ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МАСТЕРИЦА»
ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. НОВОДВИНСКА.
Кононова Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования,
МОУ ДО «ДДТ» г. Новодвинска
В настоящее время система образования России проходит через значительные преобразования. Образование становится непрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни детей, общее и дополнительное образование становятся частями цельного процесса. Интеграция общей и дополнительной образовательных систем является средством реализации вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями, развитие творческих способностей и задатков, удовлетворение индивидуальных потребностей, социальную адаптацию и становление личности.
Поэтому выполнение заказа XXI века на выпускников, обладающих невероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать её в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике, и это наша общая задача.
Одним из эффективных способов все это осуществить на практике является проектная деятельность. Она относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработку информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к решению конкретных жизненно важных задач.
Особо ценным в проектной деятельности является практическая значимость результата для ребёнка, личная заинтересованность.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Цель внедрения проектной деятельности в образовательный процесс - воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов социального проектирования.
Задачи:
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.
предоставить возможность для самореализации и развития организаторских качеств обучающихся посредством участия в проектировании.
Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и, в конечном итоге, ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных.
Слово «проект» происходит от латинского projectus — брошенный вперёд, а проектирование это процесс создания проекта.
Рис. 1. Этапы
проектирования.
В детском объединении «Мастерица» МОУ ДО «ДДТ» г. Новодвинска, деятельность которого регламентируется дополнительной общеразвивающей программой «Художественное вязание и текстильная игрушка», активно применяется проектная технология.
Цель программы: развитие творческих способностей каждого ребёнка через обучение декоративно-прикладным видам творчества – вязанию и изготовлению мягкой игрушки.
Программа предназначена для детей 8-15 лет и имеет отличительные особенности от уже существующих – это 2 направления деятельности – вязание и изготовление мягкой игрушки и наличие в ОП регионального компонента - знакомство детей с традиционной культурой и искусством Русского Севера и применение этих знаний на практике.
За 3 года обучения девочкизнакомятся с инструментами для рукоделия, технологией изготовления мягкой игрушки, со свойствами материалов, изучают ручные стежки и строчки, осваивают технику вязания крючком и тонким крючком, знакомятся с народной куклой, осваивают технику вязания на спицах. Программа знакомит также с орнаментальным вязанием на спицах, даёт возможности вязать сложные вещи в наиболее понравившейся технике вязания – крючком или спицами. Обучающиеся могут продолжить заниматься в детском объединении после освоения трёх этапов обучения – по индивидуальному плану.
Проектная технология применяется при реализации программы наряду с другими технологиями и позволяет кроме предметных, развить у обучающихся метапредметные и личностные компетенции, учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, выстроить творческое сотрудничество между обучающимся и педагогом, развить интересы и кругозор в предметной области, оказать своевременную адресную помощь в ходе реализации проекта, развить мотивацию в обучении.
В ходе работы над проектом обучающийся или группа обучающихся с педагогом, научным руководителем:
- находят интересную творческую идею для проекта;
- совместно ставят цели и задачи проекта, определяют способы для их реализации, определяют сроки – этапы реализации проекта;
- подбирают цветовое решение, материалы, способ реализации проекта;
- выполняю проектную работу;
- совместно с руководителем составляют документацию проекта: технологическую карту, описание проекта, формулируют выводы;
- оценивают проект и готовят презентацию для представления проекта;
- представляют проект в детском объединении, на конкурсах проектов разного уровня;
- находят пути развития проекта.
Почти всегда проекты решают какие-то социальные или жизненные «проблемы» и тем самым они помогают расширить мировоззрение обучающихся, они находят решение «проблемы», и это интересно и обучающимся, и педагогу. И также это позволяет представить проект увлекательно для «зрителей» - других участников конкурсов и их научных руководителей.
Приведу примеры реализованных проектов:
Тема, цель проекта | Продукт проекта. | Результат. |
«Ажурный зонт» Цель:привлечение внимания к проблемесохранения экологии через использование в творчестве бросового материала. | -Диплом Ган-При в муниципальном конкурсе проектов «Будущее рождается сегодня», 2018 г. -Диплом Победителя Всероссийского конкурса для школьников и студентов «Экология – забота каждого», 2018 г. | |
«Сова-пожарный» Цель: Знакомство с профессией пожарного и осуществление противопожарной пропаганды через популяризацию профессии пожарного | -Диплом за I местов муниципальном этапе регионального конкурса детско-юношеского творчества «Неопалимая купина», 2020 г. -Диплом за I место в муниципальном конкурсе проектов «Будущее рождается сегодня», 2020 г. | |
«Вязание в стиле «печворк»» Цель: поиск решения проблемы использования остатков пряжи и пряжи бывшей в употреблении для создания творческих работ. | -Участие в учебно-исследовательской конференции ДЮЦ, представление проекта, 2022 г.; -Диплом Призёра в муниципальном конкурсе проектов «Будущее начинается сегодня», 2022 г. | |
«Моё хобби #вязаниеонлайн» Цель: приобретение опыта дистанционного вязания через участие в онлайн-марафоне по вязанию авторской игрушки. | -Участие в учебно-исследовательской конференции ДЮЦ, представление проекта, 2022 г.; -Диплом Призёра в муниципальном конкурсе проектов «Будущее начинается сегодня», 2022 г. -Диплом I степени Открытого регионального фестиваля детского декоративно-прикладного творчества «Переплёт», г. Коряжма, 2023 г. |
«Что такое амигуруми?» Цель: знакомство с японским искусством вязания «амигуруми» через создание игрушки-амигуруми в технике вязания крючком. | -Диплом призёра муниципального этапа областного заочного конкурса «Будущее начинается сегодня», посвященного научной деятельности академика Н.П. Лаверова, 2023 г.; - сертификат участника городского конкурса-выставки «Новогодний серпантин», выступление в классе с презентацией проекта, 2023 г. -Диплом II степени Открытого регионального фестиваля детского декоративно-прикладного творчества «Переплёт», г. Коряжма, 2023 г. | |
«Ловец снов: магический амулет или интерьерное украшение?» Цель:научится изготавливать ловцы снов в технике вязания крючком, познакомиться с их историей и особенностями. | - Участие в проектно-исследовательской конференции МОУ ДО «ДДТ», 2024 г.; - Диплом призёра муниципального этапа областного заочного конкурса «Будущее начинается сегодня», посвященного научной деятельности академика Н.П. Лаверова, 2024 г. | |
«Создание интернет-магазина для продвижения своего хобби». Цель: создание интернет-магазина в социальной сети в ВК для заработка и развития своего хобби. |
| - Диплом победителя в проектно-исследовательской конференции МОУ ДО «ДДТ», 2024 г., -Диплом призёра муниципального этапа областного заочного конкурса «Будущее начинается сегодня», посвященного научной деятельности академика Н.П. Лаверова, 2024 г. |
В моем опыте проектная технология доказала свою эффективность для развития творческих способностей и задатков обучающихся, удовлетворения их индивидуальных потребностей.
Благодаря использованию проектной технологии есть следующие результаты:
У обучающихся появляются желание и готовность обсуждать и реализовывать интересные идеи проектов, создаётся «банк идей» для последующих проектов.
Развиваются трудолюбие и энтузиазм - интересные идеи вдохновляют обучающихся на творчество, самостоятельность, настойчивость в достижении цели, развивает аналитические и коммуникативные навыки.
Происходит развитие обучающихся в предметной области – освоение новых техник, работа с новыми материалами, появляются новые пути решения проблемы, идеи дальнейшего их использования.
Развиваются метапредметные компетенции у обучающихся - умения поиска, анализа и отбора информации по теме проекта, составлении презентаций.
Воспитываются и развиваются личностные качества – умение добиваться поставленной цели, доводить начатое дело до конца, умение договариваться, строить диалог, приобретается опыта публичных выступлений, преодолевать и мн. др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Анна Крохинцева, Актуальность внедрения целевой модели региональных систем ДО [Электронный ресурс], точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-aktualnost-vnedrenija-celevoi-modeli-regionalnyh-sistem-do.html
Голубцова Е. Н. , Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС [Электронный ресурс], точка доступа: https://multiurok.ru/files/stat-ia-proiektnyi-mietod-kak-sriedstvo-vospitanii.html
Дужик С.Р. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология, методическая разработка, [Электронный ресурс], точка доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/proektnaia-deiatelnost-kak-innovatsionnaia-pedagog.html
Навигатор дополнительного образования Архангельской области [Электронный ресурс], точка доступа: https://dop29.ru/.
Сагдетдинова Альфия Талгатовна, Проектная деятельность в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс], точка доступа: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=1061