Описание проекта
резентация к уроку "Русское общество в XVI в." посвящена особенностям сословного общества в России, его структуре, правах и обязанностях каждой категории населения. Презентация выполнена в соответствии с новым учебником под ред. В. Мединского. Отлично подойдет в качестве визуального дополнения к уроку. В конце предлагается домашнее задание на закрепление темы.
Цели урока
Цель урока — сформировать у учащихся целостное представление о социальной структуре русского общества XVI века и особенностях сословного строя.
Задачи урока:
- Образовательные — раскрыть особенности сословной структуры русского общества, показать взаимосвязь между централизацией государства и изменением социальной структуры, охарактеризовать положение основных сословий.
- Развивающие — развивать умение анализировать социальные структуры, формировать навыки работы с таблицами и схемами, развивать сравнительное мышление.
- Воспитательные — воспитывать понимание исторических процессов формирования общества, формировать уважение к историческому прошлому России.
План
Некоторые этапы урока по теме «Русское общество в XVI веке»:
- Организационный момент — приветствие, проверка готовности, объявление темы и плана урока.
- Актуализация знаний — вопросы, направленные на вспоминание ключевых фактов, например, «Какие сословия существовали в Древней Руси?».
- Мотивация — использование проблемного вопроса, например, «Какие изменения социальной структуры России произошли в XVI веке?».
- Изучение нового материала — рассмотрение, например:
- Служилых людей — «по отечеству» (наследственные) (аристократия, дети боярские) и «по прибору» (из простолюдинов) (стрельцы, пушкари, казаки).
- Тяглых людей — купцы (зажиточные горожане), чёрные посадские люди (основное городское население), крестьяне (черносошные (свободные), дворцовые (царские), частновладельческие, монастырские).
- Особых категорий — холопы, гулящие люди, ясачные люди, служилые иноземцы.