Процесс аудирования можно представить в виде «снежного кома». Так же, как и снежный ком, который для увеличения должен иметь начальное ядро, так как он не может возникнуть из «ничего», иноязычная речевая деятельность с целью собственного формирования обязана владеть ядром конкретных умений и навыков, которые считаются его начальным уровнем.
Аудирование – это важное звено устной коммуникации. Это мощное средство обучения иностранному языку. Сложность аудирования заключается в том, что оно связано с декодированием чужих мыслей, а также с работой механизмов психической деятельности человека: слуховым вниманием, долговременной и оперативной памятью, вероятностным прогнозированием и осмысливанием.
Аудирование – пожалуй, самый сложный вид речевой деятельности. Нельзя недооценивать данный вид речевой деятельности. Благодаря аудированию учащиеся отрабатывают фонетические, лексические и грамматические навыки, и одновременно аудирование способствует овладению говорением, чтением и письмом. Из моих наблюдений, аудирование представляет одну из наибольших трудностей для учащихся. В чем причина? Основная причина, на мой взгляд заключается в невозможности, боязни преодолеть психологический барьер восприятия информации на слух, вследствие недостаточно развитых и отработанных умений и навыков аудирования.
Для того чтобы целенаправленно преодолевать трудности при обучении аудированию и формировать на этой основе умения и навыки, необходимо четко представить классификацию этих трудностей. Отечественные методисты, как правило, выделяют 4 вида трудностей аудирования:
Условия аудирования | Индивидуальные особенности говорящего | Языковые особенности речевого общения | Культура ИЯ |
- внешние помехи, шум, плохая акустика; - отсутствие зрительных опор (мимика, жесты, взгляды). Что делать? Целенаправленно приучать слушать аудиотексы с внешними помехами. | -голоса разного пола и возраста; -дикция, тембр, темп речи; -диалекты; -поставленное произношение (литературный язык). Что делать? Слушать разные голоса. | Фонетические -различие фонем родного языка и ИЯ; -отсутствие четких границ между звуками в слове, словами в предложении; - разделение звуков на долгие и краткие. Что делать? Слушать учебно-аутентичные и подлинно аутентичные тексты. Лексические -незнакомая лексика Что делать? Научить принимать информацию, содержащую незнакомые слова. Грамматические -аналитические формы; -грамматическая омонимия. | -отсутствие языковой среды; -социальные нормы; -недостаток фоновых знаний. Что делать? Постепенное снятие вербальных опор. |
Все виды трудностей можно преодолеть. На мой взгляд, трудности, связанные с языковые особенности речевого общения, представляют особый интерес. Что мы можем сделать? На помощь приходят различные группы упражнений и виды аудирования.
Группы упражнений | Цель упражнений | Формируемые умения |
Подготовительные (before listening) | До слушания текста снятие трудности лингвистического социокультурного характера. | 1.Вычленение из речевых сообщений незнакомых ЛЕ. 2.Определение значения ЛЕ использую языковую догадку. 3.Определение контекстного значения ЛЕ и грамматических конструкций. 4.Распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений. |
Речевые (before listening) | Выработка умений воспринимать речевые сообщения в условиях приближенных к естественному общению. | 1.Определение наиболее информативных частей предложения. 2.Устранение пробелов в понимании за счет прогнозирования на уровне текста. 3.Соотношение текста с ситуацией общения. 4.Членение текста на смысловые части и определение основной мысли. |
Коммуникативные (after listening) | Обсудить, сделать выводы после прослушивания, закрепить знания | 1.Контрль понимания услышанного. 2.Развитие и совершенствование навыков выражения и аргументирования своей точки зрения. |
Виды аудирования
Учебное аудирование (по способу работы): -Intensive -Extensive | Коммуникативное аудирование (в соответствии с коммуникативной установкой): -Skim listening (listening for gist) Аудирование с пониманием основного содержания. -Listening for detailed information Аудированиесполнымпониманиемтекста. -Listening for partial information (selective listening) Аудирование с выборочным извлечением информации |
Каждое тренировочное упражнение и вид аудирования предполагает работу над определёнными навыками и умениями. Современные учебно-методические комплекты по иностранному языку имеют множество разнообразных тренировочных упражнений. Каждое упражнение имеет свою цель и формирует определённые навыки и умения. Зачастую просто не успеваешь выполнить все предложенные упражнения конкретного урока. Кончено, при выборе заданий мы ориентируемся на уровень знаний и темпа работы класса. Есть классы, в которых целесообразно применять больше речевых и коммуникативных упражнений, а есть классы, которым требуется больше подготовительных. Все индивидуально. Бывает так, что приходиться трансформировать задания. А иногда бывают непредвиденные ситуации, когда тема общения настолько интересна ребятам, что наше общение затягивается или даже плавно переходит в другое русло. И получается не так, как запланировал. Конечно, в теории все выглядит идеально, но мы с вами практики, и реальность зачастую совсем не идеальна. Нам с вами приходится работать и с полными классами (по 20 и более человек) и с детьми уровень знаний и воспитания у которых разный, ну и не забываем про детей с особенностями развития. И всех мы должны научить. И для этого, я использую эффективные и проверенные упражнения, которые вызывают позитивную реакцию у детей. Упражнения очень простые, проверенные временем, которые работают. Вот некоторые из них.
1. Ассоциативные карты. Перед прослушивание текста, знакомим учащихся с темой, детям предлагается вспомнить лексику по теме. Варианты фиксируются на доске, на английском языке. Слабые ребята могут называть слова на русском, коллективно помогаем и переводим. Главное, чтобы каждый смог высказаться. После составления карты, они могут будь разные по объёму, приступаем к прослушиванию. При прослушивании, я предпочитаю схему оставлять на доске качестве визуальной опоры. С сильными классами можно слова убирать.
2.Таблицы.Смысл задания состоит в заполнении таблицы после просмотра видеоролика. На своих уроках часто использую видео РЭШ. Ролики РЭШ детям очень нравятся, темы соответствуют учебнику. Это очень удобно! Кроме того, почти все видео подкрепляются новыми словами с переводом. Таблицу придумать несложно. Главное, посмотреть видео. И вы легко сориентируетесь с вопросами. На дистанционном обучении это идеальный вариант отработать навыки аудирования.
3.Упражнения для слабых учащихся. В любом классе, я думаю найдутся слабые, я бы сказала «очень слабые дети» и мы также должны хоть на минимальном уровне развить их аудитивные навыки. Обычно, я ориентируюсь, как говориться на месте. В зависимости от текста. Предлагаю зафиксировать в тетради, например, имена, название городов, стран, цифры, даты, названия животных, продукты, предметы одежды и т д. Есть ребята, которые пишут английские слова, так они их услышали на русском языке, так они услышали. Иногда приходиться коллективно угадывать.
4.Скрипты.Задание очень полезное и как не странно детям нравиться. Скрипт может записываться индивидуально в тетрадях, «по цепочке» у доски. Можно писать полностью или вставлять отдельные слова. Дети с удовольствием выходят к доске, даже слабенькие, поначалу боятся стесняются, но это проходит. Мы договариваемся, что никто не смеется. Все помогают. Вплоть до того, что на пальцах объясняют, как пишутся буквы. Алфавит повторяется на ура. И такое бывает. Отрабатывается фонетика, лексика и грамматика.
5.Телефоны.Это не упражнение, а скорее средство.Мы все боремся с детскими телефонами на уроках. Так почему же не превратить запрещенный предмет на уроке в эффективное средство обучения? Все очень просто, главное, чтобы у ребят был нужный видео и ли аудио файл к моменту начала урока. У кого нет, например, телефона, подсаживаю к другим ребятам. Это не проблема, они очень быстро распространят файл между собой. Задания могут быть разные! Это удобно на самом деле, и любимый телефон в деле. И сам учитель разрешил использовать телефон на уроке. Конечно есть вероятность, что ребенок будет заниматься своим делом. Но опять-таки договариваемся «на берегу». Нужно оговорить требования. Кроме того, можно использовать диктофон, например, при чтении. Дети записывают себя, слушают. Можно дать в качестве домашнего задания такое задание. Запись чтения на диктофон также хороший вид домашнего задания на период дистанционного обучения.