Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 8-го класса ««Мне ни к чему одические рати…»
(прагматика тропов в лирике А. Ахматовой)»
Пояснительная записка
При составлении данной программы были использованы следующиенормативно-правовые и методические документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящий курс внеурочной деятельности является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 8-го класса для дополнения знаний по предмету. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории устойчивых знаний в области разделов лингвистики, уделяя особое внимание изучению изобразительно-выразительных средств.
Данный курс внеурочной деятельности включает в себя те элементы, которые уже были пройдены учащимися на уроках русского языка, и те, которые проходятся в 8-ом классе. Курс нацелен на расширение знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах на основе анализа лирики А. Ахматовой через систему практических задач, индивидуальных заданий и творческих работ.
Цель курса: повышение уровня знаний по предмету.
Задачи:
1. Познавательные:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, умозаключение.
2. Личностные:
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению, воспитание самостоятельности, любознательности;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Регулятивные:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
4. Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Место курса в учебном плане
Настоящий курс внеурочной деятельности является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 8-ых классов, для дополнения знаний по предмету. Курс рассчитан на 16 внеурочных часов, 1 раз в неделю с продолжительностью в две учебные четверти.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
1. Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка, уважительного отношения к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2. Предметные:
- усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение таких базовых понятий лингвистики, как: метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антономасия, синекдоха, эпитет, сравнение, гипербола, литота, перифраза;
- проведение различных видов анализа слова, анализа текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
3. Метапредметные:
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, в обсуждениях;
- владение всеми видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения.
Содержание курса
Формы организации деятельности: эвристическая беседа; лекция; индивидуальная, групповая, коллективная работа и исследовательскаядеятельность;выразительное чтение;творческая работа; игровые и проблемно-поисковые методы обучения.
Спектр способов и форм выявления результатов:тесты, творческие продукты, исследовательская деятельность, проблемно-поисковые работы.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Виды деятельности и формы организации занятий | Теоретические понятия | Часы |
1. | Функциональные стили русского языка. Художественный стиль. | Лекция, коллективная работа, представление полученной информации в виде схемы и таблицы. | Понятие о функциональном стиле как центральной категории стилистики. Классификация функциональных стилей. Художественный стиль. | 2 ч. |
2. | Особенности художественного стиля. | Беседа, выразительное чтение, групповая работа, представление полученной информации в виде схемы, практическая работа | Образность, эстетически направленная экспрессивность, эмоциональность, многозначность художественного слова. Роды, виды и жанры художественной словесности. | 2 ч. |
3. | Тропы как одна из особенностей художественного стиля (на материале поэзии А. Ахматовой). | Лекция, эвристическая беседа, выразительное чтение, практическая работа, представление полученной информации в виде таблицы. | Метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, перифраза. | 1 ч. |
Аллегория, метонимия, антономасия, синекдоха, эпитет. | 1 ч. | |||
4. | Закрепление материала «Тропы как одна из особенностей художественного стиля (на материале поэзии А. Ахматовой)». | Эвристическая беседа, выразительное чтение, практическая работа, индивидуальная и парная работы. | Терминология ранее пройденных тем. | 2 ч. |
4. | Промежуточный тест по теме «Особенности художественного стиля». | Индивидуальная работа, представление полученных знаний в виде результата теста с поисково-проблемными элементами. | Терминология ранее пройденных тем. | 1 ч. |
5. | Тропы в лирике А. Ахматовой. | Проблемно-поисковые упражнения, групповая работа с анализом текста. | Метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, перифраза, аллегория, метонимия, антономасия, синекдоха, эпитет, образность, эстетически направленная экспрессивность, эмоциональность. | 3 ч. |
6. | Итоговая творческая работа в виде группового проекта по теме «Особенности художественного стиля на материале лирики А. Ахматовой». | Подготовка творческого продукта, групповая работа. | Терминология ранее пройденных тем. | 3 ч. |
Представление творческого продукта, представление полученных результатов. | 1 ч. |