Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Другие
  3. «Поддержка талантливых детей дошкольного возраста средствами инновационной технологии «детская журналистика»

«Поддержка талантливых детей дошкольного возраста средствами инновационной технологии «детская журналистика»

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одной из таких технологий является детская журналистика.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Другое

Категория

Другие
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта



«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одной из таких технологий является детская журналистика. Данная технология была разработана кандидатами педагогических наук С.М. Жарковым и А.Ю. Дейкиным, а так же доктором педагогических наук профессором А.Н. Орловым. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию новизна данной технологии заключается:

1. У дошкольников формируется нравственная система ценностей.

2. Формируются ключевые компетенции, составляющие основу подготовки дошкольников к обучению в школе:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • речевая (умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие;

  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать);

  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную деятельность, обеспечивая свою успешность).

Хочется порассуждать, и ответить на вопрос: «А нужна ли журналистика в детском саду, и какова ее роль в развитии старших дошкольников?» Я вижу основные преимущества данной технологии: во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки общения, способствует развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины. При этом детскую журналистику можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе. Таким образом, технология «детская журналистика» стала неотъемлемой частью педагогической деятельности, она не только повысила мой профессиональный уровень, но и поменяла подходы к воспитанию и обучению детей, раскрыла творческий потенциал дошкольников.

Целью данной технологии является формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.

Задачи:

  1. Развитие социально-коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада.

  2. Овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста.

  3. сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников сада и в подготовке к школе.

Диалог, творчество, познание и саморазвитие - фундаментальные составляющие технологии детской журналистики. Для успешной реализации технологии созданы следующие условия: развивающая предметно – пространственная среда; профессиональная компетентность педагога; совместная деятельность детей, родителей, педагога по намеченной теме. Для реализации технологии «детская журналистика» созданы условия для широкого общения детей друг с другом – брать друг у друга интервью, рассказывать интересные истории о своих питомцах, об интересных событиях. Все это повысило интерес, мотивацию и способствовало отражению полученного опыта в свободной деятельности, игре и на занятиях. Положительное отношение к журналистам у детей сформировались во взаимосвязи с окружающим миром, развитием речи, математикой, свободной игровой деятельностью, от тесного сотрудничества взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Принципы реализации данной технологии:

- создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

- создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Технология организации детской журналистики включает в себя следующие этапы работы:

I этап – «Познавательный», целью которого является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи. Для решения данной задачи педагоги используют нетрадиционные и традиционные методы и приемы: наглядное моделирование и мнемотехника, приемы «интервьюирование». Для развития дикции, темпа и силы голоса используют такие формы фольклора, как скороговорки и потешки. Сбор информации о профессии журналист: просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике; круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей). Изготовление «Чудесной ромашки» (вопросы-ответы). Составление алгоритма подготовки интервью. Анкетирование и оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки. Знакомство с разными журналами и газетами. Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах. Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа. Изготовление атрибутов для режиссерской и сюжетно-ролевой игр.

II этап – «Деятельностный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде над созданием видеожурнала. Определение темы, названия журнала, его рубрик, назначение ответственных исполнителей за выпуск номера. Производство видеожурнала: сбор и обработка материала, его оформление. Анализ вышедшего номера и составление плана выпуска следующего номера журнала. В нашем пресс-центре каждый ребенок находит себе занятие по интересам, ведь у нас все по-настоящему: блокнот, диктофон, микрофон, образцы детской периодической печати. В основу каждого этапа положены такие дидактические принципы, как переход «от простого к сложному», системность при организации детской журналистики. В ходе реализации технологии используем такие методы и приемы, как: моделирование ситуаций, развивающие игры, наблюдение, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения. Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями: «Смотрим на мир чужими глазами», «Расскажи, используя данную концовку» (тема одна - сюжетов много). Большое внимание я уделяю организации режиссерской игры: «Мы – журналисты», «Звукооператор», «Аплодисменты по кругу», которые завоевали детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Занятия представляют собой развивающие игры, работу с газетами и журналами, и строятся мною индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями: «Узнай профессии», «У кого микрофон?», «Лото желаний», «Не ошибись» и т.д. Также в практической части предлагается организация экскурсий (в местную типографию, городскую телекомпанию и др.), встреч с интересными людьми (журналистами города), необходимых по теме. Дети знакомятся с профессиями журналиста, диктора, с особенностями их творческого труда. Воспитанники учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по конкретной теме, но и в областях, смежных с ней. И только после того, как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю. Занятия включают в себя различные познавательные темы, развитие связной речи при беседе по теме, составление описательного рассказа по картине, при придумывании вопросов для интервью, рассказов: «Загадочные улицы города», «Животный мир Курского края», «Наш славный город горняков», «Учимся понимать другого» и т. д. В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков я использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение. Мной были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов. В этот же период были организованы краткосрочные проекты с использованием элементов журналистики в развитии диалогической речи, такие как: «Это я», «Славный город горняков», «Чудеса улыбки», «Журналистский этикет», «Профессии моих родителей», «Выступление на собрании сказочных героев» и т.д. Помимо групповых занятий проводим и индивидуальную работу с детьми: беседуем на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделируем различные ситуации общения с небольшой подгруппой детей (2-3 ребенка). Считаю, что работа дает детям главное, во-первых, найти себе занятие по душе, во-вторых, возможность раскрепоститься и проявить инициативу. В ходе реализации технологии «детская журналистика», на мой взгляд, развиваются детско - родительские отношения. Тема «Детская журналистика» ориентирована на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», предполагающие общение на равных, поскольку он выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует. Стало доброй традицией привлекать к работе над этой темой родителей моих воспитанников. Составлен перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.

Взаимодействие с родителями планируется через следующие формы:

- участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к занятиям;

- знакомство родителей с циклом коммуникативных игр;

- привлечение родителей к выпуску газеты «Чевостик и Ко».

Несмотря на то, что по данной теме я работа недолго, проведение промежуточных диагностических мероприятий свидетельствует о том, что уровень исследовательских умений и навыков у моих воспитанников повысился. Даже родители, проявлявшие недоверчивое отношение к проводимой работе по детской журналистике, сегодня не скрывают чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста. Обращение к технологии «детская журналистика» наполнило новым содержанием привычную среду развития ребенка, стало эффективным фактором развития их познавательного интереса; дало возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствовало воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, реализовало социальную компетентность. Дошкольники в ходе создания видеосюжета высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим развивает инициативность. В процессе подготовки выпуска дети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное, развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого, и на этой основе развивается самосознание. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем. И это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

Результаты работы:

  • диплом 1 степени муниципального этапа Всероссийского конкурса «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Спортивный репортаж»;

  • диплом Лауреата в номинации «Детская экожурналистика» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Праздник эколят – молодых защитников природы»;

  • диплом 1 степени регионального этапа Всероссийского конкурса «Праздник эколят – молодых защитников природы».

И в заключении, хочется дать ответы на поставленные в самом начале вопросы: «Нужна ли в ДОУ журналистика?» Ответ, на мой взгляд, однозначный: «Да, нужна!»

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одной из таких технологий является детская журналистика.
0 ₽