«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский
Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одной из таких технологий является детская журналистика. Данная технология была разработана кандидатами педагогических наук С.М. Жарковым и А.Ю. Дейкиным, а так же доктором педагогических наук профессором А.Н. Орловым. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию новизна данной технологии заключается:
1. У дошкольников формируется нравственная система ценностей.
2. Формируются ключевые компетенции, составляющие основу подготовки дошкольников к обучению в школе:
информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
речевая (умение ребенка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие;
самоорганизации (умение ставить цели, планировать);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную деятельность, обеспечивая свою успешность).
Хочется порассуждать, и ответить на вопрос: «А нужна ли журналистика в детском саду, и какова ее роль в развитии старших дошкольников?» Я вижу основные преимущества данной технологии: во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки общения, способствует развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины. При этом детскую журналистику можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе. Таким образом, технология «детская журналистика» стала неотъемлемой частью педагогической деятельности, она не только повысила мой профессиональный уровень, но и поменяла подходы к воспитанию и обучению детей, раскрыла творческий потенциал дошкольников.
Целью данной технологии является формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.
Задачи:
Развитие социально-коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада.
Овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста.
сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников сада и в подготовке к школе.
Диалог, творчество, познание и саморазвитие - фундаментальные составляющие технологии детской журналистики. Для успешной реализации технологии созданы следующие условия: развивающая предметно – пространственная среда; профессиональная компетентность педагога; совместная деятельность детей, родителей, педагога по намеченной теме. Для реализации технологии «детская журналистика» созданы условия для широкого общения детей друг с другом – брать друг у друга интервью, рассказывать интересные истории о своих питомцах, об интересных событиях. Все это повысило интерес, мотивацию и способствовало отражению полученного опыта в свободной деятельности, игре и на занятиях. Положительное отношение к журналистам у детей сформировались во взаимосвязи с окружающим миром, развитием речи, математикой, свободной игровой деятельностью, от тесного сотрудничества взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Принципы реализации данной технологии:
- создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;
- создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Технология организации детской журналистики включает в себя следующие этапы работы:
I этап – «Познавательный», целью которого является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи. Для решения данной задачи педагоги используют нетрадиционные и традиционные методы и приемы: наглядное моделирование и мнемотехника, приемы «интервьюирование». Для развития дикции, темпа и силы голоса используют такие формы фольклора, как скороговорки и потешки. Сбор информации о профессии журналист: просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике; круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей). Изготовление «Чудесной ромашки» (вопросы-ответы). Составление алгоритма подготовки интервью. Анкетирование и оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки. Знакомство с разными журналами и газетами. Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах. Создание фотовыставок в соответствии с тематикой репортажа. Изготовление атрибутов для режиссерской и сюжетно-ролевой игр.
II этап – «Деятельностный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде над созданием видеожурнала. Определение темы, названия журнала, его рубрик, назначение ответственных исполнителей за выпуск номера. Производство видеожурнала: сбор и обработка материала, его оформление. Анализ вышедшего номера и составление плана выпуска следующего номера журнала. В нашем пресс-центре каждый ребенок находит себе занятие по интересам, ведь у нас все по-настоящему: блокнот, диктофон, микрофон, образцы детской периодической печати. В основу каждого этапа положены такие дидактические принципы, как переход «от простого к сложному», системность при организации детской журналистики. В ходе реализации технологии используем такие методы и приемы, как: моделирование ситуаций, развивающие игры, наблюдение, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения. Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями: «Смотрим на мир чужими глазами», «Расскажи, используя данную концовку» (тема одна - сюжетов много). Большое внимание я уделяю организации режиссерской игры: «Мы – журналисты», «Звукооператор», «Аплодисменты по кругу», которые завоевали детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Занятия представляют собой развивающие игры, работу с газетами и журналами, и строятся мною индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями: «Узнай профессии», «У кого микрофон?», «Лото желаний», «Не ошибись» и т.д. Также в практической части предлагается организация экскурсий (в местную типографию, городскую телекомпанию и др.), встреч с интересными людьми (журналистами города), необходимых по теме. Дети знакомятся с профессиями журналиста, диктора, с особенностями их творческого труда. Воспитанники учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по конкретной теме, но и в областях, смежных с ней. И только после того, как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю. Занятия включают в себя различные познавательные темы, развитие связной речи при беседе по теме, составление описательного рассказа по картине, при придумывании вопросов для интервью, рассказов: «Загадочные улицы города», «Животный мир Курского края», «Наш славный город горняков», «Учимся понимать другого» и т. д. В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков я использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение. Мной были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов. В этот же период были организованы краткосрочные проекты с использованием элементов журналистики в развитии диалогической речи, такие как: «Это я», «Славный город горняков», «Чудеса улыбки», «Журналистский этикет», «Профессии моих родителей», «Выступление на собрании сказочных героев» и т.д. Помимо групповых занятий проводим и индивидуальную работу с детьми: беседуем на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделируем различные ситуации общения с небольшой подгруппой детей (2-3 ребенка). Считаю, что работа дает детям главное, во-первых, найти себе занятие по душе, во-вторых, возможность раскрепоститься и проявить инициативу. В ходе реализации технологии «детская журналистика», на мой взгляд, развиваются детско - родительские отношения. Тема «Детская журналистика» ориентирована на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», предполагающие общение на равных, поскольку он выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует. Стало доброй традицией привлекать к работе над этой темой родителей моих воспитанников. Составлен перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.
Взаимодействие с родителями планируется через следующие формы:
- участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к занятиям;
- знакомство родителей с циклом коммуникативных игр;
- привлечение родителей к выпуску газеты «Чевостик и Ко».
Несмотря на то, что по данной теме я работа недолго, проведение промежуточных диагностических мероприятий свидетельствует о том, что уровень исследовательских умений и навыков у моих воспитанников повысился. Даже родители, проявлявшие недоверчивое отношение к проводимой работе по детской журналистике, сегодня не скрывают чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста. Обращение к технологии «детская журналистика» наполнило новым содержанием привычную среду развития ребенка, стало эффективным фактором развития их познавательного интереса; дало возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствовало воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, реализовало социальную компетентность. Дошкольники в ходе создания видеосюжета высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим развивает инициативность. В процессе подготовки выпуска дети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное, развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого, и на этой основе развивается самосознание. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем. И это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Результаты работы:
диплом 1 степени муниципального этапа Всероссийского конкурса «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Спортивный репортаж»;
диплом Лауреата в номинации «Детская экожурналистика» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Праздник эколят – молодых защитников природы»;
диплом 1 степени регионального этапа Всероссийского конкурса «Праздник эколят – молодых защитников природы».
И в заключении, хочется дать ответы на поставленные в самом начале вопросы: «Нужна ли в ДОУ журналистика?» Ответ, на мой взгляд, однозначный: «Да, нужна!»