Марковский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31 августа 2020 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ____________ Г.Е.Горбатенкова Приказ № 95 от 31 августа 2020 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ПодготовкакОГЭпо русскомуязыку»
дляучащихся9 класса
учитель: Ганус Антонина Валентиновна
2020-2021 учебный год
Пояснительнаязаписка
Календарно-тематическоепланированиепоподготовкекОГЭпорусскомуязыкудля9классаразработановсоответствиистребованиямиФедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразованияна 2020-2021учебныйгод.
Наизучениеданногокурсаотводится34часавгод(1час внеделю).
Целиизучениякурса:
формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, чтосоответствуетцелипрограммыосновногообщегообразованиипорусскомуязыкув5-9классахосновнойшколы:освоениенеобходимыхзнанийоязыкекакзнаковойсистемеи общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладениеосновными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса играмматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу иоценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке иученых-русистах;умениепользоватьсяразличнымилингвистическимисловарями;
обеспечениеподготовкиобучающихся9-хклассовкпрохождениюитоговойаттестациипо русскомуязыку.
Задачикурса:
формированиенавыков,обеспечивающихуспешноепрохождениеитоговой аттестации;
обобщениезнанийпорусскомуязыку,полученныхвосновнойшколе;
применениеобобщённыхзнанийиуменийприанализетекста;
углублениезнанийорассуждении-основномкоммуникативномвидетекста;
применениеполученныхзнанийиуменийвсобственнойречевойпрактике.
Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формированияключевыхкомпетенций-языковойилингвистической(языковедческой),коммуникативнойикультуроведческой.
Механизмформирования лингворечевойкомпетенции:
использованиеосновныхвидовчтения(ознакомительно-изучающего,ознакомительно-реферативногоидр.)взависимостиоткоммуникативнойзадачи;
извлечениенеобходимойинформацииизразличныхисточников,втомчислепредставленныхвэлектронномвиде;
анализтекстасточкизренияпониманияегосодержанияипроблематики;
анализтекстасточкизренияхарактерасмысловыхотношениймеждуегочастями;
анализособенностейиспользованиялексическихсредствисредстввыразительности;
тренингвовладенииорфографическими,пунктуационнымииречевыминормамирусскогоязыка;
созданиесочинения-рассужденияподанномутексту;
редактированиесобственноготекста;
применениевпрактикеречевогообщенияосновныхнормсовременногорусскогоязыка,использованиевсобственнойречевойпрактикесинонимическихресурсоврусскогоязыка;
соблюдениевпрактикеписьмаосновныхнормязыка;
использованиевпрактикеосновныхприёмовинформационнойпереработкиустногоиписьменного текста.
Восновупланированияположенаидеяличностноориентированногоикогнитивно-коммуникативного(сознательно-коммуникативного)обучениярусскому языку.Такимобразом,программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русскогоязыка в9 классе.
Направленностькурсанаинтенсивноеречевоеиинтеллектуальноеразвитиесоздаётусловиядля реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системешкольного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессеизучениярусскогоязыкасовершенствуютсяиразвиваютсяследующиеобщеучебныеумения:коммуникативные,интеллектуальные,информационные,организационные.
Личностнымирезультатамиосвоениявыпускникамиосновнойшколыпрограммыпорусскомуязыкуявляются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностейрусского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,творческихспособностейиморальныхкачествличности,егозначениявпроцессеполученияшкольного образования;
осознаниеэстетическойценностирусскогоязыка;уважительноеотношениекродномуязыку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явлениянациональнойкультуры;стремлениекречевомусамосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств длясвободноговыражениямыслейичувстввпроцессеречевогообщения;способностьксамооценкенаоснове наблюденияза собственнойречью.
Метапредметнымирезультатамиосвоениявыпускникамиосновнойшколыпрограммыпорусскомуязыкуявляются:
овладениевсемивидамиречевойдеятельности:
адекватноепониманиеинформацииустногоиписьменногосообщения;
владениеразнымивидамичтения;
способностьизвлекатьинформациюизразличныхисточников,включаясредствамассовойинформации,компакт-дискиучебногоназначения,ресурсыИнтернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;умениевестисамостоятельныйпоискинформации,еёанализиотбор;способностькпреобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результатечтения или аудирования, с помощью технических средств и информационныхтехнологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной иколлективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты иадекватно формулировать ихвустнойиписьменнойформе;
способностьсвободно,правильноизлагатьсвоимысливустнойиписьменнойформе;
умениевыступатьпередаудиториейсверстниковснебольшимисообщениями,докладом;
применениеприобретённыхзнаний,уменийинавыковвповседневнойжизни;способностьиспользовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам,применятьполученныезнания,уменияинавыкианализаязыковыхявленийна межпредметномуровне(наурокахиностранногоязыка,литературыидр.);
коммуникативно-целесообразноевзаимодействиесокружающимилюдьмивпроцессеречевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения вразличныхситуацияхформальногоинеформальногомежличностногоимежкультурногообщения.
Предметныерезультаты:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
научиться писать сочинение, умело приводя аргументы;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Виды деятельности: чтение, пересказ, анализ текста, лекция, беседа, занятия-консультации, выполнение практических работ, создание проблемных ситуаций, различные виды игр, конкурсов, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, дискуссии, круглые столы, написание рассказов, писем, сообщение, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов, проектов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, защита проектов, сжато, выборочно составлять тексты различных жанров, оборудование классных уголков кабинета русского языка, мини-проекты, презентации.
Формы организации: индивидуальные, групповые, фронтальная, применяется работа в малых группах.
Подготовкакнаписаниюизложения(6ч)
Тексткакединицаязыка.Тема,идея,проблематекстаиспособыихустановления,формулирования.
Композиция,логическая,грамматическаяструктуратекста.
Микротема.Соотношениемикротемыиабзацногостроениятекста.АбзацСинтаксическоебогатство русского языка.
Главнаяивторостепеннаяинформациявтексте.Способысокращениятекста:грамматические,логические,синтаксические.
Написаниеизложения.
Предложение.Грамматическаяосновапредложения.Видысказуемых.Односоставныепредложения. (Задание2.)
Сложносочиненныеисложноподчиненныепредложения.Бессоюзныепредложения.Пунктуациявсложномпредложении. (Задание3.)
Словосочетание.Видысвязисловвсловосочетании.(Задание4.)
Орфографическийанализслова(Задание 5.)
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в которомсодержитсяинформация,необходимаядляобоснованияответанапоставленныйвопрос(Задание 6)
Средстваречевойвыразительности.Отработкауменияквалифицироватьсредстваречевойвыразительности. (Задание7.)
Лексическоеанализслова.(Задание8.)
1.Понятиеосочинении-рассуждении.Критерииоценкисочинения.Тема,идея,проблематекста.
2.Позицияавтора.Собственнаяпозиция.Подбораргументов.
Композициясочинения(тезис,аргументы,вывод).Оформлениевступленияиконцовкисочинения.
Анализнаписанногосочинения.Классификацияречевыхиграмматическихошибок.
Корректировкатекста.
РепетиционныйэкзаменвформатеОГЭ.
АлександроваЗ.С.Словарьсинонимоврусскогоязыка.–М.,1998.
АшукинН.С.,АшукинаМ.Г.Крылатыеслова:Литературныецитаты.Образныевыражения.–М.,1988.
ВасильевыхИ.П,ГостеваЮ.Н.Контрольныеработывновомформате.9класс./М.,«Интеллект-Центр,2011.
Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме.Русскийязык2012.Успешнаяподготовка.Разборзаданий.Алгоритмы.Тесты»/М.,«Интеллект-Центр»,2012.
ЕгораеваТ.Г.Русскийязык.ГИАвновойформе.Типовыетестовыезадания.9класс/ М., «Экзамен»,2014.
ЗиминВ.И.идр.Русскиепословицыипоговорки:Учебныйсловарь. –М.,1994.
МамонаТ.Н.рабочаятетрадьпорусскомуязыку«Готовимсякизложению».9класс/ М., «Экзамен»,2010.
Орфоэпическийсловарьрусскогоязыка:Произношение,ударение,грамматические формы/Подред. Р.И.Аванесова.–М., 2014.
ПановБ.Г.,ТекучевА.В.Школьныйграмматико-орфографическийсловарьрусскогоязыка. –М.,1991.
РозентальД.Э.,ТеленковаМ.А.Словарьтрудностейрусскогоязыка.М.,1998.
ФИПИ.ГИАРусскийязык.Типовыеэкзаменационныеварианты.ПодредакциейИ.П.Цыбулько./М., Национальное образование, 2018.
Энциклопедическийсловарьюногофилолога(Языкознание).–М.,1984.
Энциклопедическийсловарьюноголитературоведа.–М.,1988.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Темазанятия | Датапроведения |
1. | Подготовкакнаписаниюизложения.Определение,признакиихарактеристикатекстакакединицы языка. | |
2. | Подготовка к написанию изложения.Тема, идея, проблема текстаиспособыихустановленияи формулирования. | |
3. | Композиция,логическая,грамматическаяструктуратекста. | |
4. | Микротема.Соотношениемикротемыиабзацногостроениятекста.Абзац.Синтаксическоебогатстворусскогоязыка. | |
5. | Главная и второстепенная информация в тексте. Способысокращениятекста:грамматические,логические,синтаксические. | |
6. | Сжатоеизложение. | |
7. | Предложение.Грамматическаяосновапредложения.Видысказуемых. Односоставныепредложения.(Задание 2). | |
8. | Предложение. Грамматическая основа предложения. Видысказуемых.Односоставныепредложения.(Задание2).АнализвариантовОГЭ | |
9. | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.Бессоюзныепредложения.Пунктуациявсложномпредложении.(Задание 3). | |
10. | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.Бессоюзныепредложения.Пунктуациявсложномпредложении.(Задание 3).АнализвариантовОГЭ. | |
11. | Словосочетание.Видысвязислов всловосочетании.(Задание4). | |
12. | Словосочетание.Видысвязисловвсловосочетании.(Задание4).АнализвариантовОГЭ. | |
13. | Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С,иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И послеприставок.Правописаниесуффиксов.Безударныегласныевкорне.(Задание 5). | |
14. | Суффиксы причастий, отыменных и отглагольныхприлагательных,наречий.Чередующиесякорни.(Задание5). | |
15. | Анализ напечатанного текста, отработка умения находитьпредложение,вкоторомсодержитсяинформация,необходимаядля обоснования ответанапоставленныйвопрос.(Задание6). |
16. | Анализ напечатанного текста, отработка умения находитьпредложение,вкоторомсодержитсяинформация,необходимаядля обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание6).АнализвариантовОГЭ. | |
17. | Средстваречевойвыразительности.Отработкауменияквалифицироватьсредстваречевойвыразительности.(Задание7). | |
18. | Средстваречевойвыразительности.Отработкауменияквалифицироватьсредстваречевойвыразительности.(Задание7).АнализвариантовОГЭ. | |
19. | Лексическоезначениеслова.Синонимы.Антонимы.Омонимы.Слововконтексте. (Задание 8). | |
20. | Лексическоезначениеслова.Фразеологизмы.Слововконтексте.(Задание 8). | |
21. | Выполнениезаданий2-8.ВариантыОГЭ. | |
22. | Выполнениезаданий2-8.ВариантыОГЭ. | |
23. | Выполнениезаданий2-8.ВариантыОГЭ. | |
24. | Понятиеосочинении-рассуждении.Критерииоценкисочинения.Тема, идея, проблематекста. | |
25. | Позицияавтора.Собственнаяпозиция.Подбораргументов.ВШТ. | |
26. | Композициясочинения(тезис,аргументы,вывод).Оформлениевступленияиконцовкисочинения.АнализВШТ. | |
27. | Написаниесочинения-рассуждениянатему,связаннуюсанализомтекста (Задание9.1). | |
28. | Написаниесочинения-рассуждениянатему,связаннуюсанализомтекста (Задание9.2). | |
29. | Написаниесочинения-рассуждениянатему,связаннуюсанализомтекста (Задание9.3).ВШТ. | |
30. | Анализнаписанногосочиненияповыборуучащихся.Классификацияречевыхиграмматическихошибок.АнализВШТ. | |
31. | Анализнаписанногосочиненияповыборуучащихся.Классификацияречевыхиграмматическихошибок. | |
32. | РепетиционныйэкзаменвформатеОГЭ.Написаниеизложения. | |
33. | РепетиционныйэкзаменвформатеОГЭ.Выполнениезаданий2-8. | |
34. | РепетиционныйэкзаменвформатеОГЭ.Написаниесочинения. |