Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Основные источники и средства эстетического воспитания на занятиях физкультурно-спортивной направленности в дополнительном образовании

Основные источники и средства эстетического воспитания на занятиях физкультурно-спортивной направленности в дополнительном образовании

Есть ли смысл и необходимость на занятиях спортом в детских объединениях дополнительного образования касаться вопросов эстетического воспитания? Точки взаимосвязи физического и эстетического воспитания искали зарубежные авторы, находили отклик у советских и российских специалистов, но пока не нашли широкого применения в программах по самбо, настольному теннису, картингу... В статье поднимается вопрос об источниках и средствах эстетического воспитания на занятиях физкультурно-спортивной направленности в дополнительном образовании.

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Основные источники и средства эстетического воспитания на занятиях физкультурно-спортивной направленности в дополнительном образовании

Самбо, настольный теннис, картинг, пулевая стрельба…

Есть ли смысл и необходимость на занятиях спортом в детских объединениях дополнительного образования касаться вопросов эстетического воспитания? Одно дело художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание – музыка, хореография. Красота движений! Несмотря на то, что сегодня секции рассматриваемых видов спорта все больше посещают девочки, все же, в большинстве своем, это мужские занятия. Зачем здесь эстетика? Попробуем разобраться.

Цель эстетического воспитания - это формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Каждый обучающийся должен увидеть, понять, оценить красоту окружающих его предметов, действий, явлений и попытаться внести ее в свою повседневную жизнь. Точки взаимосвязи физического и эстетического воспитания искали зарубежные авторы, находили отклик у советских и российских специалистов, но пока не нашли широкого применения в программах физкультурно-спортивной направленности, также в них не предусмотрены никакие эстетические требования.

Здоровье, сила, спорт продлевают жизнь, но детей не заботят вопросы о здоровье и долголетии. Зато они обращают внимание на внешность сверстников, особенности телосложения и физические способности (рост, сила, сутулость, возможность делать что-то быстрее). Особенно эти недостатки переживают девочки: сбавить вес, стать ловчее, держать спину прямо. Эти доводы весьма эффективны для мотивации обучающихся на занятия спортом ради здоровья и красоты тела.

Основные источники эстетического воспитания:

  • Красота поведения. Ее можно рассматривать как положительное отношение обучающегося к деятельности, к окружающим людям и обстановке. Отрицательную оценку получит тот, кто некачественно и не вовремя выполняет задания, нарушает правила поведения и режим, небрежно относится к спортивному инвентарю и оборудованию, невнимателен к возрасту, груб, высокомерен. Задача педагога на начальном этапе пресекать подобные проявления у обучающихся.

  • Осанка. Первое, что привлекает во внешнем облике. Поэтому имеет важное эстетическое значение, позволяет правильно функционировать внутренним органам, лучше проявляться функциональным возможностям, осваивать все двигательные действия.

  • Красота отношений в спортивном коллективе. Единство, взаимопомощь, товарищество в коллективе в рамках общих интересов и целей, в строгом соблюдении дисциплины, организованности, распорядка дня и занятия, выполнение возложенных обязанностей по подготовке мест занятий, инвентаря и оборудования придают занятию эстетическую привлекательность.

  • Предметно-вещественная среда. Спортивные комплексы, раздевалки, оборудование и инвентарь; интерьер спортзалов; форма юных спортсменов на занятиях и соревнованиях – все это оказывает влияние, формирует эстетический вкус обучающихся, располагает к эффективным занятиям.

  • Физические упражнения. Владение своим телом, легкость, свобода, непринужденность движений говорят об умелом управлении и взаимодействии внутренних сил, что определенно вызывает эстетический отклик зрителей, формирует понимание красоты.

Средства эстетического воспитания просты и доступны: основные виды движений, непосредственно связанные с двигательной деятельностью (ходьба, бег, прыжки, упражнения с предметами и без них, строевые упражнения, спортивные игры, лыжи, плавание); средства искусства (музыка, посещение музеев); общение с природой (занятия на свежем воздухе, походы, спортивные смены, загородные лагеря); занятия в эстетически оформленных залах, площадках с применением яркого оборудования и инвентаря; проведение спортивных мероприятий, праздников.

Методические основы использования средств эстетического воспитания на занятиях:

  • Важное место на спортивных занятиях занимают подвижные игры. Это средство формирования общественного поведения, изучения мира вокруг себя, развития творческих возможностей и, следовательно, эстетического воспитания. Особое место в подвижных играх имеет соревнование, оно повышает эмоциональный настрой, влияет на воспитание моральных качеств.

  • Музыка – серьезный источник эстетических переживаний является. Она не часто используется на тренировках спортсменов. Но именно музыка может помочь сосредоточиться, успокоиться или взбодриться, поддержать боевой дух.

  • Проведение занятий на свежем воздухе также можно использовать в качестве эстетического воспитания: физическая зарядка, учебные, тренировочные занятия, соревнования, походы, где помимо программного материала обучающиеся видят красоту природы, ее различные явления. Увиденное и пережитое в дальнейшем может стать основой более техничного выполнения броска, удара ракеткой, виража на трассе.

  • Спортивный праздник, соревнование - яркое действенное средство в эстетическом и эмоциональном отношении: красочное оформление, обстановка, гости мероприятия, музыкальное сопровождение - откликаются торжественностью момента, ответственностью, радостным подъемом и способствуют демонстрации обучающимися спортивного мастерства, проявлению максимальных возможностей. Переживание различных эмоций: ожидание успеха, дух соревнования, награждение победителей, гордость за себя и друзей, одобрение, благодарность педагогу - способствуют воспитанию широкого диапазона эстетических качеств.

К критериям эстетической оценки основных движений можно отнести: красивую осанку (без напряжения, естественное держание туловища, опущенные развернутые плечи); синхронную работу рук и ног; четкость, точность, слитость элементов движений и приемов; сохранение равновесия, ловкость, быструю реакцию и т.д.

Важно помнить, что средства эстетического воспитания – это только дополнение, фон для физкультурно-спортивных занятий и использовать их нужно в совокупности со средствами физической культуры. Только систематическое применение эстетических средств сможет оказать максимально полное эстетическое влияние на юных спортсменов. Уровень эстетической подготовки большинства педагогов, реализующих программы физкультурно-спортивной направленности недостаточен. Имея успехи в развитии физических способностей, они не всегда воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся. В то время как педагог может влиять на становление и формирование эстетических взглядов, убеждений, эстетику поведения подопечных. Поэтому педагоги должны обладать высоким профессиональным уровнем, быть разносторонне образованными, дисциплинированными, личным примером демонстрировать обучающимся этическую и эстетическую культуру.

Таким образом, применение всех средств в совокупности обеспечивает при правильном физическом развитии воспитание у обучающихся широкого диапазона эстетических качеств и чувств. Красочное, зрелищное спортивное выступление вызывает у зрителя, болельщика удовольствие и наслаждение от «прекрасного», удовлетворяет его эстетические потребности.

Литература

  1. Ильинич, В.И. Физическая культура студента [Текст] / В.И. Ильинич, В.Г. Щербаков. - М.: Гардарики, 2007. - 448 с.

  2. Сергеев, И.С. Эстетическое воспитание детей в процессе занятий физической культурой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ronl.org/kontrolnyye-raboty/pedagogika/273570/.

  3. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 стр.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Есть ли смысл и необходимость на занятиях спортом в детских объединениях дополнительного образования касаться вопросов эстетического воспитания? Точки взаимосвязи физического и эстетического воспитания искали зарубежные авторы, находили отклик у советских и российских специалистов, но пока не нашли широкого применения в программах по самбо, настольному теннису, картингу... В статье поднимается вопрос об источниках и средствах эстетического воспитания на занятиях физкультурно-спортивной направленности в дополнительном образовании.
0 ₽