Учитель: Кочнева Светлана Павловна
Патриотическое воспитание – это не просто набор правил или набор информации, а система упорядоченных образов, смыслов и интерпретаций, реализуемая в рамках воспитательно-образовательного процесса. В его основе лежат патриотические смыслы – фундамент для индивидуального восприятия и осмысления каждого воспитанника современных и исторических явлений, определяющий его отношение к ним.
Современные государственные документы, такие какФГОС, акцентируют внимание на изучении и реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», призывая обращаться к ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам.
Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания:
1. Культурно-историческое: изучение истории, культуры, традиций, искусства, языка своей страны, формирование уважения к национальному наследию.
2.Военно-историческое: изучение героических страниц истории, подвигов защитников Отечества, формирование понимания значения защиты Родины.
3.Духовно-нравственное: формирование нравственных качеств личности: честность, справедливость, ответственность, доброта, сочувствие, патриотизм, любовь к Родине.
4.Правовое: формирование правовой культуры, понимания своих прав и обязанностей, уважение к законам страны.
5.Военно-техническое: знакомство с современными видами вооружений, военной техникой, формирование понимания важности военной мощи страны.
6.Физическое: развитие физических качеств личности, формирование готовности к защите Родины.
7.Психическое: развитие психических качеств личности, способствующих уверенности в себе, стрессоустойчивости, способности к командной работе.
8.Профессионально — деятельностное: формирование профессиональных навыков и компетенций, необходимых для успешной работы на благо Родины.
Реализация этих направлений в воспитательном процессе позволит сформировать у детей и подростков патриотизм как ценностную ориентацию, основанную на любви к Родине, гордости за ее историю и культуру, готовности отстаивать ее интересы.
Важно помнить, что патриотическое воспитание - это постоянный процесс, который начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь.
I.Методика Н. Е Щурковой, анкета «Незаконченное предложение», адаптированная для третьеклассников.
Цель методики: выявить объём знаний младших школьников о «большой» и «малой» Родине, сущности патриотизма, их полноту и прочность. Методика направлена на выявление уровня сформированности когнитивного показателя.
Процедура диагностики: Методика носит персонифицированный характер, время процедуры 10-20 мин.
Инструменты: анкета с напечатанными вопросами.
Инструкция: « Закончи каждое предложение одним или несколькими словами».
1. Моя Родина-это…
2. Моя малая родина это-…
3. Гимн, флаг это-…
4. 9 мая Россия отмечает- …
5. Президента Российский Федерации зовут-
6. Какие интересные места есть в России, где ты хотел бы побывать?
7. Любить свою Родину значит..-
8. Я знаю реки России-
9. Я знаю русские народные сказки-
10. Русские писатели и поэты-
11. Патриот это -
12. Россия многонациональная страна. Здесь проживают такие народы, как-
Обработка результатов: правильный и полный ответ -2 балла; правильный, но неточный – 1 балл, неправильный ответ, нет ответа – 0 баллов. Максимально возможно набрать 24 баллов.
Интерпретация результатов:
От 18 до 24 баллов (75% – 100%) – высокий уровень сформированности когнитивного компонента.
От 11 до 17 баллов (50%- 74%) – средний уровень сформированности когнитивного компонента.
От 0 до 10 баллов (0% – 49%) – низкий уровень сформированности когнитивного компонента.
II. Проективная методика – рисунок «Моя Родина» адаптированная по В. К. Лосевой. Для исследования эмоционального компонента.
Цель: выявить основные составляющие образа Родины у третьеклассников, отношение к теме Родина, малая родина; выявить уровень сформированности эмоционально – ценностного показателя.
Инструменты: При рисовании используются стандартный лист белой бумаги (А4), цветные карандаши и простой карандаш
Инструкция: « Подумайте, что для тебя значит Родина? Как можно её изобразить? Какого цвета твоя Родина? Придумай название для своего рисунка». Для чистоты эксперимента предварительная беседа не проводится.
Обработка результатов интерпретация результатов на основе проективных методик К.В. Лосевой и Теста «Цветовых отношений А.М.Эткинда» :
Анализ рисунка по пяти критериям
1. Содержание рисунка
2. Размер рисунка
3. Использование цвета.
4. Отношение к заданию, поведение во время эксперимента.
5.Название рисунка в соответсвии с темой.
За полное выполнение критерия, учащемуся начисляется 2 балла, за неточное выполнение – 1 балл, за невыполненный критерий – 0 баллов. Максимально возможно набрать 10 баллов.
Анализ рисунков :
От 8 до 10 баллов (75% – 100%) – высокий уровень сформированности эмоционального компонента. На рисунке присутствуют картины природы, семьи, родной город, дома, достопримечательности страны или города. Изображение во весь лист, использованы цветные карандаши. Множество цветов. Название рисунка соответствует теме.
От 5 до 7 баллов (50%- 74%) – средний уровень эмоционального компонента. На рисунке присутствуют картины природы, семьи, родной город, дома, достопримечательности страны или города. В рисунке использованы минимум цветов, деталей. Ученик приступил к выполнению формально. Задаёт много уточняющих вопросов. Исправление рисунка, просит новый листок. Название рисунка соответствует теме.
От 0 до 4 баллов (0% – 49%) – низкий уровень сформированности эмоционального компонента. Учащийся отказывается рисовать, или рисует не по заданной теме. Тёмные цвета, или игнорирование цветов, мелкое изображение с минимумом деталей и формальным подходом к заданию. Нет названия рисунка (отказывается от задания). Необходимо задать уточняющие вопросы по рисунку.
III. Диагностика уровня патриотизма младших школьников на основе сценки "Клятва".
Цель диагностики: Определить уровень патриотизма младших школьников, основываясь на их участии в инсценировке стихотворения "Клятва" и на их ответах на вопросы после сценки.
Инструменты: телефон, бинты, бинокль, карта, автомат
Инструкция: "Ребята, сегодня мы будем играть в очень интересную игру! У нас будет театральная постановка, и вы сами сможете стать героями! Мы будем читать стихотворение, но не просто читать, а показывать, как герои себя чувствуют, что они переживают. Посмотрите, у нас есть роли: телефонист, медсестра, моряк, автоматчик, летчик... Хотите попробовать себя в роли настоящих защитников Родины?"
Телефонист (с телефоном):
Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.
Почти совсем не видно вас.
Мы с боем заняли село,
А как у вас, алло, алло.
Медсестра (перевязывает раненого):
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.
Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолёт.
По курсу полный ход, вперёд!
Готовься к бою, экипаж,
Отставить, истребитель наш.
Автоматчик (с автоматом):
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдём.
Лётчик (с картой):
Пехота здесь, а танки тут.
Лететь осталось пять минут.
Понятен боевой приказ.
Все: Противник не уйдёт от нас.
Вместе:
Клянусь: назад ни шагу!
Скорей я мёртвый сам
На эту землю лягу,
Чем эту землю сдам.
Клянусь, мы будем квиты
С врагом. Даю обет,
Что кровью будут смыты
Следы его побед!..
Беседа
О чем это стихотворение?
Что значит "клятва"?
Почему герои стихотворения готовы защищать Родину?
Что для вас значит "Родина"?
Что вы можете сделать для своей Родины?
Интерпретация результатов:
1. Низкий уровень:
Дети пассивны, не заинтересованы в инсценировке, не стараются передать чувства персонажей.
Не могут объяснить смысл стихотворения, не понимают значения слов "клятва", "Родина".
Не проявляют никаких эмоций во время инсценировки, не могут объяснить, почему герои стихотворения готовы защищать Родину.
Не могут рассказать, что для них значит "Родина", не могут назвать ни одного действия, которое они могут сделать для своей страны.
2. Средний уровень:
Дети активно участвуют в инсценировке, но не всегда могут передать чувства персонажей.
Могут объяснить смысл стихотворения, знают значения слов "клятва", "Родина".
Проявляют некоторые эмоции во время инсценировки, могут назвать несколько причин, по которым герои стихотворения готовы защищать Родину.
Могут рассказать, что для них значит "Родина", могут назвать несколько действий, которые они могут сделать для своей страны.
3. Высокий уровень:
Дети активно участвуют в инсценировке, стараются передать чувства персонажей, делают это естественно и искренне.
Понимают смысл стихотворения, свободно пользуются понятиями "клятва", "Родина".
Проявляют сильные эмоции во время инсценировки, могут обоснованно объяснить, почему герои стихотворения готовы защищать Родину.
Ярко и конкретно рассказывают, что для них значит "Родина", могут перечислить много действий, которые они могут сделать для своей страны.
Беседа
О чем это стихотворение?
Низкий уровень: "Это про войну, про плохих людей, которые хотят захватить нашу страну."
Средний уровень: "Это о том, как люди защищают свою Родину от врагов, как они клянутся быть верными своей стране."
Высокий уровень: "Это стихотворение о патриотизме, о готовности защищать свою Родину, даже ценой своей жизни. Оно показывает, что люди готовы отдать все, чтобы защитить свой дом, свою страну."
Что значит "клятва"?
Низкий уровень: "Это как обещание, но очень важное."
Средний уровень: "Клятва - это торжественное обещание, которое даётся, когда человек очень серьезно относится к своим словам и готов выполнять своё обещание, даже если это очень сложно."
Высокий уровень: "Клятва - это священное обещание, которое даётся на всю жизнь, и человек, дающий клятву, должен быть готов отдать всё ради того, чтобы выполнить своё слово."
Почему герои стихотворения готовы защищать Родину?
Низкий уровень: "Потому что их страна плохая, и ее нужно защитить от врагов."
Средний уровень: "Они любят свою Родину и хотят, чтобы она была свободной и мирной."
Высокий уровень: "Потому что они чувствуют ответственность за свою страну, они понимают, что Родину нужно защищать от врагов, чтобы сохранить ее для будущих поколений."
Что для вас значит "Родина"?
Низкий уровень: "Это место, где я живу, мой дом."
Средний уровень: "Родина - это моя страна, где я родился и живу, где мои родные и друзья."
Высокий уровень: "Родина - это не просто место, это моя история, моя культура, мои традиции, мои предки, всё то, что делает меня тем, кто я есть."
Что вы можете сделать для своей Родины?
Низкий уровень: "Я могу быть хорошим учеником, помогать родителям."
Средний уровень: "Я могу учиться хорошо, участвовать в общественных мероприятиях, беречь природу, быть патриотом."
Высокий уровень: "Я могу учиться хорошо, чтобы стать образованным человеком, который сможет приносить пользу своей стране. Я могу помогать нуждающимся, защищать слабых, беречь природу и всё делать для того, чтобы моя страна становилась лучше."
Патриотическое воспитание - это не просто набор знаний об истории и культуре, а глубокое чувство любви к Родине, которое формируется в сердце каждого человека.
Диагностика патриотического воспитания позволяет нам увидеть, насколько глубоко это чувство укоренилось в душах детей.
Использование интерактивных методов, таких как инсценировки и обсуждения, позволяет не только оценить уровень патриотизма, но и создать условия для его развития.
Важно помнить, что патриотизм не возникает сам собой. Он требует постоянной работы, целенаправленного воспитания, основанного на живых примерах, исторической правде и ярких образах, которые вдохновляют и оживляют чувства