Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Астрономия
  3. Рабочая программа по Астрономии 10-11 класс ФГОС 2020-2021

Рабочая программа по Астрономии 10-11 класс ФГОС 2020-2021

0 подписчиков
Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» для 10-11 классов составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в действующей редакции), письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06. 2017г., № ТС-194/08 «Об организации учебного предмета «Астрономия», учебного плана ОГКОУ ВШ. Используемые учебники - «Астрономия. Базовый уровень» 10-11 класс, Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., «Дрофа».

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Астрономия

Категория

Астрономия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» для 10-11 классов составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в действующей редакции), письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06. 2017г., № ТС-194/08 «Об организации учебного предмета «Астрономия», учебного плана ОГКОУ ВШ. Используемые учебники - «Астрономия. Базовый уровень» 10-11 класс, Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., «Дрофа».

Астрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, динамично развивающаяся в ХХ-ХХI веках. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.

Программа по астрономии направлена на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований, фундаментальных законах природы небесных тел, развитие познавательных способностей, естественно-научной компетентности выпускников школы.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

Метапредметными результатами освоения программы являются:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

1) обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

2) создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности (системно-деятельностный подход).

В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

В результате освоения программы:

Ученик научится:

  • понимать смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия (и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;

  • понимать определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

  • понимать смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смысло-поисковой, а также компетенциями личностного саморазвития и профессионально-трудового выбора.

2. Содержание учебного предмета

Введение в астрономию (1 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Демонстрации.

  • Портреты выдающихся астрономов;

  • Изображения объектов исследования в астрономии.

Практические основы астрономии (4 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Демонстрации:

  • географический глобус Земли; 

  • глобус звездного неба;

  • звездные карты;

  • звездные каталоги и карты;

  • карта часовых поясов;

  • модель небесной сферы;

  • разные виды часов (их изображения);

  • теллурий.

Строение Солнечной системы (8 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Демонстрации.

  • динамическая модель Солнечной системы;

  • изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;

  • портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;

  • схема Солнечной системы;

  • фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис-следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Демонстрации.

  • глобус Луны;

  • динамическая модель Солнечной системы;

  • изображения межпланетных космических аппаратов;

  • изображения объектов Солнечной системы;

  • космические снимки малих тел Солнечной системы;

  • космические снимки планет Солнечной системы;

  • таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;

  • фотография поверхности Луны.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Демонстрации.

  • диаграмма Герцшпрунга – Рассела;

  • схема внутреннего строения звезд;

  • схема внутреннего строения Солнца;

  • схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;

  • фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;

  • фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;

  • фотоизображения Солнца и известных звезд.

Строение и эволюция Вселенной (6 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Демонстрации.

  • изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;

  • схема строения Галактики;

  • схемы моделей Вселенной;

  • таблица - схема основных этапов развития Вселенной;

  • фотографии звездных скоплений и туманностей;

  • фотографии Млечного Пути;

  • фотографии разных типов галактик.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов и определением видов учебной деятельности

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Кол-во работ

10 класс

11 класс

Контрольных

Практических

1

Введение в астрономию

1

2

Практические основы астрономии

8

3

Строение Солнечной системы

14

1

1

4

Природа тел Солнечной системы

12

6

1

5

Солнце и звезды

12

1

6

Строение и эволюция Вселенной

12

1

7

Жизнь и разум во Вселенной

4

Итого:

35

34

4

1

Утверждаю

Директор

________ Умнова А.Н.

подпись Ф. И.О.

приказ №__ от ____

Календарно-тематическое планирование по астрономии ФГОС 10 класс 35 часа (1час в неделю)

п/п

Раздел / тема

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Введение в астрономию 1ч.

1

Что изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии

1

Практические основы астрономии – 8 ч

2

Звезды и созвездия. Небесные координаты.

1

3

Звездные карты.

1

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

5

Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

6

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

1

7

Движения и фазы Луны.

1

8

Затмения Солнца и Луны.

1

9

Время и календарь.

1

Строение солнечной системы – 14 ч.

10

Развитие представлений о строении мира.

1

11

Конфигурация планет.

1

12

Синодический период

1

13

Законы движения планет Солнечной системы.

1

14

Законы движения планет Солнечной системы.

1

15

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

16

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

17

Практическая работа № 1 с планом Солнечной системы.

1

18

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

19

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

1

20

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе.

1

21

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе.

1

22

Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии. Строение Солнечной системы».

1

23

Анализ контрольной работы

1

Природа тел солнечной системы – 12 ч

24

Солнечная система как комплекс тел имеющих общее происхождение.

1

25

Солнечная система как комплекс тел имеющих общее происхождение.

1

26

Земля и Луна – двойная планета.

1

27

Две группы планет.

1

28

Две группы планет.

1

29

Природа планет земной группы

1

30

Природа планет земной группы

1

31

Заключительный урок - дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»

1

32

Обобщение. Подготовка к контрольной работе

1

33

Контрольная работа № 2

1

34

Анализ контрольной работы

1

35

Повторение

1

Итого: 35 часов

Утверждаю

Директор

________ Умнова А.Н.

подпись Ф. И.О.

приказ №__ от ____

Календарно-тематическое планирование по астрономии ФГОС 11 класс 34 часа (1час в неделю)

п/п

Раздел / тема

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Природа тел солнечной системы – 6 ч.

1

Планеты гиганты, их спутники и кольца.

1

2

Планеты гиганты, их спутники и кольца.

1

3

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

1

4

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

1

5

Метеоры, болиды, метеориты.

1

6

Метеоры, болиды, метеориты.

1

Солнце и звезды – 12 ч.

7

Солнце: его состав и внутренне строение.

1

8

Солнце: его состав и внутренне строение.

1

9

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

10

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

11

Физическая природа звезд.

1

12

Физическая природа звезд.

1

13

Переменные и нестационарные звезды.

1

14

Переменные и нестационарные звезды.

1

15

Эволюция звезд.

1

16

Эволюция звезд.

1

17

Контрольная работа № 1 по теме «Солнце и Солнечная система».

1

18

Анализ контрольной работы

1

Строение и эволюция Вселенной – 12 ч.

19

Наша Галактика.

1

20

Наша Галактика.

1

21

Другие звездные системы-галактики.

1

22

Другие звездные системы-галактики.

1

23

Другие звездные системы-галактики.

1

24

Космология начала ХХ века.

1

25

Космология начала ХХ века.

1

26

Основы современной космологии.

1

27

Основы современной космологии.

1

28

Подготовка к контрольной работы

1

29

Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы. Солнце и звезды».

1

30

Анализ контрольной работы

1

Жизнь и разум во Вселенной – 4 ч.

31

Урок-беседа по теме «Одиноки ли мы во Вселенной»

1

32

Заключительный урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной»

1

33

Заключительный урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной»

1

34

Повторение

Итого: 34 часов

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» для 10-11 классов составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в действующей редакции), письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06. 2017г., № ТС-194/08 «Об организации учебного предмета «Астрономия», учебного плана ОГКОУ ВШ. Используемые учебники - «Астрономия. Базовый уровень» 10-11 класс, Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., «Дрофа».
0 ₽