ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
2 часа в неделю
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью
Общая характеристика учебного предмета: формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Задачи и направлениярабочей программы:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Описание места коррекционного курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей,как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 2 часа в неделю, 34 учебные недели,
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
- Использование доступных жестов для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Содержание занятия
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов | Дата |
1 | Пробная совместная предметно-манипулятивная и игровая деятельность. | 1 | |
2 | Ориентировка на своем лице и на лице куклы. Выполнение движений по подражанию, по образцу. | 2 | |
3 | Ориентировка на себе и на кукле. Выполнение движений по подражанию, по образцу. | 2 | |
4 | Выполнение движений по подражанию, по образцу «пальчики здороваются» | 2 | |
5 | Обследование предметов (зрительное, тактильное, слуховое) Пальчиковая гимнастика | 1 | |
6 | Игра «Найди такой же предмет» Выполнение движений по подражанию, по образцу | 2 | |
7 | Рисование «Фруктовый сад». Пальчиковая гимнастика | 1 | |
8 | Лепка «Листья на деревьях». Пальчиковая гимнастика | 1 | |
9 | Игра «Собери пирамидку из 4-х колец Выполнение движений по подражанию, по образцу «молоточек» | 2 | |
10 | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента. Пальчиковая гимнастика. | 2 | |
11 | Аппликация «Хвойный лес». Пальчиковая гимнастика | 1 | |
12 | Игра «Собери кубики, отбери шарики». Игра «Покатаем шарики» | 2 | |
13 | Аппликация «Веселый цирк». Выполнение движений по подражанию, по образцу «солнышко» | 2-1 | |
14 | Игра «Построим башню» Выполнение движений по подражанию, по образцу «домик» | 1 |
15 | Складывание простых фигур из счетных палочек. Игра «Картинки – вкладки» | 2 | |
16 | Складывание разрезных картинок из 3-4 частей. Игра «Расположи в ряд». Пальчиковая гимнастика | 2 | |
17 | Игра «Геометрическое лото» Выполнение движений по подражанию, по образцу «солнышко» | 2 | |
18 | Складывание разрезных картинок из 4-х частей. Игра «Что лишнее» Пальчиковая гимнастика | 2 | |
19 | Рисование «Дом» Выполнение движений по подражанию, по образцу «домик» | 1 | |
20 | Постройки из детских наборов строительного материала. Стул, стол, кресло, кровать. | 2 | |
21 | Постройки из детских наборов строительного материала. Рельсы для трамвая, поезда. Загон для животных | 2 | |
22 | Собирание пирамидки. Игра «Геометрическое лото». Выполнение движений по подражанию, по образцу. | 2 | |
23 | Работа с мозаикой. Выкладывание прямых рядов. | 2 | |
24 | Выкладывание геометрических фигур различных размеров и цветов – квадрат, треугольник Пальчиковая гимнастика | 2 | |
25 | Игра «Путешествие по групповой комнате» Выполнение движений по подражанию, по образцу. | 1 | |
26 | Заполнение вкладок в иллюстрациях к сказкам с вырезанными частями. Пальчиковая гимнастика | 2 | |
27 | Выкладывание узоров (цветок) из мозаики. Игра «Колобок». Пальчиковая гимнастика | 2 | |
28 | Игра «Выкладывание орнамента из геом. фигур» Выполнение движений по подражанию, по образцу | 2 | |
29 | Игра «Домино фигур» Выполнение движений по подражанию, по образцу. | 2 | |
30 | Складывание из счетных палочек (до 10-12 шт.) «домик около ёлочки» | 2 | |
31 | Игра «Картинное лото». Выполнение движений по подражанию, по образцу | 2 | |
32 | Игра «Подбери по цвету» Выполнение движений по подражанию, по образцу | 2 | |
33 | Игра «Поиск в окружающем». Выполнение движений по подражанию. Игра «Чудесный мешочек». | 2 | |
34 | Рисование «Что бывает круглое» - апельсин. Выполнение движений по подражанию | 2 | |
35 | Игра «Что убрали?», Игра «Что изменилось?» | 2 | |
36 | Составление картинки из кубиков. Выполнение движений по подражанию | 2 | |
37 | Сортировка ниток по цвету. Наматывание ниток на катушку. Пальчиковая гимнастика | 2 | |
38 | Наматывание ниток на клубок. Пальчиковая гимнастика | 2 | |
68 |