Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Математика
  3. Применение инновационных технологий на уроках математики при переходе на ФГОС

Применение инновационных технологий на уроках математики при переходе на ФГОС

В статье рассматриваются эффективные технологии применяемые на уроках математики и информатики, которые позволяют повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математики и информатики, повышают познавательный интерес к предметам в условиях внедрения ФГОС.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Математика

Категория

Математика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Применение инновационных технологий на уроках математики при переходе на ФГОС

«Необходимо адаптировать. приспособить нашу систему образования к современным условиям, сохранив при этом лучшие традиции отечественного образования.»

В.В. Путин

Для учителей нового времени, ставятся новые задачи в связи с внедрением ФГОС в средней и старшей школе. Остро встаёт вопрос о проблемах и успехах в преподавании математики. Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или объяснения учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения.

В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий, которые все чаще используются при обучении различным учебным дисциплинам. В связи с этим приходится перед собой ставить новые задачи, перестраиваться, отходить от старых форм работы, использовать только рациональное. Этого требует перспектива изменения государственных стандартов. Появилась необходимость организации процесса обучения математике на уроках, на основе современных ИКТ. Становится очевидным, что, используя только учебники, методические пособия и собственные объяснения, какими бы обширными, разносторонними и полными они не были, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности учащихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру учащихся.

Цель моей работы в том, чтобы ИКТ рационально использовалось в моей педагогической деятельности учителя математики, чтобы они стали неотъемлемой частью моих уроков.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

- информационно – коммуникационная технология;

- технология развития критического мышления;

- проектная технология;

- технология развивающего обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология проблемного обучения;

- игровые технологии;

- модульная технология;

- технология мастерских;

- кейс – технология;

- технология интегрированного обучения;

- технологии уровневой дифференциации;

- групповые технологии.

Введение новых технологий при переходе на ФГОС вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – обучающийся. Это дает возможность каждому учащемуся обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

На уроках математики я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

- использование компьютерных презентаций на разных этапах урока;

- работа с тестирующими программами;

- использование модульных технологий;

- элементы дистанционного обучения.

Компьютерные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание учащегося. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Учеников привлекает новизна проведения уроков с компьютерными презентациями. Такие уроки позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы, экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. При использовании на уроке компьютерных презентаций структура урока принципиально не изменяется. В нём по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Презентации возможно использовать на различных этапах урока математики:

- для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса;

- для устных упражнений;

- для объяснения нового материала;

- для закрепления изученного материала;

- для проверки знаний, умений и навыков учащихся

Следует еще раз подчеркнуть, что при проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей.

Компьютерное тестирование. Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. В последние годы всё больше растёт интерес к тестированию как наиболее эффективному методу оценки качества образования. Быстрыми темпами развивается компьютерное тестирование, совершенствуются технологии формирования и предъявления тестов, расширяется банк тестовых материалов.

Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации системы образования.

Тестирование выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащихся.

  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:

  • возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;

  • осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учащимся;

  • обеспечение одновременной проверки знаний учащихся всего класса и формирования у них мотивации для подготовки к каждому занятию;

  • правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;

  • позволяет индивидуализировать работу с учащимися;

  • экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов подготовленности; 

  • применение тестов позволяет решать проблему саморазвития.

На своих занятиях для проведения тестирования я использую программу MyTest и Конструктор тестов.  Программы легки и удобны в использовании. Все учащиеся быстро и легко осваивают их. Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с доступным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest или Конструктор тестов и использовать их на уроках.

Компьютерное тестирование – это средство, которое позволяет с минимальными затратами времени учителя объективно проверить знание большого количества учащихся. Компьютерные тесты положительно воспринимаются учащимися. Преимуществом компьютерного тестирования является автоматическая проверка результатов и исключение влияния человеческого фактора.

Еще одним преимуществом компьютерных тестов является то, что в процессе проверки знаний, учащиеся видят в педагоге не оппонента, а союзника.

Модульные технологии. В отечественной дидактике авторами идеи технологии модульного обучения общепризнаны П. Я. Юцявичене и Т.И. Шамова.

Итак, модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.

Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных результатов.

Модульное обучение делится на модульный урок, модульную программу и планирование в формате модуля.

Модульное обучение учит обучающихся самостоятельному усвоению знаний.

Роль учителя в данной технологии меняется. Он должен мотивировать обучающихся, помогать им. Если на уроках математики активно внедрять в образовательный процесс модульное обучение, то это позволит создать условия для более качественного обучения, гарантирующего достижение более высоких результатов.

Элементы дистанционного обучения.Дистанционное обучение в школе - хорошая альтернатива традиционному образованию. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  • создания образовательного пространства;

  • формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;

  • развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);

  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);

  • пересылка данных (услуги FTR-серверов);

  • гипертекстовые среды (WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);

  • ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);

Дистанционные образовательные технологии можно использовать и на уроке в классе, как одну из педагогических технологий. Например, на этапе повторения или актуализации знаний можно использовать интерактивные задания, тесты (индивидуальные или по группам). В сочетании с традиционными методами обучения и воспитания такая работа способствует развитию навыков самостоятельной работы, работы в группах (в парах), поиску информации.

Вывод

Использование вышеперечисленных инновационных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математики и не только математики, но и других предметов, при этом повышает познавательный интерес к предмету. Задача педагога, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке обучающимися были результатом их собственных поисков. А значит, мы должны научит учащегося думать, развивать приёмы познавательной деятельности. Об этом говорится в новых федеральных государственных стандартах, что и является главной задачей учителя.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.:Редакция от 17 фев 2023 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287

  2. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.:Просвещение, 1999

  3. Ксензова Г. Ю. перспективные школьные технологии. – М.: Пед. о-во России, 2009.

  4. Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107— URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/ (дата обращения: 29.12 2019).

  5. Буланова-Топоркова М.В., Духовнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. / Педагогические технологии - М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2006. – с.336 .Петренко, А.С. Принципы модульного обучения в отечественном и зарубежном опыте/ А.С. Петренко// Мир образования - образование в мире. - 2015. – С.63

  1. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения

  2. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006

  3. Далингер В. А. Компьютерные технологии в обучении геометрии / В. А. Далингер // Информатика и образование. – 2002. – № 8.

  4. Савченко, Е. М. Уроки геометрии с применением информационных технологий. 7–9 классы / Е. М. Савченко. – М.: Планета, 2011.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В статье рассматриваются эффективные технологии применяемые на уроках математики и информатики, которые позволяют повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математики и информатики, повышают познавательный интерес к предметам в условиях внедрения ФГОС.
0 ₽