Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Открытый урок по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Открытый урок по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

В материале представлена разработка урока литературного чтения в 3 классе по произведению Д.Н.Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» 2 урок. Тип урока: комбинированный урок. Цель: продолжить работу над произведением Д.Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Задачи: воспитательные: формирование норм нравственно-этического поведения в различных формах работы, воспитание доброго отношения ко всему живому; развивающие: умение находить информацию в разных источниках, анализировать и преобразовывать её (наблюдать, сравнивать, делать выводы); умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; образовательные: формирование умения анализировать текст литературной сказки; формирование навыков чтения, умения понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Открытый урок по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Тип урока: комбинированный урок.

Цель:продолжить работу над произведением Д.Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Задачи:

воспитательные:

формирование норм нравственно-этического поведения в различных формах работы, воспитание доброго отношения ко всему живому;

развивающие:

умение находить информацию в разных источниках, анализировать и преобразовывать её (наблюдать, сравнивать, делать выводы); умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;

образовательные:

формирование умения анализировать текст литературной сказки; формирование навыков чтения, умения понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения.

Ход урока

I. Организационный момент .

Приветствие «Здравствуйте!»

Учитель проговаривает вместе с обучающимися, а дети поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- Здравствуйте, ребята!

-Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Начинаем наш урок.

- С творчеством какого писателем мы познакомились на прошлом уроке? (Д.Н. Мамина-Сибиряка)

II. Речевая разминка.

Цель:совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; способствовать формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.
- Сейчас мы с вами проведем речевую разминку, а поможет нам в этом скороговорка.
- Скороговорку надо читать правильно без ошибок, по инструкции учителя.
- Послушайте внимательно, как я ее прочитаю.
( У зайки Бубы заболели зубы.)
- Прочитайте ее глазами.

- Прочитайте скороговорку, выделяя логическим ударение сначала 1, затем 2, 3 и 4 слово. (У зайки Бубы заболели зубы. У зайки Бубы заболели зубы. У зайки Бубы заболели зубы. У зайки Бубы заболели зубы.)

III. Актуализация знаний.

- Проверим, что вы запомнили о жизни и творчестве писателя.

О чем вам говорит слово «Мамин»?(Настоящая фамилия писателя Мамин. Мамин – Сибиряк – это его литературный псевдоним.)

-Урал, 1852год. (Мамин – Сибиряк родился на Урале в 1852 году.)

-«Живая нить». (Мамин – Сибиряк называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребёнка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни.

-«Семейное чтение». (В семье Маминых любимым занятием считалось чтение книг.)

- «Алёнушкины сказки». (Самую широкую известность получили «Алёнушкины сказки», переведённые на многие языки мира.)

-Дочь. (Свои сказки Мамин – Сибиряк сочинял для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.)

- Молодцы, ребята! Мы интересные факты из жизни и творчества Мамина – Сибиряка и готовы для дальнейшей работы. (Дети, которые правильно называли факты, получают отметки.)

IV.Самоопределение деятельности.

- На столах у вас есть слова, соберите из них название произведения, с которым сегодня продолжим работу на уроке.

(СЛОВА: ПРО, СКАЗКА, ЗАЙЦА, ХРАБРОГО, УШИ, ГЛАЗА, ХВОСТ, ДЛИННЫЕ, КОРОТКИЙ, КОСЫЕ)

- Прочитайте название произведения, которое у вас получилось.

- Определите жанр этого произведения.(Сказка)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.(Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

-Докажите, что это сказка. (Есть элемент вымысла, фантастики, животные разговаривают)

- Какие бывают сказки? Что вы знаете о народных сказках? О литературных?

(Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы)

- Верно, ребята.

(У авторских сказок немало общего с народными, но у них есть автор. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная)

V.Анализ литературного произведения.

-Назовите главных героев сказки. (Заяц)

- Подберите имена прилагательные, характеризующие зайца. (хвастливый, злой, заносчивый, задорный, самоуверенный, храбрый, смелый)

- Каким он описан в начале сказки? Найдите ответ в тексте, прочитайте (Всего боялся, душа в пятки…)

- Почему вдруг заяц заявил, что никого не боится? (Надоело ему бояться).

- Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. («-Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес…..)

- Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова? («… - кричал расхрабрившийся окончательно Заяц.»)

- Как вы относитесь к хвастовству? (Это плохо, …)

-Найдите и зачитайте в этой части слова, которые можно заменить выражением: очень удивились тому, что услышали. (Слушают и своим собственным ушам не верят)

- Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? («Они побыли в лапах у лисы и отведали волчьих зубов». Они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается.)

Дети все ответы подтверждают чтением текста из учебника.

- Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»? Как вы считаете?

(Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)

- Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?

(Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал считать себя таким.) Вывод: нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.

- Как автор называет Зайца вначале, в середине и конце сказки?

/Вначале-глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый/

VI. Работа над иллюстрацией к сказке.

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке на стр. 137.

- Какой эпизод изобрази художник?

- Найдите отрывок и прочитайте по ролям.

- Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?

-Почему волк решил съесть именно этого зайца?(Потому что он смеялся больше всех над волком).

- Прочитайте выразительно, о чём подумал волк, когда увидел зайца. («Э, брат,...стр. 137)

-Найдите слова на этой странице, которыми можно заменить выражение: Появился, как только о нём вспомнили. (А волк – тут как тут.)

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке на стр. 138.

- Какой эпизод изобрази художник?

- Найдите отрывок и прочитайте

- Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?

VII.Работа по группам.

-Найдите, пожалуйста, слова, которые описывают действия героев. Дайте характеристику героям (эмоциональное состояние). (Учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз)

Дается 2 минуты.

Найдите слова, которые описывают действия героев.

1 группа – Действия зайца

(Крикнул во весь лес, расхрабрился, взобрался на пенек, уселся на задние лапки, увидел волка, точно примерз, подпрыгнул кверху, упал со страху, перевернулся, задал стрекача, бежал, выбился из сил, обессилел, замертво свалился, вылез, встряхнулся, начал верить, что никого не боится.)

2 группа – Действия других зайцев

(Собрались, сбежались, приплелись, все слушают, ушам не верят, хихикнули, засмеялись, сделалось весело, начали кувыркаться, прыгать, скакать, разыгрались, не видят, веселятся пуще прежнего, не могли прийти в себя, спрятались, убрали, завалились, начали выглядывать, начали искать, нашли, закричали в один голос)

3 группа – Действия волка.

(Ходил, проголодался, подумал, слышит, остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться, близко подошел, начал выглядывать, бежал в другую сторону, ему показалось, убежал)

4 группа - Восстановление порядка пунктов плана

Заяц хвастун.

Заяц верит в то, что он никого не боится.

Заяц напугал Волка.

Все хвалят Зайца.

Какой был Зайчик в детстве.

Заяц и Волк.

На каждый ответ дается 20 секунд

-А теперь поделимся информацией друг с другом и посмотрим, как менялось настроение героев на протяжении всей сказки.

VIII.Работа с пословицами (в парах)

-Соберите пословицы. Карточки со словами перепутаны.

  • Храброго проверяй по делам, а не по словам.

  • Сам не хвались, пусть люди похвалят.

-К какому герою мы можем отнести данные пословицы?

IX. Синквейн Заяц - Волк.

- Составьте синквейн 1 вариант про Зайца, а 2 вариант про Волка.

ЗаяцВолк

Косой, трусливыйЗлой, голодный

Хвастается, испугался, врёт.Ходил, проголодался, остановился

У страха глаза велики.Хорошо бы зайчиком перекусить.

Зверёк.Хищник.

X. Итог урока

-Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?(Автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть к волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел; сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы

-В жизни тоже прежде чем что-то сделать, надо прогнозировать результаты своих поступков.

- Определите главную мысль сказки и запишите её в рабочие листы. (Главная мысль поучительной сказки состоит в том, что храбрецом можно называться, но не быть им на самом деле.)

- Чему учит эта сказка? (Сказка учит проявлять смелость и верить в свои силы, возможности и способности. Учит никогда не зазнаваться и не хвастаться.)

XI.Рефлексия.

- Вспомните содержание сказки и продолжите высказывание:

* Меня рассмешило то, что…

* Мне понравилось то, что…

*Меня взволновало то, что…

*Меня обрадовало то, что…

XII.Домашнее задание

Чтение сказки по ролям.


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В материале представлена разработка урока литературного чтения в 3 классе по произведению Д.Н.Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» 2 урок. Тип урока: комбинированный урок. Цель: продолжить работу над произведением Д.Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Задачи: воспитательные: формирование норм нравственно-этического поведения в различных формах работы, воспитание доброго отношения ко всему живому; развивающие: умение находить информацию в разных источниках, анализировать и преобразовывать её (наблюдать, сравнивать, делать выводы); умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; образовательные: формирование умения анализировать текст литературной сказки; формирование навыков чтения, умения понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения.
0 ₽