48
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
частное образовательное учреждение
«ОО ДПО МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ЭКСПЕТИЗЫ И ОЦЕНКИ»
Дополнительная профессиональная программа
« Педагог-организатор»
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Порядок разработки и методика организации досуговой деятельности учащихся (объединения дополнительного образования детей)»
Автор: слушательЛукоянова Татьяна Сергеевна подпись______________ | |
Научный руководитель: преподаватель высшей квалификационной категории Кузнецова Ольга Леонидовна подпись______________ | |
Нижний Новгород, 2021 год
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности
УЧРЕЖДЕНИй ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
Сущность системы дополнительного образования 6
Классификация учреждений дополнительного образования10
Особенности организации учебных занятий в системе дополнительного
образования14
Глава 2. организация учебно – воспитательной работы в
МБУ ДО «ЦДТ автозаводского района»18
2.1Особенности учебно-воспитательной работы МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского
района»18
2.2 Разработка модели учебно-воспитательной работы22
2.3 Разработка программы дополнительного образования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙCПИСОК37
ПРИЛОЖЕНИЯ40
Введение
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях как социально-образовательной сферы, включающей взаимодействие разных сфер социальной политики государства, участников образовательного процесса и социума, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России.
По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.
Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Прежде всего, речь идет о созданных для детей, подростков и юношества внешкольных учреждениях во всем их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных объединениях и организациях, о воспитательной работе школ и других образовательных учреждений, а также об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и семьей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.
Целью воспитания молодёжи в учреждениях дополнительного образования является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Необходимость достижения этой цели определяет актуальность выбранной темы.
Цель исследования - разработать модель учебно-воспитательной работы в МБУ ДО «Центр детского творчества Автозаводского района».
Объект исследования – учебно-воспитательная работа в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - педагогические условия формирования разносторонней личности обучающихся в учебно-воспитательной работе учреждения дополнительного образования.
Исходя из цели исследования были сформулированы задачи:
изучить теоретические основы организации деятельности учреждений дополнительного образования;
проанализировать учебно-воспитательную работу в МБУ ДО «Центр детского творчества Автозаводского района»;
выявить особенности учебно-воспитательной работы в МБУ ДО «Центр детского творчества Автозаводского района»;
разработать рекомендации по организации учебно-воспитательной работы в МБУ ДО «Центр детского творчества Автозаводского района».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определена совокупность педагогических условий и изучено их влияние на эффективность работы МБУ ДО «Центр детского творчества Автозаводского района». Разработанная модель учебно-воспитательной работы в МБУ ДО «Центр детского творчества Автозаводского района» и программа «Физическое развитие подростка и его ориентация в современном социуме в условиях физкультурно-спортивного клуба «Восток» могут составить основу методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут найти применение в практике организации учебно-воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования. Внедренная в практику дополнительного образования программа способствовала активизации процесса формирования и развития разносторонней личности обучающихся МБУ ДО «Центр детского творчества Автозаводского района».
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности учреждений дополнительного образования
1.1 Сущность системы дополнительного образования
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 20 лет.
Дополнительное образование не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами и склонностями.
В сравнении с институтами основного образования система дополнительного образования детей потенциально обладает следующими преимуществами:
свобода выбора программы, режима ее освоения, смены программ и организаций,
широкий набор видов деятельности (форм активности), позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей,
ограниченная регламентация поведения и общения, более широкие возможности для саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), для проявления инициативы, индивидуальности и творчества,
гибкость (мобильность) образовательных программ;
более тесная связь с практикой (социальной, профессиональной),
возможности для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности,
возможности межвозрастного взаимодействие и оформления возрастных переходов [14].
Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования.
В этом заключается важнейший образовательно-культурный смысл дополнительного образования детей в отличие от основного образования, где доминирует адаптация, освоение заданных культурных образцов в виде определенных знаний, умений и навыков.
Важнейшие функции сферы дополнительного образования детей состоят в следующем:
1) Развитие человеческого капитала страны.
2) Обеспечение социальной стабильности и справедливости в обществе, создание условий для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально-экономического статуса.
3)Удовлетворение вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.
4)Обеспечение потребностей местного сообщества, воспроизводство и развитие социокультурного потенциала территории.
Если основное образование даёт основы знаний и общую установку на выбор своего места в мире профессий и в общественных отношениях, то дополнительное образование его, фактически, дополняет и завершает, позволяя ученикам расширить те знания, которые представляются им самыми важными для своего будущего, и освоить их как инструмент для практической деятельности. В этом смысле, «дополнительное образование» можно называть «завершающим» или «окончательным». Оно, опираясь на материал основного образования как, действительно, на «основу», обеспечивает выбор учеником действительно важных для него сфер интересов и сфер деятельности, и в их рамках «достраивает» его знания и представления о мире, в соответствии с его индивидуальными возможностями и запросами.
Учебная деятельность в рамках дополнительного образования уже непосредственно обеспечивает практическую деятельность учеников, текущую - на уровне увлечений, и будущую - профессиональную. В связи с этим, учебная деятельность в дополнительном образовании имеет отчётливо деятельностный характер, строится вокруг проектов учеников.
Функции и ресурсы сферы дополнительного образования необходимо рассматривать как в широком контексте глобальных целей и задач образования, так и в соотношении с задачами и возможностями основного (прежде всего, школьного образования) [13].
Сеть учреждений дополнительного образования детей составляет 18 тыс. образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тыс., системе культуры – 5,8 тыс., системе спорта – 1,1 тыс., общественных организаций – более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет около 39 % от общего числа обучающихся (по состоянию на 01.12.2020 г.).
Характеризуя систему дополнительного образования (СДО), В. А. Березина рассматривает важный принцип классификации направлений в дополнительном образовании. В соответствии с ним в настоящее время дополнительное образование развивается по пяти основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физкультурно-спортивная работа, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение. Однако на практике эти направления сложились неравномерно (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Количество творческих объединений и число обучающихся по основным направлениям деятельности в СДО детей России (на 01.01.2021 г.)
Направление деятельности | Количество творческих объединений | Количество обучающихся, млн. чел. | Количество обучающихся, % |
Художественно-эстетическое | 104796 | 1,5 | 28 |
Техническое творчество | 51060 | 0,685 | 13 |
Физкультурно-спортивное | 40669 | 2,5 | 47 |
Эколого-биологическое | 25897 | 0,383 | 7 |
Туристско-краеведческое | 18684 | 0,279 | 5 |
Итого | 241106 | 5,347 | 100 |
Статистка показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. В меньшей степени развиты эколого-биологическое и туристско-краеведческое направления. В сельской местности возможностей для развития дополнительного образования детей намного меньше.
Приоритетными направлениями и видами деятельности среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и вокал (50,9 %), хореография (30,9 %) и прикладное творчество (29,1 %), чуть меньше – спорт (25,5 %). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством, спортом, музыкой и информатикой [13].
В системе дополнительного образования техническое творчество предоставляет учащимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, быстрейшей адаптации в условиях современных рыночных отношений.
Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к дополнительному образованию [17].
1.2. Классификация учреждений дополнительного образования
Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее.
Центр, как учреждение дополнительного образования,– многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей длительности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности [14].
Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей.
Выделяют следующие виды Центров:Центр дополнительного образования детей;Центр развития творчества детей и юношества;Центр творческого развития и гуманитарного образования;Центр детско-юношеский, детского творчества;детский центр (подростковый);Центр внешкольной работы;Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юных техников);Центр детский морской;Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);Центр детский оздоровительно-образовательный (профильный) [6].
Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования [10].
Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям:
уровню (коррекционные, базовые, продвинутые);
ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);
профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).
Выделяют следующие виды школ:
школа по различным областям науки и техники,
по различным видам искусств,
детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).
Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-5-летние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.
Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).
Выделяют следующие виды Дворцов:Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи;Дворец учащейся молодежи,Дворец пионеров и школьников,Дворец юных натуралистов,Дворец спорта для детей и юношества,Дворец художественного творчества (воспитания) детей,Дворец (Дом) детский культуры искусств.
Видами Домов могут быть:Дом детского творчества;Дом детства и юношества, учащейся молодежи;Дом пионеров и школьников;Дом юных натуралистов;Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников);Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);Дом художественного творчества (воспитания) детей;Детский дом культуры (искусств).
Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).
В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.д.
Виды клубов: Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского технического творчества юных техников, детского и юношеского туризма и экскурсии (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки [11].
Станция – профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).
Виды станций:Станция юных натуралистов;Станция детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);Станция детская экологическая (эколого-биологическая);Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).
Детский парк – тип учреждения, основное предназначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны [15].
Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традиции вышеперечисленных учреждений внешкольной деятельности (студия, музей, детский лагерь и пр.) не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения. Программы этих учреждений можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).
1.3 Особенности организации учебных занятийв системе дополнительного образования
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.
Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.
Учебное занятие – это:
модель деятельности педагога и детского коллектива;
ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;
время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий: обучающие, общеразвивающие и воспитательные.
Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия: по передаче знаний; по осмыслению знаний и их закреплению; по закреплению знаний; по формированию умений и применения знаний на практике; тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков); по обобщению и систематизации знаний.
Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и и воспитательные задачи в комплексе.
Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов, познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.
Цели – это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности учащихся.
Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта творческой деятельности педагога и воспитанников.
Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия. Учитывая активную позицию воспитанников в освоении материала и формировании умений, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом: изучение и первичное закрепление новых знаний; закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности. Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия кодируется в названии типа учебного занятия, общими этапами для всех типов занятий являются организационный, целеполагания и мотивации, подведения итогов.
Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.
Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.
При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.
Взаимосвязь типа, дидактической цели и структуры учебного занятия представлена в Приложении 1.
Основные требования к построению современных учебных занятий:
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
Целесообразное расходование времени занятия;
Применение разнообразных педагогических средств обучения;
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками;
Практическая значимость полученных знаний и умений.
Алгоритм подготовки учебного занятия, как основы этой методики, представлен в Приложении 2.
Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.
Глава 2. организация учебно – воспитательной работы в МБУ ДО «ЦДТ автозаводского района»
2.1Особенности учебно-воспитательной работы
МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Автозаводского района» (МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района») является преемником Дома пионеров и школьников, который был открыт в 1943 году.
С 2008 года и по настоящее время директором Центра является Александра Ивановна Обухова. Сохраняя традиции и используя современные технологии, коллектив Центра под руководством Александры Ивановны достиг высоких результатов. В 2015 году Центр развития творчества детей и юношества переименован в Центр детского творчества Автозаводского района.
МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» – крупнейшее учреждение дополнительного образования Нижнего Новгорода. В своей структуре учреждение, кроме основного здания, имеет 25 обособленных структурных подразделений (детские клубы по месту жительства), ежегодно реализуется более 130 дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ сроком от 1 года до 9 лет по 6 тематическим направленностям.
Ежегодно в Центре детского творчества обучается более 6000 детей в возрасте от 4 до 18 лет. Центр является районной методической базой по развитию дополнительного образования, организации воспитательной работы с образовательными организациями района, по работе с детскими активами школ, органами ученического самоуправления, кадрами старших вожатых. Центр является базой практик ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина, осуществляется сотрудничество с ГБОУ ДПО НИРО, Нижегородским областным колледжем культуры по подготовке молодых специалистов в рамках преддипломной практики студентов. Ежегодно коллектив Центра организует и проводит более ста мероприятий районного, городского, областного и международного уровней. Коллективы художественной, технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной и социально-педагогической направленностей позволяют каждому найти себе дело по душе.
За высокие результаты в области образования и воспитания подрастающего поколения учреждение неоднократно награждалось высокими наградами, среди которых – Почётная грамота ЦК ВЛКСМ (1973), Почётная грамота Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина (1982), почётные грамоты департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода (2000-2018 гг.). С 2012 по 2018 годы МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» становился победителем конкурсного отбора муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Нижегородской области, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2009 году работа Центра по развитию технического творчества была отмечена благодарственным письмом В. В. Путина.
МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» - Лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших школ России», Лауреатом Всероссийского фестиваля инновационных продуктов: конкурса «Новаторство в образовании » в номинациях «Самый успешный проект» в области разработки и реализации стратегии развития образовательного учреждения и повышения качества образования» и «Самый успешный проект» в области патриотического воспитания», Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая организация дополнительного образования детей – 2017». Центр включен в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», в Федеральный электронный Реестр «Доска почета России». В рамках Национальной программы продвижения лучших товаров и услуг для детей награжден знаком качества «Лучшее - детям» (2017 г.) и др. (таб. 2.1).
МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» будет развиваться и дальше, но лучшие традиции и богатая история учреждения навсегда останется путеводителем для каждого учащегося большого Дома пионеров – Центра детского творчества Автозаводского района!
Таблица 2.1
Достижения учащихся МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» по итогам 2017-2018 учебного года
Уровень мероприятий | Количество участников | Количество призеров, победителей | |
Всего | из них в спортивных соревнованиях | ||
Муниципальный (район, город) | 5651 | 1743 | 490 |
Региональный | 659 | 421 | 161 |
Федеральный | 763 | 610 | 16 |
Международный | 814 | 551 | 26 |
В 2018-2019 учебном году в детских клубах Центра было организовано и функционировало 129 кружков и спортивных секций по 8 направленностям с охватом 2733 детей. Кроме того, клубы посещают 700 детей, которые приходят на досуговые мероприятия (дети свободного посещения). Итого: занятость детей в клубах – 3433 чел., из них: дети «группы риска» – 1516 чел., состоящие на учете в КДН, ВШК – 30 чел. 90% детей освоили образовательные программы, реализуемые в клубах.
В течение года в клубах было проведено 1159 досуговых мероприятий. Дети активно участвовали в общеклубных досуговых мероприятиях различной направленности, ниже проведен анализ этих направлений.
В Приложении 4 представлены мероприятия в рамках гражданско-патриотического воспитания. На мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества и Дню Победы всегда приглашаются ветераны войны, РА, труженики тыла, которым дети вручают подарки, поздравления. Всего за год на подобных мероприятиях в детских клубах побывало 122 ветерана.
В Приложении 5 представлена деятельность, направленная на улучшение отношений детей, родителей и общественности. Всего за год в мероприятиях детских клубов участвует 7067 взрослых, из них родителей 4266 чел. Ряд мероприятий детские клубы организуют совместно с ТОС, управлением социальной защиты, Советом ветеранов, депутатами.
Одним из приоритетных направлений работы детских клубов является привлечение детей «группы риска» в кружки и секции, организация разумного, полезного досуга этих детей.
Занятость детей «группы риска» в клубах:
1. Количество детей «группы риска» – 1516 чел.
2. Из них состоят на учете в ИДН, ВШК – 30 чел.
3. Количество детей «группы риска», занимающихся в кружках и секциях – 1184 чел.
4. Количество детей «группы риска» свободного посещения – 332 чел.
Формы профилактической работы с детьми «группы риска», применяемые в клубах Центра представлены в Приложении 6.
Также в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» осуществляется работа с детским активом, который функционирует в 20 клубах Центра. В своем составе он насчитывает 142 ребенка в возрасте от 8 до 16 лет. Все детские активы имеют Положение, регламентирующее их деятельность, дети ведут протоколы своих заседаний, есть план работы на год. У 16 детских активов есть Программы деятельности. В своей работе детские активы опираются на программы СПО (ФДО) «Лидер», «Игра – дело серьезное», подпрограмму «Спасибо, нет!», программу «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Каникулы».
Также в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» организовано 46 спортивных секций различного направления с охватом 996 человек. Приоритет отдается массовым видам спорта: футболу и хоккею.
Формы досуговой деятельности, используемые в Центре при работе с детьми и молодежью представлены в Приложении 7.
2.2 Разработка модели учебно-воспитательной работы
С целью организации моделирования учебно-воспитательной работы в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» была разработана пошаговая стратегия моделирования учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования (рис.2.1).
1. Обоснование необходимости внесения изменений в организацию учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования
2. Разработка требований, идей, принципов и условий реализации модели организации учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования
3. Формирование ресурсов по реализации организации учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования
6. Создание необходимых условий для реализации модели организации учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования
5. Подготовка кадрового потенциала для внедрения модели организации учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования
4. Разработка педагогических условий
7. Разработка программ дополнительного образования детей и учебно-методических рекомендаций
8. Создание финансово-экономической и материально-технической базы
9. Обеспечение контроля качества учебно-воспитательной работы
12. Проверка результативности, корректировка модели организации учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования
11. Педагогическое управление внедрением модели организации учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования
10. Организация работы методических служб по внедрению модели организации учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования
13. Внедрение модели организации учебно-воспитательной работы в систему дополнительного образования
Рис.2.1. Пошаговая стратегия моделирования учебно-воспитательной работы в СДО
Структурно-содержательная модель организации учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования раскрывает структуру и содержание деятельности педагогического коллектива и включает следующие компоненты организации учебно-воспитательного процесса: запросы потребителей, цель, средства обеспечения и условия реализации, осуществление учебно-воспитательной деятельности, социально-педагогический результат, педагогическое управление.
Таким образом, для эффективной организации учебно-воспитательной работы в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» была разработана модель учебно-воспитательной работы Центра (рис.2.2). Внедрение модели в педагогическую практику позволяет создать условия для развития и социализации личности обучающихся в Центре.
Условия организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования включают: формирование культуры педагогических кадров, организационно-методическое и программное обеспечение, создание и применение технологии реализации модели.
Модель организации учебно-воспитательной работы в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» позволяет обеспечить формирование разносторонней личности обучающихся.
Для реализации организационно-педагогических условий, направленных на развитие личности обучающихся МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района», педагог должен осуществлять их на технологическом уровне. Предлагается технология организации учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования детей, которая должна осуществляться как совокупность последовательных этапов: мотивационно-целевой, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, рефлексивный, на каждом из которых должна реализоваться система педагогических условий.
Анализ исследований, практики учреждений дополнительного образования детей и учреждений общего образования, связанных с развитием у подростков в учебно-воспитательной работе учреждений дополнительного образования ключевых компетенций, определил необходимость создания педагогических условий в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»:
Теоретический уровень учебно-воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования
Функции учебно-воспитательной работы
Закономерности учебно-воспитательной работы
Принципы учебно-воспитательной работы
Технологический уровень
Организация организационно-внедренческого состава
Организация аналитико-прогностического пространства
Организация целевого пространства
Организация проектированного пространства
Организация рефлексивного пространства
Прогнозируемый результат
Качество учебно-воспитательного процесса
Профессионально-личностные достижения субъектов воспитания, личностное развитие и саморазвитие
Удовлетворение образовательных запросов личности, общества и государства
Рис.2.2. Модель учебно-воспитательной работы в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»
- дополнительные образовательные программы выступают механизмом интеграции, интегрирующим фактором в которых становятся комплексные дидактические проблемы, связанные с развитием ключевых компетенций обучающихся;
- определение содержания нелинейного образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей рассматривается как совокупность компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций.
На основе понимания ситуации, которую определил В.А. Сластенин, и использования материалов О.В. Акуловой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой по конструированию ситуационных задач для оценки компетентности обучающихся, было сформулировано условие создания компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций, а также дано определение.
Компетентностно-ориентированная образовательная ситуация – это вид педагогических ситуаций, которые ставят подростков в условия, побуждающие к результативным действиям в различных жизненных и образовательных ситуациях на основе ключевых компетенций (познавательных, ценностно-ориентационных, преобразовательных, проектных).
2.3. Разработка программы дополнительного образования
Одним из педагогических условий развития ключевых компетенций подростков в учебно-воспитательной работе учреждений дополнительного образования является интеграция образовательных процессов учреждений общего и дополнительного образования. Механизмом интеграции выступают дополнительные образовательные программы.
С целью реализации на практике моделирования учебно-воспитательной работы в учреждения дополнительного образования была разработана программа дополнительного образования «Физическое развитие подростка и его ориентация в современном социуме в условиях физкультурно-спортивного клуба «Восток» для МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» (Приложение 8). Ниже приведем тезисы данной программы.
Введение
Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и морально здорового молодого поколения. Многочисленные научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают позитивное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.
В настоящие время возросло число преступлений, совершаемых детьми и подростками, всё больше молодёжи страдают алкоголизмом и наркоманией, наблюдается ухудшение физического здоровья населения, низкая физическая подготовленность детей и подростков. Всё это – следствие ослабления внешкольных и внеурочных форм работы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях.
На борьбу за здоровье наших детей должно быть призвано единое воспитательное пространство, где должны объединится усилия родителей, учебные заведения, медучреждения, общественные организации, клубы по месту жительства. И одна из форм работы по оздоровлению детей является клуб с физкультурно-спортивным направлением, где подросток может найти что-то интересное для себя. В клубе ребята учатся навыкам физической культуры, культуры общения со сверстниками и взрослыми, приобретают опыт сотворчества, учатся коллективной сплоченности и добиваются первых спортивных достижений под присмотром опытных тренеров-преподавателей.
В клубах по месту жительства большое внимание уделяется профилактике у подростков «вредных привычек», асоциального поведения
Аналитическая часть
Подростковый физкультурно-спортивный клуб «Восток» является структурным подразделением МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» фактическое место расположения клуба по адресу: ул. Смирнова, 13 «А», Автозаводский район (рис.2.3). Отдельно стоящее здание с двумя универсальными коробками с уреполовым покрытием. Площадь клуба составляет 220 кв.м. В клубе имеются: 1 спортзал; 1 санузел; 1 душевая; 1 кабинет; 1 тренерская; 3 раздевалки. Клуб находится в центре Автозаводского района, строения из жилых домов 5-9-этажки панельные и кирпичные. Из общественно-культурных учреждений только школа №169 и еще один клуб по месту жительства «Родина». Основную массу населения составляют рабочие семьи, неполные и не все благополучные (таб. 2.2).
Таблица 2.2
Социальный состав посещающих клуб
Всегопосещающих | Дошкольники до 7 лет | 7-1 0 лет. | 11-14 лет. | 14-17лет | Старше17л | сироты | Дети гр. риска |
291 | 12ч. | 64ч. | 181ч. | 34ч. | -----. | 1 | 153ч. |
100% | 4% | 22% | 62% | 12% | ------ | 52,5% |
Подростковый физкультурно-спортивный клуб «Восток»
Тренера-преподаватели
Воспитанники клуба
Родители
Педагогический совет
Актив клуба «Восток»
Рис.2.3. Структура клуба
(Методическая, материальная помощь, контроль)
Спортивный комплекс «Восток»
Совет общественного самоуправления №3 (проведение совместных мероприятий, спонсорская помощь)
Клубы Центра Досуг
(Совместные мероприятия)
(материальная помощь на спортинвентарь)
№ 169, №15, №37,
Отдел молодежной политики
(Совместные мероприятия)
Отдел по физической культуре и спорту (Реализация пилотных проектов, финансирование соревнований и укрепление материально-техническойбазы)
Рис.2.4. Взаимодействие клуба с социумом
2. Цели и задачи программы
Цель:Создание условий для воспитания физически развитой и социально адаптированной личности, со стойким интересом к ЗОЖ посредством реализации в клубе физкультурно-спортивной и социальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать у воспитанников клуба основы физической культуры и культуры общения с окружающим миром.
2. Проводить работу по профилактике асоциального поведения детей и формированию навыков ЗОЖ
3. Научить подростка командной сплоченности и коллективному творчеству.
4. Формировать навыки толерантного поведения у воспитанников клуба.
3. Концепция физического развития и социализация личности в условиях подросткового физкультурно-спортивного клуба «Восток» и МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»
Дополнительное образование - это то образовательное пространство, которое предполагает своевременность педагогических действий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей. При этом именно учреждение дополнительного образования по месту жительства имеет возможность учитывать физический потенциал каждого ребёнка и в соответствии с этим своевременно и полно развивать все конституционно-наследственные, позитивные задатки и корректировать негативные.
Двигательная активность детей и подростков, как условие сохранения здоровья и двигательного развития организма, является актуальной междисциплинарной проблемой современности. Организация двигательной активности детей и подростков по месту жительства выполняет своеобразную роль регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и совершенствования ребёнка как биологического существа и социального субъекта.
Подростковый физкультурно-спортивный клуб «Восток» в полной мере осуществляет эту деятельность. Клуб может предложить ребёнку на выбор секции: футбол, хоккей, фигурное катание. На микроучастке клуба находится ещё один клуб по месту жительства «Родина», школа № 169.
Физкультурно-спортивную и социальную деятельность клуб «Восток» осуществляет на основании государственного закона РФ «Об образовании». Опираясь на это и учитывая социально-экономическое положение населения района, деятельность клуба «Восток» отвечает социальному заказу общества и требует совершенствования в физкультурно-спортивной и социальной деятельности для адаптации личности в современном мире.
Цели и задачи деятельности клуба «Восток»
Целью работы клуба является создание условий для воспитания физически-развитой и социально адаптированной личности с стойким интересом к ЗОЖ по средством реализации в клубе физкультурно-спортивной работы и работы по социальной адаптации личности.
Для достижения поставленной цели необходимо:
создание условий для полноценного физического воспитания и образования подростка,
формирование у воспитанников клуба основ физической культуры и культуры общения с окружающим миром,
- проводить с подростками работу по профилактике «вредных привычек» и асоциальному поведению,
-научить подростка командной сплоченности и коллективному творчеству.
Ведущие идеи, определяющие концепцию и пути ее реализации:
-единство обучения, воспитания и развития
объединение всех педагогических сил, подключение социума в единый воспитательный процесс
деятельность клуба как отрытого физкультурно-спортивного, досугового центра в районе, доступного для любого ребенка из любой социальной группы
самосовершенствование подростка и тренера-преподавателя в процессе учебно-тренеровочного сотрудничества.
Принципы:
развитие ребенка, педагогов, учреждения и социальной среды
культуросообразности, целесообразности, жизнесообразности
сотрудничества, сотворчества педагогов, родителей, воспитанников в единый воспитательный процесс
личностной ориентации в физкультурно-спортивной и социальной деятельности, которая предполагает развитие личных особенностей ребенка его индивидуальных возможностей
Содержание физкультурно-спортивной и социальной деятельности
Содержание деятельности клуба строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Межведомственной программой развития спорта и физической культуры в РФ на 2005-2008г.г. Министерства физкультуры и спорта и Минобразования России о развитии физкультуры и спорта в системе образования России, что соответствует целям и идеям.
Учебный процесс:
В образовательном процессе представлено 1 направление физкультурно-спортивное, но т. к. клуб «Восток» является клубом по месту жительства, то он должен выполнять и функцию по социализации личности ребенка, подростка в современном мире.
В образовательном процессе центром всегда является личность ребенка, на него и направлено содержание предлагаемых учебно-тренеровачных, физкультурно- досуговых программ педагогов.
Направления реализации образовательного процесса:
создание условий для самопознания посредствам включения в предметно-практическую деятельность согласно возможностям и потребностям личности;
формирование базисных знаний, навыков и опыта деятельности через освоение различных предлагаемых программ;
3)создание условий для самореализации личности в различных видах спорта и другой деятельности предлагаемой клубом;
создание условий для овладения базовыми навыками предлагаемых программ;
помощь в самореализации личности;
отслеживание спортивных достижений посредствам соревнований и зачетов;
диагностика и мониторинг освоения воспитанниками предлагаемых программ.
Воспитательный процесс:
1) Спортивно-оздоровительное направление-
а)формирование установок на здоровый образ жизни,
б)привлечение подростков к занятиям различными видами спорта, ведущие к активному образу жизни,
в) научить подростка, преодолевая трудности добиваться высоких результатов.
2)Социальное направление-
а)развитие социально адаптированной личности и формирование у нее активной жизненной позиции,
б)создание условий для самореализации и самоутверждения,
в)профилактика асоциального поведения и «вредных привычек» у подростков.
3)Организация полезного досуга подростков и их родителей.
Кадровое обеспечение деятельности клуба:
Физкультурно-спортивную и социальную деятельность в клубе обеспечивают: 6 тренеров-преподавателей, 1заведующий клубом. При этом тренера-преподавателя имеют высшее педагогическое образование с высшей категорией.
Материально-техническая баз: Общая площадь клуба - 220м2::1 спортзал, 3 раздевалки, 1 кабинет, 1 тренерская. Клуб имеет ноутбук, усилитель, радиосистему.
Нормативно-правовая база клуба (положение и устав, локальные акты, должностные инструкции). Учебно-воспитательный процесс регулируется по типовым программам.
4. Сроки и этапы реализации программы.
Программа реализуется в течении 3-х лет 2021-2023г.г.
1 этап:
1.Наработка контактов с социумом.
2.Совершенствование нормативно-правовой базы.
2 этап:
1.Организация разумного содержательного и познавательного досуга подростков.
а)привлечение подростков в секции клуба;
б)проведение праздников и конкурсов;
в)отслеживание результативности юных спортсменов через соревнование, контрольные игры;
г)формирование социально активных подростков.
2.Диагностика и мониторинг образовательно-воспитательного процесса.
3 этап:
1.Мониторинг работы клуба по результативности спортивных показателей и по социальной адаптации личности.
2.Коррекция деятельности клуба (на основе данных мониторинга).
Источники финансирования программы: Госбюджет, Помощь СОС №3, Добровольные родительские взносы, Разовая спонсорская помощь.
Механизм реализации программы представлен в Приложении 9.
6. Ожидаемые результаты.
Стойкий интерес к ЗОЖ у воспитанников клуба.
Получение высоких спортивных результатов и подготовка к профессиональному спорту.
Приобретение опыта сотворчества.
Гармоничная, духовно и физически развитая личность, социально адаптированная в современном мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена развитием системы отечественного образования, которое неразрывно связано с учетом динамики социально-культурных перемен, происходящих как в России, так и за ее пределами. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года указаны тенденции, которые не могут не отразиться на деятельности общеобразовательной школы, а также на внешкольных формах реализации образовательного процесса.
В связи с этим важнейшим компонентом новой модели образования является ее ориентация на развитие компетенций обучающихся, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Инновационные тенденции в образовании (открытость, нелинейность, компетентностный подход в ФГОС) указывают на то, что c 2012 года на каждого школьника приходиться не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а в дальнейшем – не менее 6 часов.
В этой ситуации дополнительное образование становится ресурсом самообразования и школьного образования, расширяющим возможности выбора-самоопределения. Это приведет к расширению пространства и свободного инициативного действия школьника. Общество заинтересовано в воспитании граждан, способных нести самостоятельную ответственность за принятые ими решения и определять цели, исходя из собственных ценностных оснований, являя собой, таким образом, индивидуальность, обладающую способностью осознавать и рефлексировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и проектировать будущее.
В современных условиях усилий одной системы общего школьного образования для решения этой задачи недостаточно, в связи с чем, значительным потенциалом для достижения поставленной проблемы обладает дополнительное образование детей.
Особую актуальность дополнительное образование приобретает для подростков. Именно в этот период для них значимо умение занимать и удерживать лидерскую позицию, оценивать свою деятельность, способность к самоанализу и самоконтролю; умение понимать других и себя, определять личностные и общественные цели, ориентироваться на личные сильные качества, а также качества других людей; умение самостоятельно регулировать контакты в социуме, работать в команде, ставить задачи группе и отдельным ее членам.
Разрешению сложившейся проблемы будет способствовать использование ресурсов дополнительного образования детей, где образование, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, вносит свой вклад в развитие ключевых компетенций подростка.
Таким образом, данный проект был направлен на изучение особенностей учебно-воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования и разработку рекомендаций по ее совершенствованию.
В результате проведенного исследования с целью организации учебно-воспитательной работы в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» была разработана пошаговая стратегия моделирования учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования; а также структурно-содержательная модель организации учебно-воспитательной работы в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района», раскрывающая структуру и содержание деятельности педагогического коллектива и включающая следующие компоненты организации учебно-воспитательного процесса: запросы потребителей, цель, средства обеспечения и условия реализации, осуществление учебно-воспитательной деятельности, социально-педагогический результат, педагогическое управление.
Внедрение модели в педагогическую практику позволит создать условия для развития и социализации личности обучающихся в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района».
Для реализации организационно-педагогических условий, направленных на развитие личности обучающихся МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района», педагог должен осуществлять их на технологическом уровне. Т.о. для МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» была предложена технология организации учебно-воспитательной работы в системе дополнительного образования детей, которая должна осуществляться как совокупность последовательных этапов: мотивационно-целевой, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, рефлексивный, на каждом из которых должна реализоваться система педагогических условий.
Анализ исследований, практики учреждений дополнительного образования детей и учреждений общего образования, связанных с развитием у подростков в учебно-воспитательной работе учреждений дополнительного образования ключевых компетенций, определил необходимость создания педагогических условий в МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»:
- дополнительные образовательные программы выступают механизмом интеграции, интегрирующим фактором в которых становятся комплексные дидактические проблемы, связанные с развитием ключевых компетенций обучающихся;
- определение содержания нелинейного образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей рассматривается как совокупность компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Физическое развитие подростка и его ориентация в современном социуме в условиях физкультурно-спортивного клуба «Восток» для МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙCПИСОК
Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2016. - № 3. – С. 17-19.
Борытко Н.М. Соловцова И:А., Байбаков A.M. Педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений М.: Издательский- центр «Академия», 2017. - 353 с.
Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. - М.: Владос, 2017. - 160 с.
Горский В. А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. - 2016. - № 2. – С. 6 – 11.
Дополнительное образование детей: учеб. пособие / под ред. О. Е. Куркина. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 256 с.
Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С. В. Сальцевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 135 с.
Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для вузов / Е. Б. Евладова. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 352 с.
Загвязинсский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 192 с.
Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ИНФРА — М., 2001.- 64 с.
Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие / Ю.Д. Лебедев. 3 – е изд., испр. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 204 с.
Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей, 2005. - 589 с.
Малыхина Л. Б. Концепция развития дополнительного образования детей / Л. Б. Малыхина // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - № 11. – С. 7 – 15.
Общая профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2006.-368 с.
Общее и дошкольное образование: сборник нормативных правовых документов / под ред. В. М. Филлипова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 448 с.
Педагогика дополнительного образования: Приоритеты духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие / под ред. В.И. Андреева, А.И. Щетинской. – 2 – е изд., доп. и перераб. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – 328 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений. /Под редакцией С.А. Смирнова. — М.': Академия, 2000. 544 с.
Педагогический энциклопедический словарь / авт. – сост. В. В. Гордиев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. – 528 с.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учебн.заведений: в 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.-Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
Попцов С. Б. Продуктивное обучение подростков в учреждении дополнительного образования: учеб. пособие / С. Б. Попцов. – Оренбург: изд-во ООИПКРО, 2008. - 60 с.
Сальцева С. В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: монография / С. В. Сальцева. – Оренбург: изд-во ОГПУ, 2006. - 151 с.
Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность: учебник для вузов / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 2007. - 223 с.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие / под редакцией Т.И. Ерофеевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 305 с.
Софронова Н. В. Организация научно-методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Клио», 2008. - 228 с.
Сущенко Т. А. Организация учебного процесса во внешкольных учреждениях: учеб. пособие / А. Т. Сущенко. – 2 – е изд., испр. и доп. – СПб.: Лань, 2008. – 187 с.
Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества посредством развивающих игр / Б. А. Титов // Внешкольник. - 2005. – № 3. - С.18 – 21.
Ходунова Л. Н. Совершенствование управления процессом дополнительного образования: методические рекомендации / Л. Н. Ходунова. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 52 с.
Шишов С. Е. Мониторинг качества образования: учебник для вузов / С. Е. Шишов, В. А. Кальнев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 200 с.
Шиянов E.H. Педагогика: Общая теория образования. Ставрополь: СКСИ, 2007. - 636 с.
Щуркова Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова // Внешкольник. – 2009. - № 12. – С. 15 – 18.
Эхов С. Ф. Программа дополнительного образования детей: Логика развития и методическое обеспечение / С. Ф. Эхов // Методист. - 2008. – № 4. - С. 7 - 9.
Приложение 1
Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура
Тип учебного занятия | Дидактическая цель | Структура | Нетрадиционные формы проведения занятия |
Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний | Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации | Оргмомент Актуализация знаний и умений Мотивация. Целеполагание Организация восприятия Организация осмысления Первичная проверка понимания Организация первичного закрепления Анализ Рефлексия | Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка |
Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности | Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников | Оргмомент Мотивация Актуализация знаний и способов действий Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях Самостоятельное применение знаний Контроль и самоконтроль Коррекция Рефлексия | Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие |
Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности | Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности | Оргмомент Целеполагание. Мотивация Актуализация комплекса знаний и способов деятельности Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях Самоконтроль и контроль Коррекция Рефлексия | «Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт |
продолжение Приложения 1
Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности | Оргмомент Целеполагание. Мотивация Анализ содержания учебного материала Выделение главного в учебном материале Обобщение и систематизация Рефлексия Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое. Необходима тщательная подготовка воспитанников (сообщение заранее проблемы, вопросов, обеспечение на занятии дидактическим материалом) | Лекция, экскурсия |
Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности | 1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие) 2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности | Мотивация Самостоятельное выполнение заданий Самоконтроль Контроль Анализ Оценка Коррекция Рефлексия | На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях |
Приложение 2
Алгоритм подготовки учебного занятия
1 этап | Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы: - Достигло ли учебное занятие поставленной цели? - В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? - Насколько полно и качественно реализовано содержание? - Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? - За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? - В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? - Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач? |
2 этап | Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия: - Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий); - Обозначение задач учебного занятия; - Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного; - Определения вида занятия, если в этом есть необходимость; - Определение типа занятия; - Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия; - Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия. |
3 этап | Обеспечение содержания учебного занятия: - Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия); - Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий; - Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д. |
Приложение 3
Взаимодействие МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» с социальными партнерами в воспитании детей
МБУ ДО «Центр детского творчества Автозаводского района» | | Администрация Автозаводского района: Основные направления в области воспитания и образования; |
| Депутаты городской думы и ОЗС: Помощь в организации и проведении досуговых мероприятий; | |
| Отдел молодежной политики, культуры и организации досуга населения: Куратор, реализация совместных планов | |
| Отдел физкультуры и спорта Автозаводского района: Организация и проведение совместных спортивных мероприятий для детей и родителей; Спонсорская помощь | |
| ДДТ им.В.П.Чкалова: Информационно-методическая помощь, |
| Учреждения культуры Автозаводского района: Организация и проведение совместных досуговых мероприятий; |
| ПДН, КДН: Планы совместной работы по профилактике асоциального поведения детей, |
| УОО, школы района: Планы совместной работы по организации досуга и профилактике |
| ТОС: Планы совместной работы по организации досуговой деятельности для населения; Спонсорская помощь |
| Центр занятости населения Автозаводского района: Организация трудовых бригад, летняя занятость подростков |
| Центр социальной защиты населения: Проведение концертов для ветеранов; Операции «Милосердие», «Подарок ветерану» |
| Военный комиссариат Автозаводского района: Организация и проведение концертов на областном призывном пункте и в воинских частях; КИВ с офицерами и военнослужащими РА |
| Совет ветеранов ВОВ и труда: Проведение концертов для ветеранов, митингов, |
| Средства массовой информации: Освещение деятельности детских клубов, реклама кружков и секций Центра |
| ВДПО: Проведение совместных мероприятий по ППБ, информационно-методическая помощь |
| Родители: Организация и проведение совместных досуговых мероприятий; благотворительная помощь |
Приложение 4
Гражданско-патриотическое воспитание
№п/п | Содержание деятельности | Количество мероприя-тий | Охвачено детей | ||
Количество детей всего | Детей «группы риска» | Детей своб.посе-щения | |||
1 | Мероприятия к Дню города и района | 82 | 1237 | 495 | 226 |
2 | Мероприятия к Дню народного единства «Россия сильна единством» | 94 | 1654 | 662 | 131 |
3 | Турнир по футболу к Дню народного единства | 1 | 100 | 40 | 23 |
4 | Конкурс чтецов «Мой ум и сердце посвящаются, Россия, навсегда» | 1 | 43 | 18 | 0 |
5 | Декада воинской славы к Дню защитника Отечества «Поклон тебе, солдат России» | 105 | 2722 | 1979 | 244 |
6 | Мероприятия к дню победы в ВОВ «Декада Памяти и славы» | 80 | 1593 | 674 | 261 |
1. КИВ «Солдаты славы не искали» | 3 | 76 | 31 | 6 | |
2. Кинолекторий «Солдатская слава» | 6 | 96 | 38 | 30 | |
3. Митинги | 3 | 120 | 48 | 63 | |
4.Уроки мужества в музее «Поиск», экскурсии | 12 | 155 | 65 | 37 | |
5.Конкурс рисунков «Солдаты Мая, слава вам навеки» | 1 | 130 | 52 | - | |
6.Фестиваль патриотической песни «Виват, Россия!» | 1 | 74 | 30 | 18 | |
7.Операции, акции, трудовые десанты: | 4 | 265 | 106 | 16 | |
«Подарок ветерану» | 1 | 206 | 82 | 7 | |
«Милосердие» - поздравление ветеранов на дому | 6 | 30 | 12 | - | |
«Память» (уход за мемориальными досками, памятниками) | 2 | 30 | 12 | 9 | |
8.Выставки, вернисажи | 5 | 91 | 36 | 12 | |
«Техника Победы» (поделки) | 1 | 37 | 15 | 7 | |
«Память сердца» (рисунки) | 5 | 131 | 21 | 5 |
9.Концерты для ветеранов «Ветеранам посвящается» | 4 | 164 | 66 | 24 | |
10.Праздники двора «Салют Победе» | 5 | 152 | 61 | 31 | |
11.Турнир юных футболистов «Салют, Победа» | 1 | 60 | 24 | 19 | |
12.Шахматно-шашечный турнир «Мы вашей памяти верны» | 1 | 42 | 17 | 5 | |
Итого: | 363 | 7349 | 3868 | 885 |
Приложение 5
Деятельность, направленная на улучшение отношений детей, родителей и общественности
№ п/п | Содержание деятельности | Кол-во мероприятий | Кол-во детей | Кол-во родителей |
1 | Мероприятия к Дню пожилого человека | 27 | 1156 | 387 |
2 | Мероприятия к Дню Матери | 30 | 539 | 186 |
1.Клуб интересных встреч «Наши удивительные мамы» | 7 | 90 | 34 | |
2.Конкурс рисунков «Я маму милую рисую» | 12 | 160 | - | |
3.Концерты «Самой нежной, ласковой, любимой» | 10 | 265 | 130 | |
4.Общеклубный конкурс «Наша дружная семья» | 1 | 24 | 22 | |
3 | Соревнования по шашкам и шахматам «Отцы и дети» | 6 | 63 | 18 |
4 | Праздники двора | 37 | 2282 | 933 |
1.«Славен град Нижний» (к Дню города) | 6 | 715 | 297 | |
2.Проект «Елка в нашем дворе» | 5 | 167 | 110 | |
3.Масленица 4. Салют Победе | 12 5 | 768 152 | 328 78 | |
5.День защиты детей | 9 | 480 | 120 | |
5 | Спортивные праздники | 3 | 512 | 160 |
6 | Концерты для пожилых людей и ветеранов войны и труда | 10 | 265 | 145 |
8 | Районные семейные соревнования «Папа, мама, я – дружная спортивная семья» | 2 | 2 | 4 |
1 | Городская акция «Добрый Нижний» | 1 | 30 | 12 |
Итого: | 116 | 4849 | 1845 |
Приложение 6
Формы профилактической работы за 2018-2019 г.
№ п/п | Содержание деятельности | К-во мероприятий | К-во охваченных детей всего | Охвачено детей «группы риска» | Охвачено детей на учете |
1 | Смотр агитбригад «Здоров будешь, все добудешь» | 1 | 103 | 41 | 2 |
2 | КИВ с медиками, работниками правоохранительных органов | 12 | 270 | 121 | 8 |
3 | Акция «Всемирный день борьбы со СПИДом» | 1 | 360 | 156 | 9 |
4 | Акция «Чистая книга» | 1 | 120 | 63 | 5 |
5 | Игровая программа «Государственные символы России» | 1 | 36 | 15 | - |
6 | Акция «Спорт против наркотиков» (совместно с КДН) | 5 | 248 | 126 | 9 |
7 | Турнир знатоков права «Кто защитит детство?» | 2 | 33 | 17 | 1 |
8 | Тренинги | 29 | 485 | 230 | 15 |
9 | Видеолекторий «Мы в ответе за будущее» | 21 | 336 | 158 | 13 |
10 | Дискотека «Танцринг Здоровья» | 1 | 43 | 26 | 5 |
11 | Диспуты «Сделай правильный выбор» | 2 | 57 | 19 | 3 |
12 | Акция «Здоровая молодежь – процветающая Россия» (к Всемирному дню здоровья) | 1 | 254 | 98 | 7 |
13 | Интерактивная познавательная программа «Секреты здоровья» | 1 | 36 | 15 | 2 |
14 | Альтернативная дискотека «Танцуй ради жизни» | 1 | 85 | 37 | 3 |
15 | Цикл бесед «Школа здоровья и безопасности» | 63 | 910 | 3 | 12 |
16 | Часы правовых знаний «Путешествие по Правограду» | 9 | 302 | 103 | 7 |
17 | Социоопросы детей и подростков: | 5 | 1051 | 415 | 18 |
| 1 | 230 | 76 | 3 | |
| 1 | 251 | 96 | 3 | |
| 1 | 207 | 83 | 2 | |
| 1 | 219 | 89 | 5 |
| 1 | 144 | 71 | 5 | |
ИТОГО: | 169 | 4940 | 2161 | 125 |
Приложение 7
Формы досуговой деятельности при работе с детьми и молодежью
Название мероприятий | Итого | |
Кол-во мероприятий | Охват детей | |
Праздники | 111 | 3527 |
Вечера отдыха, дискотеки | 80 | 1619 |
Игровые программы, конкурсы | 326 | 4213 |
Викторины | 75 | 1028 |
КИВ | 28 | 509 |
Концерты, фестивали | 67 | 1593 |
КТД | 45 | 399 |
Операции, акции | 14 | 1813 |
Диагностика | 14 | 2969 |
Выставки | 93 | 1176 |
Тренинги | 29 | 485 |
Экскурсии | 105 | 1247 |
Спортивные мероприятия | 229 | 3047 |
КиноВидеолектории | 66 | 860 |
Прочие мероприятия | 247 | 4027 |
ИТОГО: | 1529 | 28512 |
Приложение 8
Паспорт программы «Физическое развитие подростка и его ориентация в современном социуме в условиях физкультурно-спортивного клуба «Восток»
1 | Наименование программы | Физическое развитие подростка и его ориентация в современном социуме в условиях физкультурно-спортивного клуба «Восток». |
2 | Для чего разработана программа | Для конструктивной работы клуба |
3 | Разработчик программы | Лемов Алексей Алексанлрович - зав.клубом «Восток» |
4 | Цели программы | Создание условий для воспитания физически-развитой и социально адаптированной личности с стойким интересом к ЗОЖ посредством реализации в клубе физкультурно-спортивной и социальной деятельности. Задачи: 1. Обеспечить условия для полноценного физического воспитания и образования подростков в клубе. 2.Развитие у воспитанников клуба основ физической культуры и культуры общения. 3.Проведение профилактической работы «вредных привычек» и предупреждению асоциального поведения подростков. 4.Научить подростка командной сплочённости и коллективному творчеству. |
5 | Условия достижения цели и задач программы | 1 .Поддержка районной администрации, администрации Центра. 2.Сотрудничество спортивно-культурных организаций, объединений социума и военкомат района.
|
6 | Основные направления | 1.Воспитание у подростков стойкого интереса к здоровому образу жизни. 2.Формировать гармоничную, физически и духовно-нравственную личность 3.Самореализация детей в творческой деятельности. 4.Формирование у воспитанников гражданско-нравственной позиции. |
7 | Исполнитель основных мероприятий программы | «Восток», учащиеся и студенты района, спортивные базы района и города, ИДН, медучреждения, СОС№3, военкомат района. |
8 | Источники финансирования мероприятий программы | 1. Госбюджет. 2.Хозрасчетная деятельность клуба. 3.Помощь СОС. 4.Добровольные родительские взносы. 5.Разовая спонсорская помощь. |
9 | Ожидаемый результат | 1.Стойкий интерес к ЗОЖ у воспитанников клуба. 2.Приобретение опыта сотворчества. 3.Получение высоких спортивных достижений и подготовка к профессиональному спорту. 4.Гармоничная, духовно и физически развитая личность, социально ориентированная в современном мире. |
10 | Механизм реализации программы | Разработан поэтапный план реализации программы. |
11 | Система контроля | Систематический анализ результативности реализации программы и корректирование полученных результатов. |
12 | Сроки реализации программы | 2021-2022 гг. |
Приложение 9
Механизм реализации программы
№ п/п | Наименование работы | Содержание | Срок | Ответственные |
1. | Изучение социальной среды и возможностей социума | 1. Составление социального паспорта клуба. 2. Координирование деятельности клуба и социума. 3. Выбор методик для диагностики и мониторинга | Октябрь 2021г. 2021- 2022уч.г. 2022- 2023уч.г. | Зав. клубом Зав. клубом Зав. клубом |
2. | Физическое развитие и адаптация личности в социуме | Организация разумного досуга подростков в клубе а) привлечение подростков в секции клуба; б) проведение праздников, конкурсов; в) формирование социально-активных детей через участие в делах клуб | ежегодно сентябрь, в течении года в течении года | Зав. клубом Тренера - преподаватели СОС№3 |
3. | Формы деятельности | - Спортивные игры, веселые старты «Нижегородские забавы» - «Кожаный мяч» - Легкоатлетические кроссы, забеги, эстафеты. - «Золотая шайба» | ежегодно в день города март-июль в течении года ноябрь-март | Зав. клубом, педагог-организатор, СОС №3 Зав.клубом ст.тренер ЦДТ |