Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ

Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ

0 подписчиков
Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия.

Возраст

Дошкольники, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ

«Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».

К. Д. Ушинский.

Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Создание мыслительных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия- всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребёнка. В игре с песком ребёнок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и эмоциональные резервы.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности, которая позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.

Актуальность заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребенка, способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Песок идеально подходит для формирования персептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми, поэтому важно знать, что организация проективных игр на песке открывает противоречия - между традиционными метoдaми и приёмaми образовательного процесса и необходимостью внедрения нoвой прогрессивной системы обучения, реально необходимой для работы с детьми с ОВЗ;

 Песочная терапия  помогает детям с ОВЗ, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости.

Цель: Снижение психофизического напряжения у детей с ОВЗ используя песочную терапию

Задачи песочной терапии  ориентированы на то чтобы помочь ребенку с ОВЗ

• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

• развитие способностей к социализации;

• снимать мышечную напряжённость;

• помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

• развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

• стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;

• соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

• преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

• совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

• способствовать расширению словарного запаса;

• развивать фонематический слух и восприятие;

• развитие связной речи.

воспитывать усидчивость, выносливость, умение начатое дело доводить до конца.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка;

помочь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;

оказать положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;

вызвать положительные эмоции (радость, удивление, снизить негативные проявления (страх, агрессия, тревожность, уменьшить проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

ребенок начнет понимать себя, других людей, окружающий мир;

-развить фантазию, понять свое внутренние я.

Условия реализации проекта:

Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.

2. Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы, коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями.

3. Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.

4. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.

5. Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.

Первый этап - организационно-подготовительный

Постановка проблемы, определение цели и задач.

Разработка проекта.

3. Подбор оборудования:

- Песочница из дерева (размер в сантиметрах: 50х70х8см) окрашенная в синий цвет.

- Тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб»(50х50см)

- Песочные модули для индивидуальной работы. (50х40) окрашенные в синий цвет.

-Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.

- “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. Набор игрушек:

- человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.

- здания: дома, школы, замки.

- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота.

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни.

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

- сказочные герои: злые и добрые.

- карточки с эмоциями.

- деревянный конструктор.

5. Цветной песок.

6. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик, деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель и посуда детская, различные аксессуары).

7. Бросовый и природный материал.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.

Не рекомендуется в случаях, когда:

• Уровень тревожности ребёнка очень высок;

• Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

• Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Подбор программно-методического обеспечения.

• За основу были приняты: программа Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.» ; Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»

• Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников.»

. Работа с родителями.

• На собрании познакомить родителей с проектом, рассказать о песочной терапии и важности развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Показ родителям презентации, мастер-класса, где родители примут участие в играх в песочнице.

Второй этап – практическая реализация проекта.

Вид работы. Где реализуется

-Развивающие (познавательные) игры на песке

Цель - расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание»разнообразных жизненных ситуаций.

-Коррекционные игры

Цель - коррекция

эмоционально-волевых нарушений

(гиперреактивности, агрессивности,

тревожности)

- Психопрофилактические игры

Цель - снятие психоэмоционального

и мышечного напряжения.

• Использование элементов песочной терапии на занятиях.

• Использование элементов песочной терапии в других видах деятельности

• Свободная деятельность детей

Система реализации проекта

Развивающие (познавательные) игры на песке. Разыгрывание сюжетов в песочнице.

Коррекционные игры.

Игры в песочнице на развитие тактильной чувствительности Психопрофилактические игры

Игры в песочнице на снятие психоэмоционального напряжения

Занятия №1, №2 «Здравствуй, песочек»

Задачи:

познакомить детей с песком, со свойствами песка; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Мои ощущения»

Игра «Зарывание «секретиков»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Занятия №3, №4 «Чудесный песок»

Задачи:

закрепить знания о свойствах песка; познакомить детей с правилами поведения в песочнице; способствовать снижению психоэмоционального напряжения, формированию чувства ответственности, коррекции познавательных процессов, развитию связной речи.

Игра «Следы на песке»

Игра «Зарывание секретиков»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Беседа «Мои ощущения»

Занятия  «Юные археологи»

Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Чего не стало?»

Подвижная игра «Песчинки»

Упражнение «Раскопки»

Упражнение «Правила города»

Познавательная игра «Собери картинку»

Занятия №7, №8 «Мы строители»

Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Мы такие хорошие»

Подвижная игра «Песчинки»

Игра «Угадай, что тебе попало в руки?»

Игра «Замок из песка»

Познавательная игра «Собери картинку»

Занятия №9, №10 «Домашние животные»

Задачи:

закрепить названия домашних животных; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Ферма»

Игра «Кто в домике живет?»

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Игра «Следы на песке»

Апрель-месяц-2 занятия,дидактические игры

Занятия №11, №12 «Дикие животные»

Задачи:

закрепить названия диких животных, повторить классификацию «дикие – домашние животные»; способствовать расширению активного и пассивного словаря; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Лесные жители»

Игра «Наведи в песочнице порядок»

Подвижная игра «У медведя во бору»

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра «Следы на песке»

Занятия «Пустыня»

Задачи:

способствовать расширению активного и пассивного словаря; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

Беседа «Кто живёт в пустыне»

Игра «В пустыне»

Игра малой подвижности «Черепашки»

Познавательная игра «Собери картинку»

Занятия №15, №16 «Морские обитатели»

Задачи:

закрепить названия морских обитателей; способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать мелкую моторику; способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, снижению психоэмоционального напряжения.

Пальчиковая гимнастика «Осьминог»

Игра «Песочные прятки»

Игра «Песочное море».

Познавательная игра «Собери картинку»

Игра-импровизация «Море волнуется раз…»

е» «Здравствуй шишка»

«Апельсинчик» -дружба «Песочные прятки» «Чуткие пальчики»

"(цветной песок)

«Соленый чай» -отвращение, брезгливость «Песочная

радуга»(насып из цветного песка) «Порисуй пальчиками», «Пианино

Заключительный этап

Работа с родителямиОбеспечение творческой направленности

1. Наглядная информация в родительском уголке

2. Тематические родительские собрания

3. Мастер-классы

4. Индивидуальные консультации

5. Накопление и обобщение педагогического опыта

6. Обновление уголков (информационных стендов) играми в песочнице на развитие коммуникации, эмоциональной сферы для детей с ОВЗ

2. Мастер-классы

3. Самообразование

4. Презентации.

Продукты проекта для детей:

1. Фотогалерея.

2. Картотека игр для детей с сухим и кинетическим песком «Эмоции в песочнице».

Методическое обеспечение:

Литература:

Сапожникова О.Б. »Песочная терапия в развитии дошкольников»

Сапожникова О.Б.» Песочная терапия для развития математических представлений у детей с ОВЗ

3 Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников»;

4. Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»

5. Интернет-ресурсы:Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровье сберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый. — URL https://moluch.ru/archive/166/45355/

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Важное социальное значение интеграции имеет вхождение детей с ограниченными возможностями в группу сверстников более высокого уровня развития. При этом речь идет не только о расширении радиуса социальной активности и области ориентации, но также о возможности развивать коммуникативные навыки (навыки общения) через реакции детей-партнеров. Театрализованные игры способствуют раскрепощению детей, снимают физическое и психическое напряжение, поддерживают ровное, эмоционально позитивно окрашенное настроение и работоспособность, что особенно важно для формирования личности. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие «социальных» эмоций, начал нравственности.
0 ₽
Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия.
0 ₽