Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Коррекционное обучение
  3. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов психолого-педагогическое воздействие. Причем предупредительные возможности такого сопровождения намного эффективнее других средств сдерживания. Современные методы психолого-педагогического сопровождения должны предусматривать возможность выявления причин дезадаптации ребенка, выбора форм коррекционно-развивающей работы и ее организации с учетом ресурсов самого ребенка и его социального окружения.       В условиях образовательного учреждения необходима организация работы по профилактике и коррекции социально-дезадаптивного поведения воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель, педагог, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Коррекционное обучение

Категория

Коррекционное обучение
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Педагог-психолог Агафонова М.Н.

МКОУ «Коршуновская СОШ»

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов психолого-педагогическое воздействие.

Причем предупредительные возможности такого сопровождения намного эффективнее других средств сдерживания. Современные методы психолого-педагогического сопровождения должны предусматривать возможность выявления причин дезадаптации ребенка, выбора форм коррекционно-развивающей работы и ее организации с учетом ресурсов самого ребенка и его социального окружения.

      В условиях образовательного учреждения необходима организация работы по профилактике и коррекции социально-дезадаптивного поведения воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель, педагог, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

В психолого-педагогической работе, в свою очередь необходимо выделить следующиенаправления работы:

 1.Диагностика причин и предпосылок к социально-дезадаптивному поведению учащихся. Целью диагностического обследования является выявление факторов, приводящих к возникновению социально-дезадаптированного поведения (помимо основного дефекта – умственной отсталости) ребенка. Интерпретация  полученных  данных результатов производится:

  • на основе первичного запроса учителя и жалоб родителей,

  • психолого-педагогической характеристики ребенка,

  • наблюдений ребенка во время беседы,

  • а также результатов психологического тестирования. При этом производится оценка эмоционального состояния, адекватности мотивации поведения, степени стрессового состояния, проверяется уровень тревожности, агрессивности.

2. Целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие социальной компетентности ребенка, коррекцию эмоционального состояния. В контексте этих задач отрабатываются самые различные социальные навыки, позволяющие подростку с интеллектуальной недостаточностью постигать трудное искусство успешно жить в мире и согласии с собой и с другими.

Это:

  • навыки позитивного взаимодействия,

  • решения конфликтных ситуаций,

  • отработка способов успешной коммуникации,

  • формирование социальной адекватности, социальной чувствительности,

  • корректировка самооценки, самоанализа.

   Интеллектуальная недостаточность вносит свои коррективы в процесс этого развития, не только замедляя, но и своеобразно изменяя, что подтверждено многочисленными исследованиями.  Работая с воспитанниками с интеллектуальной недостаточностью, нужно стараться формировать и развивать у них социальную компетентность как качество личности, способное противостоять агрессивности социума.

    Социальная компетентность - это важнейшая основа адекватности и успешности человека в обществе. Основными критериями оценки уровня социальной компетентности как в общении внутри своей группы, так и в обществе в целом, признаются соответствие поведения человека конкретной ситуации и социальному контексту в целом и определяемая этим его эффективность – достижение в процессе коммуникации желаемых результатов.

    Оптимальный уровень социальной компетентности можно определить, как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с различными людьми.      

Социальная компетентность предполагает успешное взаимодействие личности, как с членами собственной группы, так и с представителями других групп.

Важно формировать у учащихся:

- навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений,

-анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера,

- развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения.

Дети с интеллектуальной недостаточностью:

-не могут абстрагироваться от содержания ролевого поведения,

-не могут осуществить экстраполяцию чужого социального опыта в свои эмоциональные отношения с окружающими.

Поэтому активное социально-психологическое обучение (с большой долей включенности ребенка в этот процесс) позволяет добиться больших успехов в познании социальной реальности и оптимизации взаимоотношений с окружающими, чем воспитательные воздействия в виде поучений, бесед с использованием наглядных ситуаций.

3. Работа с родителями. Работа с родителями представляет собой весьма важную часть в работе по преодолению социальной дезадаптированности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

    При проведении работы с родителями имеют место определенные трудности: не все родители проявляют заинтересованность в сотрудничестве, проявляют недовольство, не хотят приходить в ОУ, объясняя это перегруженностью на работе, проявляют негативизм к рекомендациям и т.д. Выделяют три типа родителей: авторитарный, невротический и психосоматический.

4. Работа с педагогическим коллективом и создание оптимальной среды.

   Создание оптимальной образовательной среды для учащихся образовательных учреждений является одной из важнейших, но при этом трудно решаемой задачей школы. Важной ступенью в создании оптимальной среды является работа с педагогическим коллективом, которая включает в себя индивидуальную работу (консультации, собеседования) и групповую работу: педсоветы, семинары, консилиумы, совещания.

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ПОВЕДЕНИЯ

 Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности ОУ направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка.

При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная - формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.

Принципы психопрофилактической работы:

   - комплексность;

   - адресность;

   - позитивность информации;

   - минимизация негативных последствий;

   - личная заинтересованность и ответственность участников;

   - максимальная активность личности;

   - устремлённость в будущее.

Основные методы работы:

  • Сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок),

  • Арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);

  • Психогимнастика (Этюды на выражение различных эмоций);

  • Игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);

  • Моделирование и анализ проблемных ситуаций;

  • Этические беседы;

  • Библиотекотерапия(метод воздействия на ребенка, вызывающий его переивания, чуства при помощи книг);

  • Тренинг (обучение полезным навыкам);

  • Консультирование

Система мер по профилактике зависимого поведения:

   1. Информирование: предоставление информации о негативных медицинских, социальных и правовых последствиях девиантного поведения (правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков)

   2. Массовые профилактические мероприятия (месячники, акции, декады правовых знаний, программы формирования жизненных, социально-бытовых навыков и профориентации: «Шаги к профессии», «Я в окружающем мире», «Я выбираю профессию»)

   3. Организация «альтернативной деятельности» (организация досуга: утренники, концерты, экскурсии, фестивали, спортивные секции, творческие и трудовые мастерские, походы)

   4. Укрепление здоровья (внедрение в работу ОУ здоровьесберегающих технологий)

 Итак, отклоняющееся поведение (девиантное), в частности, зависимое поведение у учащихся с интеллектуальными нарушениями встречается чаще, чем у учащихся общеобразовательных школ. Между тем, наличие нарушений поведения значительно осложняет успешную социализацию учащихся, препятствует социальной адаптации выпускников. Поэтому деятельность педагогического коллектива по профилактике девиантного поведения у детей и подростков является приоритетной в общей структуре учебно-воспитательного процесса.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов психолого-педагогическое воздействие. Причем предупредительные возможности такого сопровождения намного эффективнее других средств сдерживания. Современные методы психолого-педагогического сопровождения должны предусматривать возможность выявления причин дезадаптации ребенка, выбора форм коррекционно-развивающей работы и ее организации с учетом ресурсов самого ребенка и его социального окружения.       В условиях образовательного учреждения необходима организация работы по профилактике и коррекции социально-дезадаптивного поведения воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, родитель, педагог, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.
0 ₽