Тема урока «Несклоняемые имена существительные».
Цели урока:
а) познакомить учащихся с понятием «несклоняемые существительные», с группами несклоняемых существительных, вырабатывать умение согласовывать их с глаголами и прилагательными и правильно употреблять их в речи;
б) развивать умения сопоставлять, исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
в) активизировать творческие возможности учащихся, способствовать развитию речи, расширению словарного запаса; воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
-воспитание интереса к русскому языку;
-обогащение словарного запаса;
-развитие навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной деятельностью;
-расширение кругозора, активизация творческих возможностей учащихся.
Метапредметные:
-определение целей и задач учебно-познавательной деятельности;
-владение основами контроля и самооценки;
-умение правильно излагать мысли, соблюдать нормы речи;
-применение знаний на других учебных предметах и в жизни.
Предметные:
-знание групп несклоняемых существительных
-умения правильно произносить несклоняемые существительные;
-развивать орфографическую зоркость и речь.
Оборудование: учебник, тетради для опорных схем, ноутбук, проектор, колонка, запись «Уроки радионяни» и стихотворения по теме урока, предметные картинки, карточки-задания, карта мира, снежинки.
Тип урока: освоение новых ЗУН через решение учебных задач.
Форма урока: урок-виртуальное путешествие.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, игровые, работа в парах.
-Здравствуйте. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
-А когда уроки проходят быстро, интересно?
-Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
Давайте вспомним , о чём мы говорили на предыдущих уроках?
-Что называется склонением?
-Сколько склонений в русском языке?
-Как мы определяем склонение существительных? (слайд 3)
-Какие существительные называются разносклоняемыми?
Перечислите их.
- Какой суффикс в добавляется к корню при склонении? (слайд 4)
2.Возьмите тетради и запишите число, классная работа. Оставьте строчку для записи новой темы. Ручки положите и внимательно меня послушайте.
3.Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: (Слайд 5)
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,
А вернее – я и ты без кашна и без пальты,
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!
- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)
- Все значения слов вам понятны? (Слайд 6 )
кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить.(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст) (карточка 1) Слайд 7
4. Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово вольер.
Словарная работа (в тетрадь записать ): участок, огороженная площадка с навесом или открытая, с присоединяющимися к ней клетками или домиками
- Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.
(Слайд 8)
А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?
Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.
В) Крупный попугай с пестрым хохолком.
Г) Самая маленькая птица на земном шаре.
Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?
(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк»)
-Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонений)
Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Запишите в тетрадях следующие предложения. Укажите падежи у этих существительных.
(Слайд 9)
(Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)
В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.
Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)
Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.)
-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.
Запись темы в тетрадях.
-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения, поэтому их помещают в словарях иностранных слов.
Давайте рассмотрим четыре группы несклоняемых существительных.
(Слайд 11)
Настало время отдохнуть (слайд 12)
Если слышим существительное разносклоняемой, разводим руки, если несклоняемое слово – замочек на груди, склоняемые существительные – руки вверх.
Начали: Окно , киви, кофе , звено , жюри , пламя, бревно , шоссе, время, кенгуру, облако, серебро, имя, пианино , поле , пальто , море пенсне, семя, фойе, бремя, метро, детство, бюро.
Продолжаем работу (слайд 13)
Поиграем в игру «Как аукнется, так и откликнется»
Склонение слов какаду и кашпо. Учащиеся 1 варианта задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот, склоняют слово кашпо.
- Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова)
- эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?
Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп. (слайд 14)
А теперь устно нужно вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж (слайд 15).
В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.
Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.
Следующее задание : вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони. (КАРТОЧКА № 2). Все ли слова понятны?
1 Выйти из , играть на , гулять без ,
Ехать по , бутерброд с , приехать на ,
Кататься на , вынуть из , слушать по ,
Пойти в , работать в .
Вывод: Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям иностранных слов.
Возьмите карточку № 3. Распределите по тематическим группам данные несклоняемые существительные (Слайд17):
-Одежда
-Животные
-Пища
Слова для справок: коала, кешью, авокадо, кимоно, какаду, брокколи, монпасье, кашне, салями, манто, спагетти, пальто, кашпо, гуппи, курабье, гризли.
Проверяем, все справились с заданием? (слайд 18)
Рефлексия : подведём итоги
-Что нового узнали?
- Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным, трудным? Почему?
- Определите ключевые слова урока
(не изменяются, несклоняемые, нет окончания, из других языков).
- Какой вывод вы можете сделать по теме урока?
Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми. Это в основном слова из других языков.
В конце нашего урока я зачитаю вам “Песенку – итог” Аркадия Хайта.
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
Оценки за урок
Домашнее задание: п. 50, упр. 311
Спасибо за урок!