Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области « Верх-Ирменская
школа –интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Рассмотрено на М.О. воспитателей старших классов. «____»________________2022г Протокол №___от___________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______ В.А.Аршинова «____»_____________2022г. |
Согласовано зам. директора В.Р.
_________С.В.Толокнова.
Программа внеурочной деятельности
«Делаем сами своими руками»
для учащихся 8-10классов.
Воспитатель высшей. категории
Шнайдер Н.В.
2022г
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области « Верх-Ирменская
школа –интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрено на М.О. воспитателей старших классов. «____»________________2022г Протокол №___от___________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______ В.А.Аршинова. «____»_____________2022г. |
Согласовано зам. директора В.Р.
________С.В.Толокнова.
Календарно-тематическое планирование
Программы внеурочной деятельности
«Делаем сами своими руками»
Всего часов:102ч.
1год обучения-34ч.
2год обучения-34ч.
3 год обучения-34ч
Воспитатель высшей категории
Шнайдер Н.В.
2022г
Пояснительная записка
Современные тенденции в области коррекционного образования развитие личности учащихся с интеллектуальными нарушениями, их успешная социализация становятся основополагающими в работе воспитателя коррекционной школы. На первое место выходят личностные результаты, к которым относятся в том числе и формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми направлениями воспитания: нравственным, трудовым, экологическим и физическим.
Обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию, прежде всего происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития.
Образовательная программа внеурочной деятельности детей «Делаем сами своими руками» художественно-эстетической направленности для детей 14-16 лет разработана на 3 года обучения.
Новизна программы состоит в том, что дети учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: рисованию, аппликации, оригами, работе с природным и бросовым материалом. Перечисленные виды деятельности связаны между собой и дополняют друг друга в течении всего обучения. Программа предусматривает чередование рисования, аппликации, работы с бумагой и природным материалом.
В основу программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей среднего и старшего школьного возраста через знакомство с историей происхождения, овладения обучающимися технологическими приемами изучаемых видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию абстрактного мышления, глазомера, мелкой моторики, координации движений рук, внимания, прививают усидчивость, аккуратность, терпение, формируют эстетический вкус, уважительное отношение к национально- художественному наследию.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Данная программа является адаптированной к возрастным и психологическим особенностям детей с интеллектуальными нарушениями и позволяет каждому ребенку реализовать себя в той или иной творческой деятельности в пространстве образовательного учреждения.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1.Словесные:
Рассказ
Лекция
Беседа
Дискуссия
2.Практический:
Практическая работа
3.Наглядный:
Демонстрация
Иллюстрация
4.Метод проблемного обучения:
Проблемное изложение материала
Создание проблемных ситуаций
5.Метод игры:
Игра – конкурс
Игра – путешествие
Игра – викторина и т.п.
Реализация программного материала предполагает 1 час занятий 1 раз в неделю. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочерёдности тем и указанных в них задач. Занятия обеспечивают поступательное развитие ребёнка.
Цель программы: создание условий для развития художественно творческих способностей, учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
формировать у учащихся практические умения в разных видах изобразительной деятельности (декоративное рисование, аппликация, модульное оригами бросовый и природный материал);
воспитывать художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление;
формировать потребность и умение выражать себя в различных видах художественно-эстетической деятельности;
учить правильному восприятию формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
совершенствовать навыки работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
корригировать познавательную деятельность учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами.
На занятиях дети получают первоначальные знания по материаловедению,
знакомятся с инструментами и способами обработки материалов, приобретают простейшие навыки и умения по изобразительной деятельности (живопись, рисунок, композиция), работе с бумагой, природным материалом. В ходе реализации программы решаются задачи всестороннего развития и воспитания учащихся в процессе труда. В ходе работы у школьников формируется любовь и уважение к труду, дисциплинированность, умение работать в коллективе, чувства товарищества, взаимовыручки.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов ребят, возможности их самовыражения, возможностей образовательного учреждения. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Условия реализации программы:
1.Материально – техническая база (пластилин, краски, гуашь, цветная бумага, основной и вспомогательный инструмент)
2.Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)
3.Методическое обеспечение (методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству)
4.Техника безопасности
Диагностическое обеспечение:
-карта диагностики предметных и личностных результатов (приложние)
- участие в конкурсах творческой направленности муниципального, районного, областного уровня.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
-аппликация и декоративное рисование;
-выполнение аппликаций с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с помощью клея по образцу;
-выполнение сюжетного и декоративного изображения технике аппликации,
- работа в технике оригами;
- работа с природным материалом;
- работа с бросовым материалом;
- рисование витражными красками.
На занятиях дети знакомятся с образцами декоративно- прикладного искусства. В процессе занятий дети получают сведения о применении узоров на коврах посуде, одежде содержание декоративного рисования входит составление различных узоров в полосе, квадрате, круге.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определённую последовательность
рисование орнамента с готовых образцов
попаданной схеме
из данных элементов
самостоятельное решение.
В программе предполагаются задания, как для коллективного, так и для индивидуального выполнения. Они выполняются детьми самостоятельно, но под постоянным контролем со стороны педагога. По каждой выполненной работе подводятся итоги с учетом мнения каждого ребёнка, обсуждаются достоинства и недостатки. Это помогает закреплению полученных знаний, учит воспитанников рассуждать.
Порядок прохождения программы может быть изменён в процессе обучения в зависимости от степени усвоения материала, особенностей детского коллектива.
Ожидаемые результаты освоения программы:
В конце обучения дети должны получитьзнания:
•о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
•в области композиции, формообразовании, цветоведения;
•об особенностях лепных игрушек;
•о технологии изготовления поделок из природных материалов;
•об истории возникновения различных видов росписи, истоках декоративно-прикладного искусства;
о различных техниках работе с бумагой ( аппликация, квиллинг, оригами, папье-маше, декупаж).)
об особенностях работы с витражными красками
умения:
•работать нужными инструментами и приспособлениями;
•последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
•лепить из пластилина, применять разные формы лепки; расписывать игрушки;
•создавать картины и поделки из природных материалов;
•наносить и закреплять рисунок витражными красками;
•мастерить открытки в различных техниках аппликации;
•расписывать пасхальные яйца по традиционным мотивам.
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
применение бросовых и природных материалов в окружающем мире.
уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать их
по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,
из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работы, используя изобразительный материал
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
соблюдать правила безопасности труда;
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
- роль декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- виды декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, соломка);
- особенности лепных игрушек;
- способы аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома)
- сочетание аппликации с вышивкой;
- особенности работы с витражными красками.
уметь:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
-лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
- выполнять простые работы в технике оригами;
-выполнять коллективные работы под руководством педагога.
К концу 3 года обучения учащиеся должны
знать:
сведения о цветовом сочетании в изделиях, о теплых и холодных оттенках палитры;
приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту;
виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
различные техники работы с бумагой ( аппликация, квиллинг, оригами, папье-маше, декупаж).)
особенности работы с витражными красками
уметь:
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Создавать коллективные работы под руководством педагога
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в любой изученной технике рисования.
Календарно-тематическое планирование 1год обучения(8класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего часов | ||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Работа с природным и бросовым материалом | 1 | 4 | 5 |
3 | Работа с бумагой картоном | 2 | 5 | 7 |
4 | Декоративное рисование | 2 | 8 | 10 |
Работа с пластилином и тестом. | 1 | 4 | 6 | |
5 | Работа с тканью нитками. | 1 | 4 | 5 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
8 | 26 | 34 |
Содержание программы 1 года обучения(34часа)
1.Введение -1 час
Водный инструктаж-1 час
2 работа с природным и бросовым материалом.5 часов
Теория 1час
Использование естественной формы природного материала .
Практика 4 часа
сказочные герои аппликация
корзинка с листочками
объемная поделка Филин
.панно из фисташек.
3.работа с бумагой и картоном (7 часов)
Теория 2 час
Краткий историко-художественный обзор развитие бумажного кручения
Понятие техники квилинг создание основных элементов .
Практика 5 часов
изготовление простых цветов
влюбленные лебеди
новогодняяя сказка
волшебный узор.2 часа
4.Декоративное рисование 10 часов
Теория 2 часа
Матрешки .История матрешки(Загорская, Семеновская)
Филимоновские свистульки
Практика 6 часов.
роспись бумажных матрешек
узор на полосе
роспись орнаментов по мотивам филимоновской росписи
узор на миске (хохлома)
составление узора в круге
украшение свитера
Ковш Уточка с ложками
Поставок(хохлома).
5.работа с пластилином и тестом.6 часов
Теория 1 час
Знакомство с пластинографией.
Практика 5 часов.
Панно Ваза с цветами.
подставка для карандашей.
Панно подснежники
подкова на счастье.
подарок маме.
6 работа с тканью и нитками.5 часов
Теория 1 час
История возникновения вышивки.1 час
Практика 4 часа
Простые элементы вышивки 2 часа
салфетка игрушки 2 часа
Итоговое занятие 1час
Выставка поделок
Учебно-тематический план 2год обучения.
9 класс.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||
Теория | Практика | Всего часов. | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2. | Работа с природным материалом | 1 | 3 | 4 | ||
3. | Работа с бумагой и картоном | 2 | 5 | 7 | ||
4. | Декоративное рисование | 2 | 8 | 10 | ||
5. | Работа с пластилином и тестом . | 1 | 4 | 5 | ||
6. | Работа с тканью и нитками. | 1 | 6 | 7 | ||
7. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |||
7 | 27 | 34 |
Содержание программы2 года обучения (34 часов)
1.Работа с природным материалом-4 час
Теория 1час
Знакомство с бисером.
Практика 3 часа
Аппликация Цветы в вазе.(бисер)
Панно Цапля
Веер.
2 работа с бумагой и картоном-7 часов
Теория 2 часа
Знакомство с видами бумаги техникой ее обработки.
История оригами. Материалы и инструменты. Модульное оригами.
Практика 5 часов.
Изготовление модулей 2часа
Радужный лебедь.2часа
Изготовление розочек фигурными ножницами 1час.
3.Декоративное рисование 10 часов.
Теория 3 часа.
Сказочная гжель
Основные элементы росписи.
Русский народный костюм.
Практика 7 часов.
Роспись изделия тарелочка чайник кумган
Праздничное блюдо
Цветы гжели
Укрась посуду
Шаль красавицы весны
Гжельские фигурки
Рисование по замыслу.
4.работа с пластилином и тестом 5 часов.
Теория 1час.
История возникновения тесто пластики
Практика 4 часа
Корзиночка с фруктами
Панно подсолнухи
Лягушонок
Кот милашка
5.работа с тканью и нитками 7 часов.
Теория 1час
История возникновения ниток.
Практика 6часов.
Изготовление изделий из ниток-3 часа
(шары и игрушки, цыпленок в скорлупе)
Работа с тканью-3часа
(Цветущая лужайка, грибок,аппликация Арликино)
Итоговое занятие1час.
Выставка поделок.
Учебно-тематический план 3 год обучения.
(10класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего часов. | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | ||
2 | Работа с природным и бросовым материалом. | 2 | 3 | 5 | |
3 | Работа с бумагой и картоном. | 2 | 6 | 8 | |
4 | Декоративное рисование | 2 | 6 | 8 | |
5 | Работа с тестом | 1 | 4 | 5 | |
6 | Работа с тканью и нитками | 1 | 5 | 6 | |
Итоговое | 1 | 1 | |||
8 | 26 | 34 |
Содержание программы 3 года обучения(34 часа).
1.введение-1час
Беседа по охране труда.
2.работа с природным и бросовым материалом.5 часов.
Теория 2часа
История возникновения техники декупаж. Основные материалы.
Вторая жизнь вещей.
Практика 3 часа
Приклеивание салфетки классическим способом
2-3 рамка для фотографий.
3.работа с бумагой и картоном.8часов.
Теория 2часа
Виды техники работы с бумагой
Основные формы спирали в виде стружки.(квилинг)
Практика 6 часов.
Букет роз.
Корзина с фиалками.
Букет луговых цветов
Изготовление модулей 2часа
Сборка космической ракеты
.
4.Декоративное рисование 8 часов.
Теория 2часа
Городецкая роспись. Элементы росписи.
Жестовская роспись. Элементы росписи.
Практика 6 часов.
Жестовский букет 2часа
Городецкая роза 2часа
Птица волшебная сада.
5работа с тестом .5 часов.
Теория 1час
История соленного теста.
Практика 4 часа
Изготовление поделок( осьминог, кактус, снеговик)
6.работа с тканью и нитками. 6часов.
Теория 2часа
История рукоделия
Приемы и элементы лоскутного шитья.
Практика 4 часа
Составление узоров из различных лоскутных элементов.
Белка
Шкатулка из ниток 2часа.
Итоговое занятие 1час
Выставка поделок.
Литература для учителя:
Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.
Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.
Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.
Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.
Литература для обучающихся
Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.