Филиал МБДОУ «Детский сад №43» - «детский сад №33»
Педагогический проект
«Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»
Автор: Тарасова Светлана Станиславовна, воспитатель высшей квалификационной категории
г. Славгород, 2024
Оглавление
Введение ……………………………………………………………… 3
Содержание работы ………………………………………………….. 4
Заключение …………………………………………………………… 8
Список использованных источников и литературы ……………….. 9
Приложения …………………………………………………………... 9
Педагогический проект
«Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»
Упавшему помоги встать.
Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.
И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.
Толковый словарь русского языка)
I. Введение
Актуальность темы проекта: Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдёт время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель проекта: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, объединив воедино активных педагогов, заинтересованных родителей, детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Задачи проекта:
1. расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет; 2. формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;
3. воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
4. создание условий для реализации основных направлений ФОП дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования;
5. развитие коммуникативных навыков детей;
6. способствовать повышению значения семейных ценностей.
Вид проекта: образовательный, творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2023 – май 2024 г)
Участникипроекта: воспитанники подготовительной группы №5 «Звёздочка», воспитатели, родители воспитанников.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: творческий, групповой, информационно- просветительский, индивидуально - развивающий.
Этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный):
- постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями;
- социально-психологическая подготовка;
- создание развивающей среды;
- подбор методической литературы.
2 этап (основной):
- поиск ответов на поставленные вопросы;
- формирование волонтёрского движения;
- путешествие в мир добрых дел и поступков;
- развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
3 этап (заключительный):
-обобщение результатов работы.
Предполагаемый результат: Развитие волонтерской деятельности у воспитанников, их родителей, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию.
II Содержание работы
Мероприятия волонтерского движения «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»
Сроки проведения | Мероприятия | |
Работа с детьми | Работа с родителями | |
Сентябрь |
|
«Помощь не просят, ее предлагают»
|
Октябрь |
|
«Твори добро». |
Ноябрь |
|
|
Декабрь |
В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово»; Л. Кон «Друг»; Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая «Мой сын», С. Маршак «Ежели вы вежливы».
|
|
Январь |
|
|
Февраль |
|
|
Март |
| 1. Консультация «Как воспитать юного читателя». 2. Участие в акциях. |
Апрель |
6. Семейная спартакиада «Мама, папа, я – спортивная семья!» |
|
Май | 1.Акция «Посади дерево», посвященная 1 мая. 2. Выставка рисунков «Победный май!». 3. Акция «Этот день мы приближали, как могли». Участие в возложении цветов к Мемориалу Славы. 4. Акция «Ваша победа в наших сердцах!» (семейная выставка творческих работ). 5. 1.Конкурс чтецов «День победы» 6. Посвящение в волонтёры. 7. Флэш-моб: «Твори добро на всей земле». 8. Посещение городского музея. 9. Акция «Умеешь сам – научи другого». |
|
III. Заключение
Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние 8 месяцев, я убедилась в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается развитие духовно- нравственных качеств детей. У детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям).
Может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей, мудрого, доброго и вечного. Моя работа с детьми и родителями будет продолжена по совершенствованию духовно- нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
IV. Список использованных источников и литературы
О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
В. Степанов. Мы живем в России. Из-во «Оникс»., М., 2007г.
Л.А. Кондрыкинская. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во «ТЦ Сфера», 2013.
В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
Л.Б. Фесюкова. Комплексные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.
Н.В. Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011г - 144 стр.
Т.С. Комарова. «Народное искусство в воспитании детей». М.: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997.- 208с.
Л.Я. Шпикалова, Г.А. Поровская «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с
Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. – 141 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД).
Л.Л. Шевченко «Добрый мир». из-во «Подмосковье» 2012г.
V. Приложения
Приложение 1
Анкетирование родителей
«Помощь не просят, ее предлагают»
1.Имеете ли Вы информацию о деятельности волонтерских отрядов в России и в вашем крае?
Да
Нет
2.Как Вы относитесь к идее создания волонтерского отряда в группе?
Положительно
Отрицательно
3.В какие сферы деятельности, по Вашему мнению, можно вовлекать волонтеров?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Кто, по Вашему мнению, должен входить в состав волонтерского отряда?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5.Какую помощь может оказать волонтерский отряд дошкольному учреждению?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Считаете ли Вы необходимым участие детей дошкольного возраста в деятельности волонтерского отряда?
Нужно
Не нужно
7.Какую помощь и кому, по Вашему мнению, могут оказать дети дошкольного возраста?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Готовы ли Вы лично стать участником волонтерского движения?
Да
Нет
9.Ваши предложения по этому направлению
____________________________________________________________________________________________________________________________________