Чепурная Н. Г. учитель музыки Болтвтна И. Г. учитель технологии МБНОУ "Гимназия№17 Патриотическое воспитание учащихся через уроки "технологии" и "музыки"
Патриотическое воспитание учащихся всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к ее защите, чувство гордости за свой народ, уважение к его истории и традициям.Уроки технологии, музыки и внеурочная деятельность играют особую роль: именно здесь воспитываются будущие хозяева дома. Не зря один из разделов технологии так и называется «Технологии ведения дома». Мы преподаем уроки технологии и музыки в течение многих лет и видим, насколько они важны для учащихся. Во время занятий девочки соприкасаются с истоками рукоделия, изучают технологии ведения домашнего хозяйства, учатся бережливости. У девочек есть возможность изучить следующие виды рукоделия: вышивка, вязание крючком и на спицах, ручное ткачество, лоскутное шитье, а мальчики изучают деревообработку, металлообработку. На уроках девочки не только знакомятся с искусством изготовления одежды современных дизайнеров, но и узнают секреты мастеров прошлого, изучают историю народного костюма, а затем изготавливают изделие по своему эскизу. Это позволяет раскрыть творческие способности личности, привить художественный и эстетический вкус.
На уроках музыки дети знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщаются к ценностям народного творчества, т.к. в них воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.
Ко Дню Победы традиционно девочки изготавливают Георгиевские ленты, а мальчики открытки, и на концерте, посвященном ветеранам войны, дарят их ветеранам. Во внеурочной деятельности включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День Конституции, День Победы, посещение музеев, возложение цветов к Вечному огню и памятнику погибшим воинам. В результате творческой и проектной деятельности успешно решается задача воспитания у школьников духовности и культуры, самостоятельности, инициативности. Создание прекрасного своими руками возвышает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно. Содержание понятия «патриотизм» включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства; проявление гражданских чувств; гордость за своё Отечество, за символы государства; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа; гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен и направлен на реальные объекты. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества. Все это необходимо учитывать нам в процессе воспитания учащихся. Например, в своей работе мы используем домашние задания в виде семейных проектов. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по – настоящему счастлив. Здесь созревает личность. Любимым занятием является изготовление народного костюма, который дает представление о русском фольклоре, народных и православных праздниках, которые постепенно входят в дома наших учеников. Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Результативность работы нашей гимназии по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края. Вопрос патриотического воспитания в школе всегда был актуальным.
Мы считаем, что на уроках технологии и музыки возможно воспитание школьников в духе народности, патриотизма, интернационализма. Для нас важно искать такие методы и формы работы, которые воспитывали бы и в ребятах любовь к Родине, ее прошлому и традициям. Содержание патриотизма среди прочих составляющих включает в себя уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, а также осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Патриотическое воспитание учащихся осуществляется через участие в мероприятиях различных уровней: концерты, акции, выставки, конкурсы, экскурсии, работа с ветеранами. Из опыта нашей работы можно сделать вывод, что без знания истории родного края, Родины, невозможно её полюбить по-настоящему. Считаем, что наши уроки сыграют свою роль в воспитании патриотических чувств. В заключении хотелось отметить, что работа всего педагогического коллектива гимназии по патриотическому воспитанию требует дальнейшего углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины.
Cписок использованной литературы:
1.Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе. Научно-методический журнал «Воспитание школьников». 2006, №5.
2. Дубровин В. Воспитать людей, способных возвысить Россию. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» . 2003, №10.