Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ

Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ

0 подписчиков
Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия.

Возраст

Дошкольники, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ

«Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».

К. Д. Ушинский.

Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Создание мыслительных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия- всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребёнка. В игре с песком ребёнок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и эмоциональные резервы.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности, которая позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.

Актуальность заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребенка, способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Песок идеально подходит для формирования персептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми, поэтому важно знать, что организация проективных игр на песке открывает противоречия - между традиционными метoдaми и приёмaми образовательного процесса и необходимостью внедрения нoвой прогрессивной системы обучения, реально необходимой для работы с детьми с ОВЗ;

 Песочная терапия  помогает детям с ОВЗ, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости.

Цель: Снижение психофизического напряжения у детей с ОВЗ используя песочную терапию

Задачи песочной терапии  ориентированы на то чтобы помочь ребенку с ОВЗ

• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

• развитие способностей к социализации;

• снимать мышечную напряжённость;

• помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

• развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

• стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;

• соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

• преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

• совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

• способствовать расширению словарного запаса;

• развивать фонематический слух и восприятие;

• развитие связной речи.

воспитывать усидчивость, выносливость, умение начатое дело доводить до конца.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка;

помочь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;

оказать положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;

вызвать положительные эмоции (радость, удивление, снизить негативные проявления (страх, агрессия, тревожность, уменьшить проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

ребенок начнет понимать себя, других людей, окружающий мир;

-развить фантазию, понять свое внутренние я.

Условия реализации проекта:

Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.

2. Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы, коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями.

3. Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.

4. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.

5. Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.

Первый этап - организационно-подготовительный

Постановка проблемы, определение цели и задач.

Разработка проекта.

3. Подбор оборудования:

- Песочница из дерева (размер в сантиметрах: 50х70х8см) окрашенная в синий цвет.

- Тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб»(50х50см)

- Песочные модули для индивидуальной работы. (50х40) окрашенные в синий цвет.

-Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.

- “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. Набор игрушек:

- человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.

- здания: дома, школы, замки.

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота.

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни.

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

- сказочные герои: злые и добрые.

- карточки с эмоциями.

- деревянный конструктор.

5. Цветной песок.

6. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик, деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель и посуда детская, различные аксессуары).

7. Бросовый и природный материал.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

• Уровень тревожности ребёнка очень высок;

• Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

• Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Подбор программно-методического обеспечения.

• За основу были приняты: программа Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.» ; Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»

• Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников.»

. Работа с родителями.

• На собрании познакомить родителей с проектом, рассказать о песочной терапии и важности развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Показ родителям презентации, мастер-класса, где родители примут участие в играх в песочнице.

Второй этап – практическая реализация проекта.

Вид работы. Где реализуется

-Развивающие (познавательные) игры на песке

Цель - расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание»разнообразных жизненных ситуаций.

-Коррекционные игры

Цель - коррекция

эмоционально-волевых нарушений

(гиперреактивности, агрессивности,

тревожности)

- Психопрофилактические игры

Цель - снятие психоэмоционального

и мышечного напряжения.

• Использование элементов песочной терапии на занятиях.

• Использование элементов песочной терапии в других видах деятельности

• Свободная деятельность детей

Система реализации проекта

Развивающие (познавательные) игры на песке. Разыгрывание сюжетов в песочнице.

Коррекционные игры.

Игры в песочнице на развитие тактильной чувствительности Психопрофилактические игры

Игры в песочнице на снятие психоэмоционального напряжения

Занятия №1, №2 «Здравствуй, песочек»

Задачи:

познакомить детей с песком, со свойствами песка; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Мои ощущения»

Игра «Зарывание «секретиков»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Занятия №3, №4 «Чудесный песок»

Задачи:

закрепить знания о свойствах песка; познакомить детей с правилами поведения в песочнице; способствовать снижению психоэмоционального напряжения, формированию чувства ответственности, коррекции познавательных процессов, развитию связной речи.

Игра «Следы на песке»

Игра «Зарывание секретиков»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Беседа «Мои ощущения»

Занятия  «Юные археологи»

Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Чего не стало?»

Подвижная игра «Песчинки»

Упражнение «Раскопки»

Упражнение «Правила города»

Познавательная игра «Собери картинку»

Занятия №7, №8 «Мы строители»

Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Мы такие хорошие»

Подвижная игра «Песчинки»

Игра «Угадай, что тебе попало в руки?»

Игра «Замок из песка»

Познавательная игра «Собери картинку»

Занятия №9, №10 «Домашние животные»

Задачи:

закрепить названия домашних животных; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Ферма»

Игра «Кто в домике живет?»

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Игра «Следы на песке»

Апрель-месяц-2 занятия,дидактические игры

Занятия №11, №12 «Дикие животные»

Задачи:

закрепить названия диких животных, повторить классификацию «дикие – домашние животные»; способствовать расширению активного и пассивного словаря; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Лесные жители»

Игра «Наведи в песочнице порядок»

Подвижная игра «У медведя во бору»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра «Следы на песке»

Занятия «Пустыня»

Задачи:

способствовать расширению активного и пассивного словаря; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Кто живёт в пустыне»

Игра «В пустыне»

Игра малой подвижности «Черепашки»

Познавательная игра «Собери картинку»

Занятия №15, №16 «Морские обитатели»

Задачи:

закрепить названия морских обитателей; способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать мелкую моторику; способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, снижению психоэмоционального напряжения.

Пальчиковая гимнастика «Осьминог»

Игра «Песочные прятки»

Игра «Песочное море».

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-импровизация «Море волнуется раз…»

е» «Здравствуй шишка»

«Апельсинчик» -дружба «Песочные прятки» «Чуткие пальчики»

"(цветной песок)

«Соленый чай» -отвращение, брезгливость «Песочная

радуга»(насып из цветного песка) «Порисуй пальчиками», «Пианино

Заключительный этап

Работа с родителямиОбеспечение творческой направленности

1. Наглядная информация в родительском уголке

2. Тематические родительские собрания

3. Мастер-классы

4. Индивидуальные консультации

5. Накопление и обобщение педагогического опыта

6. Обновление уголков (информационных стендов) играми в песочнице на развитие коммуникации, эмоциональной сферы для детей с ОВЗ

2. Мастер-классы

3. Самообразование

4. Презентации.

Продукты проекта для детей:

1. Фотогалерея.

2. Картотека игр для детей с сухим и кинетическим песком «Эмоции в песочнице».

Методическое обеспечение:

Литература:

Сапожникова О.Б. »Песочная терапия в развитии дошкольников»

Сапожникова О.Б.» Песочная терапия для развития математических представлений у детей с ОВЗ

3 Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников»;

4. Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»

5. Интернет-ресурсы:Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровье сберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый. — URL https://moluch.ru/archive/166/45355/

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Важное социальное значение интеграции имеет вхождение детей с ограниченными возможностями в группу сверстников более высокого уровня развития. При этом речь идет не только о расширении радиуса социальной активности и области ориентации, но также о возможности развивать коммуникативные навыки (навыки общения) через реакции детей-партнеров. Театрализованные игры способствуют раскрепощению детей, снимают физическое и психическое напряжение, поддерживают ровное, эмоционально позитивно окрашенное настроение и работоспособность, что особенно важно для формирования личности. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие «социальных» эмоций, начал нравственности.
0 ₽
Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия.
0 ₽