Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. открытый урок по чтению 3 класс "Лиса и журавль"

открытый урок по чтению 3 класс "Лиса и журавль"

познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и журавль; познакомить с пословицей и поговоркой; помочь раскрыть их связь с текстом; развивать навык чтения по слогам и целыми словами; формировать умение выражать главную мысль сказки, выраженную в малой фольклорной форме; формировать интеллектуально – речевые умения при установлении причинно – следственных связей в тексте;

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Дата: 06.12.2023г.

Тема урока: Русская народная «Лиса и журавль».

Цели:
коррекционно – образовательные:

  •  познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и журавль; 

  •  познакомить с пословицей и поговоркой; помочь раскрыть их связь с текстом;

  •  развивать навык чтения по слогам и целыми словами;

  •  формировать умение выражать главную мысль сказки, выраженную в малой фольклорной форме;

  •  формировать интеллектуально – речевые умения при установлении причинно – следственных связей в тексте;

  •  обогащать активный словарь учащихся словами «окрошка», «обессудь», выражением «званый пир», «несолоно хлебавши»

коррекционно – развивающие:

  •  развивать сосредоточенное внимание при чтении вслух с проговариванием

  •  развивать интонационную гибкость при передаче речи героя

  •  развивать мыслительные операции при разгадывании загадок о лисе, журавле

коррекционно – воспитательные:

  •  воспитывать интерес к русским народным сказкам;

  •  воспитывать у детей доброжелательность, гостеприимство, дружелюбие.

Оборудование: 
учебник, карточки, картинки с изображением лисы и журавля.

I. Организационный момент.

-Доброе утро, ребята, доброе утро коллеги.

-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте их поприветствуем.

-Здравствуйте!

-А теперь присаживайтесь на свои места и начнём урок.

Звучит песня и видеоролик «Сказки гуляют по свету».

Презентация (Слайд 2) -Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

II. Сообщение темы и целей урока.

(Слайд 3) -Ребята, вы уже наверно догадались, что сегодня мы опять погрузимся в удивительный мир народных сказок. Ребята, вы любите сказки?

III. Работа над темой урока.

А сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете сказки.

1.Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом. (Слайд 4) (Волк и семеро козлят)

2. Покупала самовар,

А спасал ее комар (Слайд 5) (Муха- Цокотуха)

3.Была она артисткой

Прекрасной как звезда.

От злого Карабаса

Сбежала навсегда. (Слайд 6) Мальвина. «Золотой ключик».

4. И зайчонок, и волчица,

Все бегут к нему лечиться. (Слайд 7) (Айболит)

5. Ехал парень на печи

Уплетал он калачи.

Прокатился по деревне,

А женился на царевне (Слайд 8). «По щучьему велению».

2. Молодцы! Сказки вы знаете хорошо. А сейчас задание будет посложнее.

надо узнать сказку по персонажам.

1) Репка, внучка, жучка, мышка. (Слайд 9 )

2) Мышка-норушка, лягушка-квакушка. (Слайд 10)

3) Старик, старуха, курица, золотое яичко. (Слайд 11)

4) Гуси, Баба Яга, брат, сестра, печка. (Слайд 12)

-Давайте с вами вспомним как называются сказки,  которые написал один человек? (авторские).

-А сказки,  которые написал народ? (народные).

- А кто мне скажет, почему их называют народными?

- Много веков назад, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои. Самые интересные, яркие рассказы остались в памяти народа на долгие времена и дошли до наших дней. «Народные», потому, что никто не знает имя настоящего автора, оно не сохранилось.

-А какие бывают сказки?

-Волшебные. В них все необычно,  волшебно. Вещи, люди и многое другое, приобретают необычные чудесные свойства (ковер-самолет, Баба Яга, Кощей и др.)

- то есть в них происходит волшебство.

-Бытовые. В них говорится о людях,  богатых и бедных, честных и лжецов, добрых и коварных. (Действия  происходят в обычных домах)

-в них высмеивается лень, жадность, и прославляется ум, смекалка.

-Сказки о животных. Главные герои-звери и птицы, со своими привычками, характером и повадками.

- Сейчас мы с вами отправимся в мир русских народных сказок! В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи.

Отгадайте загадки и узнайте, о ком будет сказка.

Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом.  (Слайд 13) Лиса

Любит он лягушек, квакушек-попрыгушек,
Живёт на болоте, всегда готов к охоте.  (Слайд 14) Журавль

-Герои нашей сказки -лиса и журавль, а сказка называется?

-Правильно(Слайд 15) «Лиса и журавль».

1.Слушание аудиозаписи сказки

- Кто такой журавль? Что вы про него знаете? Журавль – это птица, большая. В сказке он простой, наивный, добрый.

- Опишите, какая лиса бывает в сказках? Лиса- красивая, хитрая, умная, плутовка, обманщица.

-Все верно .

- Но не всегда хитрой лисичке - сестричке сходят с рук ее проделки.

Об этом вы узнаете в нашей сказке.

- Внимательно слушайте сказку. Постарайтесь запомнить незнакомые слова.

(Аудио сказка)

- Понравилась ли вам сказка? Докажите, что это сказка. Какие непонятные слова вы услышали? Давайте их разберём.

(Слайд 16)2.Словарная работа

Потчевать - угощать.

Не обессудь – не вини, не суди строго.

Окрошка - холодный суп летом.

Не солоно хлебавши - обманулась в ожидании. Означающий уйти ни с чем, с пустыми руками .

3.Чтение сказки учащимися

Прежде чем мы с вами начнём читать давайте сделаем речевую гимнастику
(Слайд 17) АША– АША – АША
На тарелке лежит каша.
СА– СА – СА
Только ест её лиса.
АДА– АДА – АДА
Ах, взяла лису досада.

(Слайд 18 ) Работа с учебником стр. 94.

-откройте учебник на стр.94.

-Давайте самостоятельно прочитаем сказку шепотом. А я послушаю, кто как читает.

(2 вариант раздать пазлы)

-Итак, ребята, кто главные персонажи сказки? (Лиса и журавль.)

- Посмотрите вот Николас и Руслан собрали картинки.

(Слайд 19 ) Физминутка (Обручи).

-Ребята, а в жизни лиса ходит в гости к журавлю? Конечно, же нет. А что она делает? Бегает по лесу, по полям, по болотам ловит мышей и зайцев и может напасть на болотную птицу. Давайте с вами поиграем в игру. Лиса и журавль. Лиса выходит на охоту, значит всем журавлям надо быть осторожным. Лиса будет одна, а остальные журавлями. Пока играет музыка журавли важно ходят и машут крыльями, даже могут побегать по лужайке возле болота. А когда музыка замолкает, лиса начинает охоту. Журавли должны бежать на воду. Лиса не любит воду. Но вот досада, вода у нас –это не большие лужицы и не всем журавлям хватит спрятаться. Кому не хвати лужи, того лиса и поймает.

-Сейчас каждый из вас откроет конверт и прочитает, какой герой у него нарисован, а у Вадима и Максима написано, какой он герой. Открывайте конверт, так кто же у нас лиса. Стас! Выходи в круг будешь ловить журавлей. Лиса становится по центру, а журавли, пока играет музыка, ходят вокруг. Музыка замолкает и журавли бегут к своим озёрам, кому не достанется озеро, того лиса съест! Я приготовила вот такие атрибуты, лисе- маску, журавлям вот такие пёрышки. Начинаем? (Звучит игровая музыка, через 30 секунд отключить.)

-А теперь послушаем ребят. (2 вариант раскраски)

-Вадимначинай читать.

-Кто к кому ходил в гости? (журавль к лисе)

-Ребята, есть у вас друзья? Как вы с ними дружите? (ходите в гости, помогаете друг другу)

-Почему лиса решила пригласить журавля в гости? (потому что они подружились)

-Давайте остановимся на выражении «званый пир». Что такое пир? ( праздничный обед). А какой пир называют званым? (на который зовут и приглашают гостей).

- Может быть званым ужин? (может).

-Можно ли назвать журавля гостем? (да, он идет в гости)

-Давайте остановимся на слове «потчует» и подберем близкие по смыслу слова к нему. ( угощает). Лиса потчевала журавля, а люди могут потчевать? (могут). Прочитаем это слово хором.

(Слайд 20 ) -Пот-че-вать

-Стас, повтори это слово.

-Чем потчевала (угощала) лиса журавля? (манной кашей)

-В какую посуду положила кашу? (в тарелку).

-Сколько каши положила лиса в тарелку? (мало)

-Как понимаете выражение «размазала кашу по тарелке» (очень мало положила)

-Как вела себя лиса за обедом? (ласково говорила с журавлем, хитренько)

-Смог ли журавль поесть каши? Почему? (не смог, длинный нос помешал попасть по тарелке)

-Как оправдывалась лиса перед журавлем? (больше угощать нечем)

-Смогла ли лиса угодить гостя? (нет)

-Кому удобно было есть кашу в тарелке? (лисе)

-Подумала ли она о том, чтобы журавль смог поесть? (нет)

-Почему журавль пригласил лису в гости? (хотел отомстить, пригласил в ответ на приглашение лисы)

Продолжаем читать. Максим, продолжай.

-Что приготовил журавль? ( окрошку). Давайте остановимся на слове «окрошка».

-Что это за еда? (холодный суп)

-В какой сосуд налил еду журавль? (в кувшин с узким горлышком).

- Удобно ли лисе было доставать еду из кувшина? (нет, голова не пролезала).

-Как вел себя журавль? (приветливо, вежливо)

-Смогла ли лиса поесть окрошки?( не смогла, не достала окрошку из кувшина).

-Какие слова лисы повторил журавль, когда угощал гостью? (право больше нечем потчевать).

-Давайте остановимся на выражении «несолоно хлебавши». Когда так говорят? (когда ничего не получили).

- Кто от журавля пошел несолоно хлебавши? (лиса).

-Кому удобно было есть еду из кувшина? (журавлю).

-Подумал он о гостье? (нет)

-Лиса осталась голодной. (осталась голодной)

-Почему распалась дружба лисы с журавлем? (оба поступили плохо, обманывая друг друга.)

-Ребята, а сейчас догадайтесь, чьи это слова. У вас на столе картинка лисы и журавля. Вы должны показать героя этих слов.

-Кушай, голубчик, сама делала! (Слайд 21)

-Кушай, лисонька! Право, больше потчевать нечем.(Слайд 22 )

-Молодцы!

-А теперь давайте прочитаем последнее предложение сказки и найдите самые главные слова сказки.

-Читаем про себя. А Стас прочитает нам вслух.

(Слайд 23) -Как аукнется, так и откликнется.

-Как вы их понимаете? ( Как ты примешь гостя, так и тебя примут. Если ты будешь относиться хорошо к людям, то и они также хорошо будут относиться к тебе).

- А сейчас посмотрите на доску, надо определить последовательность частей текста

Пошла лиса домой несолоно хлебавши.

Лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля.

Вертится лисонька вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак.

Спасибо и на этом, - отвечает журавль. - Приходи ко мне завтра.

обобщение по сказке, работа с пословицей

-Что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся?

(Положить кашу в глубокую тарелку.)

-А как журавль должен был угостить лису?

(Налить окрошку в маленькую тарелку).

-Так почему распалась дружба лисы с журавлём?

(Не умеют дружить, не понимают друг друга).

- В конце сказок часто пишут: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

-Чему учит нас эта сказка?

(Уметь дружить: не делать плохо другу. Не поступать как лиса и журавль).

-Есть поговорка «За добро добром платят», так будьте всегда добрыми друг к другу.

-Наш урок подошёл к концу. Ребята, вам понравился урок? Перед вами на столе смайлики: грустный и довольный. Выберите смайлик своего настроения и покажите мне и гостям.

(Слайд 24) -Всем спасибо за урок, вы хорошо потрудились.

Самоанализ урока

по предмету: чтение

по теме «Русская народная сказка «Лиса и журавль»».

Дата: 06.12.2023 г.

Тема: «Русская народная сказка «Лиса и журавль»».

В кассе 6 обучающихся, присутствовало: 5 человека.

Посетило всего учителей: 6 человек

Форма:  урок- закрепление

Тип урока: комбинированный.

Техническое оснащение урока:

  • наглядность для оформления доски, компьютер, мультимедийный проектор;

  • индивидуальные карточки, карандаши.

Методы обучения, применяемые на уроке:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение, загадки)

  • объяснительно- иллюстративный,

  • рефлексия.

Формы организации работы на уроке:

  • фронтальная, индивидуальная, коллективная

Цель:Развитие всех компонентов устной речи детей, закрепить знания детей о сказках.

Задачи:

1. Образовательные:

- Продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки;

2. Коррекционно- развивающие:

развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, развитие творческого воображения: изображение повадок зверей, имитация движений животных – героев сказки.

- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;

- Развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать

3. Воспитательные:

- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества

На уроке присутствовало 5 человек. Дети разного уровня развития.

Работая над здоровьесберегающей задачей я использовала:  внутреннюю (речь учителя) для поддержания эмоционального настроя учащихся; смену поз (работа сидя, стоя, выход к доске, целевые физминутки).

В ходе урока применяла разнообразные методы: наглядный, словесный. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Построение урока соответствует содержанию и поставленным целям.

Организация урока: на уроке использовались приёмы – демонстрация, игровые приёмы, приём обратной связи.

Урок включал в себя несколько этапов.

Организационный момент создал позитивный настрой на урок. Обращение учителя сконцентрировало внимание учащихся на дальнейшую работу.

       Актуализация имеющихся знаний является важным связывающим звеном всего урока, цель которого: повторить изученный материал, умения и навыки, необходимые для предстоящего на уроке литературного анализа, создать у детей нужный настрой. Постановка учебной проблемы «с удивлением».

При проверке домашнего задания использовала метод «Чтения по ролям». 

Перед чтением произведения была проведена словарная работа, дети ознакомились с лексическим значением новых незнакомых слов.

Достаточно времени на уроке было отведено именно для чтения нового текста. Выбранные структура и время на этот этап урока были рациональными, соответствовали цели и задачам. Познавательная мотивация достигалась путем постановки вопросов, прогнозирования событий, оценки поступков. Вопросы при анализе произведения были построены в виде беседы на выявление отчетливого, глубокого понимания детьми авторского замысла, для анализа ситуации, описываемой в произведении. Было организовано чтение по ролям, выборочное чтение по вопросам.

Урок сопровождался показом слайдов презентации, что способствовало  активации мыслительной деятельности и повышению интереса к уроку.

Были применены разнообразные приемы (работа с текстом, чтение по ролям, чтение вслух, чтение про себя, развитие устной речи).

На этапе рефлексии дети оценивали, как для них прошел урок, с помощью условных сигналов: «смайлик».  

Все этапы урока связаны между собой. Уделяла внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки. На этапе физкультминутки детям предложила музыкальную игру «Лиса и журавль», которая снимает напряжение.

Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Во время работы я давала возможность ученикам высказывать своё мнение.

Считаю, что все поставленные на уроке цели и задачи, были реализованы. Ребята усвоили материал, с учётом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока. Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, запланированный объём урока выполнила.

Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей обучающихся.  Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться  в своём индивидуальном развитии. Презентация, речевая разминка, игровые моменты, минутки здоровья способствовали более эффективному проведению урока.

Урок цели достиг,  реализованы   все задачи, которые  были поставлены в начале урока учениками и учителем.

Считаю, что урок прошёл на хорошем уровне.

Учитель: Денисенко Н.Н

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и журавль; познакомить с пословицей и поговоркой; помочь раскрыть их связь с текстом; развивать навык чтения по слогам и целыми словами; формировать умение выражать главную мысль сказки, выраженную в малой фольклорной форме; формировать интеллектуально – речевые умения при установлении причинно – следственных связей в тексте;
0 ₽