МДОУ «Детский сад №172» города Ярославля
ПАСПОРТ МУЗЕЯ
«Радуга - чудо природы»
Автор
Асташонкова Ю.Б.
Содержание
Положение о музее в ДОУ…………………………………………………….3
Сведения об авторском коллективе…………………………………………..6
Паспортные данные музея…………..…………………………………...........6
Аспекты музейной деятельности…...……………………….…………..…….7
План работы по созданию музея…………………………………………….10
Тематический план занятий в музее.……….................................................11
Перспектива развития музея……….…..………………………………….....15
ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ В ДОУ
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о музее муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №172» (далее – учреждение) регламентирует деятельность музея.
1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в РФ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.12.2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СП 2.4.3648-20)
1.3. Музей создан усилиями коллектива сотрудников и родителей воспитанников, посещающих ДОУ.
1.4. Содержание экспозиций и тематика музея определяется возрастными особенностями воспитанников Учреждения.
1.5. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
2. Цели и задачи музея ДОУ
Цель:
• создание развивающей образовательной среды как средство формирования разносторонней развитой личности воспитанника, социально активного россиянина.
Задачи:
•поиск, собирание и создание материальных объектов (музейных экспозиций, экспонатов, предметов, макетов и др.) в процессе совместной проектной, исследовательской деятельности детей, их родителей (законных представителей) и педагогов;
•интегрирование предметной среды музея, в котором дошкольники осваивают окружающий мир средствами и формами музейной педагогики; опытно-экспериментальная работа по совершенствованию содержания, форм и методов деятельности музея ДОУ.
3. Основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея ДОУ:
3.1. Основными направлениями музея являются:
3.1.1. Создание фонда музея. Фонд музея создается в результате совместной деятельности педагогов Учреждения с воспитанниками и их родителями (законными представителями) по сбору музейных экспонатов и предметов.
3.1.2.Информационно-аналитическая деятельность мини-музея включает оформление стендов, витрин, выставок различной тематики, выпуск газет, публикация информации на сайте Учреждения.
3.1.3. Просветительская (образовательная деятельность) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных форм деятельности с дошкольниками: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, экскурсии, конкурсы и др.
3.1.4. Общественно-полезная деятельность музея заключается в поддержании в надлежащем виде, реставрации музейных экспонатов, создание макетов, изготовление утраченных экспонатов, поделок и других материалов.
4. Педагогические технологии, используемые в работе с детьми в музее ДОУ:
• технологии проектного обучения;
• технология личностно-ориентированногообразования;
• методика коллективной творческой деятельности.
5. Научно-методическое, программное обеспечение:
− создание силами педагогов ДОУ методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности (разработка перспективных планов, проектов, занятий, праздников, экскурсий и развлечений и т.д.);
− создание специализированной методической библиотеки, объединяющей фонды методической литературы и собственных разработок педагогов, использования его фондов в образовательном процессе;
− использование возможностей мини-музея ДОУ в образовательной деятельности, обмен опытом;
− вовлечение воспитанников и их родителей в участие в городских, областных, всероссийских конкурсах по направлениям деятельности музея.
6. Руководство работой музея
7.1. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
7.2. Деятельность музея регламентируется настоящим Положением.
7.3. Общее руководство деятельностью музея осуществляет заведующая ДОУ.
7.4. Непосредственное руководство практической деятельностью музея и текущею
работу осуществляет педагог – руководитель музея, назначенный приказом по ДОУ.
7.5. Педагог – руководитель:
− разрабатывает приказы и распоряжения, касающиеся деятельности музея;
− составляет, согласовывает расписание занятий на базе музея;
−решает вопросы стимулирования труда методического персонала, воспитанников ДОУ и их родителей, внесших вклад в результативность деятельности музея.
7. Ожидаемые результаты воспитательной работы:
Музей ДОУ обеспечивает межпредметную интеграцию знаний.
У детей сформируются представления о сенсорных эталонах цвета
Повысится интерес к сенсорной культуре, и желание принимать участие в совместной деятельности
Обогатить речь детей
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Асташонкова Юлия Борисовна
Образование: высшее
Должность: воспитатель
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: мини-музей «Радуга- чудо природы»
Профиль музея: познавательный.
Актуальность:
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей (в частности на развитие чувства цвета), обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом).
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются.
С помощью игры ребенок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
Вид деятельности:познавательно-исследовательская
Целевая аудитория: все возрастные группы ДОУ
Цель:Изучить природное явление «радуга»,определение условий появления радуги в природе и вокруг нас.
Задачи:
Для детей
- Узнать что такое радуга
- Создать радугу в домашних условиях
- Научится смешивать краски и найти радужные цвета
- Формирование у детей представлений о семи цветах спектра
- Закреплять название семи цветов спектра
- Учить детей выполнять элементарные продуктивные действия
- Развивать у детей речевую активность и познавательную потребность
- Создать книгу о радуге
Для педагогов
- Продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы
- Эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников
Для родителей
- Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности
Ожидаемые результаты
Для детей
- У детей сформируются представления о сенсорных эталонах цвета
- Повысится интерес к сенсорной культуре, и желание принимать участие в совместной деятельности
- Обогатить речь детей
Для педагогов
- Педагоги получают и обогащают опыт в освоении метода проектирования
Для родителей
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности
- Изменение отношения родителей к проблеме сенсорного воспитания
- Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
•принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
•принцип опоры на интересы ребенка;
•принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
•принцип наглядности;
•принцип последовательности;
•принцип сотрудничества и взаимоуважения.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: детская литература, подборки картинок о природном явлении радуга, подборка дидактических игр на тему «радуга» такие как:
«Сложи узор»
Цель: развивать цветоощущение, пространственное воображение, умение синтезировать и комбинировать.
«Блоки Дьенеша»
Цель: учить группировать предметы по цвету, учить работать по образцу.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, умения видеть характерные признаки предметов.
«Собери гусеницу»
Цель: знакомить детей со спектральными цветами. Развивать мелкую моторику рук.
«Солнышко и Снеговик»
Цель: учить различать и подбирать холодные и теплые цвета.
«Навстречу радуге»
Цель: знакомить детей с цветами солнечного спектра.
«Разноцветные гномы»
Цель: закреплять знания о цветах и оттенках. Развивать внимание и логическое мышление.
«Разноцветные предметы»
Цель: закреплять знания о цветах и оттенках. Развивать зрительную память, произвольное внимание, логическое мышление.
«Цвета и краски»
Цель: знакомить с цветами и их оттенками, тренировать внимание, развивать память.
«Радужные облака»
Цель: формировать представление о цветах радужного спектра, об окружающем мире; развивать мелкую моторику пальцев рук.
«Радуга-дуга»
Цель: знакомить детей со спектральными цветами.
Настольные игры:
«Цветное домино»
Цель: развивать у детей знания цветов, их оттенков. Развивать внимание и зрительную память.
«Лёля и Серёжка в мире цвета»
Цель: знакомить с цветами радужного спектра, научить объединять предметы в группы по цветовому признаку, а так же концентрировать внимание на картинке с объектом и находить ее среди множества других.
Подвижные игры:
«Цветные автомобили»
Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание, закреплять правила дорожного движения.
«Светофор»
Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, закреплять правила дорожного движения. Совершенствовать восприятие цвета. Развивать внимание, зрительное восприятие.
«Краски»
Цель: закреплять знание цвета и оттенков; совершенствовать навыки основных движений.
«Ах ты, Радуга - дуга»
Цель: закреплять у детей знание цветов радуги в их последовательности.
Разделы мини-музея, особенности использования
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для экспериментов, для наблюдения. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
«Сами своими руками»
Некоторые экспонаты, такие как: «Бумажные бабочки», «Бумажные куклы», «Бумажная радуга», таблички с названием цвета, «Цветик-семицветик», «Солнце», «Тучка» выполнены, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи и произведения иллюстрации о радуге, «История радуги», которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Дидактические игры, стаканчики для воды, краски, шарики воздушные, ленты, зонтик (радуга), мячики,CD-диски, фонарик, зеркало, шприцы, трубочки.
Дети могут использовать их вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Консультация для родителей
«Знакомство дошкольников с цветом», «Как знакомить детей с цветом».
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МУЗЕЯ
«Радуга – чудо природы»
Этапы | Действия детей | Действия педагогов | Действия родителей | Сроки |
Подготовительный(проблема, планирование, прогнозирование результатов/продуктов реализации) | Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников. | Изучение литературы по теме. Постановка цели и задач. Подготовка оборудования и материалов. Оснащение музея. Составление конспектов и занятий. Разработка игр по теме. | Выявление уровня педагогической культуры родителей по теме (опрос) | Октябрь-Февраль 2022-2023 |
Деятельностный/апробирование(непосредственная деятельность, поэтапная оценка) | Участие детей в совместной игровой, практической деятельности. | Организовать образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей, игры по теме. | Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом. | Март 2023 |
Завершающий(подготовка к функционированию музея, готовый продукт). | Оформление музея «Радуга». Подготовка и организация тематических занятий, картотека игр. | Помощь в пополнении и обогащении музея. Отзывы родителей. | Апрель-май 2023 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МУЗЕЕ
Темы занятий | Образовательная область | Цель занятия | Сроки проведения | Возрастная группа |
Экскурсия «Знакомство с музеем» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Знакомство с музеем «Радуга – чудо природы» и правилами поведения в нем. | Сентябрь | Все возраста |
«Волшебная радуга» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира, вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность. | Октябрь | Младшая группа |
Рисование «Волшебная страна: «Радуга – дуга» | Художественно-эстетическое развитие | Развивать воображение, развитие чувство цвета. | Октябрь | Средняя группа |
Интегрированное занятие «Волшебная радуга» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Обобщение и закрепление знаний у детей по теме | Октябрь | Старшая группа |
«Любуюсь радугой» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Закрепление о цвете в природе, повторение основных цветов радуги | Октябрь | Подготовительная группа |
Дидактическая игра «Собери гусеницу» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас. | Ноябрь | Младшая группа |
Занятия по экологии «Что такое радуга?» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Уточнять представление детей о том, что такое радуга, гроза,дождь,туман. | Ноябрь | Средняя группа |
Рисование «Радуга – дуга» | Художественно-эстетическое развитие | Эстетическое развитие детей на основе представлений о радуге | Ноябрь | Старшая группа |
Экспериментальная деятельность «Как поймать радугу?» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Расширить знания о природном явлении, процесс образования радуги | Ноябрь | Подготовительная группа |
Рассматривание иллюстраций о радуге | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Воспитывать интерес к истории появления радуги. | Декабрь | Младшая группа |
Загадки о радуге | Познавательное развитие | Воспитывать уважение к ответам товарищей. Развивать умение дослушивать загадку до конца. Учить понимать иносказательный смысл загадок. | Декабрь | Средняя группа |
Чтение «Радуга»Абрамцева Н.К. | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Формировать представления детей о радуге. Актуализировать имеющиеся у ребѐнка знания с целью расширения их кругозора | Декабрь | Старшая группа |
Лепка «Радуга» | Художественно-эстетическое развитие | Развивать умение выполнять работу в определѐнной последовательности, опираясь на образец и схему. Закрепить умение лепить, используя разные приемы лепки, украшать поделку по своему желанию. Формировать желание делать родителям приятное. Воспитывать гордость за свой труд | Декабрь | Подготовительная группа |
Чтение «Разноцветная дуга – это радуга» Л. Г. Мухоморина | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Формировать представления детей о радуге. Актуализировать имеющиеся у ребѐнка знания с целью расширения их кругозора | Январь | Средняя группа |
Работа по мнемо-таблице | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Развитие словарного запаса | Январь | Старшая группа |
Чтение С. Маршак «Радуга» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Актуализировать имеющиеся у ребѐнка знания с целью расширения их кругозора | Январь | Подготовительная группа |
Занятие – развлечение « В гости к радуге» | Социально - коммуникативное развитие | Развивать эмоциональную сферу детей, закреплять знания о названии цветов | Февраль | Младшая группа |
Дидактическая игра «Собери букет» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Повторяем и закрепляем счет, восприятие прекрасного | Февраль | Средняя группа |
Экспериментальная деятельность «Как поймать радугу?» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Расширить знания о природном явлении, процесс образования радуги | Февраль | Старшая группа |
Экспериментальная деятельность «Радуга своими руками» | Познавательное развитие, исследовательская деятельность | Расширить знания о природном явлении, процесс образования радуги | Февраль | Подготовительная группа |
Раскрашивание картинок о радуге | Художественно - эстетическое развитие | Закрепить представления детей о радуге. Учить раскрашивать аккуратно, выбирать правильный цвет. Закрепить разные приемы раскрашивания. | Март | Младшая группа |
Словесная игра, «Какой ты цвет?» | Социально - коммуникативное развитие | Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами. | Март | Средняя группа |
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Радуга». | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Воспитывать уважение к труду людей. Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. | Март | Старшая группа |
Интегрированное занятия «В поисках радуги» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Развитие у детей познавательной мотивации и любознательности | Март | Подготовительная группа |
Разучивание пальчиковой гимнастики «Радуга» | Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие | Прививать у детей интерес к художественным произведениям Развивать мелкую моторику рук. | Апрель | Средняя группа |
Инсценировка рассказа «Радуга» | Социально - коммуникативное развитие, Художественно - эстетическое развитие | Развивать интонационную выразительность, силу голоса. Развивать и совершенствовать словарный запас и связную речь. | Апрель | Старшая группа |
Дидактическая игра «Смекалочка» | Социально - коммуникативное развитие, Познавательное развитие | Работа по определению состава числа, | Апрель | Подготовительная группа |
Рисование «Вслед за радугой» | Художественно - эстетическое развитие | Развитие познавательной, двигательной и эмоциональной сферы. | Май | Младшая группа |
Интегрированного занятия на тему «Радуга – дуга» | Социально - коммуникативное развитие, Художественно - эстетическое развитие | Закрепить знания о цветах, знакомство с приемами смешения красок | Май | Средняя группа |
Интегрированное занятие «Волшебная радуга» | Художественно - эстетическое развитие | Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами. | Май | Старшая группа |
Создание альбома «Радуга – чудо природы» | Социально - коммуникативное развитие, Художественно - эстетическое развитие | Воспитывать у детей гордость за результат своего труда и своих родителей. Закреплять представления о радуге. | Май | Подготовительная группа |
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ
– Подбор детской литературы, детских подделок (привлечение родителей) и наглядного материала, дидактических игр.
– Проведение экскурсий для всех групп детского сада.
На базе музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
16