Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 классов
«Занимательная математика»
ПлАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ программы
В процессе обучения у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:
1.Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
3. Сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
4. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
5. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
6.Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
7. формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
8. Приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
9. Приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Личностные результаты освоения курса отражают:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий на занятии.
3.Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
4.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением..
5.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
6.Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
7.Уметь организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (танцевальные минутки, гимнастика для глаз и т.д.).
Познавательные УУД:
1.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы-опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
2.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
1.Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2.Слушать и понимать речь других.
3.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
4.Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
5.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
6.Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
7.Привлечение родителей к совместной деятельности.
Содержание
№ | Тема |
1. | Что такое проект? (5ч) |
2. | Проект по теме «История развития математики» (4 ч) Математика – царица всех наук. Зарождение и развитие математики. Роль математики. Выдающиеся ученые – математики. Вклад русских ученых в развитие математики. |
3. | Проект по теме «Натуральные числа и шкалы» (4 ч) Натуральные числа. Из истории развития числа. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч. Контрольно-измерительные приборы. |
4. | Проект по теме «Сложение и вычитание, умножение и деление натуральных чисел» (4 ч) Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач, задач на движение, движение по воде. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений. Решение задач, составлением уравнения. Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Приемы быстрого счета. Решение текстовых задач. |
5. | Проект по теме «Площади и объемы» (4 ч) Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей. Объем. Объем куба, прямоугольного параллелепипеда. |
6. | Проект по теме «Геометрия вокруг нас» (4 ч) Первые шаги в геометрии. Зарождение геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры. Куб. Треугольник. Правильные многогранники. Геометрические головоломки. Измерение длины, площади и объема. Геометрический тренинг. Топологические опыты. Координаты. Игра «Морской бой». Игра «Остров сокровищ». Оригами – древнее японское искусство. Симметрия. Осевая и центральная симметрия. |
7. | Проект по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел и десятичных дробей» (4 ч) Смешанные числа. Сравнение, сложение и вычитание смешанных чисел. Текстовые задачи на действия со смешанными числами. Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Зависимость между компонентами и результатами действий. Приемы быстрого счета. Решение текстовых задач. |
8. | Проект по теме «Занимательная математика» (6 ч) Как люди используют числа. Счеты. Календари народов мира. Игры с буквами и цифрами. Меры измерения. Меры измерения Древнего Рима. Меры измерения Древнего Египта. Задачи на измерение. Чем люди платят. Задачи о деньгах. Магические и латинские квадраты. Игры с магическими квадратами. Настольные игры. Крестики – нолики народов мира. |
Форма организации.
Массовая | Групповая | Индивидуальная |
Лекции и беседы Экскурсии Викторины и конкурсы Олимпиады Конференции Неделя математики Просмотр фильмов | Кружок Сообщества и клубы Походы и экспедиции Выпуск газет и журналов Лектории Факультативы | Чтение исторической литературы Посещение архива Работа в музее Работа в библиотеке Написание рефератов и докладов Выполнение творческих заданий |
Виды деятельности учащихся:
Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.
Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
Поиск нужной информации в Internet.
Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц, сайтов, блогов.
Общение по компьютерным сетям.
Внеклассные и внеурочные мероприятия с применением мультимедиа.
Выпуск школьных и классных газет в электронном и печатном варианте.
Участие в научно-практических конференциях учащихся с демонстрацией выступлений в форме презентаций.
Календарно – тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Дата проведения | |
план | Факт. | |||
1. | Что такое проект? Вводное занятие | 1 | 5.09 | |
2 | Понятие проекта | 1 | 12.09 | |
3 | Задача как объект изучения | 1 | 19.09 | |
4 | Основные понятия проектной работы | 1 | 26.09 | |
5 | Работа с литературой | 1 | 3.10 | |
6. | Проект по теме «История развития математики» | 1 | 10.10 | |
7 | Погружение в проектную деятельность. | 1 | 17.10 | |
8 | Практическая деятельность учащихся. | 1 | 24.10 | |
9 | Защита проекта | 1 | 31.10 | |
10. | Проект по теме «Натуральные числа и шкалы» | 1 | 14.11 | |
11 | Погружение в проектную деятельность. | 1 | 21.11 | |
12 | Практическая деятельность учащихся. | 1 | 28.11 | |
13 | Защита проекта | 1 | 5.12 | |
14. | Проект по теме «Сложение и вычитание, умножение и деление натуральных чисел» | 1 | 12.12 | |
15 | Погружение в проектную деятельность. | 1 | 19.12 | |
16 | Практическая деятельность учащихся. | 1 | 26.12 | |
17 | Защита проекта | 1 | 11.01 | |
18 | Проект по теме «Площади и объемы» | 1 | 16.01 | |
19 | Погружение в проектную деятельность. | 1 | 23.01 | |
20 | Практическая деятельность учащихся. | 1 | 30.01 | |
21 | Защита проекта | 1 | 6.02 | |
22 | Проект по теме «Геометрия вокруг нас" | 1 | 13.02 | |
23 | Погружение в проектную деятельность. | 1 | 20.02 | |
24 | Практическая деятельность учащихся. | 1 | 27.02 | |
25 | Защита проекта | 1 | 6.03 | |
26 | Проект по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел и десятичных дробей» | 1 | 13.03 | |
27 | Погружение в проектную деятельность. | 1 | 20.03 | |
28 | Практическая деятельность учащихся. | 1 | 3.04 | |
29 | Защита проекта | 1 | 10.04 | |
30 | Проект по теме «Занимательная математика» | 1 | 17.04 | |
31 | Погружение в проектную деятельность. | 1 | 24.04 | |
32 | Практическая деятельность учащихся | 1 | 1.05 | |
33 | Защита проекта | 1 | 8.05 | |
34 | Защита проекта | 1 | 15.05 | |
35 | Резерв | 1 | 22.05 |