
- репродуктивный (объяснительно - иллюстративный);
- воспроизводящий;
- проблемное изложение;
- частично поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Использование каждого из данных методов благотворно влияют на развитие творческих способностей.
Внеклассные занятия не связаны обязательной программой. Их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся. Поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу, рассчитать необходимое для нее время в часах и календарных сроках. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана. При планировании внеклассной работы полезно придерживаться следующего принципа: лучше меньше, но высокого качества.
Рисунок 1.1. Формы внеклассной работы
Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные на этих занятиях, позволяют ученику дополнять в классе ответы товарищей, приводить интересные примеры или выполнять трудные опыты.
Один из самых верных путей повышения качества обучения технологии — установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями. Ее можно осуществлять по-разному.
Ставить такие вопросы, чтобы у учащихся возникала необходимость более глубокого, чем это возможно на уроке, изучения материала. Затем на внеклассных занятиях изучить этот дополнительный материал, например, позволяющий учащимся ознакомиться с историей научно-технических открытий, с новыми обобщениями, новыми способами решения проблемы. А на последующих уроках заслушать выступления учащихся, подготовленные на внеклассных занятиях.
Предлагать задачи, допускающие различные способы решения, часть из которых анализировать на занятии кружка. Интересные способы решения члены кружка могут сообщить всему классу на следующих уроках.
Пособия и приборы, изготовленные учащимися на внеклассных занятиях, следует обязательно демонстрировать на уроках.
Поощрять использование на уроках и при выполнении домашних заданий умений, полученных на внеклассных занятиях.
Опыт проведения внеклассной работы по технологии показывает, что она полезна не только для учащихся, но и для учителя: она помогает ему лучше узнать своих учеников, развивает его организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.
Литература
Кругликов Г.И. Методика преподавания технология с практикой: учебник / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2004. – 200 с.
Литова З.А. Как строить работу кружка / З.А. Литова / / Школа и производство. - 2001. – № 2. – С. 57-58.
Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость» / В.Д. Шадриков. – 1984. - 178 с.
Школа и производство: журн. / учредитель Пичугина Г.В. – 2007, январь – М. : Пичугина Г.В., 2010 – Ежемес. - №1 – 2100 экз.