УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МуниципальнОГО образованиЯ выселковский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА ХАРЧЕНКО стАНИЦЫ бАЛКОВСКОЙ муниципального образования
выселковский район
Принята на заседании педагогического совета от «19» мая 2022 г. Протокол № 5 | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №16 ___________ /О.В. Милин/ «19» мая 2022 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙНАПРАВЛЕННОСТИ
«ТРАДИЦИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 5 лет:34 ч.
Возрастная категория: от 10 до 15 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: __________
Автор-составитель: Сай Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
ст. Балковская, 2022
Раздел 1. Программы
«Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Традиции кубанского казачества» разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества». Допущено департаментом образования и науки Краснодарского края. Издательство «Традиция», 2009 г.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
1.2. Цели и задачи программы
Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
•знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
•ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
•воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
•привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
•развитие творческих способностей детей;
•формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 2-х лет обучения выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Данная программа рассчитана на 5лет обучения. Каждый год обучения состоит из 34 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа используются для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в группах в течение 1-го часа 1 раз в неделю с учащимися одного класса.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний ).
Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.
1.3. Содержание курса.
1 год обучения (34 часа)
1. Введение. Мир народных традиций славянского населения Кубани. (1 час)
Формирование народных славянских традиций в Древней Руси.
2. Православие на Кубани. (4 часов)
Православие как главный стержень традиционной культуры славян Кубани. Девиз Кубанского казачества «За веру, за царя, за Отечество». Появление раскольников и сектантов на Кубани. Храмы и монастыри Кубанской области.
3. Духовные ценности кубанского казачества (4 часа)
Милосердие один из важных аспектов в системе нравственных ценностей кубанских славян. Круговая порука и взаимопомощь, коллективизм в казачьей общине. Народная педагогика. Христианское воспитание в казачьей семье.
4. Традиционный этикет и одежда кубанского казачества (4 часа)
Нормы поведения и повседневная жизнь, их связь с христианскими заповедями и моралью. Мужская и женская одежда казаков. Отражение горской культуры и традиций в одежде кубанских славян. Экскурсия в Музей. Конкурс рисунков «Мужская и женская одежда кубанских казаков».
5. Отдых игры и развлечения славян Кубани. (3 часа)
Детские забавы казачат. Летние и зимние игры детей и подростков. Досуг взрослых. Мужские и женские собрания - посиделки.
6. Древние формы религии Кубани и их отражение в песенном фольклоре
(1 час)
Язычество, приметы и суеверия славянских народов. Песни-заговоры, песни- заклинания. Связь восточнославянской мифологии с песенным фольклором Кубани.
7. Народная медицина (1 час)
Связь человека с природой. Многовековой опыт знахарства славян. Природная кладовая Кубани.
8. Обобщение тем. Практические занятия (2 часа)
Урок-игра «Казачьи обычаи»
Инсценировка кубанских говоров.
9. Календарные праздники, обычаи и обряды (6 часов)
Зимние праздники: Святки, Рождество Христово, Колядование, Крещение Господне. Весенние праздники: Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Провода, Троица.
Летние праздники: Иван Купала, Ильин день, три Спаса (яблочный, медовый, хлебный). Осенние праздники: Семенов день, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Покров, Параскева Пятница. Инсценировка святочного обряда. Ролевая игра «Масленица»
10. Семейные обряды и обычаи (6 часов)
Различие свадебных обрядов в кубанских станицах. Свадьба: сватовство, «заручение», «девичник», «посад», свадебный поезд, венчание, свадебное застолье. Родины: народные поверья, обряд размывание рук. Крестины: обряд крещения в православном храме, крестные родители. Похороны: похоронные обычаи, чтение псалмов, заупокойные - песни причитания, отпевание покойного в храме, обряд погребения. Инсценировка свадебного обряда.
11. Заключение. Итоговое повторение (2 часа)
Урок - игра «Казачьи забавы». Экскурсия в местный музей.
2 год обучения (34 часа)
1. Введение. (1 час)
Переселение восточнославянских народов на Кубань.
2. Православие на Кубани. (4 часов)
Храмы и монастыри Кубанской области. Христианская культура в фольклоре кубанских славян. «Храмы и соборы Кубани».
3. Духовные ценности кубанского казачества (4 часа)
Христианское воспитание в казачьей семье. Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.
4. Традиционный этикет и одежда кубанского казачества (6 часа)
Мужская и женская одежда казаков. Отражение традиций в одежде кубанских славян. Экскурсия в Музей. Конкурс рисунков «Одежда кубанских казаков».
5. Отдых игры и развлечения славян Кубани. (4 часа)
Досуг взрослых. Станичные байки и балагуры. Инсценировка «Станичные байки».
6. Древние формы религии Кубани и их отражение в песенном фольклоре
(2 час)
Песни-заговоры, песни- заклинания. Связь восточнославянской мифологии с песенным фольклором Кубани.
7. Народная медицина (2 час)
Многовековой опыт знахарства. Природная кладовая Кубани.
8. Семейные обряды и обычаи (6 часов)
Различие свадебных обрядов в кубанских станицах. Свадьба: сватовство, «заручение», «девичник», «посад», свадебный поезд, венчание, свадебное застолье. Родины: народные поверья, обряд размывание рук. Крестины: обряд крещения в православном храме, крестные родители. Похороны: похоронные обычаи, чтение псалмов, заупокойные - песни причитания, отпевание покойного в храме, обряд погребения.
9. Календарные праздники, обычаи и обряды (3 часов)
Зимние праздники. Весенние праздники. Летние праздники. Осенние праздники.
10. Заключение. (2 часа)
Экскурсия в местный музей.
3 год обучения (34 часа)
1.Вводное занятие. (1 час)
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
2.Традиционная культура кубанских казаков. (5 час)
Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.
3.История моей казачьей семьи. (4 час)
Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани.
4.Труд и быт казаков на Кубани. (7 час)
Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.
5.Декоративно-прикладное искусство. (10 час)
Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
6. Памятники истории Кубанского казачества. (4 час)
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.
7.Заключение. (3 час)
Экскурсия в музей. Ты, Кубань, ты наша Родина (представление родителям и казачьей общественности материалов, собранных в результате исследовательской, экспедиционной деятельности; выставка экспонатов, собранных учащимися или созданных ими в процессе занятий и т.п.).
4 год обучения (34 часа)
Вводное занятие. (1 час)
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
1. Традиционная культура кубанских казаков. (6 час)
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.
2. История моей казачьей семьи. (5 час)
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий.
3. Труд и быт казаков на Кубани. (4 час)
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
4. Декоративно-прикладное искусство. (4 час)
Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
5. Памятники истории Кубанского казачества. (2 час)
Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. Памятники и музеи.
6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. (4 час)
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
7. Православие и казачество. (2 час)
Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.
8. Казак – патриот. (4 час)
Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.
9.Заключение. (2 час)
Экскурсия в музей.
5 год обучения (34 часа)
Вводное занятие. (1 час)
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
1. Традиционная культура кубанских казаков. (5 час)
Обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки. Масленица. Пасха. Иван Купала.
2. История моей казачьей семьи. (3 час)
Казачья семья в современном мире. Сохранение и преумножение семейных традиций. Сохранение реликвий.
3. Труд и быт казаков на Кубани. (6 час)
Казачья станица, двор, дом. Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Гончарное ремесло. Плетение из лозы и соломки. Традиционная одежда. Уклад жизни казачьей семьи.
4. Декоративно-прикладное искусство. (6 час)
Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
5. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. (3 час)
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
6. Семейные обряды и обычаи (3 часов)
Свадьба. Родины. Крестины.
7. Календарные праздники, обычаи и обряды (4 часов)
Зимние праздники. Весенние праздники. Летние праздники. Осенние праздники.
8.Заключение. (3 час)
Экскурсия в музей. Ты, Кубань, ты наша Родина (представление родителям и казачьей общественности материалов, собранных в результате исследовательской, экспедиционной деятельности; выставка экспонатов, собранных учащимися или созданных ими в процессе занятий и т.п.).
1.4. Планируемые результаты: личностные, метапредметные
и предметные.
По итогам посещения детьми курса «Традиции Кубанского казачества» предполагаются следующие результаты.
Личностным результатом обучения является формирование:
•познавательного интереса к изучению традиций Кубанского казачества;
•всесторонне образованной, развитой личности;
•понимания значения культуры Кубанского казачества;
•чувства гордости за свою малую родину;
•уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
•представления о Кубани как неотделимой части России;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Результатами освоения программы курса внеурочной деятельности «Традиционная культура кубанского казачества» являются:
первый уровень результатов - приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни:
•приобщение к ценностным основам традиционной культуры кубанских казаков;
•привитие духовно-нравственных устоев, приобщение к основным традициям и обычаям кубанских казаков;
формирование интереса к исследовательской и практической работе, убеждение в необходимости сохранения семейных ценностей.
второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом:
•укрепление связи между учащимися из числа казачьей молодежи и их родителями, с казачьими обществами Кубанского казачьего войска и приходами Русской Православной церкви;
•понимание роли казачества в жизни современного общества края;
•владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
•способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области краеведения в условиях развития информационного общества
третий уровень результатов - приобретение опыта самостоятельного общественного действия:
•Знание и соблюдение казачьих заповедей, использование в жизни основ традиционной культуры;
•бережное отношение к культурно-историческому наследию кубанского казачества;
•усвоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющие казаку как соответствовать традиционной системе, так и успешно действовать в современном обществе;
•понимание и принятие основной социальной роли казака, соответствующие возрасту: социальные роли в казачьей семье, в казачьем обществе;
•понимание эстетики культуры и традиций кубанского казачества;
•выработка казачьего менталитета, желания и готовности к труду, несению государственной службы казачества.
Основные направления воспитательной деятельности:
1)гражданское воспитание:
-становление ценностного отношения к своей Родине;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
-проявление интереса к истории и многонациональной культуре своего края, уважения к своему и другим народам
2)патриотическое воспитание;
-ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения кубановедения как науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества
3) духовно-нравственное воспитание;
-проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
-принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
-применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
4) эстетическое воспитание;
-проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности
5)физическое воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
-соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
-выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
-приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью
6) трудового воспитания:
-осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
7) экологическое воспитание:
- формирование экологически целостного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения;
- способности применять знания для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
8) ценности научного познания:
-ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
-осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
1.5Тематический план программы
1 год обучения
5 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Тема 1. Народы, языки, культуры. Становление кубанского казачества как народа. (3 часа) | ||
1.1 | Народы, языки и культуры России и Кубани. | познавательная | беседа |
1.2. | Становление кубанского казачества как народа. | досуговое общение | беседа |
1.3 | Традиционная культура кубанского казачества. | познавательная | беседа |
2. | Тема 2.Духовные ценности кубанских казаков (7 часов) | ||
2.1. | Православие в жизни казаков | познавательная | беседа |
2.2 | Правила поведения в храме. Посещение храма. | познавательная | экскурсия в храм |
2.3 | Казачьи заповеди. | познавательная | беседа |
2.4 | Казачьи заповеди. | познавательная | беседа |
2.5 | Казачья доблесть | познавательная | экскурсия в историко-краеведческий музей Крыловской |
2.6 | Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | познавательная | беседа |
2.7 | Поминовения казаков Кубанского казачьего войска | познавательная | беседа |
3. | Тема 3. Кубанское казачество: устройство общества (4 часа) | ||
3.1 | Войско. | познавательная | беседа |
3.2 | Войско | познавательная | беседа |
3.3. | Община. Курень. Станица. Казачий круг. | познавательная | беседа |
3.4 | Казачья семья. | познавательная | беседа |
4. | Тема 4. Традиции. Неписаные казачьи законы (6 часов) | ||
4.1 | Уважительное отношение к старшим | познавательная | беседа |
4.2 | Уважительное отношение к старшим | познавательная | беседа |
4.3 | Почитание гостя | познавательная | беседа |
4.4 | Гостевой этикет. | познавательная | беседа |
4.5 | Уважение к женщине (матери, сестре, жене). | познавательная | беседа |
4.6 | Дружба и товарищество. | познавательная | беседа |
5 | Тема 5. Кубанское казачество: традиционная культура (9 часов) | ||
5.1 | Традиционный костюм | познавательная | беседа |
5.2 | Традиционный костюм. | познавательная | беседа |
5.3 | Жилище. | познавательная | беседа |
5.4 | Жилище | познавательная | беседа |
5.5 | Казачья пища | познавательная | беседа |
5.6 | Казачья пища | познавательная | беседа |
5.7 | Язык. Разговорная речь | досуговое общение | беседа |
5.8 | Фольклор кубанского казачества | досуговое общение | разучивание казачьих песен |
5.9 | Фольклор кубанского казачества | социальное творчество | КТД |
6 | Тема 6. Занятия кубанских казаков (5 часов) | ||
6.1 | Воинская служба | познавательная | беседа |
6.2 | Хозяйственная деятельность казаков | познавательная | беседа |
6.3 | Хозяйственная деятельность казаков. | познавательная | беседа |
6.4 | Формы отдыха у казаков | познавательная | беседа |
6.5 | Итоговое занятие. | социальное творчество | КТД |
2 год обучения
6 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Тема 1.Традиционная культура кубанского казачества (4 часа) | ||
1.1 | Традиционная культура кубанских казаков. Православная вера казаков | познавательная | беседа |
1.2. | Казачьи заповеди | познавательная | беседа |
1.3 | Казачья доблесть | познавательная | беседа |
1.4 | Поминовения казаков, геройски погибших и невинно убиенных. | познавательная | посещение станичного парка |
2. | Тема 2. Казаки, кунаки, соседи.(4 часа) | ||
2.1. | Казаки и соседи. | познавательная | беседа |
2.2 | Народы Кубани | познавательная | беседа |
2.3 | Казаки и соседи | познавательная | беседа |
2.4 | Народы Кавказа | познавательная | беседа |
3. | Тема 3. Традиции и обычаи казаков (9 часов) | ||
3.1 | Честь казачья. Слово казака. | познавательная | беседа |
3.2 | Старики в казачьей общине. | познавательная | беседа |
3.3. | Родители и дети: взаимоотношения в семье. | познавательная | беседа |
3.4 | Поведенческие нормы и этикет казаков. | познавательная | беседа |
3.5 | Поведенческие нормы и этикет казаков | познавательная | беседа |
3.6 | Оружие казака | познавательная | беседа |
3.7 | Оружие казака | познавательная | беседа |
3.8 | Казачий конь. | познавательная | беседа |
3.9 | Взаимопомощь у казаков. | познавательная | беседа |
4. | Тема 4. Календарный и жизненный круг (8 часов) | ||
4.1 | Рождение казака | познавательная | беседа |
4.2 | Таинство крещения казака | познавательная | беседа |
4.3 | Календарные обряды и праздники кубанских казаков | познавательная | беседа |
4.4 | Календарные обряды и праздники кубанских казаков | познавательная | беседа |
4.5 | Календарные обряды и праздники кубанских казаков. | познавательная | беседа |
4.6 | Проводы казака на службу | познавательная | беседа |
4.7 | Встреча казака со службы | познавательная | беседа |
4.8 | Погребение казака | познавательная | беседа |
5 | Тема 5. Дети в традиционной культуре кубанских казаков (9 часов | ||
5.1 | Дети как ценность казачьей семьи | познавательная | беседа |
5.2 | Фольклор для детей (сказки и легенды). | познавательная | чтение сказок и легенд |
5.3 | Фольклор для детей (сказки и легенды). | познавательная | инсценировка сказки |
5.4 | Дети в календарных обрядах | познавательная | разучивание песен |
5.5 | Дети в календарных обрядах. | социальное | КТД |
5.6 | Казачьи игры | познавательная | беседа |
5.7 | Казачьи игры. | познавательная | разучивание игры |
5.8 | Итоговое занятие. Инсценировка казачьей сказки. | социальное | КТД |
5.9 | Итоговое занятие. Исполнение казачьих песен | социальное | КТД |
3 год обучения
7 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Тема 1.Система ценностей кубанского казачества. (7часов) | ||
1.1 | Православная вера кубанских казаков. Заповеди Божии. | познавательная | беседа |
1.2. | Нравственные ценности в традиционной культуре кубанского казачества: земля, труд, правда, честь, Родина | познавательная | беседа |
1.3 | Нравственные ценности в традиционной культуре кубанского казачества. | познавательная | беседа |
1.4 | Образ казака. | познавательная | беседа |
1.5 | О «казачьем духе» | познавательная | беседа |
1.6 | Казачьи регалии и реликвии. | познавательная | беседа |
1.7 | Казачьи регалии и реликвии | познавательная | беседа |
2. | Тема 2. Женщина-казачка (4 часа) | ||
2.1. | Образ казачки | познавательная | беседа |
2.2 | Поддержание казачьих устоев в семье. | познавательная | беседа |
2.3 | Поддержание казачьих устоев в семье | познавательная | беседа |
2.4 | Испытания, выпавшие на долю казачек. | познавательная | беседа |
3. | Тема 3. Традиции и обычаи казаков. Уважение к старикам (5 часов) | ||
3.1 | Казачья станица. Казачий круг | познавательная | беседа |
3.2 | Зрелость и старость. Старики в казачьей станице | познавательная | беседа |
3.3. | Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. | познавательная | беседа, просмотр фильма |
3.4 | Казачий род. Моя родословная | познавательная | беседа |
3.5 | Казачий род. Моя родословная. | познавательная | КТД |
4. | Тема 4. Быт казачьей семьи (9 часов) | ||
4.1 | Занятия, ремесла и промыслы казаков | познавательная | беседа |
4.2 | Занятия, ремесла и промыслы казаков. | познавательная | беседа |
4.3 | Занятия, ремесла и промыслы казаков. | познавательная | беседа, просмотр фильма |
4.4 | Домостроение. Обычай взаимопомощи. | познавательная | беседа |
4.5 | Домостроение. Обычай взаимопомощи. | познавательная | беседа |
4.6 | Застольный этикет кубанских казаков (повседневный и гостевой). | познавательная | беседа |
4.7 | Застольный этикет кубанских казаков (повседневный и гостевой). | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
4.8 | Календарные обряды и праздники кубанских казаков. | социальное творчество | КТД |
4.9 | Календарные обряды и праздники кубанских казаков. | познавательная | беседа |
5 | Тема 5. Казачий фольклор. Песенная и танцевальная культура кубанских казаков. (9 часов) | ||
5.1 | Казачий фольклор. Песенная и танцевальная культура кубанских казаков | познавательная | беседа |
5.2 | Песни казаков (исторические, строевые и обрядовые). | познавательная | беседа |
5.3 | Песни казаков (исторические, строевые и обрядовые). | познавательная | беседа |
5.4 | Казачьи танцы | познавательная | беседа, просмотр фильма |
5.5 | Казачьи танцы | познавательная | беседа |
5.6 | Казачьи игры | познавательная | беседа |
5.7 | Казачьи игры | познавательная | беседа |
5.8 | Итоговое занятие. Интерактивная игра «А у нас, на Кубани…» | социальное творчество | КТД |
5.9 | Итоговое занятие | познавательная | беседа |
4 год обучения
8 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Тема 1.Система ценностей кубанского казачества. (5 часов) | ||
1.1 | Православная вера кубанских казаков. Заповеди Божии. | познавательная | беседа |
1.2. | Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков | познавательная | беседа |
1.3 | Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков. | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
1.4 | Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков. | познавательная | беседа |
1.5 | Казачьи заповеди | познавательная | беседа |
2. | Тема 2. Государственная служба казаков. (4 часа) | ||
2.1. | Особенности жизни казака в связи с подготовкой к службе | познавательная | беседа |
2.2 | Подготовка к службе. Экипировка казака. | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
2.3 | Подготовка к службе. Экипировка казака. | познавательная | беседа |
2.4 | Казак на воинской службе и в станице. | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
3. | Тема 3. Казачья лента времени. (8часов) | ||
3.1 | Трагедия казачества. Запрет на казачьи традиции и обычаи. Возрождение казачества | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
3.2 | Возрождение культуры кубанских казаков. Возрождение казачества | познавательная | беседа |
3.3. | Возрождение культуры кубанских казаков. | познавательная | беседа |
3.4 | Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность. | познавательная | беседа |
3.5 | Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность | познавательная | беседа |
3.6 | Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность | познавательная | беседа |
3.7 | Поминовения казаков. | познавательная | посещение станичного парка, памятника |
3.8 | Поминовения казаков | познавательная | посещение храма, поминовение молитвой |
4. | Тема 4. Обычное право у казаков (4 часа) | ||
4.1 | Соблюдение основных социальных норм казачьей общины. | познавательная | беседа |
4.2 | Соблюдение основных социальных норм казачьей общины | познавательная | беседа |
4.3 | Народные формы наказания и поощрения в казачьей общине. | познавательная | беседа |
4.4 | Народные формы наказания и поощрения в казачьей общине. | познавательная | беседа |
5 | Тема 5.Традиции и обычаи казаков. Казачья молодежь. (7 часов) |
5.1 | Молодые казаки и казачки. Особенности поведения | познавательная | беседа |
5.2 | Молодые казаки и казачки. Особенности поведения. | познавательная | беседа |
5.3 | Молодежная субкультура: занятия, игры и песни | познавательная | беседа |
5.4 | Молодежная субкультура: занятия, игры и песни | познавательная | беседа |
5.5 | Трудовые процессы и дети, подростки, молодежь | познавательная | беседа |
5.6 | Казачьи игры | познавательная | беседа |
5.7 | Казачьи игры. | познавательная | разучивание игр |
6. | Тема 6.Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение. Практические занятия. (4часа) | ||
6.1 | Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение. | познавательная | беседа |
6.2 | Практическое занятие. Интерактивная игра. «Мы с тобой казаки». | социальное | КТД |
6.3 | Практическое занятие. Викторина. «Традиции казачества». | социальное общение | КТД |
6.4 | Практическое занятие. Выставка рисунков «Казачий край». | социальное общение | КТД |
7 | Тема 7. Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков. (2 часа) | ||
7.1 | Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков. | познавательная | виртуальная экскурсия |
7.2 | Итоговое занятие | познавательная | беседа |
5 год обучения
9 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Тема 1. Духовные и жизненные ценности кубанских казаков (2 часа) | ||
1.1 | Побратимство, дружба, взаимопомощь у казаков: прошлое и современность. | познавательная | беседа |
1.2. | Побратимство, дружба, взаимопомощь у казаков: прошлое и современность | познавательная | беседа |
2. | Тема 2. Несение казаками службы (2 часа) | ||
2.1. | Виды и формы государственной службы казаков: прошлое и современность. | познавательная | беседа |
2.2 | Виды и формы государственной службы казаков: прошлое и современность. | познавательная | беседа |
3. | Тема 3.Традиции и обычаи кубанских казаков. (5 часов) | ||
3.1 | Подростки и молодежь в календарных обрядах и праздниках. | познавательная | беседа |
3.2 | Подростки и молодежь в календарных обрядах и праздниках | познавательная | беседа |
3.3. | Свадебный обрядовый комплекс кубанских казаков. | познавательная | беседа |
3.4 | Свадебный обрядовый комплекс кубанских казаков | познавательная | разучивание обрядов |
3.5 | Семейные ценности: кровное и иное родство. | познавательная | беседа |
4. | Тема 4. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. (2 часа) | ||
4.1 | Поминовения казаков Кубанского казачьего войска | познавательная | посещение храма, поминовение молитвой |
4.2 | Проектная деятельность. Выезды | социальная деятельность | КТД |
5 | Тема 5.Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность. (2 часа) | ||
5.1 | Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность | познавательная | беседа |
5.2 | Проектная деятельность. | социальная деятельность | КТД |
6. | Тема 6. Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков.(2 часа) | ||
6.1 | Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков | познавательная | беседа, просмотр видеофильма |
6.2 | Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков | познавательная | беседа |
7 | Тема 7.Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение. Практические занятия. (2 часа) | ||
7.1 | Практическое занятие. Несение караула у мемориала погибших воинов. | социальная деятельность | КТД |
7.2 | Практическое занятие. Посещение историко-краеведческого музея. | социальная деятельность | экскурсия в музей |
Раздел 2.
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, в соответствии с требованиями СанПиНа. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
№ п/п | Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обучения | Количество |
Кабинет. | 1 | |
Стулья. | 20 | |
Столы. | 10 | |
Шкаф для хранения принадлежностей. | 1 | |
Стол педагога. | 1 | |
Расходный материал (мини-диски, CD-диски, DVD-диски, бумага, маркеры, ручки и т.д) | По необходимости и по возможности | |
Информационное оборудование | ||
Компьютер (ноутбук). | 1 – 2 (по возможности) | |
Проектор. | 1 | |
Интерактивная доска. | 1 | |
Принтер. | 1 | |
Наличие подключения к сети Internet (от 32 Кбит/с до 20 Мбит/с и выше). | По возможности. |
Кадровое обеспечение: педагог, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей.
2.3. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах.
Способы фиксации учебных результатов программы:
- диплом;
- грамота;
- протокол соревнований.
Виды контроля:
- Предварительный контроль (проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности, выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов).
- Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде проверки домашнего задания, выполнения упражнений, решения этюдов).
- Тематический контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы). Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе).
-Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в конце учебного года. Участие в турнире, соревнованиях).
2.4Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения:
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Библиотечный фонд | ||
1. | Ткаченко П.Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М., 2005 г. | 1 |
2. | Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, 2008. | 1 |
3. | Маслов А.В. Кубань в старину. Краснодар, 2009. | 1 |
2. Печатные пособия | ||
1. | Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002. | 1 |
2. | Ткаченко П.И. Кубанская свадьба. Краснодар, 2009. | 1 |
3. | Ткаченко П.И. Кубанские обряды. Краснодар, 2010. | 1 |
4. | Ткаченко П.И. Кубанские песни. Москва, 2001. | 1 |
5. | Вакуленко Е.П. Народные мастера Кубани. Краснодар, 2009. | 1 |
6. | Вакуленко Е.П Народная культура кубанского казачества. Краснодар, 2009. | 1 |
3.Технические средства обучения | ||
1. | Ноутбук. | 1 |
2. | Интерактивная доска. | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
1. | Презентации к занятиям. | |
2. | DVD фильмы. | |
5. Оборудование класса | ||
1. | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | 15 шт. |
2. | Стол учительский. | 1 |
3. | Шкафы для хранения дидактических материалов. | 2 |
4. | Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов. | 1 |