Ростовская область
Матвеево-Курганский район
МБОУ Сад – Базовская сош
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Словесное творчество»
(2024-2025 учебный год)
Уровень общего образования (класс) начальное общее 3 класс
Количество часов: 34
Учитель: Гулевская Юлия Владимировна
Программа рассчитана на 34 часа и будет выполнена в полном объёме.
п. Крынка
2024г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Словесное творчество» (далее – программа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО; приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286) и федеральной образовательной программой начального общего образования (ФОП НОО) по учебному предмету «Литературное чтение».
Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской и творческой деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными поэтическими текстами как предпосылка выполнения творческих заданий.
Также внеурочная деятельность обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Программа способствует реализации личностных, метапредметных и предметных требований ФГОС НОО и ФОП НОО.
Особенностью программы является ее двухкомпонентная структура. Содержание программы включает теоретический материал и выполнение практических работ, которые являются предпосылкой для дальнейшей реализации самостоятельного словесного творчества. В практическую часть включены задания по обучению младших школьников конструированию рифмованных текстов и текстов разных типов речи.
Цель курса: обеспечить условия для формирования словесного творчества младшего школьника, осознания творческого акта как сочинительства текста собственного замысла.
Задачи курса:
–становление последовательных действий сочинительства: определение замысла, отбор персонажей, построение композиции, выбор художественных средств;
–формирование умений младшего школьника выполнять разные роли в процессе сочинительства: слушатель, читатель, редактор, интерпретатор, автор;
–развитие интереса к словесному творчеству.
Принципы отбора произведений детской литературы:
–соответствие возрасту детей младшего школьного возраста, доступность литературных произведений для чтения младшими школьниками;
–обеспечение возможности творческой интерпретации литературных произведений.
Курс внеурочной деятельности «Словесное творчество» входит в систему внеурочной деятельности, которая представлена образовательной организацией в образовательной программе. Курс «Словесное творчество» рассчитан на год изучения – 34 часа – для обучающихся 3 класса.
В программе курса определены планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные), которые предполагается получить в результате его организации. Выше изложено, что их содержание соотносится с федеральной образовательной программой начального общего образования, в т. ч. с федеральной рабочей программой по учебному предмету «Литературное чтение». Учитель может вносить коррективы в содержание курса и тематическое планирование с учетом объема знаний, обучающихся и уровня сформированности литературно-творческих умений. Количество часов на предложенные темы также может быть скорректировано учителем.
Все, что дети узнают в процессе внеурочной деятельности, не подлежит контролю и оценке: никаких отметок за внеурочные занятия младшие школьники не получают. Вместе с тем учитель осуществляет рефлексивную деятельность, которая позволяет уточнить, скорректировать, изменить методику проведения занятий в том случае, если педагог замечает, что дети не проявляют заинтересованности и активности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Словесное творчество»
Личностные результаты:
становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные результаты:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета);
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
Предметные результаты:
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа);
отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/ прочитанного произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора и художественной литературы;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
составлять план, характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту).
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
Содержание программы внеурочной деятельности
Раздел программы/темы | Характеристика основных содержательных линий | Виды организации внеурочной деятельности |
Читаем и разыгрываем потешки (6 часов) | Особенности потешки как жанра: лаконичность,игроваяформа,ритм, условная рифма, сочетание слова идвижения.Художественноечтение потешки: плавность голоса иритмичностьречи,согласованность с движением рук; соответствие интонацийнастроениюиназначению потешки; повышение и понижение силы голоса. Практическиеработы: художественное чтение разных потематикеиструктурепотешек с сопровождением движений и жестов. Нахождение в тексте потешкивыразительныхсредств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы для создания потешки | Чтениеразныхпоструктуре и тематике потешек. Анализтекстапотешки сточки зрения использования изобразительно-выразительныхсредств языка |
Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа (10 часов) | Примерыпроизведенийразных поэтов по общей тематике. Особенностинастроениявстихах разной тематики: волнительное, радостное, грустное (описание природы), веселое, игровое, юмористическое (стихи о детях), трогательное, радостное (стихи осемье). Рифма–главнаяособенностьпоэзии, созвучиесхожихокончанийвсловах. Рифма как выразительное средство создания ритмического рисунка стиха. Сравнение разных рифмованных слов и строчек. Выразительныесредствапоэтическогопроизведения(эпитеты, сравнения, гипербола, метафора, олицетворение). Сравнение разных поэтических произведений: использование разных выразительных средств. Практические работы: сравнение замыслов одного поэта (и разных поэтов) в стихотворениях одной темы. Нахождение в тексте и оценка выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы собственного поэтического произведения. | Чтениеианализразныхпотематике стихотворений. Анализпоэтическихтекстовсточки зренияособенностейстихосложения и изобразительно-выразительных средств языка |
Чтение и анализ рассказов- повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа (16 часов) | Темя и идея произведения. Рассказ- повествование. Характеристика и особенности повествования как типа речи: повествовательные тексты могут рассказывать о том, что происходит с человеком или предметом, раскрывать, как именно развиваются события дальше и в какой последовательности. Наличие большого числа действий (глаголов в тексте) как особенностьЧтение и анализ рассказов- повествований и описаний разной тематики. Анализ содержания текстов с точки зрения авторского замысла и особенностей выстраивания сюжетной линии произведения повествования. Тематика рассказов: о животных, о детях, о дружбе. Рассказ-повествование. Особенности структуры рассказа (завязка, кульминация, развязка). Сюжет. Событие как эпизод из жизни героя. Настроение, возникающее у читателя при чтении повествования. Изобразительно-выразительные средства языка и их функция в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гипербола. Рассказ-описание. Характеристика описания – тип речи, при котором автор раскрывает признаки, свойства, качества, внешние особенности предмета, обстановки или человека. Разновидности описания: пейзаж, портрет человека, животное, интерьер, местность, предмет быта. Изобразительно-выразительные средства языка описания. Практические работы: Сравнение рассказов разной тематики. Анализ сюжетов в рассказах-повествованиях, выразительных средств в описаниях | Чтение и анализ рассказов- повествований и описаний разной тематики. Анализ содержания текстов с точки зрения авторского замысла и особенностей выстраивания сюжетной линии произведения |
Заключительное занятие «Мы любим и знаем поэзию» (2 часа) | Подведение итогов, анализ творческихработобучающихся | Коллективная творческая деятельностьобучающихся (чтениеисочинениестихотворных текстов) в форме конференции |
Внеурочная деятельность основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и коллективная. Ведущей формой организации занятий является коллективная работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально в виде экскурсий, игр на транспортной площадке, бесед, конкурсов, презентаций, дидактических и ролевых игр.
Программа реализуется за счёт часов базисного учебного плана, выделенных на внеучебную деятельность (социальное направление).
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Формы деятельности на занятиях | ЦОР/ЭОР |
1-2 | Потешка-жанр устного народного творчества. В.Д. Берестов «Бычок», И.П. Токмакова «Аист» | Художественное чтение потешки: плавность голоса и ритмичность речи, согласованность с движением рук; соответствие интонаций настроению и назначению потешки; повышение и понижение силы голоса. | https://resh.edu.ru | |
3 | Учимся читать потешки. Е.А. Благинина «Ой ладушки-ладушки», «Комары и мошки…», «Идет коза рогатая…», «Зайчик серенький сидит…», «Кисонька-мурысенька…» | Художественное чтение разных по тематике и структуре потешек с сопровождением движений и жестов. Нахождение в тексте потешки выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы для создания потешки. | https://foxford.ru/wiki/literatura/malie-ganri-folklora?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F | |
4 | Потешка - песенка- приговорка. Е.А. Благинина «Как у нашего кота…», «Поскакали, поскакали…», «Ехал мальчик маленький…», «Баба сеяла горох…», «Скок-поскок…» | Художественное чтение разных по тематике и структуре потешек с сопровождением движений и жестов. Нахождение в тексте потешки выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы для создания потешки. | http://www.poemsonalltimes.ru/narodnyj-folklor/poteshki |
5-6 | Учимся сочинять потешки. | Выбор и обоснование темы для создания собственной потешки. Подбор рифмованных слов и предложений и соответствующих движений. Коллективное создание рифмованных потешек. | https://sibmama.ru/pribautki.htm | |
7 | Поэзия как жанр литературного произведения. Рифма. Выразительные средства поэтического произведения. | Знакомство с поэзией как с жанром литературного произведения. Замысел поэта как важнейший элемент сочинительства, его реализация в теме, основном содержании и структуре поэтического текста. Выразительные средства поэтического произведения (эпитеты, сравнения, гипербола, метафора, олицетворение). | https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa | |
8-9 | Поэтические произведения поэтов-классиков А.С. Пушкин «Зимнее утро», А.А. Майков «Весна», Ф.И. Тютчев «В небе тают облака», | Особенности настроения в стихах разной тематики: волнительное, радостное, грустное (описание природы). Рифма как выразительное средство создания ритмического рисунка стиха. | https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa | |
10-11 | Поэтические произведения поэтов-классиков: С.А. Есенин «Береза», А.А. Фет «Печальная береза…», | Особенности настроения в стихах разной тематики:, веселое, игровое, волнительное, радостное, грустное (описание природы) | https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa | |
12-13 | И.З. Суриков «Детство», Г.А. Ладонщиков «Наша Родина», , И.С. Никитин «Русь», | Особенности настроения в стихах разной тематики: трогательное, радостное (стихи о семье). | https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa | |
14-15 | А.Л. Барто «Я лежу болею», «По дороге в класс», В.Д. Берестов «За игрой» | Особенности настроения в стихах разной тематики: волнительное, радостное, грустное , веселое, игровое, юмористическое (стихи о детях).Сравнение разных поэтических произведений: использование разных выразительных средств. | https://skysmart.ru/articles/poems/stihotvoreniya-dlya-3-klassa | |
16 | Учимся сочинять стихи. | Сравнение замыслов одного поэта (и разных поэтов) в стихотворениях одной темы. Подбор рифмованных слов и предложений. Коллективное создание рифмованных четверостиший на разные темы. | https://урок.рф/library/rabochij_list_ya_uchus_pisat_stihi_210027.html | |
17 | Рассказ-повествование. А.П. Чехов «Мальчики», | Особенности структуры рассказа (завязка, кульминация, развязка). Сюжет. Событие как эпизод из жизни героя. Изобразительно-выразительные средства языка и их функция в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гипербола. Авторский замысел в рассказе как элемент сочинительства. Тема и идея произведения. |
18 | А.П. Чехов «Каштанка» | |||
19 | А.П. Чехов «Белолобый», | |||
20 | Л.Н. Толстой «Прыжок» | |||
21 | Л.Н. Толстой «Акула» | |||
22 | Е.И. Чарушин «Страшный рассказ» | |||
23 | Е.И. Чарушин «О больших и маленьких», | |||
24 | Рассказ-описание. М.М. Пришвин «Осинкам холодно» | Характеристика описания – тип речи, при котором автор раскрывает признаки, свойства, качества, внешние особенности предмета, обстановки или человека. Разновидности описания: пейзаж, портрет человека, животное, интерьер, местность, предмет быта. Изобразительно-выразительные средства языка описания. Нахождение в тексте и оценка выразительных средств. | ||
25 | М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг» | |||
26 | М.М. Пришвин» «Журка», «Разговор птиц и зверей» | |||
27 | Е.А. Пермяк «Надежный человек», «Торопливый ножик» | |||
28 | Л.Н. Толстой «Детство» главы из повести | |||
29-30 | Учимся сочинять рассказы-повествования | Выбор и обоснование темы для создания собственного рассказа. Подбор события для определения сюжета рассказа, действующих лиц (сочинение рассказа по серии сюжетных картинок, по игрушкам). Коллективное создание рассказа в соответствии с его структурными компонентами: завязка, кульминация, развязка. | ||
31-32 | Учимся сочинять рассказы-описания | |||
33-34 | «Мы любим и знаем поэзию» | Подведение итогов и анализ проделанной практической работы, участие обучающихся в коллективной творческой деятельности в форме конференции. |
Итого 34 часа
Лист корректировки рабочей программы и календарно-тематического планирования на 2024-2025 учебный год
№ урока/ дата | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||