Основные источники и средства эстетического воспитания на занятиях физкультурно-спортивной направленности в дополнительном образовании
Самбо, настольный теннис, картинг, пулевая стрельба…
Есть ли смысл и необходимость на занятиях спортом в детских объединениях дополнительного образования касаться вопросов эстетического воспитания? Одно дело художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание – музыка, хореография. Красота движений! Несмотря на то, что сегодня секции рассматриваемых видов спорта все больше посещают девочки, все же, в большинстве своем, это мужские занятия. Зачем здесь эстетика? Попробуем разобраться.
Цель эстетического воспитания - это формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Каждый обучающийся должен увидеть, понять, оценить красоту окружающих его предметов, действий, явлений и попытаться внести ее в свою повседневную жизнь. Точки взаимосвязи физического и эстетического воспитания искали зарубежные авторы, находили отклик у советских и российских специалистов, но пока не нашли широкого применения в программах физкультурно-спортивной направленности, также в них не предусмотрены никакие эстетические требования.
Здоровье, сила, спорт продлевают жизнь, но детей не заботят вопросы о здоровье и долголетии. Зато они обращают внимание на внешность сверстников, особенности телосложения и физические способности (рост, сила, сутулость, возможность делать что-то быстрее). Особенно эти недостатки переживают девочки: сбавить вес, стать ловчее, держать спину прямо. Эти доводы весьма эффективны для мотивации обучающихся на занятия спортом ради здоровья и красоты тела.
Основные источники эстетического воспитания:
Красота поведения. Ее можно рассматривать как положительное отношение обучающегося к деятельности, к окружающим людям и обстановке. Отрицательную оценку получит тот, кто некачественно и не вовремя выполняет задания, нарушает правила поведения и режим, небрежно относится к спортивному инвентарю и оборудованию, невнимателен к возрасту, груб, высокомерен. Задача педагога на начальном этапе пресекать подобные проявления у обучающихся.
Осанка. Первое, что привлекает во внешнем облике. Поэтому имеет важное эстетическое значение, позволяет правильно функционировать внутренним органам, лучше проявляться функциональным возможностям, осваивать все двигательные действия.
Красота отношений в спортивном коллективе. Единство, взаимопомощь, товарищество в коллективе в рамках общих интересов и целей, в строгом соблюдении дисциплины, организованности, распорядка дня и занятия, выполнение возложенных обязанностей по подготовке мест занятий, инвентаря и оборудования придают занятию эстетическую привлекательность.
Предметно-вещественная среда. Спортивные комплексы, раздевалки, оборудование и инвентарь; интерьер спортзалов; форма юных спортсменов на занятиях и соревнованиях – все это оказывает влияние, формирует эстетический вкус обучающихся, располагает к эффективным занятиям.
Физические упражнения. Владение своим телом, легкость, свобода, непринужденность движений говорят об умелом управлении и взаимодействии внутренних сил, что определенно вызывает эстетический отклик зрителей, формирует понимание красоты.
Средства эстетического воспитания просты и доступны: основные виды движений, непосредственно связанные с двигательной деятельностью (ходьба, бег, прыжки, упражнения с предметами и без них, строевые упражнения, спортивные игры, лыжи, плавание); средства искусства (музыка, посещение музеев); общение с природой (занятия на свежем воздухе, походы, спортивные смены, загородные лагеря); занятия в эстетически оформленных залах, площадках с применением яркого оборудования и инвентаря; проведение спортивных мероприятий, праздников.
Методические основы использования средств эстетического воспитания на занятиях:
Важное место на спортивных занятиях занимают подвижные игры. Это средство формирования общественного поведения, изучения мира вокруг себя, развития творческих возможностей и, следовательно, эстетического воспитания. Особое место в подвижных играх имеет соревнование, оно повышает эмоциональный настрой, влияет на воспитание моральных качеств.
Музыка – серьезный источник эстетических переживаний является. Она не часто используется на тренировках спортсменов. Но именно музыка может помочь сосредоточиться, успокоиться или взбодриться, поддержать боевой дух.
Проведение занятий на свежем воздухе также можно использовать в качестве эстетического воспитания: физическая зарядка, учебные, тренировочные занятия, соревнования, походы, где помимо программного материала обучающиеся видят красоту природы, ее различные явления. Увиденное и пережитое в дальнейшем может стать основой более техничного выполнения броска, удара ракеткой, виража на трассе.
Спортивный праздник, соревнование - яркое действенное средство в эстетическом и эмоциональном отношении: красочное оформление, обстановка, гости мероприятия, музыкальное сопровождение - откликаются торжественностью момента, ответственностью, радостным подъемом и способствуют демонстрации обучающимися спортивного мастерства, проявлению максимальных возможностей. Переживание различных эмоций: ожидание успеха, дух соревнования, награждение победителей, гордость за себя и друзей, одобрение, благодарность педагогу - способствуют воспитанию широкого диапазона эстетических качеств.
К критериям эстетической оценки основных движений можно отнести: красивую осанку (без напряжения, естественное держание туловища, опущенные развернутые плечи); синхронную работу рук и ног; четкость, точность, слитость элементов движений и приемов; сохранение равновесия, ловкость, быструю реакцию и т.д.
Важно помнить, что средства эстетического воспитания – это только дополнение, фон для физкультурно-спортивных занятий и использовать их нужно в совокупности со средствами физической культуры. Только систематическое применение эстетических средств сможет оказать максимально полное эстетическое влияние на юных спортсменов. Уровень эстетической подготовки большинства педагогов, реализующих программы физкультурно-спортивной направленности недостаточен. Имея успехи в развитии физических способностей, они не всегда воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся. В то время как педагог может влиять на становление и формирование эстетических взглядов, убеждений, эстетику поведения подопечных. Поэтому педагоги должны обладать высоким профессиональным уровнем, быть разносторонне образованными, дисциплинированными, личным примером демонстрировать обучающимся этическую и эстетическую культуру.
Таким образом, применение всех средств в совокупности обеспечивает при правильном физическом развитии воспитание у обучающихся широкого диапазона эстетических качеств и чувств. Красочное, зрелищное спортивное выступление вызывает у зрителя, болельщика удовольствие и наслаждение от «прекрасного», удовлетворяет его эстетические потребности.
Литература
Ильинич, В.И. Физическая культура студента [Текст] / В.И. Ильинич, В.Г. Щербаков. - М.: Гардарики, 2007. - 448 с.
Сергеев, И.С. Эстетическое воспитание детей в процессе занятий физической культурой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ronl.org/kontrolnyye-raboty/pedagogika/273570/.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 стр.