Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Омска
«Центр технического творчества «Мечта»
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ РАБОТЫ
ЛЕТНЕЙ ДВОРОВОЙ ПЛОЩАДКИ
«КАК У НАШЕГО ДВОРА НАЧИНАЕТСЯ ИГРА»
Срок реализации – июнь
Участники программы: дети и подростки 5 – 14 лет
Автор – составитель:
Гладырева Екатерина Александровна,
педагог дополнительного образования
Омск – 2023 г.
Пояснительная записка
Каникулярный период благоприятен для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения возрастных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Каникулы – время игр, развлечений свобода в выборе занятий, восполнения израсходованных сил и энергии, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей и подростков, изучение ими ранее недоступных сфер человеческой деятельности.
Актуальность программы
Основной деятельностью на дворовых площадках в каникулярное время является организация полезного и содержательного досуга детей и подростков. Правильно организованный активный отдых снимает утомление и повышает работоспособность. Организация игр различных форм дают большой оздоровительный эффект, в процессе игры ребята проверяют себя на смекалку, выносливость, выражают свои чувства и эмоции. Являясь участником активной игровой и творческой деятельности, дети и подростки начинают использовать приобретенные знания в школе, классе, компании друзей.
В целях организации эффективного процесса профилактики безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, а также более полной занятости детей и подростков, которые не могут по тем или иным причинам выехать в оздоровительный лагерь, организована летняя дворовая площадка.
В рамках деятельности площадки, ребенку предоставляется право выбирать и участвовать в различных видах досуговой деятельности в соответствии с его интересами и потребностями.
Цель:Организация полезного и содержательного досуга и занятости детей и подростков в рамках деятельности летней дворовой площадки.
Задачи
- Способствовать эмоциональному раскрепощению участников в ходе игровой и творческой деятельности.
- Развивать навыки общения в разновозрастном коллективе.
- Прививать навыки здорового образа жизни через игровые, познавательные и состязательные формы деятельности.
- Создавать атмосферу психологического комфорта.
Участники программы: дети и подростки 5-14 лет.
Сроки реализации программы: июнь.
Программа включает следующие периоды
Подготовительный:
разработка программы дворовой досуговой площадки;
подбор педагогов;
проведение рекламно-информационной кампании;
создание материальной и методической базы;
знакомство с контингентом дворовой площадки;
выявление лидеров в группе и привлечение их к организации взаимодействия.
Основной:
сплочение ребят вокруг лидеров, создание разновозрастной группы;
организация и проведение досуговых программ.
Заключительный:
подведение итогов деятельности дворовой досуговой площадки.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дни работы дворовой площадки: 2 раза в неделю: вторник, четверг.
Время работы дворовой площадки: 15.00-17.00 ч.
Программа организации досуговой деятельности детей в рамках работы летней дворовой площадки «Как у нашего двора начинается игра» предполагает использование многообразных форм проведения досуговых мероприятий. Выбор форм работы с детьми и подростками в рамках дворовой досуговой площадки обусловлен сочетанием их между собой, а также с такими видами деятельности как спорт, игра, общение.
Перечень досуговых программ представлен в таблице:
Форма проведения досуговой программы | Название досуговой программы |
Комплекс игр на знакомство «Мяч дружбы» | |
Игра | «Снежный ком» |
Игра | «Что мы знаем о Васе» |
Игра | «Сцены знакомства» |
Игра | «Рисунок о себе» |
Игра | «Ладошка дружбы» |
Игра | «Лента дружбы» |
Комплекс малоподвижных игр | |
Игра | «Самже» |
Игра | «Резиночки» |
Игра | «У кого мяч?» |
Игра | «Чем все закончилось…» |
Развлекательные и подвижные игры | |
Соревнование | «Юмористический футбол» |
Эстафеты | «Камеди забег» |
Командная игра | «Футбольные соревнования» |
Игра | «Фанты» |
Игры | «Цветной король», «Песенный король», «Съедобный – не съедобный король» |
Игра | «Можно - возможно» |
Игра | «Вышибалы» |
Интерактивные игры | |
Квест | «Летние забавы» |
Коллективно – творческое дело | «Мы рисуем этот мир» |
Флешмоб | «Я – житель России» |
Тематические игры | |
Викторина с подвижными играми, посвященная дню рождения поэта | «По сказкам А.С. Пушкина» |
Работа в рамках дворовой досуговой площадки предполагает физическую и творческую активность детей и подростков, в связи с чем педагогами планируется проведение физических зарядок перед основными досуговыми программами. Зарядки предполагают тематику, которая выбирается педагогами в ходе работы. Тематические физические зарядки проводятся с целью разминки, концентрации внимания детей и подростков, настрой на совместную деятельность.
Работа в рамках дворовой досуговой площадки педагогов с детьми и подростками проходит под открытым небом. В случае прохладной и дождливой погоды запланированные досуговые программы не проводятся во избежание детского травматизма и соблюдении гигиенических норм здоровьесбережения.
Принципы работы
доступность — участниками программы являются дети и подростки;
гуманность — внимательное и отзывчивое отношение к запросам и интересам участников в области игротехники;
бесплатность – участие в досуговых мероприятиях, предлагаемых педагогами Центра технического творчества для детей и подростков бесплатно;
геолокация – досуговая площадка расположена на территории Центра технического творчества.
Предполагаемый результат деятельности
увеличение количества детей и подростков, охваченных организованным досугом;
организация стабильной досуговой работы на детской площадке;
полезная занятость детей и подростков;
снижение степени социальной дезадаптации;
снижение количества правонарушений в городе;
увеличение объема знаний об играх, их правил и условий проведения;
Материально-техническое обеспечение
и инфраструктура дворовой площадки
Канцелярские принадлежности.
Набор спортивного инвентаря: мячи, кегли, скакалки, обручи, свисток, гимнастические палки.
Мел (белый, цветной).
Атрибутика с триколором.
Призы и награды для стимулирования.
Лавочки, скамейки.
Игровые поля (по типу футбольного или волейбольного) или большая поляна.
Асфальтированные пешеходные тротуары.
Соблюдение техники безопасности,
охраны жизни и здоровьядетей и подростков
1. Дети до 7 лет находятся на территории детской площадки и принимают участие в досуговых программах под присмотром родителей, или лиц их заменяющих.
2. Проверка инвентаря и игрового реквизита на безопасность и работу по назначению перед использованием.
3. Логичное, доступное и грамотное объяснение участникам дворовой досуговой площадки правил игровых, конкурсных заданий досуговых программ.
4. Проведение инструктажа по правилам поведения в ходе досуговых мероприятий с участниками дворовой досуговой площадки.
5. Объяснение правил использования игрового реквизита и инвентаря в ходе досуговых мероприятий.
Критерии оценки результатов программы
Количество детей, посещающих летнюю досуговую площадку.
Активность и участие детей в досуговых программах.
Уровень и характер взаимоотношений в детской среде.
Устойчивый интерес детей и подростков к игровой и творческой деятельности.
Удовлетворенность детей и подростков результатами в играх, соревнованиях.
Заинтересованность родителей в посещении детьми летней досуговой площадки.
Анкетирование родителей детей и подростков по итогам проведения досуговой площадки.
Список литературы:
Безруких, М.М., Филиппова, Т.А., Макеева, А.Г. Две недели в лагере здоровья. [Текст]:/ М.М., Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.– М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2005.
Березина В.Н. Где отдохнуть школьнику летом. В.Н. Березина // Воспитание школьников.-1998.-N3.-С.41-42.
Волохов А. В., Мирошкина И.И. Команда нашего двора. – Нижний Новгород, 2006.
Коллектив городского межведомственного координационного Совета по организации оздоровления, отдыха, досуга и занятости детей и подростков в летнее время, Проект «Каникулы» [Текст] – Кемерово: 2006г
ЛобачеваС.И.Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. [Текст]/С.И.Лобачева. - Москва: ВАКО, 2007 г.
Морозова О.М., Программа конкурсно-досуговой деятельности «Лето в стиле «Актив» [Текст] \О.М.Морозова\ - Кемерово: 2011.
Организация летнего отдыха детей и подростков.[Текст] // Народное образование.-1999.-N 5.- С.4-235.
Сулешко С.В., Программа «Летние каникулы -2004» [Текст] \С.В.Сулешко\ -Кемерово: 2004.
Интернет – источники:
1. Ефремова А. О. Социально-культурное проектирование детских шоу-программ: теоретико-методологический аспект // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 332-335. — URL https://moluch.ru/archive/43/5277/
2. Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7546/
3. Голдобина Е. Г., Фролова И. И. Значение дворовых игр для формирования физических качеств дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14823/
4. Дресвянина А. М., Хамидулина Ю. В. Игры на сплочение детского коллектива // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1150-1151. — URL https://moluch.ru/archive/90/18583/
Приложение №1
План проведения досуговых программ в рамках реализации
программы организации досуговой деятельности детей в рамках работы летней дворовой площадки «Как у нашего двора начинается игра»
Дата Время | Форма и название досуговой программы | Примечание | Количество часов |
15.00 – 17.00 | Тематическая физическая зарядка Комплекс игр на знакомство «Мяч дружбы» Эстафета «Камеди забег» | Набор реквизита и инвентаря | 2 |
15.00 – 17.00 | Тематическая физическая зарядка Викторина с подвижными играми «По сказкам А.С. Пушкина», посвященная дню рождения поэта Игра «Фанты» | Текст с вопросами викторины | 2 |
15.00 – 17.00 | Тематическая физическая зарядка Флешмоб «Я – житель России» Коллективно – творческое дело «Мы рисуем этот мир» | Ленты в цвет флага России «триколор» и другая атрибутика | 2 |
15.00 – 17.00 | Тематическая физическая зарядка Командная игра «Футбольные соревнования» Комплекс малоподвижных игр | Набор реквизита и инвентаря | 2 |
15.00 – 17.00 | Тематическая физическая зарядка Квест «Летние забавы» | Набор реквизита и инвентаря | 2 |
15.00 – 17.00 | Тематическая физическая зарядка Соревнование «Юмористический футбол» Игры «Цветной король», «Песенный король», «Съедобный – не съедобный король» | Набор реквизита и инвентаря | 2 |
15.00 – 17.00 | Тематическая физическая зарядка Игра «Можно - возможно» Игра «Вышибалы» | Набор реквизита и инвентаря | 2 |
15.00 – 17.00 | Тематическая физическая зарядка Эстафета «Камеди забег» | Набор реквизита и инвентаря | 2 |
Итого часов: 16 |