Управление образования администрации Озёрского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи»
Пакет методических материалов мероприятия
«Наше здоровье – наша жизнь. Полезные привычки.»
Каримова Ангелина Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
2024
Озёрск
Пояснительная записка
Воспитательное мероприятие по теме «Наше здоровье – наша жизнь. Полезные привычки.» реализуется в рамках плана воспитательной работы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Юный художник». Вид деятельности по программе – изобразительная деятельность.
Форма проведения: дискуссия, игра.
Дата проведения: 14 февраля 15:00.
Место проведения: МБУ ДО «ДТДиМ» - Новогорненский филиал «Дружба», кабинет № 15.
Целевая аудитория: обучающиеся первого года обучения.
Возраст обучающихся: 7-12 лет.
Продолжительность воспитательного мероприятия: 45 минут.
Цель воспитательного мероприятия: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи воспитательного мероприятия:
личностные:
-формирование бережного отношения к своему здоровью.
метапредметные:
- формирование коммуникативных навыков;
- формирование эмоциональной отзывчивости;
- развитие творческих способностей.
предметные:
- формирование знаний обучающихся о полезных и вредных привычках, их влиянии на здоровье.
Планируемый результат воспитательного мероприятия: формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, положительных привычек и здорового образа жизни.
Материально-техническое обеспечение: ноутбук,мультимедийнаяпрезентация к воспитательному мероприятию; распечатки приложений: пословица, анаграммы, два одинаковых набора цветных картинок с полезной и вредной пищей, картинки с режимными моментами; нарисованное дерево; пустые цветные сердечки; клей-карандаш; 2 заготовки ромашек; фломастеры.
Ход воспитательного мероприятия:
Организационный этап.
Вступление.
Основной этап.
Гигиена.
Правильное питание.
Режим дня.
Двигательная активность.
Психическое здоровье.
Отказ от вредных привычек.
Практический этап.
Полезные привычки, вредные привычки и как их победить.
IV. Заключительный этап.
Мониторинг эффективности (рефлексия).
Организационный этап.
Вступление.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Как ваше настроение? Очень важная тема собрала нас сегодня...
Однажды я встретила мудреца и спросила: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил мне: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым», - и затем добавил фразу, ставшую пословицей, но он его зашифровал. Расшифруйте её («Здоровый нищий счастливее больного короля»).
Как вы объясните смысл этого высказывания? (Лучше быть здоровым, чем больным).
Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может в полной мере ощутить радость жизни: ему легко учиться, заниматься любимым делом или увлечением.
Вы уже, наверное, догадались, о чем сегодня мы будем говорить с вами? (Ответы обучающихся)
Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о здоровье и вспомним основные составляющие здорового образа жизни, ведь наше здоровье в наших руках.
Основной этап.
Гигиена
Ребята, а что такое здоровье? (Здоровье — это главная ценность жизни; это долгая счастливая жизнь; это, когда ты весел и у тебя всё получается)
Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Какого человека называют здоровым? (Сильного, крепкого, он не болеет, физически и психически благополучен)
Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни. По каким признакам мы узнаем, что человек ведет здоровый образ жизни? (Человек занимается спортом, не имеет вредных привычек, соблюдает режим дня, не болеет, правильно питается.)
Что вредит нашему здоровью? (вредные привычки, неправильное питание)
Поговорим о некоторых составляющих здорового образа жизни человека.
Я предлагаю вам послушать сказку «О микробах».
Жили-были микробы-разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил немытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
Подумайте, в каких условиях развиваются микробы? (Когда грязно, посуда невымытая, дома летают мухи, руки немытые и грязные…)
Что помогает нам победить микробов? (вода, мыло)
Какую часть тела нужно мыть чаще других? (руки)
С чем это связано? (Ответы обучающихся)
Почему руки необходимо мыть с мылом? (Ответы обучающихся)
Мыло, уничтожает микробы. Поэтому руки надо обязательно всегда мыть с мылом, приходя с улицы или, выходя из туалета. Очень важно своевременно обрезать ногти, до 95% микробов скапливается именно под ними. У Чистоты есть помощники. А чтобы узнать их, вам нужно отгадать запутанные слова – анаграммы.
Ответы напишите на карточке. Интересно, чья пара безошибочно справится с заданием (МЛОЫ - мыло, ЩТЁКА - щетка, ЛМОЧАКА – мочалка, ЛОТЕНПОЕЦ - полотенце, АШПУМНЬ - шампунь).
Молодцы, ребята, правильно отгадали помощников Чистоты.
Ребята, как сохранить хорошее зрение? (Соблюдать правильное расстояние от тетради, книги до глаз при чтении, письме, необходимо правильное освещение, просмотр телевизора с соблюдением мер безопасности)
Нагрузка на глаза приводит к потере остроты зрения. Многие из вас, ребята, много времени проводят за телевизором, компьютером или телефоном. А ведь сидячий образ жизни – это одна из причин смерти и инвалидности во всем мире. Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе. Но это только так кажется. На самом деле в это время напряжены шея, мышцы головы, руки, плечи. От этого у детей развивается искривление позвоночника – сколиоз. Компьютеры, телевизоры и телефоны не совсем безопасны для здоровья и плохо влияют на психику. Для снятия напряжения с глаз необходимо выполнять специальные упражнения.
Мы поговорили с вами о первом составляющем нашего здоровья – о гигиене.
Правильное питание
Зависит ли наше здоровье оттого, что мы едим? Как нужно правильно питаться?
Не менее важно для здоровья правильное питание. Рацион школьника должен содержать витамины, поэтому нужно больше есть овощи и фрукты. - В режиме дня необходимо планировать питание. Сколько раз необходимо есть? (Не менее трёх раз) Самый важный прием пищи – утренний. Древние люди говорили: «Завтрак съешь сам». Почему? (Ответы обучающихся)
Завтрак должен быть обязательно, так как организму предстоит бодрствование целый день с различными нагрузками. Если же завтрака нет, то и сил соответственно мало. Из каких продуктов состоял ваш сегодняшний завтрак? (Ответы обучающихся)
Сейчас мы поиграем в игру «Полезная и вредная пища». Задание (два одинаковых набора картинок): из набора продуктов надо выбрать первой группе картинки с полезной пищей, а второй группе картинки с вредной пищей. Объясните свой выбор.
Правильное питание – главное условие здорового образа жизни человека. Питание человека – один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека. Неправильное питание приводит к разным заболеваниям.
Итак, мы узнали с вами о втором составляющем нашего здоровья – это правильное питание.
Режим дня
Как выяснилось, быть здоровым – довольно хлопотное дело. Очень много нужно для этого делать и, главное, всё успевать. Как же нам стать этакими «всёуспевайками»? Верный помощник «всёуспеваек» - режим дня.
Режим дня помогает хорошо учиться, укреплять здоровье и, главное, всё успевать. Каждому, вместе с родителями, необходимо составить свой личный режим дня.Выполнение задание: прикрепите на мольберт картинки с режимными моментами в правильной последовательности.
Главное правило при составлении режима дня – чередовать труд и отдых. - Зачем нужен режим дня? (Чтобы все успевать, делать планомерно, без спешки, суеты, чтобы было хорошее настроение)
Значит, третья составляющая нашего здоровья – это режим дня –
Двигательная активность
Человек, ведущий здоровый образ жизни, в режиме дня обязательно выделяет время для занятий физкультурой и спортом. Ребята, а у вас есть спортивное увлечение? Какое? (Ответы обучающихся)
Что дает занятие спортом? Двигательная активность – это путь к силе, выносливости, красоте. Начнёшь утро с зарядки – значит, за день успеешь сделать много хороших дел. Несколько энергичных упражнений вовлекут в работу важные органы и системы организма, укрепят мышцы. Давайте попробуем сделать это прямо сейчас!
Физкультминутка «Потрудились — отдохнём»
Потрудились — отдохнём, (ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнём (потягивания)
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Итак, двигательная активность – это следующая составляющая нашего здоровья.
Психическое здоровье
Кроме физического здоровья существует еще и психическое. Часто вы не задумываетесь, что словами обижаете своих одноклассников, друзей, родителей. И эти слова ранят душу и сердце людей, наносят им психологическую травму. Поэтому очень хочется сказать о «добрых словах», которые тоже способствуют укреплению здоровья. Сейчас мы поиграем в игру «Дерево добра».
Ребята, ураган сорвал листву с волшебного дерева добра. Нужно вернуть листья на ветки. Возьмите сердечко и прицепите сердечко к ветке дерева. Но сделать это может только тот, кто знает добрые и вежливые слова. Если игрок затрудняется с ответом или отвечает неправильно, то ход передается следующему участнику. (Привет. Здравствуйте. Доброе утро. До свидания. Добрый день. Будьте здоровы. Угощайтесь. Приятного аппетита. Приятно познакомиться. Будьте добры. Добрый вечер. Извините, пожалуйста. Простите. Разрешите мне спросить, узнать, поинтересоваться. Я больше так не буду. Спасибо, не хочу. Мне не нравится. Я попробую. Можно с вами (поиграть). Можно взять. Давай вместе поиграем. Чем тебе помочь. Можно я помогу вам. Спасибо. Пожалуйста. Благодарю. Простите, что перебиваю. Спокойной ночи. Возьмите, пожалуйста. Подскажите, пожалуйста).
Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться. Психологи установили: улыбка не только признак хорошего настроения, но и способ его улучшить. Будьте же приветливы. Это поможет сохранить здоровье и вам, и тем, кто вас окружает. Значит, следующая составляющая нашего здоровья – это положительные эмоции.
Ребята, что означает слово «привычка»? (Ответы обучающихся)
Привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшее для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть привычка — это то, что мы делаем постоянно. А у вас есть привычки? (Ответы обучающихся)
Отказ от вредных привычек
У каждого из нас есть и хорошие привычки и дурные. Редко встретишь человека, у которого только полезные привычки. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь. Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить. Значит, следующая важная составляющая нашего здоровья – это отказ от вредных привычек. Запомните, ребята, только активный образ жизни (прогулки, игры, занятия спортом) поможет стать крепким, сильным и здоровым.
Практический этап.
Полезные привычки, вредные привычки и как их победить.
Как вы думаете, могут ли привычки каким-либо образом влиять на человека? Действительно, любая привычка (полезная или вредная) оказывает какое – либо влияние на человека. Я предлагаю вам попробовать установить связи между полезными и вредными привычками и их последствиями.
Давайте разделимся на три команды.
1 команда – цветок под названием «Полезные привычки»
2 группа – цветок под названием «Вредные привычки»
3 группа – цветок под названием «Профилактика вредных привычек» (то есть что надо делать для того, чтобы их победить)
Перед вами ромашки, лепестки ромашек пустые и не заполненные. Ваша задача написать на лепестках привычки, в соответствии с названием цветка.
IV. Заключительный этап.
Рефлексия.
В процессе работы мы с вами вспомнили и охарактеризовали разные составляющие нашего здоровья. Давайте ещё раз их повторим
1.Гигиена.
2.Правильное питание.
3.Режим дня.
4.Двигательная активность.
5.Положительные эмоции.
6.Отказ от вредных привычек.
А как вы думаете, достаточно ли только знать о правилах здорового образа жизни? Эти правила приносят пользу только тому, кто живёт по этим правилам. О таком человеке говорят, что он ведёт здоровый образ жизни. Мы выбираем здоровый образ жизни? (Ответы обучающихся)
Что скажем вредным привычкам?
Ребята, выскажитесь по сегодняшнему мероприятию, выбрав для себя начало фразы:
сегодня я узнал…
я понял, что…
теперь я могу…
я попробую…
занятие дало мне для жизни…
мне захотелось…
Желаю вам сохранить здоровье на долгие-долгие годы, ведь здоровье – главное богатство для каждого человека.
Спасибо большое за внимание! Всего доброго! До свидания!
Список источников информации и литературы
Бриленок, Н. Б. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся: учебное пособие для студентов Института физической культуры и спорта / Н. Б. Бриленок. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2019. – 29 с.
Гурьев, С. В. Технологии физического воспитания : монография / С. В. Гурьев. – Москва: Русайнс, 2020. – 132 с.
Леван, Т. Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: учебнометодическое пособие / Т. Н. Леван. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. – 224 с.
Лутовина, Е. Е. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни детей и подростков: учебное пособие / Е. Е. Лутовина. – Оренбург: [Б. и.], 2016. – 47 с
Масалова, О. Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учебное пособие / О. Ю. Масалова ; под редакцией М. Я. Виленского. – Москва: КноРус, 2016. – 183, [1] с.
Морозова, Е. Е. Здоровьесберегающая деятельность в системах образования и здравоохранения / Е. Е. Морозова, В. И. Морозов; Сарат. нац. исслед. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2016. – 146.
https://prorisunki.ru/kartinki-poleznaya-i-vrednaya-eda-dlya-detej-v-detskom-sadu-124350.html
https://sparklogic.ru/portal/2023/11/serdce-kartinka-na-prozrachnom-fone-kontur
https://raskraskirus.ru/romaska-raskraska
Приложение 1
Пословица
Здоровый нищий счастливее больного короля |
Здоровый нищий счастливее больного короля |
Здоровый нищий счастливее больного короля |
Здоровый нищий счастливее больного короля |
Здоровый нищий счастливее больного короля |
Здоровый нищий счастливее больного короля |
Здоровый нищий счастливее больного короля |
Здоровый нищий счастливее больного короля |
Приложение 2
Анаграммы
МЛОЫ – … ЩТЁКА – … ЛМОЧАКА – … ЛОТЕНПОЕЦ – … АШПУМНЬ -… |
МЛОЫ – … ЩТЁКА – … ЛМОЧАКА – … ЛОТЕНПОЕЦ – … АШПУМНЬ -… |
Приложение 3
Полезная и вредная пища
Приложение 4
Режимные моменты
Приложение 5
Сердечки
Приложение 6
Ромашка