Основные направления воспитательной работыв детских объединениях дополнительного образования.
М.А.Петрова
МАУ ДО ЦДТ «Юность»
Педагог дополнительного образования
В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития подрастающего поколения недостаточно. Для того, чтобы раскрылся творческий потенциал ребенка, необходимо дать возможность расширения кругозора и реализацию творческих способностей.
Дополнительное образование нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей.
Детское объединение в дополнительном образовании - основное структурное звено (элемент) в системе дополнительного образования детей.
Детское объединение – это форма организации обучающихся, основанная на добровольном объединении детей, которые желают заниматься в интересующей их области, по конкретному профилю или виду деятельности.
Основное предназначение детского объединения - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства. А также, создание условий для разностороннего развития личности ребенка, его творческого потенциала, формирование активной творческой позиции.
Детское объединение организуется на принципах гуманизма, добровольности, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида деятельности и темпов обучения, дифференциации обучения с учетом реальных возможностей и мотивационной заинтересованности каждого учащегося.
Цель воспитательной работы в объединении – способствовать формированию и раскрытию творческой индивидуальности личности каждого воспитанника.
Задачи детского объединения:
наиболее полное удовлетворение потребностей и интересов детей;
обучение детей основам избранного ими вида деятельности;
создание ситуаций успеха для каждого воспитанника;
формирование потребности здорового образа жизни, физического самосовершенствования;
личностно-нравственное развитие учащихся, их профессиональное самоопределение;
обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и семье.
Детские творческие объединения в МАУ ДО «ЦДТ Юность» г. Перми формируются по виду деятельности и по реализуемым образовательным общеразвивающим программам.
Детские объединения могут состоять из нескольких групп. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные.
Деятельность детских объединений осуществляться в таких формах как - ансамбль, секция, клуб, студия, театр…
Ансамбль - небольшая группа выступающих совместно детей как единый творческий исполнительский художественный коллектив.
Секция - форма детского объединения физкультурно-спортивной, туристской направленности.
Клуб- объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.
Студия - творческий коллектив в определенном виде деятельности (объединяющий несколько родственных видов деятельности взаимодополняющих друг друга), объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства» программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин.
Театр - творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр - объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации.
Функции детского объединения в МАУ ДО «ЦДТ Юность» г. Перми:
-расширения, углубления, компенсации предметных знаний;
-приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
-расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
Обучение детей в детском объединении проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т.е изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы.
Функции педагога дополнительного образования в детском объединении, направленные на воспитание обучающихся.
1.Создание воспитывающей среды:
сплочение коллектива;
формирование благотворной эмоциональной обстановки;
включение учащихся в разнообразные виды деятельности;
развитие детского самоуправления
2.Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений:
социальная помощь семье;
нейтрализация негативных воздействий социума;
взаимодействие с другими учреждениями.
Важным элементом деятельности детского объединения, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т.д.
Виды, формы и содержание деятельности.
1.коллективные формы (зрелищные программы): тематические концерты, спектакли, праздники, фестивали….
2. групповые (отличительная черта камерность и общность интересов участников) круглые столы, квесты, интеллектуальные игры, мастер- классы…
3. индивидуальные формы: беседы, консультации, наставничество, тьюторство, адресное обслуживание (для людей с инвалидностью и ОВЗ)
Основные направления воспитательной работы
Воспитательная работа Центра осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации учащихся :
Художественно-эстетическое
Гражданско-патриотическое
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Интеллектуальное воспитание
Здоровьесберегающее воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Воспитание семейных ценностей
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание
Приведем примеры, как осуществляется воспитательная работа в детских объединениях МАУ ДО «ЦДТ Юность» г. Перми.
1. Гражданско-патриотическое:
Цель: формирование основ гражданственности (патриотизма), как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;
Задачи патриотического воспитания:
формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
воспитать любовь к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;
способствовать изучению истории своей семьи, школы, района, города, культуры народов мира, своей страны.
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Содержание деятельности:
Изучение тем, связанных с патриотическим воспитанием учащихся;
Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику;
Посещение музеев, выставок, экскурсии по историческим местам;
Проведение диспутов, бесед, ведение поисковой деятельности.
2. Нравственное и духовное воспитание:
Цель: обучение учащихся ценностного отношения к разным сферам деятельности.
Задачи:
Формировать у детей нравственное отношение к родной культуре.
Формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам.
Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
Формы реализации:
1.Подготовка и проведение мероприятий, направленных на сохранение народной культуры.
2. Проектная деятельность.
3. Конкурс рисунков, газет, плакатов, посвященных знаменательным
датам;
4.Просмотр художественных и документальных фильмов
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
-Цель: формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
Формируется в процессе подготовки и уборки своих рабочих мест, посадкой растений; подготовки к праздникам, к соревнованиям, выставкам и другим мероприятиям различного уровня.
Работа в период каникул является неотъемленной частью системы учебно -воспитательного процесса нашего учреждения и строится с учетом разнообразных форм отдыха.
4. Здоровьесберегающее воспитание:
Цели:
1)использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения;
2) обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах;
3) обучение ОБЖ.
Задачи:
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу.
Познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе.
Познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.
Формы реализации
1 Спортивные праздники и соревнования.
2. Проектная деятельность
5. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
Цель: формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве).
6. Правовое воспитание и культура безопасности:
- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
7. Воспитание семейных ценностей:
Цель: формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Формы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и семьи относятся:
анкетирование родителей;
индивидуальные беседы;
проведение консультаций на разнообразные темы;
оформление уголка сменной информации для родителей (памятки для родителей, информационные объявления, тематические стенды);
родительские собрания;
Задачи взаимодействия:
формирование активной педагогической позиции родителей;
вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
активное участие родителей в воспитании детей.
8. Формирование коммуникативной культуры:
Цель: формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
9. Экологическое воспитание:
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
Расширение знаний по экологии, географии, истории.
Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся.
Расширение знаний об окружающем мире.
Развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
Укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.
Воспитание патриотизма посредством занятий краеведения.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Формы реализации:
1.Участие в экологических акциях, выставках, конкурсах.
2.Участие в делах ЦДТ Юность.
Выбор направлений воспитательной работы в объединении осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов обучающихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Результаты воспитания, социализация и самореализация обучающихся в детском объединении
Рассматривается динамика личностного развития обучающихся в каждом конкретно взятом объединении (коллективе). Анализ осуществляется на основе критериев, обозначенных в общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в объединении (коллективе)
Материал методической разработки представляет собой базисный минимум воспитательной работы, обязательный для проведения с обучающимися детских объединений, на всех уровнях обучения и может быть дополнен педагогом дополнительного образования в зависимости от конкретных образовательных потребностей детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аверин В. А. Психологя детей и подростков: учебник для вузов / В. А. Аверин. – М.: ЭКСМО, 2007.
Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - № 3.
Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: учебник для вузов / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: изд-во РГПУ, 2006.
Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. - М.: Владос, 2007.
Верба И. А. Внешкольная работа / И. А. Верба // Дополнительное образование. - 2005. – № 7. - С.
Галагузова М. А. Социальная педагогика: курс лекций / М. А. Галагузова. - М.: Владос, 2007.
Герасимова Л. А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Герасимова Людмила Акремовна. – Оренбург: ООИПКРО, 2003.
Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология: учеб. пособие для вузов / В. В. Гузеев. - 4 – е изд., спр. и доп. - М.: Народное образование, 2007.
Горский В. А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. - 2006. - № 2.
11