муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 47 имени Михина Михаила Филипповича»
Рассмотрено Руководитель МО основной и средней школы |
Протокол № _______ от ____________ |
_______________________Зубчик А.С. |
Согласовано педагогический Совет Учреждения Протокол № ________ от ___________ |
Утверждаю |
Директор МБОУ СОШ №47 _______________________М.А. Палей Приказ №______/од от _____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО МАТЕМАТИКЕ
«Я сдам ОГЭ!»
(9 КЛАСС)
Срок реализации: 1 год (32 часа)
Составитель:
Клец Светлана Владимировна
Учитель математики
Новосибирск, 2022
Пояснительная записка
Данный курс носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 5 – 9 классах, а также на расширение и углубление теоретических знаний по математике.
Цели курса: подготовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми образовательными стандартами.
Данный курс рассчитан на изучение в 9 классе (по 1 часу в неделю).
Задания подбираются исходя из конкретных возможностей учащихся данного класса, разного уровня сложности. На занятиях применяются индивидуальные формы работы. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач по желанию обучающихся. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка.
Для итогового контроля ко всем модулям даются диагностические работы.
Использование оптимального банка, созданного на основе демонстрационного варианта и спецификаций, которые публикуются на сайте ФИПИ, прототипа открытого банка заданий ОГЭ, позволит своевременно осуществлять диагностику проблемных зон, эффективно выстраивать стратегию и тактику итогового повторения и подготовки к экзамену.
Материал курса разбит на темы: «Практические задачи», «Алгебра», «Геометрия», «Задачи повышенного уровня». Задания этих разделов являются ядром математического содержания, проверяемого на экзамене. Задания, аналогичные заданиям частей 2, в упрощенном варианте, также включены в перечисленные разделы. А также приведены примеры заданий частей 2 по алгебре и геометрии.
Ведущие методы:
- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, таблиц, схем в цифровом формате);
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- практический.
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Основные средства обучения:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- таблицы, схемы, математические модели в электронном формате;
- различные варианты контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике;
Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Данный курс позволяет учителю вести планомерную подготовку к экзамену.
Данный курс позволят не только успешно подготовиться к экзамену, но и закрепить математические знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании изучения курса «Я сдам ОГЭ!» в 9 классе обучающиеся:
должны знать:
- методы проверки правильности решения заданий;
- методы решения различных видов уравнений и неравенств;
- основные приемы решения текстовых и практических задач, а также проверки правильности ответов;
- элементарные методы исследования функции.
- методы нахождения статистических характеристик
- методы решения геометрических задач
должны уметь:
- проводить преобразования в степенных, дробно-рациональных выражениях;
- решать уравнения и неравенства различного типа;
- применять свойства арифметической и геометрической прогрессий;
- решать различные текстовые задачи, практико-ориентированные задачи;
- решать комбинаторные задачи
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях
- использовать приобретенные знания в различных жизненных ситуациях, практической деятельности.
- уметь распознавать геометрические фигуры, различать взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи.
- должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований.
1. Уметь выполнять действия с числами:Выполнять арифметические действия с рациональными числами. Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений.
2. Уметь выполнять алгебраические преобразования: Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями. Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований выражений, содержащих корни.
3. Уметь решать уравнения и неравенства:Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений. Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы.
4. Уметь выполнять действия с функциями:Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять формулы общих членов, суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий. Находить значения функции. Определять свойства функции по графику и описывать свойства функций. Строить графики.
5. Уметь выполнять вычисления и приводить обоснованные доказательства в геометрических задачах: Разбираться в основных геометрических понятиях и утверждениях, доказывать их верность. Умело строить геометрические фигуры и чертежи для задач. Применять геометрические формулы для решения задач.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат
Метапредметные:
умение ставить цель, определять оптимальные пути достижения цели, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и коррекцию своих действий и учебного процесса;
умение работать с информацией, представленной в различных видах;
умение составлять модели и преобразовывать их для решения задач;
развитие логических действий и критического мышления;
умение планировать свое сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в паре и группе.
Предметные
Ученик научиться:
определять тип задачи, выстраивать алгоритм ее решения;
применять полученные знания в решении практических и прикладных задач;
составлять математические модели для решения задач
использовать дополнительную литературу и компьютер для углубления материала основного курса, расширения кругозора, подготовке проектных работ
Содержание программы «Я сдам ОГЭ!»
Раздел 1. Практические задачи
Решение практико-ориентированных задач про участок, про план дома, про шины, про форматы листов, про теплицы, про зонт, полис, печи, о мобильном трафике и тарифе.
Раздел 2. Алгебра
Числовые выражения. Числовая прямая. Текстовые задачи. Последовательности и прогрессии. Иррациональные выражения. Степень и её свойства. Уравнения и неравенства. Преобразование алгебраических выражений. Подсчёт по формулам. Графики линейной, квадратичной и дробно-рациональной функции. Вероятность
Раздел 3. Геометрия
Основные утверждения и теоремы. Длины. Углы. Площадь. Тригонометрия. Векторы на плоскости
Раздел 4. Задачи повышенного уровня
Алгебра. Геометрия. Задачи на доказательство геометрических фактов. Геометрические задачи
Раздел 5. Тренировочные варианты ОГЭ
Тренировочный вариант 1-30.
Тематическое планирование
№ п/п | Изучаемый материал | Кол-во часов |
Модуль «Практические задачи» | 7 | |
Модуль «Алгебра» | 9 | |
Модуль «Геометрия» | 6 | |
Модуль «Задачи повышенного уровня» | 3 | |
Тренировочные варианты ОГЭ | 7 | |
Всего | 32 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по курсу «Я сдам ОГЭ!»
9 класс 1 час в неделю. Всего 32 часа
№ урока | Количество часов | Тема учебного занятия | Дата | Примечание |
Раздел 1. Практические задачи | 7 | октябрь | ||
1 | Решение практико-ориентированных задач про участок, про план дома | |||
1 | Решение практико-ориентированных задач про форматы листов | |||
1 | Решение практико-ориентированных задач про теплицы | |||
1 | Решение практико-ориентированных задач про печи, зонт, полис ОСАГО | |||
1 | Решение практико-ориентированных задач про деревню, про земледелие в горных районах | |||
1 | Решение практико-ориентированных задач про шины | |||
1 | Решение практико-ориентированных задач о мобильном трафике и тарифе | |||
Раздел 2. Алгебра | 9 | |||
1 | Числовые выражения. Числовая прямая | |||
1 | Текстовые задачи | |||
1 | Последовательности и прогрессии | |||
1 | Иррациональные выражения | |||
1 | Степень и её свойства | |||
1 | Уравнения и неравенства | |||
1 | Преобразование алгебраических выражений. Подсчёт по формулам | |||
1 | Графики линейной, квадратичной и дробно-рациональной функции | |||
1 | Вероятность | |||
Раздел 3. Геометрия | 6 | |||
1 | Основные утверждения и теоремы | |||
1 | Длины | |||
1 | Углы | |||
1 | Площадь | |||
1 | Тригонометрия | |||
1 | Векторы на плоскости | |||
Раздел 4. Задачи повышенного уровня | 3 | |||
1 | Алгебра | |||
1 | Геометрия. Задачи на доказательство геометрических фактов | |||
1 | Геометрические задачи | |||
Раздел 5. Тренировочные варианты ОГЭ | 7 | |||
1 | Тренировочный вариант 1-4 | |||
1 | Тренировочный вариант 5-8 | |||
1 | Тренировочный вариант 9-12 | |||
1 | Тренировочный вариант 13-16 | |||
1 | Тренировочный вариант 17-20 | |||
1 | Тренировочный вариант 21-24 | |||
1 | Тренировочный вариант 25-30 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. | Литература |
1.1. | А.В.Семенов, А.С.Трепалин, И.В. Ященко, П.И.Захаров, И.Р.Высоцкий, Л.А. Титова. Математика. ОГЭ. Готовимся к итоговой аттестации. Москва Издательство «Интеллект-Центр», 2020 |
1.2. | Л.И.Слонимский, И.С.Слонимская. Математика в таблицах и схемах. Для подготовки к ОГЭ. Москва Издательство ACI, 2018. |
2. | Цифровые образовательные ресурсы. |
2.1. | http://1september.ru. Демоверсии ЕГЭ 2022 по математике от ФИПИ. |
2.2. | Цифровые ресурсы сети интернет, сайта портала "Сеть творческих учителей" http://it-n-ru,1 сайта ИД "Первое сентября",http:portfolio/septembo/ru,www/zavuch.info. |
2.3. | Живая математика. Учебно-методический комплект. Версия 4.3. Программа. Компьютерные альбомы. М: ИНТ. |
2.4. | http://school-collection.edu.ru/- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
6