Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии разработана на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МОКУ «Чильчинская СОШ», примерной программы по астрономии 2017 г., учебника Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страута, «Астрономия. 11 класс», издательство «Дрофа», 2017 г.
Изучение астрономии на уровне среднего общего образования направлено на достижение целей:
Осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;
Приобретение знаний о физической природе небесных тел и системы строения Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определяющих развитие науки и техники;
Овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыки практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
Формирования научного мировоззрения;
Формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задача астрономии – формирование естественнонаучной грамотности, развития компетентности человека и умения:
Научно объяснить явления;
Понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Место и роль астрономии в учебном плане.
В 11 классе 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю на изучение астрономии.
Содержание учебного предмета.
Предмет астрономия.Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и графических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Законы движения небесных тел. Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до небесных тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
Солнечная система.Происхождение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
Методы астрономических исследований.Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
Звезды. Основные физико-химические характеристики звезд и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик иих закономерности.Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее старение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Наша Галактика – Млечный Путь. Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Реликтовое излучение. Темная энергия.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен: знать / понимать:
смысл понятий: геоцен эротивостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики строения Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектраль-ного анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточное движение светил, причины возникнове-ния приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны, звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими наука-ми, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивание информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Практические основы астрономии | 5 |
3 | Строение Солнечной системы | 7 |
4 | Природа тел Солнечной системы | 8 |
5 | Солнце и звезды | 5 |
6 | Строение и эволюция Вселенной | 5 |
8 | Повторение | 2 |
итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | |
план | факт | ||
Что изучает астрономия. | |||
Наблюдения – основа астрономии | |||
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | |||
Видимое движение звезд на различных географических широтах | |||
Годичное движение Солнца. Эклиптика | |||
Движение и фазы Луны. | |||
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | |||
Развитие представлений о строении мира | |||
Конфигурации планет. | |||
Синодический период | |||
Законы движения планет Солнечной системы |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | |||
Открытие и применение закона всемирного тяготения. | |||
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | |||
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | |||
Земля и Луна - двойная планета | |||
Две группы планет | |||
Природа планет земной группы | |||
Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» | |||
Планеты-гиганты, их спутники и кольца | |||
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). | |||
Метеоры, болиды, метеориты | |||
Солнце, состав и внутреннее строение | |||
Солнечная активность и ее влияние на Землю | |||
Физическая природа звезд | |||
Переменные и нестационарные звезды. | |||
Эволюция звезд | |||
Наша Галактика | |||
Другие звездные системы — галактики | |||
Космология начала ХХ в. | |||
Основы современной космологии | |||
Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | |||
Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс | |||
Обобщающий урок |