- 7 -
Праздник русского языка «Путешествие в страну Филологию»
Звучит песня «Ничего на свете лучше нету» (ремикс группы «Корни»)
Вступит слово учителя:
Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету… Сегодня я тоже приглашаю всех присутствующих в увлекательное путешествие – по стране Филологии. Филология – наука о языке. Русский язык – не только очень сложен, но и замечательно красив, выразителен, богат. Как вы думаете, сколько слов в русском языке? В словаре В.И.Даля около 200 тысяч слов, но и это ещё далеко не всё. А сколько нужно знать человеку слов, чтобы свободно общаться? Большинство людей обходятся 3 000 слов. А у малограмотных людей в запасе всего 200-300 слов.
Малограмотными ученики нашей школы быть не хотят, свои знания они уже показали, участвуя в мероприятиях декады русского языка. И сегодня на празднике ещё раз их продемонстрируют. А может быть узнают что-то новое.
Песня «Учиться надо весело» в исполнении ученика.
Во время нашего путешествия мы побываем в деревне Букварино, посёлке Орфографино, селе Поговоркино, городе Запятайске, станице Смыслово, слободе Крылатской.
Итак, наше путешествие начинается!
Под музыку появляются ошибки
1ошибка:
Ой! Гляньте-ка, сколько здесь девочек и мальчиков собралось!
2ошибка:
И зачем это они сюда пожаловали?
Учитель:
Они здесь собрались, чтобы отправиться в путешествие по стране Филологии. А вы кто такие?
Ошибки вместе:
Мы? Ваши ошибки!
1ошибка:
Да, мы – ошибки.
Мы стройны гибки,
Мы сегодня будем,
Будем вам мешать!
2ошибка:
Вовсе не четвёрки,
Вовсе не пятёрки –
Лишь колы и двойки
Будут дети получать!
Учитель:
Вас сюда не звали. И дружить с вами никто не хочет.
1ошибка:
Да мало ли кто что не хочет!
2ошибка:
Мы всегда приходим без приглашения. Ходит, к примеру, девочка с косой.
Ля-ля-ля,
Ты расти, моя коса!
Всему свету я краса!
А тут – бац – я! Поменяю всего одну букву, и будет девочка не с косой, а с козой. Мееее.
1ошибка:
Или придут ваши дети в столовую.
Ой-ой-ой! Какая булка!
А я её – чик-брык – и сделаю…будкой. Ешьте тогда.
Учитель:
Нет, ошибки. Наши ребята постараются и не допустят вас ни в свои тетрадки, ни в свою речь.
1ошибка:
Ну, это мы ещё посмотрим!
2ошибка:
Мы ведь очень коварные. Чуть зазеваетесь. И мы тут как тут!
Ошибки вместе:
До скорой встречи!
Учитель:
Нет, я надеюсь - мы не скоро встретимся с ошибками.
Первыми приглашают нас жители деревни Букварино.
Самая уважаемая жительница этой деревни – бабушка Букварина Родионовна.
Букварина Родионовна:
Здравствуйте, гости дорогие! Хорошо ли вы знаете моих внуков? У меня из 33, 10 из них гласные, 21 – согласные. Кто они такие? 10 да 21 получается 31. Где ещё 2? Вот память дырявая! Подскажите, какие ещё две буквы я не назвала? (ъ, ь) А знаете, кто в нашей деревне самый важный и строгий?
А вы отгадайте:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
Так за порядком следит ….(Алфавит)
Да, буквы требуют строгого порядка.
Забегают буквы.
Буква А:
Помогите! Все пропали!
Букварина Родионовна:
Что случилось? Кто пропали?
Буква А:
Наши буковки упали!
Буква М:
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М.
Буква Ж:
Ж ударилась немножко
И рассыпалась совсем.
Буква Ю:
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою.
Буква У:
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.
Буква Ф:
Ф бедняжку так раздуло –
Не прочесть её никак.
Буква Р:
Букву Р перевернуло,
Получился мягкий знак.
Буква С:
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А:
Алфавит, когда проснулся,
Не узнал он никого!
Букварина Родионовна:
Что же делать? Как нам быть!
Ребята, спасайте алфавит!
1 задание – нужно помочь навести порядок в алфавите.
Собрать все буквы, спрятанные по залу.
Посёлок Орфографино
Учитель:
Все жители в этом селе очень грамотные, пишут без ошибок, потому что все правила знают и на письме применяют. Ну, просто умники и умницы! А вот идёт одна умница, она школу закончила с серебряной медалью. Только что-то она грустная.
Умница:
Есть у меня прекрасный друг-
Чудеснейший мальчишка.
Но только правила никак
Учить не хочет Мишка!
Недавно в лагерь отдыхать
Уехал шалунишка.
Пришло письмо мне,
Я гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный луК, и я лИжу
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь - лИса, красивый длинный пруТ.
И что такое он плетет -
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход, я запИваю песни…
На днях в лесу нашел я груСТь
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется - надо подлечить:
Заставить правила учить…
Учитель:
Это ошибки стараются. Давайте поможем Мишке правильно написать письмо.
2 задание –исправить текст, вставить нужные буквы в слова – для зала…
Село Поговоркино
У этого села очень богатая история. Все жители в нём берегут и ценят свою историю. Ведь человек без прошлого, как дерево без корней. Встречайте жительницу этого села – славянку.
Славянка:
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами и поговорками.
Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому,… Различны эпохи, породившие пословицы. Из бездны времен дошли до нас в пословицах радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень.
Очень много пословиц о грамоте, языке, слове, речи.
Обратите внимание на эти пословицы:
Книгу читаешь, только небо коптить.
Без дела жить, как на крыльях летаешь.
Человек без языка, и кошке приятно.
Доброе слово, что корова без молока.
Это кто же так «постарался»?
Учитель:
Похоже, это опять ошибки нам вредят.
Славянка:
Ничего страшного. Ребята нам помогут.
3 задание – по началу найти конец пословицы.
Город Запятайск
Следующая наша остановка – город Запятайск. Как и в любом городе здесь есть свой мэр. Он заботится о своих жителях и очень их любит.
Мэр:
В моём городе живут большие труженики.
Тире, запятые и точки-
Неприметные значочки.
Но во время чтения
Требуют к себе почтения.
Но и среди нашего дружного населения встречаются порой споры.
Выступление кукольного театра.
В моём городе все знаки равны, и каждый нужно знать, чтобы писать грамотно.
Мэр даёт задание – расставить знаки препинания в тексте. А залу загадывает загадки.
Отгадай загадки.
В конце предложения
Стоит он для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество.
Как макова крупинка
Упала на тропинку.
Остановила вас,
Закончила рассказ.
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит вам постоять чуть–чуть
И отправляться дальше в путь.
Согнут я всегда в дугу –
Разогнуться не могу.
Вечно думаю над смыслом,
Изогнувшись коромыслом.
4 задание –разгадать загадки о знаках препинания.
Станица Смыслово.
Учитель:
В станице Смыслово живу жители ,которые очень озабочены значением слов, которые они произносят и пишут. Послушайте разговор двух из них.
Диалог (миниатюра):
- Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несёшь?
- Несу разные вещи.
– Зачем тебе несуразные вещи?
- Разные вещи несу. Вот несу мел.
– Что не сумел?
- Мел несу Мишке; Ему же надо будет.
– Если ему жена добудет, ты зачем несёшь?
- Ещё новость для Мишки: нашлась та марка, которую он ищет.
– Тамарка?
– Ага.
– Симпатичная?
- Красивая, зелёная такая …
- То есть как? Волосы зелёные у Тамарки?
- Марку он эту давно ищет, там арка нарисована.
– Тамарка нарисована?
- Отвяжись (уходит).
(вдогонку) - Тогда передай привет Тамарке, Мишке и его жене!!!
5 задание – разгадать ребусы.
Слобода Крылатская.
Учитель:
В этой слободе жители используют в речи много и к месту крылатых выражений.
Что это за выражения такие? Это устойчивые сочетания слов, которые можно заменить одним словом. Например, во весь дух – быстро, куда Макар телят не гонял – далеко.
6 задание –разгадать кроссворды.
Ф | ||||||||||||
1 | Р | А | Н | О | ||||||||
2 | Д | Р | Е | М | А | Т | Ь | |||||
3 | З | А | П | О | М | Н | И | |||||
4 | М | Е | Д | Л | Е | Н | Н | О | ||||
5 | Н | А | О | Б | О | Р | О | Т | ||||
6 | Б | Л | И | З | К | О | ||||||
7 | М | А | Л | О | ||||||||
8 | М | Н | О | Г | О | |||||||
9 | О | Б | И | Д | Е | Т | Ь | С | Я | |||
10 | В | Н | Е | З | А | П | Н | О | ||||
11 | Т | Е | М | Н | О | |||||||
Ы |
Реши кроссворд, заменяя фразеологизм одним словом.
1.Чуть свет.
2.Клевать носом.
3.Намотай на ус.
4.В час по чайной ложке.
5.Шиворот – навыворот.
6.Рукой подать.
7.Кот наплакал.
8.Тьма тьмущая.
9.Надуть губы.
10.Откуда ни возьмись.
11.Хоть глаз выколи.
Пока ребята заняты решением кроссвордов, взрослые им могут помочь заработать 1 балл. Сосчитать, сколько крылатых выражений использовано в тексте.
Учитель:
Наше путешествие заканчивается. Ошибки не смогли испортить нам праздник. Я благодарю всех за активное участие. До встречи в следующем году.
Подведение итогов, награждение.