Муниципальное казенное образовательное учреждение Львовская средняя общеобразовательная школа имени И.С.Ефанова
Утверждаю:
Директор А.В. Зимов
Рабочая программа кружка
«Мастерица»
Возраст обучающихся: 12 – 16 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Составила:
Учитель технологии
Кнехт М.Д.
2024 – 2025 г.
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.
Основные участники: Свободный набор учащихся с 5 по 9 класс, желающих заниматься декоративно-прикладным творчеством.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий – 1 часа в неделю.
Кадровое обеспечение: Учитель технологии
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа составлена на основе программы основного общего образования по технологии для 5-8 классов, разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.
Программа дополняет государственный образовательный стандарт по предмету технология. Программа кружка «Мастерица» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа в кружке спланирована так, чтобы не был дублирован программный материал по искусству и технологии, и чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, с тканью (авторская игрушка и художественная аппликация), изонитью, работой по изготовлению топинария, освоению новой технику – декупаж и квилт. Работу кружка будет организовывана с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеетхудожественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность программы. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». При этом следует учитывать, что программа направлена на:
создание условий для развития ребенка;
ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
развитие мотиваций к познанию и творчеству;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие учителя с семьей.
Педагогическая целесообразность программы в том, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Мастерица», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей, и включают в себя критерии (мотивационно - личностный, деятельностно - практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.
Курс обучения планируется на один учебный год и включает в себя теоретическую и практическую части, а также творческую работу.
Цель программы:
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.
Задачи программы:
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе.
Ведущая идея: данной программы —создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ выполнение педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Учащиеся получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, формировать собственное мнение и позицию;
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции взгляды других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся в классе, в школе.
Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
Защита проектов.
Творческий отчет руководителя кружка.
Проведение мастер-классов.
Участие в тематических выставках.
Участие в школьных конкурсах.
Тематическое планирование (35 ч) – 1 ч в неделю.
№ п/п | Тема | Количество часов | Характеристика учебной деятельности |
1 | Вводное занятие. | 2 | Правильно организовать свое рабочее место; Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике; Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации; Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. |
2 | Поделки из помпонов | 8 | |
3 | Работа с различными тканями. | 8 | |
4 | Канзаши. | 8 | |
5 | Работа с фетром | 8 | |
6 | Обобщение. Выставка работ школьников. | 1 | |
Итого | 35 |
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
1.Вводное занятие.
Теория:Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Организация рабочего места.
Даются краткие сведения из истории различных видов рукоделия, о творчестве умельцев родного края. Возможности использования рукоделия для украшения предметов домашнего обихода.
2. Поделки из помпонов.
Теория:Из помпонов получаются очень милые игрушки - для детей самое подходящее. Игрушки из помпонов можно сделать практически любые: зайчиков, медвежат, снеговика, цыпленка, поросенка, ежика, овечку, котят, божью коровку, птичек и т.д. - главное проявить фантазию. Материалы и инструменты для изготовления поделок из помпонов.
Практика:.Проработка эскиза. Подбор цветовой гаммы. Знакомство с техникой помпоны.Выполнение изделия. Отделка и закрепление в рамке.
3.Работа с различными тканями.
Фоамиран
Теория: Фоамиран в детском творчестве – материал приятный на ощупь, безвредный, не пачкается. С его помощью можно выполнить: новогодние игрушки; героев мультфильмов; зверушек для кукольного театра – лису, ежика, колобка; подарки бабушке; аппликации; несложные цветы; подставки для карандашей; магниты на холодильник.
Работа с фоамираном – дело увлекательное, творческое, дающее простор для фантазии. Это творчество набирает популярность у любителей делать своими руками уникальные вещи. Несложная технология, простые инструменты дают возможность выполнять неповторимые изделия из фоамирана
Очень легко мастерить плоские поделки, похожие на аппликации. С такой работой справиться начинающий мастер или даже ребенок. Для этого необходимо иметь выкройку, чтобы по ней вырезать и склеить изделие. Игрушки из фоамирана своими руками могут быть объемными.
Практика:Подбор инструментов и материалов, необходимых для выполнения композиций из цветов, игрушек. Выполнение изделий по выбору.
Свит-дизайн
Теория:Понятие «свит-дизайн». Разнообразие изделий выполненных в технике свит-дизайн. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы. Технология изготовления композиций из цветов. Разнообразие изделий выполненных и оформленных из конфет.
Практика:Подбор инструментов и материалов, необходимых для выполнения композиций из цветов. Технология выполнения розочки и тюльпана, листиков и дополнительных декоративных элементов. Сборка букета.. Оформление упаковочным материалом. Окончательное оформление изделия.
4.Канзаши.
Теория: История возникновения канзаши. Основные правила техники безопасности при использовании колющих предметов, а также при работе с открытым огнем. На первом занятии дети увидят уже готовые изделия, а также ознакомятся со способами обработки лент.
Виртуальная экскурсия в мир канзаши, технология изготовления острого лепестка, двойного лепестка. Атласная лента, ее разнообразие. Фурнитура и ее разнообразие. Материалы и инструменты для изготовления канзаши (острый лепесток). Видео- урок «Круглый лепесток», технология изготовления. Знакомство с видами и свойствами шелковой ткани различного вида
Практика: лента, ткань и ее виды, шнуровка, шаблон, деталь. Знакомство с правилами экономного расходования ленты. Приемы и способы работы с лентой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента. Сборка цветков с различными лепестками.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Применение ранее полученных навыков при изготовлении готового изделия. Презентация учащимися своих работ. Выставка.
5.Работа с фетром
Теория:Косметичка, ее назначение, разнообразие косметичек, виды тканей из которых изготавливают косметички. Способы изготовление косметичек. Разнообразие заколок и резинок выполненных из фетра. На основе старой заколки для волос выполнение новой, обтягиванием тканью и оформлением бисером и стразами. Подбор нитей и цвета материала для выполнения разных работ.
Практика:Изготовление косметички по выбранному образцу, подбор цвета, выкраивание основных деталей и подкладки с припуском на швы. Пошив косметички с втачиванием молнии. Окончательная отделка косметички. Самостоятельное выполнение на основе полученных знаний украшения для волос. Собирание игольницы на основе схемы. Набивка игольница и окончательная отделка игольницы.
6. Обобщение. Выставка работ школьников.
Календарно-тематическое планирование
№ | тема | Количество часов | дата | |||
теория | практика | |||||
Вводные занятия. | ||||||
1 | Знакомство с народными промыслами. Техника безопасности при работе . | 1 | ||||
2 | Организация рабочего места. Краткие сведения из истории различных видов рукоделия, о творчестве умельцев родного края. Возможности использования рукоделия для украшения предметов домашнего обихода. | 1 | ||||
Поделки из помпонов | ||||||
3 | Организационное занятие. Знакомство с техникой помпоны. | 0,5 | 0,5 | |||
4 | Принципы работы с нитками. Подбор материалов. | 0,5 | 0,5 | |||
5 | Понятие цветового круга и правил смешивания красок. | 0,5 | 0,5 | |||
6 | Ягоды из помпонов. Изготовление ягод. | 1 | ||||
7 | Изготовление ягод. | 1 | ||||
8 | Гусеница из помпонов. | 1 | ||||
9 | Разработка авторской игрушки. | 1 | ||||
10 | Окончательная отделка и оформление изделия. Оценка качества готового изделия. | 1 | ||||
СВИТ-ДИЗАЙН | ||||||
11 | Понятие «свит-дизайн». Разнообразие изделий выполненных в технике свит-дизайн. Материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы. | 0,5 | 0,5 |
12 | Технология изготовления композиций из цветов. Технология выполнения розочки и тюльпана, листиков и дополнительных декоративных элементов | 0,5 | 0,5 | |||
13 | Выполнение выбранной работы. Сборка букета. | 0,5 | 0,5 | |||
14 | Оформление упаковочным материалом. Окончательное оформление изделия. | 0,5 | 0,5 | |||
Фоамиран | ||||||
15 | Понятие о работе с фоамираном. | 0,5 | 0,5 | |||
16 | Разработка игрушки по своему замыслу. Выкройка игрушки. | 0,5 | 0,5 | |||
17 | Раскрой и обработка деталей кроя. | 1 | ||||
18 | Сбор готовой игрушки. Декорирование. | 1 | ||||
Канзаши | ||||||
19 | Первые шаги в технике «Канзаши». История возникновения Канзаши. Показ схем и различных видов изделий в этой технике. Ручной шов. | 0,5 | 0,5 | |||
20 | Знакомство с материалами и инструментами, шитье лепестков. | 0,5 | 0,5 | |||
21 | Разновидность форм лепестков. Основные приемы выполнения острых и круглых лепестков. | 1 | ||||
22 | Способы комбинирования круглого и острого лепестка. Изготовление изделия. | 1 | ||||
23 | Сложный лепесток с завитком. Изготовление изделия. | 0,25 | 0,75 | |||
24 | Способы комбинирования сложного круглого и острого лепестка. Изготовление изделия. | 0,25 | 0,75 | |||
25 | Творческая работа изготовлений. | 1 | ||||
26 | Творческая работа изготовлений | 1 | ||||
РАБОТА С ФЕТРОМ | ||||||
27 |
| 1 | ||||
28 | Косметичка, ее назначение, разнообразие косметичек, виды тканей из которых изготавливают косметички. | 0,5 | 0,5 | |||
29 | Изготовление косметички по выбранному образцу, подбор цвета, выкраивание основных деталей и подкладки с припуском на швы. | 1 | ||||
30 | Пошив косметички с втачиванием молнии. Окончательная отделка косметички. | 0,5 | 0,5 | |||
31 | Бижутерия, заколки для волос. Разнообразие заколок и резинок выполненных из фетра. | 1 | ||||
32 | На основе старой заколки для волос выполнение новой, обтягиванием тканью и оформлением бисером и стразами. Самостоятельное выполнение на основе полученных знаний украшения для волос. | 1 | ||||
33 | Игольница «Кактус». Подбор нитей и цвета материала для выполнения игольницы. | 0,5 | 0,5 | |||
34 | Собирание игольницы на основе схемы. Набивка игольница и окончательная отделка игольницы. | 1 | ||||
35 | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | 0,5 | 0,5 | |||
Итого | 10 | 25 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области технология, изобразительного искусства, литературы.
При обучении выбранным направлениям по декоративно-прикладному творчеству обучающиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, технологическим оборудованием и приборами; специальными, общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки текстильных, природных и декоративных материалов.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках
По окончании обучения ученики должны знать:
- правила безопасной работы с ручными инструментами
- сведения из истории различных видов рукоделия;
- о творчестве умельцев родного края;
- возможности использования рукоделия для украшения предметов домашнего
обихода;
- основные свойства и назначении используемых материалов: подбор материалов по цвету, фактуре, орнамента, композиции;
- наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений;
-приемы и технологическая последовательность выполнения различных видов изделий;
- основные виды швов для вышивания;
- способы оформления работ;
- ассортимент вышивальных нитей и игл;
-правила цветового решения при составлении различных композиций;
-правила безопасной работы с мелкими деталями;
- назначение и методы безопасного использования специальных инструментов; - приемы изготовления несложных изделий канзаши; - виды материалов; - последовательность изготовления простейших канзаши;
- основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых изделий;
- общие сведения о ведущих профессиях.
По окончании обучения ученики должныуметь:
соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены, составлять план работы;
обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы;
экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, оборудованию;
уметь контролировать правильность выполнения работы;
самостоятельно изготавливать изделия по рисунку, эскизу, чертежу: оказывать помощь товарищам: изготавливать шаблоны, выкройки; обрабатывать различные материалы;
изготавливать изделия по образцу и самостоятельно;
ориентироваться на качество изделия; в процессе работы учитывать форму, пропорцию, композицию цветовое решение изделия.
Программа кружка включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. На занятиях комбинированного типа, где изучение материала связано с практической деятельностью, применяется примерное соотношение теории и практики 30%:70% соответственно.
Способы определения результативности:
Педагогическое наблюдение;
Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, участие в мероприятиях, защита проектов, активность обучающихся на занятиях.
Педагогический мониторинг, включающий тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы;
Мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение творческого дневника обучающегося, оформление фотоотчета.
Формы контроля и подведения итогов.
Начальный контроль: определение исходного уровня знаний и умений.
Анкетирование, беседы, опросы.
Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по тестам, опросам, контроль за качеством изделий.
Зачеты по разделам, уроки-конкурсы, текущие выставки.
Промежуточный контроль: определение результатов обучения.
Педагогический мониторинг, включающий тесты, диагностика личностного роста и продвижения.
Итоговый контроль: Определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств.
Открытые уроки, защита творческих проектов, виртуальные экскурсии, выставки.
Материально - методическое обеспечение занятий в кружке
Для проведения занятий по программе кружка используются:
•Швейные машины:
с ручным приводом – 4 шт
- с электроприводом – 4 шт
Ручные трикотажные иглы -15 шт
Утюг – 1 шт
Ножницы – 15 шт
Булавки для скалывания – 30 шт
Масштабные и чертежные линейки – 15 шт
Комплект плакатов по материаловедению - 2 шт
Крючки в ассортименте – 15 шт
Медиатека (презентации)
Приборы для выжигания- 2шт.
Литература для учителя:
- Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2010 г.
М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич «Технология. Метод проектов в
технологическом образовании школьников», пособие для учителя. М.,
издательский центр «Вентана-Граф», 2003г.
- Учебники для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология» 5, 6, 7 класс: (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко
М.: Издательство «Вентана-Граф» 2007 г.
- Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства: Учебник для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2008.
Литература для учащихся:
М.В. Максимова, М.А. Кузьмина - Девичьи хлопоты», серия «Заботы
маленькой хозяйки», М., издательство «ЭКСМО - Пресс:», 2000г.
И.А. Андреева, А.Л. Грекулова, А.А. Загребаева «Рукоделие»,
популярная энциклопедия, М., науч. Издательство «Большая Российская
энциклопедия», 1992г.
М.В. Максимова. М.А. Кузьмина «Вышивка. Первые шаги», М.„
издательство «ЭКСМО - Пресс». 1996г.
М.В. Максимова. М.А. Кузьмина «Послушные узелки», М..
издательство «ЭКСМО - Пресс». 1997г.
Мелинда Косе «Искусство вышивки» М., ТОО «Внешсигма». 1997г.
«Шелковая лента», серия «Школа изящных рукоделий», пер, с англ.
Н. Рейн. М., издательство «ЭКСМО - Пресс». 2006г.
- Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. - М. «Эксмо». 2008.
- Сильви Блондо: Цветы из ткани канзаши: Украшения для волос, модные аксессуары и декор. Издательство: ИГ «Контэнт», 2014г. - 80 стр.: ил.
- Елена Токарева: Мои цветы. Ткани, ленты, фетр, вязание, валяние. Издательство: Эксмо, 2012 г.- 272 стр.: ил.
14