Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Программа внеурочной деятельности для 3 класса "Словесное творчество"

Программа внеурочной деятельности для 3 класса "Словесное творчество"

Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской и творческой деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными поэтическими текстами как предпосылка выполнения творческих заданий.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Ростовская область

Матвеево-Курганский район

МБОУ Сад – Базовская сош

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Словесное творчество»

(2024-2025 учебный год)

Уровень общего образования (класс) начальное общее 3 класс

Количество часов: 34

Учитель: Гулевская Юлия Владимировна

Программа рассчитана на 34 часа и будет выполнена в полном объёме.

п. Крынка

2024г.

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Словесное творчество» (далее – программа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО; приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286) и федеральной образовательной программой начального общего образования (ФОП НОО) по учебному предмету «Литературное чтение».

Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской и творческой деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными поэтическими текстами как предпосылка выполнения творческих заданий.

Также внеурочная деятельность обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Программа способствует реализации личностных, метапредметных и предметных требований ФГОС НОО и ФОП НОО.

Особенностью программы является ее двухкомпонентная структура. Содержание программы включает теоретический материал и выполнение практических работ, которые являются предпосылкой для дальнейшей реализации самостоятельного словесного творчества. В практическую часть включены задания по обучению младших школьников конструированию рифмованных текстов и текстов разных типов речи.

Цель курса: обеспечить условия для формирования словесного творчества младшего школьника, осознания творческого акта как сочинительства текста собственного замысла.

Задачи курса:

–становление последовательных действий сочинительства: определение замысла, отбор персонажей, построение композиции, выбор художественных средств;

–формирование умений младшего школьника выполнять разные роли в процессе сочинительства: слушатель, читатель, редактор, интерпретатор, автор;

–развитие интереса к словесному творчеству.

Принципы отбора произведений детской литературы:

–соответствие возрасту детей младшего школьного возраста, доступность литературных произведений для чтения младшими школьниками;

–обеспечение возможности творческой интерпретации литературных произведений.

Курс внеурочной деятельности «Словесное творчество» входит в систему внеурочной деятельности, которая представлена образовательной организацией в образовательной программе. Курс «Словесное творчество» рассчитан на год изучения – 34 часа – для обучающихся 3 класса.

В программе курса определены планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные), которые предполагается получить в результате его организации. Выше изложено, что их содержание соотносится с федеральной образовательной программой начального общего образования, в т. ч. с федеральной рабочей программой по учебному предмету «Литературное чтение». Учитель может вносить коррективы в содержание курса и тематическое планирование с учетом объема знаний, обучающихся и уровня сформированности литературно-творческих умений. Количество часов на предложенные темы также может быть скорректировано учителем.

Все, что дети узнают в процессе внеурочной деятельности, не подлежит контролю и оценке: никаких отметок за внеурочные занятия младшие школьники не получают. Вместе с тем учитель осуществляет рефлексивную деятельность, которая позволяет уточнить, скорректировать, изменить методику проведения занятий в том случае, если педагог замечает, что дети не проявляют заинтересованности и активности.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Словесное творчество»

Личностные результаты:

становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные результаты:

сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета);

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

Предметные результаты:

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа);

отличать лирическое произведение от эпического;

понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/ прочитанного произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

различать и называть отдельные жанры фольклора и художественной литературы;

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

составлять план, характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту).

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

Содержание программы внеурочной деятельности

Раздел программы/темы

Характеристика основных содержательных линий

Виды организации внеурочной деятельности

Читаем

и разыгрываем потешки (6 часов)

Особенности потешки как жанра: лаконичность,игроваяформа,ритм, условная рифма, сочетание слова идвижения.Художественноечтение потешки: плавность голоса

иритмичностьречи,согласованность с движением рук; соответствие интонацийнастроениюиназначению потешки; повышение и понижение силы голоса.

Практическиеработы: художественное чтение разных потематикеиструктурепотешек с сопровождением движений и жестов. Нахождение в тексте потешкивыразительныхсредств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы для создания потешки

Чтениеразныхпоструктуре и тематике потешек.

Анализтекстапотешки сточки зрения использования изобразительно-выразительныхсредств языка

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа (10 часов)

Примерыпроизведенийразных поэтов по общей тематике.

Особенностинастроениявстихах разной тематики: волнительное, радостное, грустное (описание природы), веселое, игровое, юмористическое (стихи о детях), трогательное, радостное (стихи осемье).

Рифма–главнаяособенностьпоэзии, созвучиесхожихокончанийвсловах. Рифма как выразительное средство создания ритмического рисунка стиха. Сравнение разных рифмованных слов и строчек.

Выразительныесредствапоэтическогопроизведения(эпитеты, сравнения, гипербола, метафора, олицетворение). Сравнение разных поэтических произведений: использование разных выразительных средств.

Практические работы: сравнение замыслов одного поэта (и разных поэтов) в стихотворениях одной темы. Нахождение в тексте и оценка выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы собственного поэтического произведения.

Чтениеианализразныхпотематике стихотворений.

Анализпоэтическихтекстовсточки зренияособенностейстихосложения и изобразительно-выразительных средств языка

Чтение и анализ рассказов- повествований и описаний разной тематики.

Творческая и практическая работа (16 часов)

Темя и идея произведения. Рассказ- повествование. Характеристика

и особенности повествования как типа речи: повествовательные тексты могут рассказывать о том, что происходит с человеком или предметом, раскрывать,

как именно развиваются события дальше и в какой последовательности. Наличие большого числа действий (глаголов в тексте) как особенностьЧтение и анализ рассказов- повествований и описаний разной тематики. Анализ содержания текстов с точки зрения авторского замысла и особенностей выстраивания сюжетной линии произведения повествования.

Тематика рассказов: о животных, о детях, о дружбе.

Рассказ-повествование. Особенности структуры рассказа (завязка, кульминация, развязка). Сюжет. Событие как эпизод из жизни героя. Настроение, возникающее у читателя при чтении повествования. Изобразительно-выразительные средства языка и их функция в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гипербола. Рассказ-описание. Характеристика описания – тип речи, при котором автор раскрывает признаки, свойства, качества, внешние особенности предмета, обстановки или человека. Разновидности описания: пейзаж, портрет человека, животное, интерьер, местность, предмет быта. Изобразительно-выразительные средства языка описания. Практические работы: Сравнение рассказов разной тематики. Анализ сюжетов в рассказах-повествованиях, выразительных средств в описаниях

Чтение и анализ рассказов- повествований и описаний разной тематики.

Анализ содержания текстов с точки зрения авторского замысла

и особенностей выстраивания сюжетной линии произведения

Заключительное занятие «Мы любим и знаем поэзию» (2 часа)

Подведение итогов, анализ творческихработобучающихся

Коллективная творческая деятельностьобучающихся

(чтениеисочинениестихотворных текстов) в форме конференции

Внеурочная деятельность основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и коллективная. Ведущей формой организации занятий является коллективная работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально в виде экскурсий, игр на транспортной площадке, бесед, конкурсов, презентаций, дидактических и ролевых игр.

Программа реализуется за счёт часов базисного учебного плана, выделенных на внеучебную деятельность (социальное направление).

Календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п

Дата

Тема занятия

Формы деятельности на занятиях

ЦОР/ЭОР

1-2

Потешка-жанр устного народного творчества. В.Д. Берестов «Бычок», И.П. Токмакова «Аист»

Художественное чтение потешки: плавность голоса и ритмичность речи, согласованность с движением рук; соответствие интонаций настроению и назначению потешки; повышение и понижение силы голоса.

https://resh.edu.ru

3

Учимся читать потешки.

Е.А. Благинина «Ой ладушки-ладушки», «Комары и мошки…», «Идет коза рогатая…», «Зайчик серенький сидит…», «Кисонька-мурысенька…»

Художественное чтение разных по тематике и структуре потешек с сопровождением движений и жестов. Нахождение в тексте потешки выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы для создания потешки.

https://foxford.ru/wiki/literatura/malie-ganri-folklora?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F

4

Потешка - песенка- приговорка. Е.А. Благинина «Как у нашего кота…», «Поскакали, поскакали…», «Ехал мальчик маленький…», «Баба сеяла горох…», «Скок-поскок…»

Художественное чтение разных по тематике и структуре потешек с сопровождением движений и жестов. Нахождение в тексте потешки выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы для создания потешки.

http://www.poemsonalltimes.ru/narodnyj-folklor/poteshki

5-6

Учимся сочинять потешки.

Выбор и обоснование темы для создания собственной потешки. Подбор рифмованных слов и предложений и соответствующих движений. Коллективное создание рифмованных потешек.

https://sibmama.ru/pribautki.htm

7

Поэзия как жанр литературного произведения. Рифма. Выразительные средства поэтического произведения.

Знакомство с поэзией как с жанром литературного произведения. Замысел поэта как важнейший элемент сочинительства, его реализация в теме, основном содержании и структуре поэтического текста. Выразительные средства поэтического произведения (эпитеты, сравнения, гипербола, метафора, олицетворение).

https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa

8-9

Поэтические произведения поэтов-классиков А.С. Пушкин «Зимнее утро», А.А. Майков «Весна», Ф.И. Тютчев «В небе тают облака»,

Особенности настроения в стихах разной тематики: волнительное, радостное, грустное (описание природы).

Рифма как выразительное средство создания ритмического рисунка стиха.

https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa

10-11

Поэтические произведения поэтов-классиков: С.А. Есенин «Береза», А.А. Фет «Печальная береза…»,

Особенности настроения в стихах разной тематики:, веселое, игровое, волнительное, радостное, грустное (описание природы)

https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa

12-13

И.З. Суриков «Детство», Г.А. Ладонщиков «Наша Родина»,

, И.С. Никитин «Русь»,

Особенности настроения в стихах разной тематики: трогательное, радостное (стихи о семье).

https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa

14-15

А.Л. Барто «Я лежу болею», «По дороге в класс», В.Д. Берестов «За игрой»

Особенности настроения в стихах разной тематики: волнительное, радостное, грустное , веселое, игровое, юмористическое (стихи о детях).Сравнение разных поэтических произведений: использование разных выразительных средств.

https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa

16

Учимся сочинять стихи.

Сравнение замыслов одного поэта (и разных поэтов) в стихотворениях одной темы. Подбор рифмованных слов и предложений. Коллективное создание рифмованных четверостиший на разные темы.

https://урок.рф/library/rabochij_list_ya_uchus_pisat_stihi_210027.html

17

Рассказ-повествование.

А.П. Чехов «Мальчики»,

Особенности структуры рассказа (завязка, кульминация, развязка). Сюжет. Событие как эпизод из жизни героя. Изобразительно-выразительные средства языка и их функция в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гипербола.

Авторский замысел в рассказе как элемент сочинительства. Тема и идея произведения.

18

А.П. Чехов «Каштанка»

19

А.П. Чехов «Белолобый»,

20

Л.Н. Толстой «Прыжок»

21

Л.Н. Толстой «Акула»

22

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

23

Е.И. Чарушин «О больших и маленьких»,

24

Рассказ-описание. М.М. Пришвин

«Осинкам холодно»

Характеристика описания – тип речи, при котором автор раскрывает признаки, свойства, качества, внешние особенности предмета,

обстановки или человека. Разновидности описания: пейзаж, портрет человека, животное, интерьер, местность, предмет быта.

Изобразительно-выразительные средства языка описания.

Нахождение в тексте и оценка выразительных средств.

25

М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»

26

М.М. Пришвин» «Журка», «Разговор птиц и зверей»

27

Е.А. Пермяк «Надежный человек», «Торопливый ножик»

28

Л.Н. Толстой «Детство» главы из повести

29-30

Учимся сочинять рассказы-повествования

Выбор и обоснование темы для создания собственного рассказа. Подбор события для определения сюжета рассказа, действующих лиц (сочинение рассказа по серии сюжетных картинок, по игрушкам). Коллективное создание рассказа в соответствии с его структурными компонентами: завязка, кульминация, развязка.

31-32

Учимся сочинять рассказы-описания

33-34

«Мы любим и знаем поэзию»

Подведение итогов и анализ проделанной практической работы, участие обучающихся в коллективной творческой деятельности в форме конференции.

Итого 34 часа

Лист корректировки рабочей программы и календарно-тематического планирования на 2024-2025 учебный год

урока/

дата

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской и творческой деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными поэтическими текстами как предпосылка выполнения творческих заданий.
0 ₽