Открытый урок
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)
Тип урока: урок развития речи, обучение написанию сочинению-рассуждению
Цель урока: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; выстроить алгоритм работы над сочинением; учить анализировать готовые сочинения, применяя критерии проверки 9.3., создать проект сочинения 9.3. «Материнская любовь»
Задачи урока:
образовательные:
1) развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
2) развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения;
4) развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;
5) развивать умения применять критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3.;
6) расширять и углублять знания о нравственных понятиях;
воспитательные:
1) прививать любовь к слову, языку;
2) помочь учащимся осознать, что такое ответственность;
3) донести до детей мысль о том, что ответственность необходима на любом этапе жизни;
развивающие:
1) развивать речевую культуру учеников;
2) развивать память учащихся и умение пересказывать;
3) развивать умение интерпретировать текст, выявлять смысл ключевого фрагмента текста, всего текста в целом;
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;
регулятивныеУУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование урока: тетради для творческих работ, доска, памятки, тексты готовых сочинений, текст задания 9.3, компьютер, экран, компьютерная презентация.
Ход урока
Организационный. Этап постановки целей урока и мотивации.(2 мин.)
-Доброе утро, садитесь.
-Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку:„Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение,“ — Джек Лондон, американский писатель
- Какова тема нашего урока?
- Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3
- Записываем число и тему урока в тетрадь.
- Какую цель перед собой поставим?
– Вспомнить алгоритм сочинения-рассуждения
- Научиться писать сочинение -рассуждение 9.3.
- Давайте с вами вспомним, какие виды сочинений включены в КИМ по русскому языку(1 мин.)
Формат экзамена предлагает нам 3 темы сочинения: 9.1.- лингвистическая тема, 9.2. - сочинение по тексту (аналитическая) и 9.3.- сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.
- Сегодня мы работаем над сочинением 9.3. (1 мин.)
- Как вы думает, что необходимо знать и уметь, чтобы успешно написать сочинение-рассуждение?
– Структуру сочинения, нравственные понятия, критерии оценивания, умение читать и анализировать текст и умение приводить аргументы.
Актуализация имеющихся знаний.
Работа в группах (1 мин.)
Задание 1:
- вспомните структуру сочинения-рассуждения (на столах разрезанные этапы сочинения) – необходимо их расположить по порядку.
- Представитель от группы выходит к доске и прикрепляет свой этап. (1 гр.-тезис и определение; 2гр. – 1 аргумент; 3гр. -2 аргумент; 4гр. – вывод)
- Ребята, а как мы оформляем эти пункты в сочинении? (каждый пункт плана – новый абзац)
- Почему это важно? (2 мин.)
Задание2:
- анализ сочинения – надо определить границы этапов? (слайд)
№1 Доброта — это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, проявление любви ко всему живому. Доброта спасает нас в трудные минуты жизни, делает нас лучше. Докажу это примерами из текста А.А. Лиханова и из жизненного опыта. В тексте мальчик Федя переехал из своего поселка, который разрушили, дом пошел на слом, осталась одна голубятня. И тут ему сообщают, что и ее нужно ликвидировать… Федя после такой новости долго не мог прийти в себя, потом стал прощаться с голубями (предложения 12-16). А после он поджег голубятню, но не смог бросить птиц: «Голуби! Разве их можно бросать? Разве он имел такое право? Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. Он отвечает за голубей». Поведение мальчика, его мысли, чувства — все это говорит о его доброте. Федя проявлял любовь, сострадание к этим птицам. Говоря о доброте, я сразу вспоминаю Дину, героиню рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Она тоже стремилась делать добро по отношению к Жилину, отзывалась на его просьбы, рискуя, помогла ему выбраться из плена. Благодаря ее доброте, Жилин вернулся на родину.
Таким образом, доброта - это стремление делать добро людям, отзывчивость, проявление любви.
- Какие речевые, грамматические ошибки вы заметили? (1 мин.)
Задание 3: критерии оценивания сочинения 9.3. (слайд) (2-3 мин.)
1гр. – С3К1; 2гр – С3К1; 3гр. – С3К3; 4гр. – С3К4
Задание 4:
Анализ текста 2
№2 Совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Докажу это примерами из текста Р. Погодина и из своего жизненного опыта. – 1б
Из приведенного отрывка мы узнаем, что Мишка поступил подло: отобрал у Коли Григорьева альбом, который тот собирался подарить учительнице. Мишка скомкал первую страницу альбома, вырвал из него картинки и раздал их ребятам, а самого Колю обозвал подхалимом. Но потом мальчишка понял, что поступил плохо, особенно когда узнал, что этот альбом Коля хотел подарить старенькой учительнице в благодарность за то, что она помогала ему с уроками во время его болезни. В Мишке вовремя заговорила совесть, поэтому ему удалось многое исправить. – 2б (аргумент из текста)
Таким образом, совесть — это наш внутренний судья, наш внутренний голос, который помогает нам понять, что мы совершили или можем совершить плохой поступок. Главное, вовремя прислушаться к нему, чтобы избежать негативных последствий.
- Анализ сочинения по критериям: - Что отсутствует? (комментарий к понятию; нет аргумента из жизни); С3К3 – 2б;С3К4 – 1б (отсутствует аргумент) – ВСЕГО – 6 баллов из 9 возможных.
Работа по вопросам (фронтально): (3 мин.)
Что представляет собой тезис? (определение понятия и комментарий)
Познакомимся со способами толкования слова (слайды)
Что такое аргументы? (пример предложения(ий) из текста + его пояснение своими словами и пример из жизненного опыта + микровыводы)
Является ли пример из литературы примером из жизненного опыта? Да.
Откуда еще можно взять материал для второго аргумента?
Как грамотно ввести в свое сочинение аргументы? (слайд)
Что такое вывод? – подведение итогов по понятию
Выявление нравственного понятия, знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, создание проекта сочинения-рассуждения 9.3.
- Дома вы прочитали рассказ В.П. Астафьева «Шинель без хлястика». Рассказ у вас на столах.
1)Беседа по тексту (3 мин.)
- Какое впечатление он на вас произвел?
- Какие чувства вызвал у вас?
- Почему именно так называется рассказ? (Именно шинель помогла выжить ребенку, самая ценная вещь для матери, которую она продала в минуту отчаяния. Мать – символ жертвенности. Настоящая мать все отдаст ради своего ребёнка).
-Кто главные герои рассказа? Почему автор не дает имен главным героям? (Обобщенный, собирательный образ матери).
- Почему мать раньше не рассказала сыну о прошлом? (Ждала, когда он повзрослеет, ждала его душевного взросления, что поймет её).
- О чем жалеет героиня? (О шинели).
-Что значила для нее шинель? (Память о юности, о любви, о войне, о рождении сына. Спасла сына, т.к. жила для него).
-Через какие трудности пришлось пройти героине?
- Что помогло ей выжить после войны? (любовь к сыну)
2) На уроке вам предстоит написать проект сочинения по данному тексту на тему «Что такое материнская любовь» (задание у вас на столах - читаем)- 5 мин.
1 гр. – работает по 1 этапу и пишет: тезис, определение, комментарий.
2 гр. – ищет в тексте аргумент 1;
3 гр. – создает аргумент 2;
4 гр. – вывод.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
3) Каждая группа зачитывает свои работы (5 мин.)
4) Обсуждение
IV. Рефлексия: 1 – 2 мин.
- Что нового и важного вы узнали и повторили на уроке?
- Что вам показалось сложным?
- Где вы сможете применить полученные знания?
Оценка ответов учащихся.
Домашнее задание: на основе работы каждой группы написать сочинение -рассуждение на тему «Материнская любовь»
Тезис (определение + комментарий)
Аргумент из текста
Аргумент из жизни
Вывод
Тезис (определение + комментарий)
Аргумент из текста
Аргумент из жизни
Вывод
Тезис (определение + комментарий)
Аргумент из текста
Аргумент из жизни
Вывод
Тезис (определение + комментарий)
Аргумент из текста
Аргумент из жизни
Вывод
Разделите текст на абзацы
Доброта — это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, проявление любви ко всему живому. Доброта спасает нас в трудные минуты жизни, делает нас лучше. Докажу это примерами из текста А.А. Лиханова и из жизненного опыта. В тексте мальчик Федя переехал из своего поселка, который разрушили, дом пошел на слом, осталась одна голубятня. И тут ему сообщают, что и ее нужно ликвидировать… Федя после такой новости долго не мог прийти в себя, потом стал прощаться с голубями (предложения 12-16). А после он поджег голубятню, но не смог бросить птиц: «Голуби! Разве их можно бросать? Разве он имел такое право? Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. Он отвечает за голубей». Поведение мальчика, его мысли, чувства — все это говорит о его доброте. Федя проявлял любовь, сострадание к этим птицам. Говоря о доброте, я сразу вспоминаю Дину, героиню рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Она тоже стремилась делать добро по отношению к Жилину, отзывалась на его просьбы, рискуя, помогла ему выбраться из плена. Благодаря ее доброте, Жилин вернулся на родину.
Таким образом, доброта - это стремление делать добро людям, отзывчивость, проявление любви.
Анализ текста. Оцените сочинение по критериям.
Совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми. Докажу это примерами из текста Р. Погодина и из своего жизненного опыта.
Из приведенного отрывка мы узнаем, что Мишка поступил подло: отобрал у Коли Григорьева альбом, который тот собирался подарить учительнице. Мишка скомкал первую страницу альбома, вырвал из него картинки и раздал их ребятам, а самого Колю обозвал подхалимом. Но потом мальчишка понял, что поступил плохо, особенно когда узнал, что этот альбом Коля хотел подарить старенькой учительнице в благодарность за то, что она помогала ему с уроками во время его болезни. В Мишке вовремя заговорила совесть, поэтому ему удалось многое исправить.
Таким образом, совесть — это наш внутренний судья, наш внутренний голос, который помогает нам понять, что мы совершили или можем совершить плохой поступок. Главное, вовремя прислушаться к нему, чтобы избежать негативных последствий.
Оценивание сочинения 9.3.
Критерии | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3) | Баллы |
С 3 К 1 | Толкование значения слова. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его | 1 | |
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С3, К2 | Наличие примеров-аргументов. Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | |
С3 К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С 3 К 4 | Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
С 3 К1-К4 | Максимальное количество баллов за сочинение по критериям | 9 |
Текст рассказа В.П.Астафьева «Шинель без хлястика»
(1)Мать весь вечер хлопотала возле стола и танцевала с сыном, который только что окончил десятилетку и пригласил к себе первых в жизни гостей, парней и девушек, таких же, как он, вчерашних школьников. (2) Мать разрумянилась, повеселела, и седина, пропахавшая ее голову большими бороздами, сделалась особенно заметной. (3)Может быть, стала она заметней оттого, что проглянуло в глазах, в улыбке матери что-то девическое, юное, безвозвратно ушедшее или навсегда спрятанное. (4)И сын вдруг заметил, что мать-то у него еще довольно молодая. (5)Она же весь вечер дотрагивалась до него рукой и, точно в чем-то удостоверяясь, говорила:
— Вот ты у меня уже и взрослый.
(6)Перед сном она, как обычно, зашла к сыну в комнату. (7)Он подумал: поцеловать его на ночь, поправить подушку, одеяло и успокоенной уйти. (8)Но она не поцеловала его, не поправила подушку. (9)Она села на его кровать, и сын заметил, что румянца на ее щеках уже нет и что у нее очень тревожный взгляд, и она беспрестанно поправляет волосы.
(10) —Что ты, мама?—спросил он.
(11)Мать ничего не ответила и сидела молча. (12)Потом провела рукой по глазам, будто стерла с них что-то, и потребовала:
(13)—Слушай. (14)Ты уже взрослый, и поэтому пора тебе все знать.— (15)Она смолкла, задумалась.— (16)Есть на моей душе такой груз, который долго пригибал меня к земле, впрочем... впрочем, он пригибает и сейчас тех матерей, которые растят детей без отцов.
(17)Она опять замолчала, долго никуда не могла деть руки, то складывала их на коленях, как старуха, то опять поправляла волосы.
(18)—Что ты, мама? — уже совсем тревожно спросил сын.
(19)И она постепенно успокоилась, заговорила ровно, как в аудитории университета, где работала преподавателем.
(20)Она рассказала о том, как приехала с фронта, без медалей и орденов, с одним свертком на руках. (21)В этом свертке, укутанный в бязевые портянки, пищал он, ее сынишка. (22)У нее не было ничего — ни дома, ни работы, ни денег. (23)Был только сын, и она стала жить для него. (24)Она поступила в университет, и они вдвоем с сыном жили на стипендию и на те пайки, которыми время от времени их подкармливали профсоюзный и комсомольский комитеты.
(25)Они жили на частных квартирах, и им все время отказывали, потому что сын был крикливый и болезненный. (26)Кроме того, она не могла хорошо платить за квартиру, (27)А еще ей отказывали потому, что хозяйки вечно ревновали к ней своих мужей и шпионили за ней. (28)А мужики наперебой ластились к ней. (29)Сначала она плакала, иной раз давала по морде, но постепенно притерпелась и уже не лила слез, не дралась и научилась делать невозмутимый вид. (30)Вот только сердце у нее принялось рано барахлить, и, может быть, потому она осталась на всю жизнь худенькой, заморенной.
(31)Университет она закончила с отличием, стала работать. (32)Все образовалось и даже как-то перекипело, ссохлось. (33)Она ни в чем не раскаивается и ни о чем не жалеет.
(34)Впрочем, нет. (35)Об одной вещи жалеет. (36)Она жалеет солдатскую свою шинель без хлястика. (37)В этой шинели она ползала по передовой и вынесла на ней того, кто стал отцом ее сына. (38)Под этой шинелью она спала, любила, мучилась и родила его.
(39)Однажды ей стало нечем кормить ребенка, не на что было выкупить горячее питание с детской кухни.
(40)На дворе был март. (41)Она решила, что холода уже кончились, отнесла шинель на рынок и отдала за бесценок, потому что в ту пору на рынке продавалось много шинелей, почти новых и с хлястиками.
(42)Ну, вот и все. (43)Что же касается того, кто был его отцом, пусть он о нем не думает, как другие, плохо. (44)Она твердо верит: если бы он остался жив, нашел бы их.
(45)— Вот и все,— со вздохом повторила мать и опять поправила волосы, потом опустила худые руки на колени.— (46)Теперь тебе станет тяжелее, а мне легче.— (47)Она тряхнула головой.— (48)Ничего не поделаешь, так полагается в жизни — все делить пополам.
(49)Она ушла к себе, первый раз в жизни не поцеловав на ночь сына. (50)Она только сжала его руку, тряхнула руку, как это делают настоящие друзья, и ушла. (51)Ушла, тревожно поправляя волосы.
(52)А он лежал в темноте и, кажется, первый раз за все время, как он себя помнит, не мог уснуть. (53)Он думал. (54)Думал о том, что самая широкая полоса седины, наверное, появилась у матери в тот день, когда она продала шинель. (55)И еще он думал о том, что ему надо прожить очень большую жизнь и страшно много сделать, чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.