Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Аспекты читательской грамотности"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Аспекты читательской грамотности"

Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное образовательное учреждение «Гусевская средняя общеобразовательная школа»

Принята на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор МОУ

«Гусевская СОШ»

Протокол № ____ Кошелев В.И.

От «___» _______ 2022г ________________

«____» ___________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Аспекты читательской грамотности»

Составитель программы:

Махорина М.А., педагог-психолог

Срок реализации программы:

2022-2023 уч.год

2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Аспекты читательской грамотности» для учащихся 7 классов составлена с опорой на:

•Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

•Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

•Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

•Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

•Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;

Цель программы:

Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи:

Способствоватьмотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;

Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;

Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;

Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;

Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;

Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте:

– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, делать простые выводы;

  1. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Планируемые результаты

Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.

Личностные результаты

В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

  • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Ученик научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • выделять главную и избыточную информацию;

  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

  • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Ученик получит возможность научиться

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);

  • критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречивой информации;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Место учебного курса

По учебному плану на курс «Аспекты читательской грамотности» в 7 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Общая характеристика курса

Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Содержание программы

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

Итоговый контроль.

Формы контроля

Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности

зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименования

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-

ванные сроки прохождения

Вводное занятие

Работа с текстом

Сентябрь

1 неделя

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.

Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста

Сентябрь

2 неделя

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.

Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста

Сентябрь

3 неделя

Поэтический текст как источник информации

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Сентябрь

4 неделя

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

Октябрь

5 неделя

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

Октябрь

6 неделя

Общественная ситуация в текстах

Работа с текстом: умение откликаться на содержание текста

Октябрь

7 неделя

Общественная ситуация в текстах

Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других

источников

Октябрь

8 неделя

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

Октябрь

9 неделя

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

Ноябрь

10 неделя

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

Ноябрь

11 неделя

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Ноябрь

12 неделя

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение)

Работа с текстом: умение анализировать текст-объяснение и писать объяснительное сочинение

Декабрь

13 неделя

Типы текстов: текст-объяснение (резюме)

Работа с текстом: умение писать резюме

Декабрь

14 неделя

Типы текстов: текст-объяснение (толкование)

Работа с текстом: умение работать с текстом, содержащим толкование

Декабрь

15 неделя

Типы текстов: текст-объяснение (определение)

Работа с текстом: умение давать определение

Декабрь

16 неделя

Типы текстов: текст-объяснение

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Январь

17 неделя

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение выводить заключение о намерении автора

Январь

18 неделя

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире

Январь

19 неделя

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение откликаться на форму текста: оценивать содержание текста и мастерство его исполнения

Февраль

20 неделя

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение откликаться на форму текста: оценивать содержание текста и мастерство его исполнения

Февраль

21 неделя

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Февраль

22 неделя

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Знакомство с понятием «позиционные задачи»

Февраль

23 неделя

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Март

24 неделя

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Март

25 неделя

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Март

26 неделя

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Апрель

27 неделя

Работа с несплошным текстом: информационные листы

Работа с текстом: умение составлять и анализировать

текст информационного листа

Апрель

28 неделя

Работа с несплошным текстом: объявления

Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст объявления

Апрель

29 неделя

Работа с несплошным текстом: графики

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя графики

Апрель

30 неделя

Работа с несплошным текстом: диаграммы

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя диаграммы

Апрель

31 неделя

Работа с несплошным текстом

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Май

32 неделя

Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом

Май

33 неделя

Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом

Май

34 неделя

Заключительное занятие

Подведение итогов

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Пособие для учащихся

  1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020

Пособия для учителя

  1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018.

  2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018

  4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019

  5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.

Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования

  1. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября”

  1. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.

  2. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017

  3. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.

  4. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.

  5. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm

  6. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.

Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие программы

Тренажёрные компьютерные программы

Экранно-звуковые пособия

СD / DVD – проигрыватель

Компьютер с программным обеспечением

Экспозиционный экран

Мультимедийный проектор

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
0 ₽