Муниципальное дошкольнообразовательное учреждение
«Детский сад №65 комбинированного вида»
Проект
«Мы учимся разговаривать»
(старшая логопедическая группа № 6)
Воспитатель:
Гурьянова Н.Г.
Саранск, 2023
Проект по речевому развитию «Мы учимся разговаривать»
Актуальность.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы.
Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.
Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.
В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова.
Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения.
В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения, активизации и уточнения словаря детей.
Задачи:
- обогащать словарь детей тематическими группами слов на основе расширения представлений об окружающей действительности;
- закреплять представления об обобщающих понятиях;
- развивать представления о смысловой стороне слова:
-работа над правильным пониманием значений многозначности слова;
-раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий);
- способствовать активизации словаря дошкольников.
Продолжительность проекта: сентябрь 2023 – декабрь 2023 год.
Тип проекта: исследовательски – творческий, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты проекта:
На уровне ребенка:
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
У детей развиты представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
На уровне родителей:
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
На уровне педагогических технологий:
Обогащение методов, приемов и форм работы по речевому развитию у детей дошкольного возраста.
На уровне предметно-пространственной среды:
Создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;
- организация развивающей среды в группе.
2. Основной этап.
Реализация намеченной цели была спланирована по следующим направлениям:
1. Обогащение словаря на интегрированных занятиях в рамках НОД.
2. Обогащение и активизация словаря в дидактических играх и упражнениях.
План словарной работы. Дата. Практическое употребление.
Сентябрь:
1 неделя – «День знаний».
2 неделя – «Давайте познакомимся».
3 неделя – «Части тела».
4 неделя – «Игрушки».
- Категория одушевленности имен существительных: обучение постановке
вопросов: Кто это? Что это?
- Слова – действия. (Что делает?)
- Слова – признаки. (Какой, какая, какие?)
- Подбор однородных прилагательных к существительному.
Октябрь:
1 неделя – «Осень».
2 неделя – «Огород. Овощи».
3 неделя- «Сад. Фрукты».
4 неделя – «Одежда».
1. Образование:
-существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- прилагательных относительно названия фруктов, овощей, деревьев
(яблочный, морковный, дубовый);
- глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подливать, кроить,
перекраивать, выкраивать и т. д.);
- сложных слов (хлебороб, садовод, листопад);
- употребление слов с эмоционально-оттеночным значением;
- образование существительных от глаголов;
2. объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.
3. Подбор слов-антонимов (большой и маленький)
4.Усвоение простых случаев переносного значения слов.
5.Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их
поступков, оттенки значений.
Ноябрь:
1 неделя–«Обувь» (летняя, зимняя, демисезонная).
2 неделя –«Мебель».
3 неделя – «Продукты питания» (молочные, мясные, кондитерские изделия).
4 неделя – «Поздняя осень», «День матери»
5 неделя – «Природа Мордовии».
1. Закрепление знаний детей об обуви, мебели, продуктах питания.
2. Образование сравнительной степени прилагательных.
3. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер
бушует, воет, лес уснул).
4. Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.
5. Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик,
снежинка, снежок).
6. Подбор однородных определений; усвоение слов с противоположным
значением
7. Образование прилагательного типа: одно-двух-этажный, многоэтажный.
Декабрь:
1 неделя – «Зима».
2 неделя– «Домашние животные и их детеныши».
3 неделя – «Домашние птицы, птенцы».
4 неделя – «Новогодний праздник».
1. Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых
2. Самостоятельная постановка вопросов; закрепление слов – антонимов.
3. Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее,
светлее, чище).
4. Закрепление знаний детей о домашних и диких животных, птицах.
3. Заключительный этап. - анализ результатов проекта.
Результатом проекта является:
-картотека наблюдений на прогулке с заданиями по обогащению и активизации словаря детей;
- картотека игр и загадок многозначных слов;
- конспекты занятий;
- словарная работа по лексическим темам.
Заключение.Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного
восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.
Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и
явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает
действительность - разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую,
различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок
получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. От слова к диалогу. Дидактические
материалы по развитию речи детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
2. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет:
Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.- 270 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. –
М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
7. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с.
8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развитияречи детей дошкольного возраста: Учеб---метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.