Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» для обучающихся 5-9 классов

Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» для обучающихся 5-9 классов

Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» для обучающихся 5-9 классов .Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Олимпиады, творческие конкурсы по русскому языку призваны усилить интерес к изучению языка, к лингвистическим знаниям. Участие в олимпиадах, исследованиях, проектах предполагает развитие у школьников интереса к углубленному изучению различных разделов русского языка.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Пермского края Управление
муниципальными учреждениями администрации Куединского района
Пермского края

МБОУ "Ошьинская СОШ - БШ"

Утверждена директором школы:

________________ / Иванов Д.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

краткосрочного курса внеурочной деятельности

«Подготовка к олимпиадам по русскому языку»

для обучающихся 5-9 классов

с. Ошья 2024

Пояснительная записка

        Программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам по русскому языку разработана для учащихся 5-9 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности учащихся. Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса все большее значение приобретает внеурочная работа.

Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Олимпиады, творческие конкурсы по русскому языку призваны усилить интерес к изучению языка, к лингвистическим знаниям. Участие в олимпиадах, исследованиях, проектах предполагает развитие у школьников интереса к углубленному изучению различных разделов русского языка.

        Программа курса ориентирована не только на углубление и расширение фактических знаний по всем разделам курса русского языка, но и на развитие самостоятельности мышления и творческих способностей обучающихся.

        Результатом реализации программы курса является формирование у школьников коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Это находит отражение в структуре рабочей программы.

Цель: развитие познавательного и творческого потенциала учащихся

        Задачи:

        - глубокое погружение в изучаемый предмет;

        - расширение лингвистического и культурологического кругозора;

    - развитие умения свободного использования источников;

        - повышение интеллектуального уровня;

        - развитие познавательных способностей;

        - развитие аналитических навыков.        

Согласно учебному плану школы краткосрочный курс «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» рассчитан:

II полугодие 2024-2025 учебного года

Количество часов– 8

Количество занятий в неделю – 1

Перечень учебно- методического обеспечения и список литературы

  1. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. Для внеклас. чтения учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988.

  1. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? - М.: Русское слово, 2000.

  2. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. 2008. Серия - Твой кругозор.

  3. Пасхалов А.П. Удивительная этимология – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.– (О чем умолчали учебники.

  4. Браун И.П. Странности нашего языка. Занимательная лингвистика. – М.: РИПОЛ классик, 2010

  5. Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙhttp://mega.km.ru

  6. РусОлимп - погружение в волшебный мир русского языка http://rusolimp.kopeisk.ru/

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результаты

1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

2) владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
3) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
4) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

5) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств:
6) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

7) умение сочетать индивидуальную и коллективную работ;

8) развитие творческой деятельности;

9) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств; аргументации;
10) применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
10) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты

1) усвоение  научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

2) усвоение элементарных знаний и представлений о древнерусском языке

3) сопоставление фонетических и морфологических явлений древнерусского и современного русского языка

4) овладение  стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка

5) анализ  единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

6) приобретение навыка решения учебно-поисковых лингвистических задач

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Графика (1час). Греческий алфавит, старославянская азбука и современный алфавит (сопоставительный анализ). Числовое значение букв.  Смысл заглавных  букв кириллицы (работа над проектом).

Тема 2. Фонетика (1 час). Система гласных звуков  древнерусского языка в сравнении с системой гласных современного русского языка: гласные полного образования  и редуцированные гласные ер и ерь; беглость гласных как следствие падения редуцированных; носовые гласные – юс малый и юс большой, их утрата и следы в современном русском языке; ять в древнерусском языке; полногласие-неполногласие; строение слога: закон открытого слога, закон возрастающей звучности. Система согласных звуков древнерусского языка в сравнении с системой согласных звуков современного русского языка: парные и непарные по звонкости-глухости и мягкости-твердости; «двойные буквы кириллицы и соответствующие им звуки» (о - он, омега; з-зело, земля,  и – иже, и, ижица, ф – ферт, фита: шипящие и аффрикаты; исторические чередования согласных  как следствие смягчения. Фонетическая система ременного русского языка: звук и фонема, фонетическая транскрипция; фонетические  средства художественной выразительности.

Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по фонетике и графике.

Решение олимпиадных заданий по фонетике и графике 

Тема 3. Морфемика и словообразование (1 час). Синхронное и историческое словообразование. «Производная» и «производяшая» основы. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Понятия опрощения и переразложения. Виды морфем русского языка. Морф и морфема. Классификация морфем. Особенности суффиксов и приставок, унификсы. Морфонологические особенности словообразования: чередования морфем, интерфиксация, усечение производящих основ, наложение морфов. Способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный тип.

Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по морфемике и словообразованию. Решение олимпиадных заданий по морфемике и словообразованию.

Тема 4. Лексика (1час). Исторические изменения в словарном составе языка (очерки истории). Лексические нормы современного русского языка. Лексика активного и пассивного запаса Многозначность слова. Лексические средства художественной изобразительности

Тема 5. Фразеология (1час). Фразеологизм как единица языка. Фразеологизмы однозначные имногозначные. Структурный тип  фразеологизма. Фразеолого-семантические парадигмы: фразеологические омонимы, синонимы, антонимы. Фразеологизмы активные и пассивные. Античные и библейские фразеологизмы. Решение олимпиадных заданий по теме «Лексике и фразеология».

Тема 6. Морфология (1час). Исторические изменения в морфологической системе русского языка. Имя существительное: родовая принадлежность, следы двойственного числа, типы склонения, падежи. Местоимения: склонение личных древнерусских местоимения и их сопоставление с современным русским  языком, указательные местоимения. Имя прилагательное: краткие и полные прилагательные: различия в употреблении и образовании склонение прилагательных Имя числительное: образование числительных название чисел история сложных числительных числовые значения букв кириллицы. Глагольная система древнерусского языка: неопределенная форма глагола (-чи, -ти), формы настоящего времени, формы будущего времени, формы прошедшего времени, причастие прошедшего времени. Сопоставительный анализ частей речи: наречие, предлог, союз, частица. Морфологическая система современного русского языка: лексико-грамматические разряды частей речи. Омонимия частей речи. Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по морфологии. Решение  олимпиадных заданий по морфологии.

Тема 7. Синтаксис (1 час). Синтаксис. Типы словосочетаний. Понятие предикативности. Односоставные предложения. Полные и неполные. Конструкции, не входящие в структуру предложения. Основные формы синтаксической организации текста.

Решение олимпиадных заданий по теме «Синтаксис».

Тема 8. Лингвистический анализ текста (1 час). Этапы лингвостилистического анализа текста. Определение жанра художественного произведения. Определение темы и ключевого словесного ряда, в котором она отражена наиболее ярко. Анализ средств художественной выразительности: фонетический уровень, морфемный и словообразовательный уровень, лексический и лексико-фразеологический уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень, ритмо-метрический уровень, структурно-композиционный уровень. Основные выводы по анализу данного текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата проведения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Графика

1

http://rusolimp.kopeisk.ru/history/

2

Фонетика

1

http://rusolimp.kopeisk.ru/phonetic/

3

Морфемика и словообразование

1

http://rusolimp.kopeisk.ru/morfemika/

4

Лексика

1

http://rusolimp.kopeisk.ru/leksik/

5

Фразеология

1

http://rusolimp.kopeisk.ru/dict/

6

Морфология

1

http://rusolimp.kopeisk.ru/morfologia/

7

Синтаксис

1

http://rusolimp.kopeisk.ru/sintaksis/

8

Лингвистический анализ текста

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

8

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа краткосрочного курса внеурочной деятельности «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» для обучающихся 5-9 классов .Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Олимпиады, творческие конкурсы по русскому языку призваны усилить интерес к изучению языка, к лингвистическим знаниям. Участие в олимпиадах, исследованиях, проектах предполагает развитие у школьников интереса к углубленному изучению различных разделов русского языка.
0 ₽