Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Открытый урок в 6 классе по теме "Несклоняемые существительные"

Открытый урок в 6 классе по теме "Несклоняемые существительные"

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «несклоняемые существительные», с группами несклоняемых существительных, вырабатывать умение согласовывать их с глаголами и прилагательными и правильно употреблять их в речи.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема урока «Несклоняемые имена существительные».

Цели урока:

а) познакомить учащихся с понятием «несклоняемые существительные», с группами несклоняемых существительных, вырабатывать умение согласовывать их с глаголами и прилагательными и правильно употреблять их в речи;

б) развивать умения сопоставлять, исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) активизировать творческие возможности учащихся, способствовать развитию речи, расширению словарного запаса; воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

-воспитание интереса к русскому языку;

-обогащение словарного запаса;

-развитие навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной деятельностью;

-расширение кругозора, активизация творческих возможностей учащихся.

Метапредметные:

-определение целей и задач учебно-познавательной деятельности;

-владение основами контроля и самооценки;

-умение правильно излагать мысли, соблюдать нормы речи;

-применение знаний на других учебных предметах и в жизни.

Предметные:

-знание групп несклоняемых существительных

-умения правильно произносить несклоняемые существительные;

-развивать орфографическую зоркость и речь.

Оборудование: учебник, тетради для опорных схем, ноутбук, проектор, колонка, запись «Уроки радионяни» и стихотворения по теме урока, предметные картинки, карточки-задания, карта мира, снежинки.

Тип урока: освоение новых ЗУН через решение учебных задач.

Форма урока: урок-виртуальное путешествие.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, игровые, работа в парах.

-Здравствуйте. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

-А когда уроки проходят быстро, интересно?

-Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

Давайте вспомним , о чём мы говорили на предыдущих уроках?

-Что называется склонением?

-Сколько склонений в русском языке?

-Как мы определяем склонение существительных? (слайд 3)

-Какие существительные называются разносклоняемыми?

Перечислите их.

- Какой суффикс в добавляется к корню при склонении? (слайд 4)

2.Возьмите тетради и запишите число, классная работа. Оставьте строчку для записи новой темы. Ручки положите и внимательно меня послушайте.

3.Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: (Слайд 5)

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,

А вернее – я и ты без кашна и без пальты,

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

- Все значения слов вам понятны? (Слайд 6 )

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить.(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст) (карточка 1) Слайд 7

4. Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово вольер.

Словарная работа (в тетрадь записать ): участок, огороженная площадка с навесом или открытая, с присоединяющимися к ней клетками или домиками

- Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.

(Слайд 8)

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.

В) Крупный попугай с пестрым хохолком.

Г) Самая маленькая птица на земном шаре.

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?

(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк»)

-Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонений)

Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Запишите в тетрадях следующие предложения. Укажите падежи у этих существительных.

(Слайд 9)

(Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)

В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.

Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)

Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.)

-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.

Запись темы в тетрадях.

-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения, поэтому их помещают в словарях иностранных слов.

Давайте рассмотрим четыре группы несклоняемых существительных.

(Слайд 11)

Настало время отдохнуть (слайд 12)

Если слышим существительное разносклоняемой, разводим руки, если несклоняемое слово – замочек на груди, склоняемые существительные – руки вверх.

Начали: Окно , киви, кофе , звено , жюри , пламя, бревно , шоссе, время, кенгуру, облако, серебро, имя, пианино , поле , пальто , море пенсне, семя, фойе, бремя, метро, детство, бюро.

Продолжаем работу (слайд 13)

Поиграем в игру «Как аукнется, так и откликнется»

Склонение слов какаду и кашпо. Учащиеся 1 варианта задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот, склоняют слово кашпо.

- Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова)

- эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?

Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп. (слайд 14)

А теперь устно нужно вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж (слайд 15).

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.

Следующее задание : вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони. (КАРТОЧКА № 2). Все ли слова понятны?

1 Выйти из , играть на , гулять без ,

Ехать по , бутерброд с , приехать на ,

Кататься на , вынуть из , слушать по ,

Пойти в , работать в .

Вывод: Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям иностранных слов.

Возьмите карточку № 3. Распределите по тематическим группам данные несклоняемые существительные (Слайд17):

-Одежда

-Животные

-Пища

Слова для справок: коала, кешью, авокадо, кимоно, какаду, брокколи, монпасье, кашне, салями, манто, спагетти, пальто, кашпо, гуппи, курабье, гризли.

Проверяем, все справились с заданием? (слайд 18)

Рефлексия : подведём итоги

-Что нового узнали?

- Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным, трудным? Почему?

- Определите ключевые слова урока

(не изменяются, несклоняемые, нет окончания, из других языков).

- Какой вывод вы можете сделать по теме урока?
Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми. Это в основном слова из других языков.

В конце нашего урока я зачитаю вам “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

Оценки за урок

Домашнее задание: п. 50, упр. 311

Спасибо за урок!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «несклоняемые существительные», с группами несклоняемых существительных, вырабатывать умение согласовывать их с глаголами и прилагательными и правильно употреблять их в речи.
0 ₽