Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Полищук Алие Камиловна |
Место работы | МБОУ СОШ № 6, г. Пыть-Ях имени Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 а |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 153 |
Темаурока | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Типы спряжения глаголов (повторение и обобщение) |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый уровень |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории. | |
Предметные: знать условия выбора гласных в окончаниях глаголов. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): ударные и безударные личные окончания, инфинитив, 1 и 2 спряжение, глаголы-исключения, алгоритм выбора букв в личных окончаниях. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Проблемная ситуация – уметь определять спряжение по инфинитиву и знать, какие буквы надо вставлять в трудных случаях. Деление на группы в зависимости от восприятия сложности проблемы. Составление списка вопросов. Корректировка учителем вопросов. Ответы на вопросы в группах. Выполнение группами задания разного уровня сложности. Самопроверка по образцу. Анализ ошибок, обсуждение с учителем проблемных ситуаций. Планирование индивидуального домашнего задания. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Спряжение – одна из жизненных задач. Да, трудно. Но реально. Научишься определять спряжение, по плечу будут и более сложные жизненные задачи. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Повторение понятия инфинитива и таблицы определения спряжения по инфинитиву. Повторение гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Практикум по постановке глагола в личной форме в инфинитив. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Ты узнаешь, как определять спряжение по инфинитиву и научишься правильно писать личные окончания глаголов. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Записываем трудные для правописания глаголы: клеить, видеть, ненавидеть, выздороветь, кашлять, чуять, сеять, реять, лелеять, лаять, веять и т.п. Записываем их под самодиктовку, устраиваем самопроверку. Изучаем материалв учебнике (параграф 122, стр. 127, упр. 748), распределяем инфинитивы по группам в зависимости от спряжения. Выделяем суффиксы – глагольный и инфинитива. Для уверенности в усвоении темы списываем глаголы с доски и определяем у них спряжение. После того как эта часть темы усвоена, переходим к понятиям личных окончаний и буквам, которые должны вставляться в 1 и во 2 спряжении. Выбираем по одному глаголу 1 и 2 спряжения и спрягаем. Следим за видом глаголов и вставляемыми буквами. Пишем словосочетания под диктовку, сначала с пропущенными буквами. Ставим глаголы в инфинитив, следим за видом, выбираем букву. Потом эту же работу проделываем без записи инфинитива (его подставляем устно). Подводим итоги, анализируем работу, ставим себе отметки, формулируем индивидуальные домашние задания. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Сформулируйте правило определения спряжения по инфинитиву. Дайте определение понятию спряжения. Укажите, какие гласные ставятся в глаголах 1 и 2 спряжения. Проспрягайте глагол. Проверьте себя. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Используя трудные для правописания глаголы, составьте связный текст, использую в нем глаголы 1 и 2 спряжения в личных формах. Примените правило определения спряжения, укажите спряжение глаголов. Примените правило постановки гласных в личных окончаниях глаголов. Проверьте правильность написания глаголов в составленном тексте. Сделайте вывод об усвоении темы. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Изучите тексты объявлений из разных источников, проверьте написание глаголов в личных формах. Исправьте ошибки. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
https://4ege.ru/trening-gia-russkiy/65228-pravopisanie-bezudarnyh-lichnyh-okonchanij-glagola.html |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Прочитайте текст. Некоторые цвета имеют для нас особое значение. Например, васильково-голубой напоминает о лете, проведенном у бабушки в деревне, а насыщенный алый - о букете цветов, подаренный первым возлюбленным. С помощью цвета мы можем передавать свои эмоции: повеселиться яркими сочетаниями, успокоиться нежными тонами или взорваться черными и красными кляксами после тяжелого рабочего дня. Озаглавьте текст и определите тип речи и стиль речи. Разделите текст на абзацы, озаглавьте каждую микротему. Какая мысль вас особенно поразила и почему? Продолжите текст, напишите 2-3 предложения Что мы можем благодаря цвету? (1. видеть 2. передавать свои эмоции 3. разукрашивать 4. радоваться).Запишите глаголы и определите у них спряжение. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
1.Выберите правильный ответ. Задание записано на доске. Учиться – 1 спр., буд.вр., сов. вид., Строю – 2 спр., наст. вр., несов. вид. Летел – 2 спр.(искл.),прош. вр., несов. вид. Думает – 1 спр., наст. вр.,несов. вид. Расскажите, как правильно определять время глаголов, вид и спряжение. 2.Учитель читает глаголы, ребята определяют спряжение и ставят цифру 1 или 2, т.е. 1 спр. или 2 спр. 1. Читаешь 2. Борется 3. Стирает 4. Терпишь 5. Строит 6. Стелется 7. Клеит 8. Растает 9. Услышит 10. Ударит |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что такое спряжение глаголов? Как определить спряжение глагола? Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? Какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие ко 2? |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево, прикрепленное к доске, соответствующими листочками. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Записать в «Словарь трудных слов» трудные глаголы и глаголы-исключения, выучить их. Если кто-то затрудняется в определении спряжения глаголов изучить материал на стр.128-129. Выполнить упражнение 758 |