План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
классного руководителя 1 «Ж» класса Дементьевой А.А.
Цель и задачи работы по моделированию и построению воспитательной системы класса
Цель: создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
способствовать организации положительной атмосферы, позволяющей легкой адаптации детей к школе;
формировать культуру здоровья;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
изучать личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;
осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;
создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.
Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса
Основные направления | Дата, декада | ||||
| 1 | 2 | 3 | ||
Сентябрь | |||||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений
| Кл. час «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» 02.09 Месяц знакомства. Работа с классным журналом , выпуск №1. 4.09.23 – 14.10.23
(рассказ о себе с фото и видео сопровождением) | Подготовка к участию в выставке «Природа и фантазия» 18.09 | Классный коллектив (беседа-диалог) 23.09 22.09.23 – День рождения класса. Выбор названия и песни класса. Создание классного календаря. | ||
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание
| День знаний | Знакомство с государственными символами России |
| ||
Познавательный потенциал
| Посвящение в пешеходы. |
| Олимпиада «Хочу всё знать»
29.09 | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал
| «Вспомним забытые игры. Горелки» 09.09
|
| |||
Художественно-эстетический потенциал | Оформление поздравительных книжек – малышек ко дню рождения одноклассников | ||||
Трудовой потенциал
|
| «Мое поручение в классе» 15.09 |
| ||
Экологический потенциал
| Экскурсии в природу «Бережное отношение к окружающему миру» |
Основные направления | Дата, декада |
| 1 | 2 | 3 | |
Октябрь | ||||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | Дни добрых дел.
стихи наизусть о доброте, добрых делах.
Изготовление кормушек для птиц. Развешивание кормушек в школьном дворе. Регулярный осмотр кормушек, прикорм птиц.
(сбор игрушек для детей д/с № 120»). «Добрая почта» - письма одноклассникам | «Права и обязанности» 13.10 Посвящение в гимназисты. | ||
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание | «К тебе пришли гости»
05.10 |
|
| |
Познавательный потенциал
| Отгадывание загадок в классном уголке Исследование развития познавательных процессов личности младшего школьника.
| |||
Коммуникативный потенциал |
|
| «Чем я богат» 23.10 | |
Спортивно-оздоровительный потенциал | Физкультминутки, подвижные игры на свежем воздухе | |||
Художественно-эстетический потенциал | Конкурс рисунков на асфальте «Золотая Осень» | |||
Трудовой потенциал | Уход за комнатными растениями | |||
Экологический потенциал
|
| Изготовление кормушек. Развешивание в школьном дворе. | «Удивительное рядом» 30.10 |
Основные направления | Дата, декада | ||
| 1 | 2 | 3 |
Ноябрь | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений
|
| «Береги свое время и время других» 10.11 | Краткий тест творческого мышления
|
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание
|
| Правила поведения в общественных местах 16.11 |
|
Познавательный потенциал | Экскурсия в школьную библиотеку
| ||
Коммуникативный потенциал | Игра-конкурс «Самый вежливый ученик» | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал
|
|
| Устный журнал «Расти здоровым»
23.11 |
Художественно-эстетический потенциал | Конкурс на самую лучшую поделку из бумаги Фестиваль «Минута славы» | ||
Трудовой потенциал | Конкурс «Самый лучший дежурный» | ||
Экологический потенциал | Конкурс «Самый лучший цветок в классе» |
Основные направления | Дата, декада | ||
| 1 | 2 | 3 |
Декабрь | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка
| Проект « Я расскажу вам о зиме» |
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание
| Конкурс «Как я веду себя в столовой» Организация выставки «Новогодний вернисаж» Конкурс «Зимний теремок» Постройка снежного городка | ||
Познавательный потенциал
| «День Наума Грамотника» 05.12 |
|
|
Коммуникативный потенциал
| Игра «Я помогаю своему другу учиться» | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал
| Игры на свежем воздухе « Защита крепости», «Взятие снежного городка
| ||
Художественно-эстетический потенциал |
|
| «Новый год» ДТ «Юность» 26.12 |
Трудовой потенциал
|
| Украшаем новогоднюю елку, класс 15.12 |
|
Экологический потенциал
| «Зимушка-зима»
08.12 |
|
|
Основные направления | Дата, декада | ||||
| 1 | 2 | 3 | ||
Январь | |||||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений |
| «Честность – прежде всего»
15.01.24 |
| ||
Гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание |
|
| «У меня зазвонил телефон»
9.01. | ||
Познавательный потенциал
| Декада «Я открываю мир» |
| «Игрушечный город» 25.01 | ||
Коммуникативный потенциал
| Конкурс «Я режиссер» (показ сказок собственного сочинения по творческим группам) | ||||
Спортивно-оздоровительный потенциал
| Игры на свежем воздухе | ||||
Художественно-эстетический потенциал | Конкурс рисунков о зиме | ||||
Трудовой потенциал | «Самый лучший помощник» (рассказ мамы и папы) | ||||
Экологический потенциал | Экскурсия в Черняевский лес |
Основные направления | Дата, декада | ||
| 1 | 2 | 3 |
Февраль | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений
| Фестиваль хорового пения «Поющие совята» | «День святого Валентина»
12.02. |
|
Гражданственно-нравственный потенциал личности
| «Уважай старших» 01.02
|
|
|
Познавательный потенциал
| Виртуальная викторина (ЦОР) Литературный конкурс «Ступени к Парнасу» | ||
Коммуникативный потенциал
| Поездка в ТЮЗ | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал
|
|
| «А ну-ка, мальчики!»
20.02 |
Художественно-эстетический потенциал | Изготовление поделки к 23 февраля « Гуляй, Масленица!» (Ярмарка поделок») | ||
Трудовой потенциал | «Я берегу свою школу» | ||
Экологический потенциал
| «Я выращиваю жизнь» |
Основные направления | Дата, декада | ||
| 1 | 2 | 3 |
Март | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | Сочинение - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему». Экскурсия в Дом культуры | ||
Гражданственно-нравственный потенциал личности
| Знакомство с Гимном Российской Федерации | ||
Познавательный потенциал
| Выставка книг, прочитанных детьми самостоятельно Городская НПК «Шаг в науку- 2024» | ||
Коммуникативный потенциал
| «Я помогаю своему другу» | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал
|
| Правила безопасного движения, культура поведения на улице, в транспорте» 11.03 |
|
Художественно-эстетический потенциал
| Концерт для вас, бабушки, мамы, девочки!
06.03 |
|
|
Трудовой потенциал
| Уход за комнатными растениями. Рейд бережливых | ||
Экологический потенциал
|
| «День птиц»
16.03 |
|
Основные направления | Дата, декада | ||
| 1 | 2 | 3 |
Апрель | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу».
Экскурсия за кулисе Театр- Театр | ||
Гражданственно-нравственный потенциал личности
| Анкета «Я и ценности моей жизни», | «Культура речи»
15.04 | «Наш город» (экскурсия)
22.04 |
Познавательный потенциал
| Знакомство со статьями детских энциклопедий | ||
Коммуникативный потенциал
| « 1 апреля – день смеха» 01.04. | Анкета «Я и моя школа». |
|
Спортивно-оздоровительный потенциал
| Планетарий «Космическое путешествие»
08.04 |
|
|
Художественно-эстетический потенциал
| Конкурс рисунков «Весна-красна» | ||
Трудовой потенциал
|
|
| «Кем быть?» |
Экологический потенциал
| Заочное знакомство с животными зоопарка нашего города |
Основные направления | Дата, декада | ||
| 1 | 2 | 3 |
Май | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию коммуникативных отношений | Фестиваль «Навеки в памяти людской…» (78-летию Победы посвящается) Конкурс стихов о войне и победе | ||
Гражданственно-нравственный потенциал личности
| «Никто не забыт, ничто не забыто» 06.05 | «Герб класса». Праздник «Прощание с 1 классом!» | |
Познавательный потенциал
| Проект «Что я знаю о весне» | ||
Спортивно-оздоровительный потенциал
| Физкультминутки, игры на свежем воздухе Спортивный праздник «Здравствуй, лето!» | «Пожарным Можешь ты не быть» экскурсия в пожарную часть | |
Художественно-эстетический потенциал
| Конкурс рисунков на асфальте «Скоро лето» |
Трудовой потенциал | Озеленение школьного двора | ||
Экологический потенциал
|
| «Животные в годы Великой Отечественной войны» 13.05 |
|
Основные задачи воспитательных направлений:
Я – гражданин России (гражданственно – нравственное воспитание, этическое воспитание)
Задачи:
- пробудить интерес к прошлому своего народа;
- познакомить с национальной культурой;
- приобщить детей к духовно-нравственным ценностям народа;
- развивать ребенка как личность;
- способствовать расширению кругозора;
- воспитывать этическое, чувственное и практическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами;
- воспитывать активную жизненную позицию, единство слова и дела.
- знакомить с манерами поведения культурного, воспитанного человека;
- углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
- помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей;
- воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность;
- прививать учащимся этические нормы поведения в обществе
В мире прекрасного ( художественно-эстетическое воспитание)
Задачи:
- разностороннее развитие детей;
- расширение кругозора через приобщение детей к миру искусства;
- воспитывать бережное отношение к историческому культурному наследию народов России.
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу ( Оздоровительно-спортивное воспитание)
Задачи:
- воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;
- познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека;
- научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.
Золотые руки (Трудовое воспитание)
Задачи:
- воспитание сознательного отношения к труду;
- формирование у детей трудолюбия;
- прививать детям любовь и уважение к людям разных профессий
Голубая планета – Земля (Экологическое воспитание)
Задачи:
- воспитание бережного отношения к природе;
- развитие у детей интереса к изучаемой живой и неживой природе;
- развитие экологического мышления;
- воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды.
Знание – сила (развитие познавательной активности)
Задачи:
- формирование социальной и коммуникативной компетенции школьников средствами учебных дисциплин.
Работа с родителями
Цель:
- взаимодействие с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
№ п/п | Т е м ы с о б р а н и й | Д а т а |
1. | Организационное родительское собрание. В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?
| 09 .09.23 |
2. | Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника. Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка. Итоги адаптационного периода | 29.09.23 |
3. | Санитарно-гигиенические нормы учебных занятий в 1 классе. Умный ребенок, прилежный ребенок. | 24.10.23 |
4. | Роль совместного отдыха родителей и детей. Домашнее задание. | 19.12.23 |
5. | Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника. | 13.03.24 |
6. | Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника. Итоговое родительское собрание. Итоги года. | 17.05.24 |
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогом, учениками и родителями образу выпускника начальной школы.
Образ выпускника складывается из пяти потенциалов личности:
- нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
- познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
сформированность первичных навыков саморегуляции;
- художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального и эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным быстрым, ловким и закаленным.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:
1) сформированность нравственного, познавательного коммуникативного, художественного и физического (потенциала личности младшего школьника);
2) развитие креативных способностей учащихся;
3) проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
4) сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями предполагается использование традиционных и нетрадиционные методик изучения результативности учебно-воспитательногo процесса, таких, как:
1. Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника.
2. Методика «Герб класса»
3. Анкета «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа».
4. Краткий тест творческого мышления.
5. Тест «Цветок настроения».
6. Сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему».
7. Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу».
8. Сбор - коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (четверти, полугодия, года).
Перечисленные методики позволят получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.