Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Программа внеурочной деятельности для 3 класса "Словесное творчество"

Программа внеурочной деятельности для 3 класса "Словесное творчество"

Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской и творческой деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными поэтическими текстами как предпосылка выполнения творческих заданий.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Ростовская область

Матвеево-Курганский район

МБОУ Сад – Базовская сош

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Словесное творчество»

(2024-2025 учебный год)

Уровень общего образования (класс) начальное общее 3 класс

Количество часов: 34

Учитель: Гулевская Юлия Владимировна

Программа рассчитана на 34 часа и будет выполнена в полном объёме.

п. Крынка

2024г.

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Словесное творчество» (далее – программа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО; приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286) и федеральной образовательной программой начального общего образования (ФОП НОО) по учебному предмету «Литературное чтение».

Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской и творческой деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными поэтическими текстами как предпосылка выполнения творческих заданий.

Также внеурочная деятельность обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Программа способствует реализации личностных, метапредметных и предметных требований ФГОС НОО и ФОП НОО.

Особенностью программы является ее двухкомпонентная структура. Содержание программы включает теоретический материал и выполнение практических работ, которые являются предпосылкой для дальнейшей реализации самостоятельного словесного творчества. В практическую часть включены задания по обучению младших школьников конструированию рифмованных текстов и текстов разных типов речи.

Цель курса: обеспечить условия для формирования словесного творчества младшего школьника, осознания творческого акта как сочинительства текста собственного замысла.

Задачи курса:

–становление последовательных действий сочинительства: определение замысла, отбор персонажей, построение композиции, выбор художественных средств;

–формирование умений младшего школьника выполнять разные роли в процессе сочинительства: слушатель, читатель, редактор, интерпретатор, автор;

–развитие интереса к словесному творчеству.

Принципы отбора произведений детской литературы:

–соответствие возрасту детей младшего школьного возраста, доступность литературных произведений для чтения младшими школьниками;

–обеспечение возможности творческой интерпретации литературных произведений.

Курс внеурочной деятельности «Словесное творчество» входит в систему внеурочной деятельности, которая представлена образовательной организацией в образовательной программе. Курс «Словесное творчество» рассчитан на год изучения – 34 часа – для обучающихся 3 класса.

В программе курса определены планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные), которые предполагается получить в результате его организации. Выше изложено, что их содержание соотносится с федеральной образовательной программой начального общего образования, в т. ч. с федеральной рабочей программой по учебному предмету «Литературное чтение». Учитель может вносить коррективы в содержание курса и тематическое планирование с учетом объема знаний, обучающихся и уровня сформированности литературно-творческих умений. Количество часов на предложенные темы также может быть скорректировано учителем.

Все, что дети узнают в процессе внеурочной деятельности, не подлежит контролю и оценке: никаких отметок за внеурочные занятия младшие школьники не получают. Вместе с тем учитель осуществляет рефлексивную деятельность, которая позволяет уточнить, скорректировать, изменить методику проведения занятий в том случае, если педагог замечает, что дети не проявляют заинтересованности и активности.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Словесное творчество»

Личностные результаты:

становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

Метапредметные результаты:

сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета);

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

Предметные результаты:

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа);

отличать лирическое произведение от эпического;

понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/ прочитанного произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

различать и называть отдельные жанры фольклора и художественной литературы;

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

составлять план, характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту).

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

Содержание программы внеурочной деятельности

Раздел программы/темы

Характеристика основных содержательных линий

Виды организации внеурочной деятельности

Читаем

и разыгрываем потешки (6 часов)

Особенности потешки как жанра: лаконичность,игроваяформа,ритм, условная рифма, сочетание слова идвижения.Художественноечтение потешки: плавность голоса

иритмичностьречи,согласованность с движением рук; соответствие интонацийнастроениюиназначению потешки; повышение и понижение силы голоса.

Практическиеработы: художественное чтение разных потематикеиструктурепотешек с сопровождением движений и жестов. Нахождение в тексте потешкивыразительныхсредств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы для создания потешки

Чтениеразныхпоструктуре и тематике потешек.

Анализтекстапотешки сточки зрения использования изобразительно-выразительныхсредств языка

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа (10 часов)

Примерыпроизведенийразных поэтов по общей тематике.

Особенностинастроениявстихах разной тематики: волнительное, радостное, грустное (описание природы), веселое, игровое, юмористическое (стихи о детях), трогательное, радостное (стихи осемье).

Рифма–главнаяособенностьпоэзии, созвучиесхожихокончанийвсловах. Рифма как выразительное средство создания ритмического рисунка стиха. Сравнение разных рифмованных слов и строчек.

Выразительныесредствапоэтическогопроизведения(эпитеты, сравнения, гипербола, метафора, олицетворение). Сравнение разных поэтических произведений: использование разных выразительных средств.

Практические работы: сравнение замыслов одного поэта (и разных поэтов) в стихотворениях одной темы. Нахождение в тексте и оценка выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы собственного поэтического произведения.

Чтениеианализразныхпотематике стихотворений.

Анализпоэтическихтекстовсточки зренияособенностейстихосложения и изобразительно-выразительных средств языка

Чтение и анализ рассказов- повествований и описаний разной тематики.

Творческая и практическая работа (16 часов)

Темя и идея произведения. Рассказ- повествование. Характеристика

и особенности повествования как типа речи: повествовательные тексты могут рассказывать о том, что происходит с человеком или предметом, раскрывать,

как именно развиваются события дальше и в какой последовательности. Наличие большого числа действий (глаголов в тексте) как особенностьЧтение и анализ рассказов- повествований и описаний разной тематики. Анализ содержания текстов с точки зрения авторского замысла и особенностей выстраивания сюжетной линии произведения повествования.

Тематика рассказов: о животных, о детях, о дружбе.

Рассказ-повествование. Особенности структуры рассказа (завязка, кульминация, развязка). Сюжет. Событие как эпизод из жизни героя. Настроение, возникающее у читателя при чтении повествования. Изобразительно-выразительные средства языка и их функция в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гипербола. Рассказ-описание. Характеристика описания – тип речи, при котором автор раскрывает признаки, свойства, качества, внешние особенности предмета, обстановки или человека. Разновидности описания: пейзаж, портрет человека, животное, интерьер, местность, предмет быта. Изобразительно-выразительные средства языка описания. Практические работы: Сравнение рассказов разной тематики. Анализ сюжетов в рассказах-повествованиях, выразительных средств в описаниях

Чтение и анализ рассказов- повествований и описаний разной тематики.

Анализ содержания текстов с точки зрения авторского замысла

и особенностей выстраивания сюжетной линии произведения

Заключительное занятие «Мы любим и знаем поэзию» (2 часа)

Подведение итогов, анализ творческихработобучающихся

Коллективная творческая деятельностьобучающихся

(чтениеисочинениестихотворных текстов) в форме конференции

Внеурочная деятельность основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и коллективная. Ведущей формой организации занятий является коллективная работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально в виде экскурсий, игр на транспортной площадке, бесед, конкурсов, презентаций, дидактических и ролевых игр.

Программа реализуется за счёт часов базисного учебного плана, выделенных на внеучебную деятельность (социальное направление).

Календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п

Дата

Тема занятия

Формы деятельности на занятиях

ЦОР/ЭОР

1-2

Потешка-жанр устного народного творчества. В.Д. Берестов «Бычок», И.П. Токмакова «Аист»

Художественное чтение потешки: плавность голоса и ритмичность речи, согласованность с движением рук; соответствие интонаций настроению и назначению потешки; повышение и понижение силы голоса.

https://resh.edu.ru

3

Учимся читать потешки.

Е.А. Благинина «Ой ладушки-ладушки», «Комары и мошки…», «Идет коза рогатая…», «Зайчик серенький сидит…», «Кисонька-мурысенька…»

Художественное чтение разных по тематике и структуре потешек с сопровождением движений и жестов. Нахождение в тексте потешки выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы для создания потешки.

https://foxford.ru/wiki/literatura/malie-ganri-folklora?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F

4

Потешка - песенка- приговорка. Е.А. Благинина «Как у нашего кота…», «Поскакали, поскакали…», «Ехал мальчик маленький…», «Баба сеяла горох…», «Скок-поскок…»

Художественное чтение разных по тематике и структуре потешек с сопровождением движений и жестов. Нахождение в тексте потешки выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы для создания потешки.

http://www.poemsonalltimes.ru/narodnyj-folklor/poteshki

5-6

Учимся сочинять потешки.

Выбор и обоснование темы для создания собственной потешки. Подбор рифмованных слов и предложений и соответствующих движений. Коллективное создание рифмованных потешек.

https://sibmama.ru/pribautki.htm

7

Поэзия как жанр литературного произведения. Рифма. Выразительные средства поэтического произведения.

Знакомство с поэзией как с жанром литературного произведения. Замысел поэта как важнейший элемент сочинительства, его реализация в теме, основном содержании и структуре поэтического текста. Выразительные средства поэтического произведения (эпитеты, сравнения, гипербола, метафора, олицетворение).

https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa

8-9

Поэтические произведения поэтов-классиков А.С. Пушкин «Зимнее утро», А.А. Майков «Весна», Ф.И. Тютчев «В небе тают облака»,

Особенности настроения в стихах разной тематики: волнительное, радостное, грустное (описание природы).

Рифма как выразительное средство создания ритмического рисунка стиха.

https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa

10-11

Поэтические произведения поэтов-классиков: С.А. Есенин «Береза», А.А. Фет «Печальная береза…»,

Особенности настроения в стихах разной тематики:, веселое, игровое, волнительное, радостное, грустное (описание природы)

https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa

12-13

И.З. Суриков «Детство», Г.А. Ладонщиков «Наша Родина»,

, И.С. Никитин «Русь»,

Особенности настроения в стихах разной тематики: трогательное, радостное (стихи о семье).

https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa

14-15

А.Л. Барто «Я лежу болею», «По дороге в класс», В.Д. Берестов «За игрой»

Особенности настроения в стихах разной тематики: волнительное, радостное, грустное , веселое, игровое, юмористическое (стихи о детях).Сравнение разных поэтических произведений: использование разных выразительных средств.

https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa

16

Учимся сочинять стихи.

Сравнение замыслов одного поэта (и разных поэтов) в стихотворениях одной темы. Подбор рифмованных слов и предложений. Коллективное создание рифмованных четверостиший на разные темы.

https://урок.рф/library/rabochij_list_ya_uchus_pisat_stihi_210027.html

17

Рассказ-повествование.

А.П. Чехов «Мальчики»,

Особенности структуры рассказа (завязка, кульминация, развязка). Сюжет. Событие как эпизод из жизни героя. Изобразительно-выразительные средства языка и их функция в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гипербола.

Авторский замысел в рассказе как элемент сочинительства. Тема и идея произведения.

18

А.П. Чехов «Каштанка»

19

А.П. Чехов «Белолобый»,

20

Л.Н. Толстой «Прыжок»

21

Л.Н. Толстой «Акула»

22

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

23

Е.И. Чарушин «О больших и маленьких»,

24

Рассказ-описание. М.М. Пришвин

«Осинкам холодно»

Характеристика описания – тип речи, при котором автор раскрывает признаки, свойства, качества, внешние особенности предмета,

обстановки или человека. Разновидности описания: пейзаж, портрет человека, животное, интерьер, местность, предмет быта.

Изобразительно-выразительные средства языка описания.

Нахождение в тексте и оценка выразительных средств.

25

М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»

26

М.М. Пришвин» «Журка», «Разговор птиц и зверей»

27

Е.А. Пермяк «Надежный человек», «Торопливый ножик»

28

Л.Н. Толстой «Детство» главы из повести

29-30

Учимся сочинять рассказы-повествования

Выбор и обоснование темы для создания собственного рассказа. Подбор события для определения сюжета рассказа, действующих лиц (сочинение рассказа по серии сюжетных картинок, по игрушкам). Коллективное создание рассказа в соответствии с его структурными компонентами: завязка, кульминация, развязка.

31-32

Учимся сочинять рассказы-описания

33-34

«Мы любим и знаем поэзию»

Подведение итогов и анализ проделанной практической работы, участие обучающихся в коллективной творческой деятельности в форме конференции.

Итого 34 часа

Лист корректировки рабочей программы и календарно-тематического планирования на 2024-2025 учебный год

урока/

дата

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской и творческой деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными поэтическими текстами как предпосылка выполнения творческих заданий.
0 ₽