Приемы активизации учащихся с учётом требований ФГОС и современных инноваций
Из опыта работы Стальмак Нины Анатольевны
Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Чем можно удивить современного учителя? Кажется, уже ничем. Всё изучали, всё смотрели, обо всём читали. Творчески работающий учитель всегда может придать новизну давно используемым приемам активизации учащихся на уроке. Перед нами в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно- деятельностный подход в обучении школьников, что заставляет перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделала. Уроки русского языка и литературы позволяют проявлять больше творчества и инициативы в выборе форм работы с учащимися.
Познакомлю с некоторыми формами организации уроков русского языка и литературы из своего опыта работы. Знакомая форма работы – беседа. Мною используется приём сакральной беседы, когда речь идёт о духовно- нравственных ценностях. Например, при изучении произведений русской классики, которую невозможно постичь без опорных знаний Библии. Знакомлю учащихся с Нагорной проповедью, кратким библейским словарем нравственных ценностей при изучении творчества Достоевского, Толстого на понятийном уровне для детей и в необходимом объёме. « Тема – беседа – выводы-тема.»Использую этот приём при изучении нового материала. Новое изучаем вместе. Создаётся сотрудничество между мною и учениками. Начинаю урок с вопроса « Что вы знаете по теме нашего урока?» Ответы произвольно записываем в тетрадь. Далее 1-2 предложения , которые поясняют ответ на вопрос. Затем продолжаю беседу : по предлагаемым мною вопросам ученики записывают свои варианты ответов , при необходимости ищут ответ в учебнике. Обязательное условие: для сильных – своими словами записывать ответ, своё мнение, комментарий, используя при этом 3-4 предложения, а слабые учащиеся могут конспектировать из учебника. По окончании беседы с записью ответов с опорой на учебник, свой жизненный опыт, возвращаюсь к названию темы урока и задаю вопрос « Что вы узнали по теме нашего урока?». Получается запись в форме эссе. Далее предлагается чтение записанного с дополнениями и комментариями или свободное высказывание . Дается самооценка или оценка товарищей. Этот же приём , но попарно или в группах, если класс небольшой. Здесь могу индивидуально предложить дополнительный материал, который готовлю сама или даю перспективное домашнее задание. Это дополнение озвучивается последним для расширения информации по теме урока. Раз в четверть в старших классах использую приём « Поэтический листок» . Класс делится на группы, выбирается старший, распределяются роли оформителя, критика, историка, отвечающего за всю группу или каждый представляет свою часть работы. Важное условие: оценка работы группы, а не отдельного ученика. Эта форма результативна тем, что даже самые слабые ученики вынуждены принять посильное участие в уроке. Группа ведет « Лист самооценки», далее учитель объективно выставляет оценку всей группе после того, как старший в группе дал оценку каждого участника. Чаще дети оценивают себя и одноклассников справедливо и самокритично. На уроках часто использую форму диалога. Особенно удачно проходит опрос в формедиалогической пары. Предлагаю на доске вопросы и задания по изученному материалу, заранее проставив балл сложности или оценку за каждое задание. Затем ученики в паре выбирают себе задание и начинают совместно готовиться к ответу , затем обсуждают возникшие проблемы и каждый готовит задания или вопросы для своего товарища , на которые следует дать ответ, после чего они обсуждают , какую оценку заработал каждый или они вместе, передают лист анализа совместной деятельности учителю. На всех уроках русского языка и там , где позволяет , на уроках литературы много лет применяю опорные схемы по разделу, параграфу, фрагменту параграфа. После того, как ученики поймут алгоритм построения схемы, они могут самостоятельно выполнять задание « Составьте опорный конспект или схему по теме урока». Работая по ФГОС, постоянно и результативно использую этот прием. В старших классах задание по опорным схемам усложняется. Сначала надо изучить параграф, затем составить план- конспект , далее по ключевым словам составить схему – опору и по ней пересказать усвоенное товарищу, который проверяет точность формулировок, правила, определения, понятия по учебнику, сам при этом запоминая материал. У доски работают желающие. Варианты схем всегда интересны и разнообразны. На следующем уроке по памяти надо восстановить конспект на «Листке контроля »и снова выборочно материал урока воспроизводится по схеме. При сдаче зачёта по билетам, приветствуется воссоздание схемы – опоры. Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока –урок-исследование. Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется мною для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний. В течение двух лет , работая по ФГОС, использую эпиграф или девиз урока, к которым обращаюсь в ходе всего урока. Ученикам предлагается самим дать название уроку, определить цели, которые будем решать на уроке. Выбор эпиграфа и темы урока – совершенно нераспаханное поле. На нем растут скрытые смыслы- урок становится интересным как рефлексивная задача, причем эти скрытые смыслы работают одновременно на воспитание и обучение. В тетрадь каждый ученик индивидуально записывает свой план работы на уроке урока и свою учебную задачу .Может нарисовать смайлик. Одна из активных форм – « Мини- дискуссия» с опорой на задания в учебнике. Особый интерес учащихся к произведению вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской. Методический аппарат учебника серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место отведено развитию устной и письменной речи. Можно осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Оживляет уроки приём составления ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии , нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) .Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии. «Работа в парах и группах». Думаю, что все учителя имеют множество вариантов этой формы работы. Считаю, что это эффективный приём для развития самостоятельности детей. Учащиеся работают по двое или в малых группах. Идёт совместное обсуждение данной темы, далее один из учащихся объясняет новый материал у доски в любой форме: устно или делая записи на доске. Формулируем выводы, чьё выступление было более доступным и убедительным. Так новый материал усваивается лучше. Дается одно задание на двоих и при ответе может за двоих выступать один ученик, оцениваются оба. Схема работы: задание - работа учащихся – выводы- оценка. В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. На современном уроке необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. Каждый учитель определяет для себя формы, методы, приёмы, технологии, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и знания учащихся будут качественными. Исходя из этих соображений, использую различные по жанру и назначению творческие работы Сочинения на тему, выбранную учащимися. Сочинения-интервью: интервью на основе текста, интервью-диалог, интервью-монолог, интервью по творчеству писателя, интервью с литературным героем. Сочинения по картине. Есть ученики, которым нравится рисовать. По схожей с предлагаемой картиной теме можно нарисовать свой рисунок. Часто предлагаю нарисовать правило, слово. Затем на уроке используем весь материал, пишем сочинение. Сочинение-письмо, телеграмма , дневник .В таких работах дети искренне пишут о себе, высказывают свои мысли и чувства. Особо творчески и познавательно выполняются задания, связанные с семьёй, своим посёлком, улицей. Например,перед изучением темы « Имена собственные» предложила ученикам совершить прогулку по посёлку и записать слова улицы (названия магазинов, учреждений, улиц).Затем с помощью семьи, справочников, Интернета найти историю этих названий.Презентация в классе ».Часто используем собранный к урокам материал , чтобы составить коллективную презентацию. Выбираем уверенного пользователя ПК ( в классе есть компьютер) , обсуждаем и составляем текст, на листке каждый создает предполагаемый слайд. Используем рисунки, таблицы , которые тут же фотографируем и вставляем в презентацию. Получается собственная коллективная творческая работа. В 5 классе 17 человек, поэтому такая форма урока « урок- презентация» проводится интересно и познавательно .Работая по ФГОС, освоила новые формы и приёмы, которые может применять любой учитель. Например, составление синквейна или кластера. Ребятам это нравится, потому что можно записывать свои слова и показать свой уровень усвоения материала. Например, при изучении сказки Х.К. Андерсена « Соловей» ученики и их родители, которые были тоже в роли учеников,составили синквейн. На уроках литературы часто использую прием комментированного чтения с поиском незнакомых, или редко употребляемых слов. Изучаем произведение. Дома нужно его прочитать, но не все выполняют это задание. Предлагаю в тетради составить таблицу, в которую надо записать заинтересовавшее слово и дать ему своё толкование. Кроме того, объяснить назначение этого слова для характеристики героя или описания его поступка. Задаю вопрос « Каким изображен герой? Найдите в тексте все слова, которые использует писатель. Кто первый находит нужное, называет страницу и абзац». Такой прием активизирует учащихся, позволяет включить в работу всех , отрабатываются навыки работы с большими текстами.( Например, в 5классе изучается « Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя. Объёмный текст и много специфической лексики.) Кроме того., использую прием« Ассоциативный ряд.» К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему,в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть. «ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ »Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации. «Вопросительные слова».Универсальный прием , направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.Вопрос к ответу».»Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать количество вопросов, их вид. В конце урока можно дать задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки на следующем уроке или дается задание составить вопросы, на которые с легкостью ответишь сам. Таким образом, опосредованно выявляем уровень усвоения материала и получаем список вопросов для проведения опроса на следующем уроке. Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Прием «Генераторы-критики». Использую на уроках литературы в старших классах. Формируются две группы: генераторы и критики. Задача первой группы – дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро .Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся. «Даймонд »– это особая форма выполнения творческой работы.«Двойной дневник». Этот прием целесообразно использовать в старших классах. Предлагаю изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части. В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста. Пример такой работы на уроке по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». « Круги по воде». Способом повторения и обобщения знаний о любом языковом явлении в нетрадиционной форме считаю приём «круги по воде». Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием Такая работа может быть проведена в классе или предложена в качестве домашнего задания. Данный приём помогает пересечь уроки русского языка и литературы с целью не мимолётного чтения произведения, а его исследования в том случае, когда подбираются примеры из художественного произведения, которое обсуждается. Прием « Кто быстрее и грамотнее?»(5класс). Во время урока, когда дети самостоятельно выполняют упражнения, тем, кто выполнит быстрее и правильнее, ставлю оценки. Первые три тетради на проверку. Обычно это одни и те же ученики, но они между собой соревнуются, кто правильнее. «Лови ошибку!» Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; применять знания в нестандартной ситуации; критически оценивать полученную информацию. Предлагаю учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяю на него время. Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора. После восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.«Исследование в течение урока» 8класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках рефлексии. Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем: учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова. Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера. Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами . Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту. «Мысли вовремени». Этот прием использую при изучении творчества писателя или нового произведения. Еще этот прием я называю « открытые мысли».Называю ключевое слово, как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное высказывание, смайлики.«Письмо по кругу.»Можно разделить ребят на группы и дать каждому листок с именем героя. Каждый должен написать свое предложение или словосочетание, характеризующее этого героя, и передать по часовой стрелке сидящему рядом. Заполнять листки нужно до тех пор, пока листки не сделают круг. Это будет точка отсчета, от которой можно будет начинать работу.«История слова.»Во всех классах работаю над историей слова. Церковнославянский язык является прародителем современного русского литературного языка Важно, чтобы дети знали и понимали смысл и значение слова. Даю много разнообразных заданий по словарям, предлагаю составить свой словарь . « Задание через Интернет». Эту форму работы предложили сами ученики. Они получают от меня индивидуальные задания и присылают выполненные работы с комментарием, рецензией. Таких учеников пока немного, но они есть. Если работа творческая , то её можно отправить на любой сайт. Конечно, назвать все активные формы организации учебной деятельности на уроке просто невозможно.
Ежедневно готовясь к уроку, продумываешь и выбираешь именно то, что приемлемо для данного класса и возраста .Иногда прием не срабатывает : детей сначала надо этому научить. В любом случае реакция учеников положительная и урок проходит гораздо интереснее и результативнее, нежели в традиционной форме. Новые стандарты требуют инноваций.