Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ
«Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».
К. Д. Ушинский.
Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в себе и открывает новые пути раскрытия. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Создание мыслительных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия- всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребёнка. В игре с песком ребёнок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и эмоциональные резервы.
Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности, которая позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе.
Актуальность заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребенка, способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Песок идеально подходит для формирования персептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми, поэтому важно знать, что организация проективных игр на песке открывает противоречия - между традиционными метoдaми и приёмaми образовательного процесса и необходимостью внедрения нoвой прогрессивной системы обучения, реально необходимой для работы с детьми с ОВЗ;
Песочная терапия помогает детям с ОВЗ, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости.
Цель: Снижение психофизического напряжения у детей с ОВЗ используя песочную терапию
Задачи песочной терапии ориентированы на то чтобы помочь ребенку с ОВЗ
• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• развитие способностей к социализации;
• снимать мышечную напряжённость;
• помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
• развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
• стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
• соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
• преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
• совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
• способствовать расширению словарного запаса;
• развивать фонематический слух и восприятие;
• развитие связной речи.
воспитывать усидчивость, выносливость, умение начатое дело доводить до конца.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка;
помочь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;
оказать положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;
вызвать положительные эмоции (радость, удивление, снизить негативные проявления (страх, агрессия, тревожность, уменьшить проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
ребенок начнет понимать себя, других людей, окружающий мир;
-развить фантазию, понять свое внутренние я.
Условия реализации проекта:
Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.
2. Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы, коллекции мелких игрушек, карточек и игр с различными эмоциями.
3. Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.
4. Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с сухим и кинетическим песком.
5. Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.
Первый этап - организационно-подготовительный
Постановка проблемы, определение цели и задач.
Разработка проекта.
3. Подбор оборудования:
- Песочница из дерева (размер в сантиметрах: 50х70х8см) окрашенная в синий цвет.
- Тактильно-развивающая многогранная поверхность «Световой куб»(50х50см)
- Песочные модули для индивидуальной работы. (50х40) окрашенные в синий цвет.
-Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.
- “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. Набор игрушек:
- человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.
- здания: дома, школы, замки.
- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
- постройки: мосты, ограды, ворота.
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни.
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.
- сказочные герои: злые и добрые.
- карточки с эмоциями.
- деревянный конструктор.
5. Цветной песок.
6. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик, деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель и посуда детская, различные аксессуары).
7. Бросовый и природный материал.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста.
Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.
Не рекомендуется в случаях, когда:
• Уровень тревожности ребёнка очень высок;
• Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
• Есть кожные заболевания и порезы на руках.
Подбор программно-методического обеспечения.
• За основу были приняты: программа Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.» ; Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»
• Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников.»
. Работа с родителями.
• На собрании познакомить родителей с проектом, рассказать о песочной терапии и важности развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Показ родителям презентации, мастер-класса, где родители примут участие в играх в песочнице.
Второй этап – практическая реализация проекта.
Вид работы. Где реализуется
-Развивающие (познавательные) игры на песке
Цель - расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание»разнообразных жизненных ситуаций.
-Коррекционные игры
Цель - коррекция
эмоционально-волевых нарушений
(гиперреактивности, агрессивности,
тревожности)
- Психопрофилактические игры
Цель - снятие психоэмоционального
и мышечного напряжения.
• Использование элементов песочной терапии на занятиях.
• Использование элементов песочной терапии в других видах деятельности
• Свободная деятельность детей
Система реализации проекта
Развивающие (познавательные) игры на песке. Разыгрывание сюжетов в песочнице.
Коррекционные игры.
Игры в песочнице на развитие тактильной чувствительности Психопрофилактические игры
Игры в песочнице на снятие психоэмоционального напряжения
Занятия №1, №2 «Здравствуй, песочек»
Задачи:
познакомить детей с песком, со свойствами песка; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Мои ощущения»
Игра «Зарывание «секретиков»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Занятия №3, №4 «Чудесный песок»
Задачи:
закрепить знания о свойствах песка; познакомить детей с правилами поведения в песочнице; способствовать снижению психоэмоционального напряжения, формированию чувства ответственности, коррекции познавательных процессов, развитию связной речи.
Игра «Следы на песке»
Игра «Зарывание секретиков»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Беседа «Мои ощущения»
Занятия «Юные археологи»
Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Чего не стало?»
Подвижная игра «Песчинки»
Упражнение «Раскопки»
Упражнение «Правила города»
Познавательная игра «Собери картинку»
Занятия №7, №8 «Мы строители»
Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Мы такие хорошие»
Подвижная игра «Песчинки»
Игра «Угадай, что тебе попало в руки?»
Игра «Замок из песка»
Познавательная игра «Собери картинку»
Занятия №9, №10 «Домашние животные»
Задачи:
закрепить названия домашних животных; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Ферма»
Игра «Кто в домике живет?»
Подвижная игра «Кошки-мышки»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Игра «Следы на песке»
Апрель-месяц-2 занятия,дидактические игры
Занятия №11, №12 «Дикие животные»
Задачи:
закрепить названия диких животных, повторить классификацию «дикие – домашние животные»; способствовать расширению активного и пассивного словаря; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Лесные жители»
Игра «Наведи в песочнице порядок»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра «Следы на песке»
Занятия «Пустыня»
Задачи:
способствовать расширению активного и пассивного словаря; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Кто живёт в пустыне»
Игра «В пустыне»
Игра малой подвижности «Черепашки»
Познавательная игра «Собери картинку»
Занятия №15, №16 «Морские обитатели»
Задачи:
закрепить названия морских обитателей; способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать мелкую моторику; способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, снижению психоэмоционального напряжения.
Пальчиковая гимнастика «Осьминог»
Игра «Песочные прятки»
Игра «Песочное море».
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-импровизация «Море волнуется раз…»
е» «Здравствуй шишка»
«Апельсинчик» -дружба «Песочные прятки» «Чуткие пальчики»
"(цветной песок)
«Соленый чай» -отвращение, брезгливость «Песочная
радуга»(насып из цветного песка) «Порисуй пальчиками», «Пианино
Заключительный этап
Работа с родителямиОбеспечение творческой направленности
1. Наглядная информация в родительском уголке
2. Тематические родительские собрания
3. Мастер-классы
4. Индивидуальные консультации
5. Накопление и обобщение педагогического опыта
6. Обновление уголков (информационных стендов) играми в песочнице на развитие коммуникации, эмоциональной сферы для детей с ОВЗ
2. Мастер-классы
3. Самообразование
4. Презентации.
Продукты проекта для детей:
1. Фотогалерея.
2. Картотека игр для детей с сухим и кинетическим песком «Эмоции в песочнице».
Методическое обеспечение:
Литература:
Сапожникова О.Б. »Песочная терапия в развитии дошкольников»
Сапожникова О.Б.» Песочная терапия для развития математических представлений у детей с ОВЗ
3 Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников»;
4. Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»
5. Интернет-ресурсы:Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровье сберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый. — URL https://moluch.ru/archive/166/45355/